Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи экономического механизма управления природопользованием




Экономическая эффективность природопользования

Экономическое стимулирование рацонального ресурсопользования и природоохранной деятельности

Оценка ущерба окружающей среде

Экологическое страхование

Финансирование природоохранной деятельности

Платежи за загрязнение окружающей среды.

Платежи за пользование природными ресурсами

Эколгизация налоговой системы

Элементы экономического механизма регулирования приподопользования

Принципы экономического механизма управления природопользованием

Цели и задачи экономического механизма управления природопользованием

Тема 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

 

 

Становление экономического механизма управления приро­допользованием происходило исторически с развитием форм собственности и рыночных отношений, ростом потребностей в природных ресурсах и влиянием процессов природополь­зования на окружающую среду, исследований по проблемам природопользования, экономической теории, прикладных наук по природопользованию и экологии, в том числе иссле­дующих их экономические аспекты.

Современная теория формирования экономико­организационного механизма регулирования природопользо­вания начала свое становление в основном во второй половине XX в. на основе учений о биосфере и ее высшей стадии раз­вития — ноосфере.

Методологической базой экономического механизма ре­гулирования природопользования явились труды по приро­допользованию, экологии и экономике по охране окружаю­щей среды и природопользованию многих представителей научных зарубежных и отечественных школ.

Создание экономического, организационного и правово­го механизма природопользования требует не только осозна­ния научных основ развития и функционирования природ­ных систем, являющихся источником жизнеобеспечения, но и необходимости поддержания равновесия в биосфере и в отдельных экосистемах. Поэтому подход к природопользо­ванию на основе учения о ноосфере и концепции устойчи­вого развития требует учета необходимости сотрудничества в масштабах планеты с учетом разработки принципов, про­цедур и механизмов, которые бы применялись во всех ре­гионах мира, странах и их административно-экономических и территориальных единицах. По существу цивилизован­ное мировое сообщество создает новую систему ценностей природы, которая будет способствовать рационализации структуры производства и потребления, достижению более высокого уровня общественного благосостояния и жизнен­ного уровня населения, улучшению качества образа жизни и оптимального потребления природных ресурсов.

Основными требованиями к рациональному использова­нию и охране недр являются:

39. соблюдение установленного законодательством поряд­ка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

40. обеспечение полноты геологического изучения, рацио­нального комплексного использования и охраны недр;

41. проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предо­ставленного в пользование в целях, не связанных с до­бычей полезных ископаемых;

42. проведение государственной экспертизы и государ­ственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

43. обеспечение наиболее полного извлечения из недр за­пасов основных и совместно с ними залегающих по­лезных ископаемых и попутных компонентов;

44. достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих по­лезных ископаемых и попутных компонентов при раз­работке месторождений полезных ископаемых;

45. охрана месторождений полезных ископаемых от зато­пления, обводнения, пожаров и других факторов, сни­жающих качество полезных ископаемых и промыш­ленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

46. предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

47. соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ис­копаемых и подземных сооружений, не связанных с до­бычей полезных ископаемых;

48. предупреждение самовольной застройки площадей за­легания полезных ископаемых и соблюдение установ­ленного порядка использования этих площадей в иных целях;

49. предотвращение накопления промышленных и бы­товых отходов на площадях водосбора и в местах за­легания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

Механизм природопользования формируется в конкрет­ных условиях развития общества, производства и экономики под влиянием мировой и государственной экономической политики.

В конце XX в. экономический механизм природопользо­вания в своей концептуальной форме был разработан и про­должает совершенствоваться в развитие принятых в 1992 г. 178 государствами на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, Бразилия) программных документов, определяющих согласованную политику по обе­спечению устойчивого развития и сохранения экосистемы Земли.

С современных позиций устойчивого развития экономи­ки, учитывающих отечественный и мировой опыт, проблемы, цели и задачи экономического механизма управления при­родопользованием исследованы и изложены в трудах многих зарубежных и отечественных ученых.

Исходя из теории экономического благосостояния и свя­занного с ней критерия оптимальности, разработанного Вильфредом Парето (оптимальность по Парето), главным законом в XXI в. может быть провозглашение принципа, что создание собственного благополучия должно осуществляться без ущер­ба другим членам общества и природе. При этом потребление жизненных благ каждым членом общества, отдельным госу­дарством и в целом мировым сообществом не должно превы­шать возможностей (пороговых значений) в удовлетворении этих потребностей, за которыми начинается деградация окру­жающей среды и дестабилизация в обществе.

В исследовании глобальных проблем механизма регулиро­вания природопользования выделяют три уровня:

- международный;

- экосистемный;

- национальный.

На международном уровне управления решаются задачи глобальные: предотвращение планетарных экологических ка­тастроф и др.

На экосистемном уровне решаются задачи восстановления и сохранения отдельных экосистем.

На национальном уровне решаются задачи охраны жизни и здоровья населения, растительного и животного мира, со­хранения генетического фонда.

На национальном уровне такой страны, как Россия не­обходимо выделить следующие подуровни экономико­организационного механизма регулирования природополь­зования:

- макроэкономический;

- мезоэкономический;

- микроэкономический.

К способам решения эколого-экономических проблем от­носятся:

38) совершенствование действующих и создание новых международных структур управления в области охраны окружающей среды;

39) совместные решения экологических проблем на основе экосистемного соглашения между органами (субъекта­ми) отдельных стран;

40) нормирование, сертификация, совершенствование на­логовой системы, структур управления, разработка за­конодательных и нормативных правовых актов, эколо­гическое образование и воспитание;

41) установление ограничений на выбросы загрязненных веществ, влияющих на глобальные и мировые экосисте­мы (озоновый слой, тепловой режим планеты и др.);

42) экономическое стимулирование внедрения ноосферных технологий, снижение потребления природных ре­сурсов и загрязнения окружающей среды отдельными странами;

43) установление критических нагрузок антропогенных воздействий на экосистему.

Для формирования экономического механизма управле­ния природопользованием важно сочетание процессов при­родопользования с требованиями по экологической защите окружающей среды.

Государственная политика России в области природо­пользования и экологии включает необходимость соблюде­ния следующих основных принципов:

50. признание невозможности развития общества при де­градации природы;

51. соблюдение справедливого распределения благ для на­селения от использования природных ресурсов и досту­па к ним;

52. приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому исполь­зованию ее ресурсов;

53. упреждающие действия по предотвращению негатив­ных экологических последствий от различных видов хозяйственной деятельности до их реализации;

54. учет отдельных экологических последствий;

55. предосторожность, заключающаяся в отказе от проек­тов, связанных с воздействием на природные системы, если последствия непредсказуемы на современном эта­пе или прогнозируются недостаточно надежно;

56. плотность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде;

57. открытость экологической информации;

58. демократическое управление реализаций экологиче­ской политики, включающее участие граждан общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготов­ке, обсуждении, принятии и реализации решений.

Экономический механизм управления природопользова­нием, несмотря на его более чем полувековую разработан­ность и наличие многочисленных исследований, находится в стадии формирования. Во многом это связано как со слож­ностью самой проблемы, так и с общим состоянием экономи­ки нашей страны.

Для России как одной из самых богатых природными ре­сурсами стран с огромной территорией, в которой сельскохо­зяйственные угодья составляют 13 %, леса — 51 %, поверх­ностные воды (включая болота) — 13 %, с незначительной средней плотностью населения — 8,5 чел/км2 выбор целевых ориентиров в концепции природопользования приобретает чрезвычайно важное политико-экономическое и социальное значение. Пока что российская экономика ориентирована на рост ресурсопотребления в природной среде. Производ­ство нефти в России составляет около 17 % мирового объема, газа —25 %, однако российский внутренний рынок постоянно страдает от недопоставок энергетических ресурсов сельскому хозяйству, промышленным предприятиям и т.п. Россия имеет самые большие и плодородные земли в мире — черноземы, занимающие большие пространства. При этом она продолжа­ет закупать в огромных количествах импортную продоволь­ственную продукцию, а 90 % минеральных удобрений идет на экспорт и тем самым наносится огромный экономический ущерб собственному сельскому хозяйству и животновод­ству. Например, 1 т минеральных удобрений эквивалентна нескольким тоннам «условного» зерна, стоимость которого значительно превышает экспортную цену произведенного за­водским способом удобрения.

Наша страна богата лесами, но население закупает импорт­ную бумагу и мебель зарубежных фирм, а лучшая древесина идет на экспорт.

Можно сделать вывод, что все природно-продуктовые це­почки неэффективны в настоящем времени по отношению к национальной экономике и не соответствуют принципам роста благосостояния населения страны.

Россия «обречена» быть страной, осуществляющей экс­порт продукции, производимой из своего природного сырья в силу своего уникального размещения в мире, необходимо­сти интеграции в мировую экономику и своего нынешнего экономического положения.

Поэтому проблема заключается в нахождении оптималь­ных путей природопользования в стране, которые будут соот­ветствовать, по крайней мере, основным целям, а именно:

59. заботе о будущих поколениях россиян в отношении их обеспеченности природными ресурсами;

60. справедливому распределению благ для всего живущего в стране населения от использования природных ресур­сов;

61. совершенствованию технологических процессов добы­чи и переработки природного сырья в направлении эф­фективного использования природных ресурсов, рас­ширения номенклатуры, ассортимента и объемов про­изводимой продукции, улучшения ее качества и сниже­ния себестоимости; обеспечению охраны окружающей среды.

Достижение этих целей требует оптимизации природно­продуктовых цепочек ценностей и в дальнейшем всей природно-продуктовой системы. По традиционной логике экономика природопользования ориентирована на конечный результат, который является неоднозначным.

Забота о будущих поколениях жителей нашей страны тре­бует решения задач рационального использования природ­ных ресурсов: повышение увеличения выхода готовых видов продукции по отношению к используемым для их произ­водства видов сырья и материалов. В общем виде речь идет о снижении экологической опасности наших производств и в целом — об улучшении экономики природопользования и охраны окружающей среды в стране.

Комплексное использование природных ресурсов связа­но как с использованием вещественного состава и свойств конкретного природного ресурса, так и с использованием соседних природных благ. Например, если добыча одного природного ресурса влечет потери других, то необходима реализация проекта, предусматривающего комплексное их использование или отсрочка реализации проекта в целях его доработки до выполнения требуемых условий, среди кото­рых можно назвать:

62. сочетание сроков и объемов использования природного ресурса со сроками равноценного обеспечения потреб­ности в нем до перехода, например, на новое месторож­дение или до появления заменителя используемого ре­сурса;

63. ведение в обязательном порядке исследований по поис­ку и разработке ресурсозаменителей.

Любой ресурс является исходным звеном в удовлетворе­нии той или иной общественной потребности. При этом по­требность может иметь устойчивый характер и превышать его имеющиеся объемы во множество раз. Поэтому, чтобы избежать проблем (временных или длительных), необходимо применительно к конкретной потребности осуществлять раз­работки по нескольким возможным направлениям формиро­вания цепочек ее удовлетворения.

Идея подобного программно-целевого подхода к ис­пользованию природных ресурсов предполагает построение природно-сырье-продуктовых вертикалей (цепочек), а с уче­том поиска ресурсозаменителей приобретает стратегическую направленность.

В становлении механизма регулирования природопользо­вания центральное место занимают экономические элементы (методы) управления использованием природных ресурсов. Для их реализации необходима отлаженная система эконо­мической оценки природных ресурсов, экологических благ, отходов и загрязнений, наносимых природопользованием экологических и иных ущербов, финансирование разработки и внедрения природоохранных мероприятий и проектов.

В теоретическом и прикладном аспектах для условий ры­ночной экономики нужны не просто стоимостные методы оценок природных ресурсов, отходов, загрязнений и при­родных благ, но и методы определения цен. Вне зависимо­сти от идеологических подходов в экономике убедительным доводом является цена, позволяющая устранить иллюзию «дарового» характера природных и антропогенных объектов и явлений и стать эффективным инструментом государствен­ного и рыночного механизмов регулирования природополь­зования, выбора стратегических целей и альтернативных ре­шений в использовании природных ресурсов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.