Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Об именах божьих




БОГ ЧЕЛОВЕКА

Бог иудаизма – это не только «Бог наш», Бог еврейского народа, Бог человеческого сообщества. Для каждого человека Он ещё и «Бог мой». Бог – Отец каждого конкретного человека, и в этом смысле каждый – сын Божий. Плохой (даже очень плохой), некрасивый или глупый, человек – всё равно сын Божий. До любого человека Богу есть дело, каждый Ему дорог. Более того, ничем не ограниченный и ни в чём по своей природе не нуждающийся, Бог хочет любви человека. В той же самой молитве Шма еврей всю свою сознательную жизнь повторяет: «...и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая...» (Втор. 6.5–7). Эта заповедь любви должна быть произнесена по крайней мере дважды: вечером и утром («ложась и вставая»). Кроме того, Бог хочет преемственности любви в поколениях: необходимо учить этой любви детей, те будут учить своих – и так до скончания века. Разумеется, сама любовь и слова о ней – это не одно и то же, но, повторяя их всю жизнь, человек своим умом и своим сердцем постоянно возвращается к любви Бога, и, даже когда бездумно проговаривает эти слова (чего быть не должно и что, конечно, бывает), они незаметно обращают его сердце к ответной любви.

БОГ – ЛИЧНОСТЬ

Теперь можно сделать совершенно правильный вывод, что Бог в иудаизме – не понятие, не абстракция, не идея, но живая Личность. Некоторые критики иудаизма полагают, что такое восприятие умаляет Его, потому что в понятии личности уже заложено какое-то ограничение. Однако Е еврейской мысли, в еврейском переживании Бога парадоксальным образом сочетается острое осознание безграничности Бога со столь же острым осознанием Его именно как Личности, вступающей с человеком в личные отношения. С этой точки зрения отношение к Богу как к возвышенной абстракции ложно в той же мере, как и восприятие живого человека в качестве идеи. Современная еврейская мысль особенно подчёркивает это. Одна из книг знаменитого еврейского мыслителя XX в. Мартина Бубера называется «Ты и я». Познание Бога, по мысли Бубера, возможно только тогда, когда человек в живом диалоге говорит Ему «Ты». Любая попытка сделать Бога «обектом» исследования уводит на ложный путь.

В Торе и вообще в иудаизме Бог называется разными именами. Некоторые из них особо почитаемы, и поэтому по отношению к ним с особенной скрупулёзностью соблюдается заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20.7). Имя, которое Бог открыл Моисею в пустыне, окружено особой святостью и никогда не произносится. Оно состоит из четырёх букв: «йод», «гей», «вав», «гей» – и имеет научное название «тетраграмматон» (четырехбуквие). Это Имя пишется в Торе полностью, но в молитвенниках заменяется двумя буквами «йод». И в том, и в другом случае обычно произносится слово «га-Шем» (Это Имя). В ортодоксальной литературе на русском языке вместо выражения: «Господь сказал» часто употребляются слова: «Га-Шем сказал». До разрушения Храма первосвященник произносил Это Имя один раз в году, во время праздника Иом Киппур, входя в Святая Святых. Тетраграмматон отличается от слова «еврей» («иегуди») только одной буквой, носящей название «далет». Это название совпадает в написании со словом «дверь». Для еврейской традиции характерны острое внимание к языку, а также уверенность, что слова не случайны и сами по себе могут сказать подготовленному и проницательному человеку очень важные вещи. Из сопоставления тетраграмматона и слова «еврей» делается вывод, что евреи призваны быть той «дверью», через которую Бог должен войти в человечество. Это Имя содержит буквы, с помощью которых образуются прошедшее настоящее и будущее времена глагола «быть». Таким образом, Оно как бы собирает их в единое целое. В современном библиоведении Его толкуют обычно так: «Тот, Кто заставляет быть», или «Тот, Кто является причиной бытия». В синодальном переводе тетраграмматон переводится как «Господь». Другое, наиболее часто употребляемое имя Бога возникает уже в первой строке Торы: «В начале сотворил Бог...». Словом «Бог» переводится здесь ивритское слово «Элоким». В соответствии с традицией в нём одна буква заменена на другую. В отличие от тетраграмматона это Имя произносится. В первой главе Книги Бытия Бог назван только этим именем. Во второй, содержащей свою версию творения, употребляется тетраграмматон («Господь»). В библейской критике принято считать, что обе главы были написаны (или, точнее, отредактированы) разными людьми. В научной литературе можно встретить условные названия этих глав по употреблявшимся в них именам Божьим. В еврейской традиции содержится совершенно иное понимание. Считается, что вся Тора – откровение Божье, записанное Моисеем, т. е. её единственный автор – Сам Бог. Различие двух версий творения в первых двух главах Торы обясняется тем, что каждая из них выявляет свой смысл описанных событий, каждая в отдельности была бы односторонней, и только взятые вместе (при их лишь кажущейся противоречивости) они открывают человеку всю глубину заложенного в них смысла. Большую роль для понимания этих глав играют используемые в них имена Божьи. Имя Элоким означает божественный закон, божественный суд, божественную справедливость. Тетраграмматон – божественное милосердие, без которого божественный суд был бы для человека совершенно безнадёжным. В уже приводившейся молитве Шма («Господь, Бог наш, Господь един...») неразрывно соединены оба этих лика Бога в обращенности их к человеку. Ощущение святости Имени породило в иудаизме особые «описательные» формы именования Бога, позволяющие называть Его не прямо, а косвенно. К ним относится, например, распространённая формула «Святой, благословен Он». Среди имён Божьих надо упомянуть ещё одно. При его переводе возникла занятная филологическая ошибка. Речь идёт о звучащем достаточно загадочно имени «Господь Саваоф». Однако в действительности никакой загадочности здесь нет. Дело в том, что слово «цваот» (в русском языке – «Саваоф») – множественное число слова «цава» («армия»), употребляемого в современном иврите точно в таком же смысле, как и три тысячи лет назад. Поэтому на самом деле Саваоф – это «Господь воинств». При переводе на русский язык существуют ортодоксальная традиция сохранять принятое в иврите почтение к Имени и боязнь употребить его всуе в новой языковой среде. Кроме того, следует учитывать, что бумага, на которой напечатан текст, может быть разорвана, использована для бытовых потребностей (будем надеяться, что с этим текстом ничего подобного не случится). В таком случае записанное Имя Божье потерпело бы поношение, поэтому некоторые буквы в именах заменяются дефисом, например: «Б-г», «Г-сподь», «Вс-вышний».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.