Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологизация налоговой системы




Элементы экономического механизма регулирования природопользования

 

В современных условиях можно выделить следующие эле­менты формирующегося экономического механизма приро­допользования:

- система экономических инструментов рационализации природопользования;

- система финансирования природоохранных мероприя­тий;

- платность природопользования;

- ценообразование с учетом экологического фактора на первичные и вторичные ресурсы;

- создание рынка природных ресурсов;

- экологическое страхование;

- экологическая экспертиза проектов;

- лицензирование природопользования;

- создание механизма реализации государственных и ре­гиональных экологических программ.

Все эти направления связаны между собой, часто взаимоо­бусловлены и пересекаются на практике. Следует отметить, что сам механизм природопользования должен носить ры­ночный характер, однако основные его параметры (ставки, нормативы, цены на продукцию монополистов и т.п.), т.е. «правила игры», устанавливаются государством.

Система экономических инструментов природоохранной деятельности включает в себя:

- налоговую политику;

- субсидии и льготное кредитование;

- ускоренную амортизацию фондов природоохранного назначения;

- продажу прав на загрязнение;

- использование принципа «залог-возврат»;

- штрафы;

- платежи за загрязнения и размещение отходов.

Большинство данных направлений уже показало свою

экологическую эффективность во многих странах мира. Осо­бенно широко используемым и эффективным инструментом считаются налоги.

Экологические (их часто называют «зелеными») налоги призваны решать по крайней мере две задачи. Во-первых, они призваны сделать стоимость продукции более адекватной за­тратам, в том числе природных ресурсов, и ущербам, наноси­мым окружающей среде, а во-вторых, должны способствовать компенсации экологического ущерба самим загрязнителем, а не всем обществом. Они должны способствовать реализа­ции принципа «загрязнитель платит» и интернализации, «за­мыканию» экстернальных затрат.

«Зеленые» налоги могут выполнять как стимулирующую роль для развития экологосбалансированных производств и видов деятельности, так и «подавляющую» при природоем­кой деятельности. Здесь государство дает только первоначаль­ный толчок, с помощью налогов воздействуя на цены, а все остальное по идее должны делать рыночные механизмы — воздействовать на поведение производителя и потребителя, на спрос и предложение продукции в зависимости от степени ее экологичности и пр.

В общем случае для производителей налоговые льготы должны устанавливаться с учетом уровня проведения при­родоохранных мероприятий, экологичности их деятельности. При осуществлении эффективной природоохранной деятель­ности целесообразно уменьшение налога на прибыль. Здесь примером может быть сокращение налогооблагаемой прибы­ли на сумму, которую предприятие реинвестировало на при­родоохранные цели.

В ряде случаев налоги вообще могут не взиматься. На­пример, от налогообложения освобождаются экологические фонды. Такую политику целесообразно проводить и для дохо­дов предприятий, полученных от утилизации различного рода вторичных ресурсов и отходов, для добровольных взносов ор­ганизаций и населения, а также российских и иностранных грантов на природоохранные цели и пр.

В экологоориентированной налоговой системе можно выделить четыре аспекта: отраслевой, технологический, ре­гиональный и продуктовый. С позиций перехода экономики к устойчивому типу развития, ее экологизации и структурной перестройки система налогов должна предусматривать повы­шенные налоги на природоэксплуатирующие отрасли и сек­торы, находящиеся в начале природно-продуктовой верти­кали, что снизит эффективность инвестиций в их развитие. Здесь налоги могут играть роль пресса, подавляющего при­родоемкую деятельность или переключающего эту деятель­ность на экологосбалансированную. В свою очередь, обраба­тывающие, обслуживающие, инфраструктурные отрасли, на­ходящиеся ближе к концу природно-продуктовой вертикали, должны облагаться пониженными налогами, стимулирующи­ми их развитие.

Пониженные налоги должны применяться для ресурсос­берегающих и малоотходных технологий. Техногенные и природоемкие производства и технологии должны облагаться по­вышенными налогами.

Существенен и региональный аспект налогообложения. В регионах с напряженной экологической ситуацией систе­ма налогообложения должна быть «мягче» по сравнению с экологически благополучными районами для всех ви­дов деятельности, связанных с реабилитацией территории или повышенными затратами из-за дополнительных эколо­гических издержек.

Налоговые льготы должны предоставляться государ­ственным и частным предприятиям и дрганизациям, произ­водящим природоохранное и экологическое оборудование, материалы, а также осуществляющим экологические услуги (строительство и реконструкция природоохранных объектов и т.д.). Повышенные налоги должны использоваться при об­ложении экологически опасной продукции — озоноразру­шающих препаратов, этилированного бензина, пестицидов, энергоемкой техники и пр.

Наиболее реально в ближайшее время широкое введение многими странами мира углеродного налога — налога на вы­бросы углерода в результате сжигания ископаемого топлива. Угроза глобального потепления, подписанные международ­ные соглашения об обязательствах государств по снижению выбросов углерода делают введение этого налога необходи­мым. Он уже действует в Финляндии и Нидерландах.

Говоря в целом о совершенствовании всей налоговой си­стемы, можно выделить направление на значительное увели­чение природно-ресурсной доли налогов. Современные си­стемы налогов в мире и в России сосредоточены прежде всего на взимании налогов с населения, с прибыли, добавленной стоимости и пр. Плата за природопользование составляет в лучшем случае лишь несколько процентов от доходной ча­сти бюджета. Тем самым в определенной степени поощряет­ся природоэксплуатирующая деятельность. При сохранении общей суммы налогов целесообразно резкое изменение про­порций в пользу увеличения удельного веса налогов, связан­ных с природопользованием, прежде всего платы за право пользования природными ресурсами, «зеленых» налогов. Это позволит более адекватно учесть воздействие на окружаю­щую среду, деградацию природных ресурсов и создаст сти­мул для снижения природоемкости экономики. В России это даст возможность также резко увеличить изъятие колоссаль­ной природной ренты, которая принадлежит всему обществу, а сейчас в значительной степени монополизируется приро­доэксплуатирующими секторами, прежде всего топливно- энергетическим комплексом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.