Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон спроса




 

Рыночная экономика характеризуется взаимоотношениями производителей и потребителей материальных благ, причем поведение как тех, так и других, подчиняется определенным законам. Потребители материальных благ ведут себя на рынке по закону спроса. Спрос - это желание и способность людей покупать товары.

Спрос основывается на покупательской способности и предельной полезности товара. Формулировка закона спроса вытекает из следующих основ поведения покупателей на рынке:1) эффект замещения; 2) эффект дохода.

Эффект замещения работает, когда цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними. В этом случае покупатели стремятся замещать основным товаром те товары, которые он использовал ранее.

Эффект дохода выражается в том, что если цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою покупательную способность, приобретая больше различных вещей и чаще всего покупая именно больше того товара, который подешевел.

Закон спроса - это принцип, в соответствии с которым существует обратная зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на этот товар, т.е. при увеличении цены данного товара объем спроса сокращается, а при снижении цены данного товара объем спроса растет в определенный период времени, при прочих равных условиях.

Объем спроса - это количество данного товара, которое желает купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени, при определенных условиях. К числу таких условий относится цена данного товара, цены других товаров, величина денежных доходов, вкусы и предпочтения покупателей, ожидания и т. д.

Цена спроса - это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить при покупке данного количества товара.

Графически закон спроса выражается кривой спроса, которая имеет отрицательный наклон.

 

P,

д.ед. D

P, ден. ед. QД, шт.
   
   
   
   

 

P1

 

P2

 

Q1 Q2 Q, шт

 

QДА = F (PA, PB… PY, I, H, T…)

 

неценовые факторы

 

или если остальные факторы постоянны:

 

QДА = F(PA),

гдеQДА – объем спроса на товар A

PA – цена товара А

PB… PY – цены других товаров

I – доходы потребителя

H – вкусы и предпочтения

T – налоги

 

Например, QДА = 42-0,8P

 

Различают изменение объема спроса и изменение спроса.

Изменение объема спроса имеет место при изменении цены данного товара. Графически происходит перемещение вдаль кривой спроса.

Изменение спроса происходит при изменении неценовых факторов и графически отражается в перемещении кривой спроса вправо вверх при его увеличении или влево вниз при его снижении.

 

P, д. P, д. ед.

ед

 


P1

P1

D D1 P2 D

 

Q Q1 Q, шт Q1 Q2 Q, шт

 

Изменение спроса. Изменение объема спроса.

 

Выделяют индивидуальный и рыночный спрос. Рыночный спрос определяется простым суммированием индивидуальных спросов.

На изменение спроса, прежде всего, оказывают влияние следующие факторы:

1) Изменение цены другого товара. В этой связи рассматривают взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Взаимозаменяемые товары – это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар, а взаимодополняемые товары - это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар.

Одни и те же пары товаров могут быть как взаимозаменяемыми,так и взаимодополняемыми, в зависимости от отношения к ним покупателей; эти термины не отражают внутренних свойств товаров.

2) Изменение доходов потребителей. С ростом доходов спрос на абсолютное большинство товаров увеличивается. Различают нормальные товары и неполноценные товары (некачественные).

Нормальный товар - это товар, спрос на который растет, при росте потребительских доходов, т.е. люди покупают больше данного товара, при прочих равных условиях, если их доходы вырастают.

Неполноценный товар - это товар, спрос на который падает при росте потребительских доходов, т.е. люди покупают в меньших количествах данный товар если их доходы возрастают.

3) Изменение ожиданий. Этот фактор так же может изменить спрос. Если по какой-то причине люди ожидают, что цена на товар возрастет, то они, конечно, будут стремиться купить товар до ожидаемого изменения.

4) Изменение вкусов и предпочтений потребителей.

В законе спроса есть исключение - это товары Гиффена – товары, на которые увеличивается спрос при повышении цен.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.