Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешние факторы. Внутренние факторы




Особая острота вопроса о национальной безопасности нашей страны и безопасности человечества в целом именно в настоящее время обусловлена целым рядом внешних факторов.

1. Необходимо отметить крупные изменения в современном мироустройстве и новый характер соотношения сил в мировом геополитическом пространстве, что придает качественно иное содержание ранее существовавшим угрозам и порождает новые угрозы безопасности. После распада мировой социалистической системы и окончания «холодной войны», мир из биполярного с его относительной устойчивостью превращается в полностью неустойчивый, внешне многополярный, но фактически монополярный мир под эгидой США из-за резкого дисбаланса сил между центрами силы в мире в пользу США. В этой связи мировое развитие вступает в очень опасную фазу, что признается известными политологами мира.

Начался процесс коренного пересмотра послевоенной системы международной безопасности и системы Хельсинских соглашений в Европе, закреплявшей принцип нерушимости границ, установленных после Второй мировой войны, что обеспечило самый длительный период без крупной войны в истории нашей страны. Началось это с объединения Германии, затем последовали распад Югославии, раздел Чехословакии и, наконец, распад СССР. В мире стали появляться старые геополитические интересы, начали оживать территориальные взаимные претензии между многими государствами, что может явиться источником постоянной напряженности, и дестабилизации ситуации в ряде регионов мира.

В настоящее время территориальные претензии к Российской Федерации выдвигают: Эстония - Печорский район Псковской области площадью 1,5 тыс. км2 и населением 25 тыс. человек. Территории на восточном берегу реки Нарва Кингисеппского района Ленинградской области площадью 0,8 тыс. км2 и населением 22 тыс. человек; Латвия - Пыталовский и Палки-нский районы Псковской области площадью 1,6 тыс. км2 и населением 30 тыс. человек; Китай - о. Большой на реке Аргунь площадью 58,4 км2, острова Большой, Уссурийский и Тарабаров в районе Хабаровска площадью 336,7 км2: Япония - так называемые «северные территории» площадью 8348,96 км2.

Разногласия по вопросам прохождения границы на отдельных участках имеются с Литвой (озеро Вититие, Куршская коса, район г. Советска; с Монголией, якобы отдавшей 2322 км2 Туве и 121 км2 Бурятии; с Норвегией о разграничении континентального шельфа в Баренцевом море. Не исключена вероятность того, что определенные круги Финляндии могут поднять вопрос о возвращении части территории Карелии и Мурманской области, отошедших к СССР по договорам 1940, 1944 и 1947 гг.

2. В современном мире доминирующей тенденцией является так называемая глобализация как процесс непрерывно возрастающей взаимозависимости стран и народов во всех сферах материальной и духовной жизни. Глобализация сопровождается растущим навязыванием государствам западных стандартов поведения как единых общемировых в экономической, политической, военной, информационной и культурной сферах, что подрывает национальные устои и традиционные ценности незападных стран. При этом наблюдается характерное увеличение различного рода неправительственных организаций, транснациональных корпораций (ТНК), финансовых бирж в качестве новых субъектов международных отношений. Сейчас число ТНК превысило 53 тыс., численность их дочерних филиалов в разных странах - 450 тыс.

Глобализация ведет к росту зависимости процесса реализации национальных интересов тех или иных стран от действий и решений, принимаемых далеко за пределами их территории другими субъектами международных отношений, а также к обострению противоречий между основной функцией государства по обеспечению собственного суверенитета и вышеуказанной зависимостью при принятии политических решений от ситуации в мировом сообществе в целом. Даже в ООН вызывает тревогу и серьезное беспокойство практика глобализации мировых процессов в ее нынешнем виде.

Дальнейшая глобализация неизбежно ведет к превращению в реальную угрозу жесткого, непримиримого противостояния стран по линии «Север-Юг» в результате углубляющегося социально-экономического расслоения мира.

В конечном счете глобализация мира и переход национальных экономик под внешнее управление лишают всякого смысла понятие «национальный или государственный суверенитет» и порождают в той или иной стране политическую ситуацию, сходную с режимом контрибуций в побежденной и оккупированной стране. Скорее всего по этой причине так настороженно встречается политика глобализации во многих странах, в том числе в развитых.

3. Логическим продолжением политики глобализации следует считать активизирующиеся в последние годы процессы интеграции - экономической, политической, военной. Характерными примерами этих процессов являются создание Европейского сообщества и Союза России и Белоруссии. Данная тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе. Однако эти вполне объективные процессы в общем русле глобализации мира со стороны ряда стран и, в первую очередь, со стороны США и НАТО, встречают сопротивление.

4. Оборотной стороной процессов глобализации и интеграции, объективно ведущих к снижению роли и значимости государства как формы политической власти в той или иной стране. является также обострение внутренних проблем, порождаемых главным образом межэтническими и религиозными противоречиями. Наиболее отчетливо это проявляется в эпидемии политического сепаратизма, экстремизма и терроризма как своеобразного ответа на вызовы глобализации.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации. В настоящее время внутренние факторы в не меньшей степени, чем внешние, оказывают воздействие на уровень национальной безопасности, состояние жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также на характер угроз этим интересам.

Сегодня резко изменилось геополитическое положение России. Россияне еще не до конца осознали, что наша страна уже не то великое, могущественное государство, каким был Советский Союз, хотя и является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте, она продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Неблагоприятно влияют на геополитическое место страны демографические факторы, снижение рождаемости; увеличивающаяся диспропорция в половозрастных характеристиках населения; процессы старения населения и др. В последние годы число умерших превышает число родившихся, сокращается средняя продолжительность жизни россиян. Естественные потери населения отчасти компенсируются возросшими миграционными процессами; усилился приток русских из бывших союзных республик, особенно из республик Средней Азии и Закавказья. Тревожной становится тенденция увеличения миграции русских из автономных республик, особенно Северного Кавказа и Прикаспия.

Впервые с XVI в. приграничными стали многие внутренние регионы страны, не имеющие необходимого опыта работы и жизнедеятельности в таких условиях. Граница проходит сегодня в 300 км от Москвы, в результате чего в определенных ситуациях противник может оказаться буквально на пороге России. Большая часть государственной границы России не защищена в военном отношении, технически не оборудована и плохо контролируется, что создает идеальные условия для расцвета контрабанды, провоза оружия и наркотиков, различных эпидемических заболеваний из-за отсутствия надежного биологического и медицинского контроля, проникновения диверсионных групп и отдельных террористов. На ряде важных направлений пограничники вынуждены вступать в постоянное боевое противостояние.

После распада СССР сформировалась малофункциональная инфраструктура. Часть транспортных коммуникаций, газо- и нефтепроводов, линий электропередачи оказались теперь за пределами России, из-за этого создаются дополнительные сложности для транспортировки энергии и сырья, а также для обеспечения экономической безопасности страны.

Чрезвычайно острой геополитической проблемой современной России является проблема обеспечения военной безопасности. Существовавшая в рамках Варшавского договора система обороны разрушилась. Россия практически не имеет (за исключением Белоруссии), союзников, на которых можно было бы опереться в военной области. Многие структуры обороны СССР после его распада оказались также нефункциональными. Разрушена единая система ПВО, в результате чего до настоящего времени ряд воздушно-космических направлений остается неприкрытым, полностью утрачена инфраструктура Черноморского флота, а сам флот оказался практически небоеспособным. Военно-политический союз НАТО вследствие увеличения своих членов за счет постсоциалистических государств значительно приблизился к границам России, укрепился в политическом и военном отношении, что не может не вызывать беспокойства у российского правительства и российских граждан. Особое беспокойство вызывают и участившиеся попытки со стороны НАТО принимать участие в решении международных проблем за счет использования военной силы без санкции ООН и ОВСЕ.

Совокупность этих факторов, оказывая негативное воздействие на процесс развития внешней и внутренней обстановки, может дестабилизировать ситуацию и создать ряд реальных угроз безопасности нашей страны.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие внешние геополитические факторы в первую очередь сказываются на состоянии безопасности России?

2. Что влекут за собой процессы глобализации и интеграции в мире?

3. Как изменилось геополитическое положение России после распада Советского Союза?

 

Литература

1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.

2. Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1996.

© Прохожев А.А.


Глава 6. Реальные и потенциальные угрозы России и человечеству в XXI веке

 

Реальные и потенциальные угрозы Российской Федерации. Глобальные угрозы безопасности

После окончания «холодной войны» и прекращения жесткого противостояния по линии «Восток-Запад» мир не стал более безопасным. Фундаментальные изменения ситуации внутри страны и в мире в целом не устранили источников прежних угроз, а породили новые. Практическая деятельность по достижению национальных целей - резкого повышения уровня благосостояния народа, становления новой государственности, возрождения России как подлинно великой державы - требует постоянного контроля за динамикой развития реальных и потенциальных угроз национальной безопасности и их источников.

Современная военно-политическая обстановка в мире такова, что для России реальной военной угрозы со стороны других стран нет. Однако потенциальные военные угрозы существуют. Разумеется, нет никаких оснований везде и всюду искать врагов, но наивно уповать на идиллические отношения с окружающим миром.

Главными причинами сохранения военных угроз, возникновения вооруженных конфликтов и войн являются социальные, политические, экономические, территориальные, религиозные, национально-этнические и другие противоречия, стремление ряда государств и политических сил к их разрешению с использованием средств вооруженной борьбы. Особую опасность представляют вооруженные конфликты, возникающие на почве агрессивного национализма и религиозной нетерпимости.

Основные внешние источники военных угроз для Российской Федерации:

- территориальные претензии других государств к Российской Федерации и ее союзникам;

- существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов прежде всего в непосредственной близости от российских границ;

- возможность применения (в том числе несанкционированного) ядерного и других видов оружия массового поражения (ОМП), находящегося на вооружении ряда государств;

- распространение ядерного и других видов ОМП, средств его доставки и новейших технологий военного производства в сочетании с попытками отдельных стран, организаций и террористических групп реализовать свои военные и политические устремления;

- возможность подрыва стратегической стабильности в результате нарушения международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, качественного и количественного наращивания вооружений другими странами;

- попытки вмешательства во внутренние дела, дестабилизации внутриполитической обстановки в Российской Федерации;

- подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;

- нападение на военные объекты Вооруженных сил Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств;

- расширение военных блоков и союзов в ущерб интересам военной безопасности Российской Федерации;

- международный терроризм.

Основными внутренними источниками военных угроз, для противодействия которым могут быть использованы вооруженные силы, являются:

- противоправная деятельность националистических, сепаратистских, других организаций, направленная на дестабилизацию внутренней обстановки в Российской Федерации, нарушение ее территориальной целостности и осуществляемая с использованием вооруженного насилия;

- попытки насильственного свержения конституционного строя, дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления;

- нападения на объекты ядерной энергетики, химического, биологического производства и другие потенциально опасные объекты;

- создание незаконных вооруженных формирований;

- рост организованной преступности, контрабандной деятельности в масштабах, угрожающих безопасности граждан и общества;

- нападения на арсеналы, склады оружия, предприятия, производящие вооружение, военную, специальную технику и имущество, организации, учреждения и структуры, имеющие штатное оружие, с целью его захвата;

- незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств осуществления диверсий и террористических актов, а также противоправный рост оборота наркотиков;

- неоформленность в договорном отношении ряда участков Государственной границы Российской Федерации;

- незавершенность урегулирования правового статуса пребывания Вооруженных сил за ее пределами.

Факторами, способствующими перерастанию потенциальных военных угроз в реальную военную угрозу Российской Федерации, являются:

- наращивание группировок войск (сил) у границ Российской Федерации до пределов, нарушающих сложившееся соотношение сил;

- нападение на объекты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации и границах ее союзников, развязывание пограничных конфликтов и вооруженных провокаций;

- подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп, предназначенных для переброски на территорию Российской Федерации и ее союзников;

- действия других стран, препятствующих функционированию российских систем обеспечения стратегических ядерных сил, государственного и военного управления, в первую очередь их космического компонента;

- ввод иностранных войск на территорию сопредельных с Российской Федерацией государств (если это не связано с мерами по восстановлению и поддержанию мира в соответствии с решением СБ ООН или регионального органа коллективной безопасности при согласии Российской Федерации).

В числе внешних источников военных угроз необходимо назвать и активизацию разведывательной деятельности спецслужб иностранных государств, направленной на сбор разнообразной информации о происходящих в России процессах. Появились благоприятные возможности для расширения работы традиционных разведок через различные совместные предприятия, общественные организации, непродуманную открытость конверсии и т.п.

На территории России впервые стали активно действовать разведки, о которых ранее не было известно - спецслужбы КНДР, Турции, Ирана, Саудовской Аравии, стран Восточной Европы и даже некоторых стран из так называемого ближнего зарубежья.

Также актуальной является опасность «этнической экспансии». Уже сегодня более 2 млн. выходцев из Китая способны изменить демографическую ситуацию в южных районах Сибири и Забайкалье.

Высока вероятность появления новых очагов вооруженных конфликтов в сопредельных государствах. По оценке многих экспертов, в пределах бывшего СССР существуют 79 зон возможных конфликтов.

Чеченские события подтверждают вероятность таких оценок, а следовательно, и жизненную важность значения сохранения государственной независимости и территориальной целостности России.

Продолжают ухудшаться качественные характеристики преступности, свидетельствующие о резком повышении степени опасности преступных действий, что в принципе характерно для переломных этапов общественного развития. Эскалация насилия, жестокости, агрессивности преступных проявлений достигла крайних пределов. Этому способствует усиливающаяся вооруженность преступного мира, распространенность оружия среди населения.

Число ежегодно погибающих от стрелкового оружия намного превышает число жертв от применения других систем вооружения и намного превосходит число погибших в результате атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Количество стрелкового оружия, незаконно находящегося на руках, многими экспертами оценивается сейчас в 500 млн. единиц. По сути, стрелковое оружие превратилось в реальное «оружие массового уничтожения». Только жесткие общие меры по недопущению незаконного распространения этого вида оружия куда быстрее позволят сохранить стабильность в мире и не допустить расползания локальных конфликтов, чем меры по недопущению распространения ядерных вооружений.

В России насчитывается 9-10 млн. бывших осужденных, значительная часть которых судима по 3-5 и более раз (обычно на путь преступлений вновь становится не менее 30% заключенных). Особенно опасно то, что непрерывно растет детская преступность.

Преступность опасно вторгается в сферу политики и во многих отношениях приобретает политическую окраску. Преступность и страх населения перед ней - «карта» в руках политиков, борющихся за власть. Многие уголовные преступления имеют политическую мотивацию (нападения на штаб-квартиры некоторых партий; убийства депутатов, журналистов, политических деятелей; массовые беспорядки и т.п.).

Особо надо выделить четко обозначившуюся тенденцию - стремление лидеров организованной преступности, накопивших огромные капиталы, вторгнуться в политику, лоббируя свои интересы во властных структурах всех уровней, подкупая соответствующих представителей власти и должностных лиц, влияя на ход выборов депутатов (продвижение «своих» кандидатов) и непосредственно пытаясь войти в представительные политические органы. Такие тенденции могут привести к серьезным политическим последствиям вплоть до контроля деятельности тех или иных властных органов и принятия политических решений под диктовку криминальных структур.

Аналогичная ситуация может сложиться под воздействием уголовного террора, когда преступному воздействию подвергаются представители исполнительной власти, несговорчивые банкиры, руководители крупнейших предприятий, предприниматели и т.д. Речь идет не только о запугивании или устранении нежелательных лиц, конкурентов и т.д. Уголовный террор, если его не пресечь, способен разрушить нормальные процессы перехода к рынку, стать препятствием к нормальной деятельности управленческих, банковских и предпринимательских структур.

Серьезные угрозы социальной безопасности возникают в связи с распространением наркомании, пропагандой насилия, снижением действенности правоохранительных органов, а так же крупными производственными авариями, катастрофами и пожарами. Чаще всего подобные явления носят комбинированный характер, взаимно дополняют и усиливают друг друга. Эти виды угроз носят массовый характер, ликвидация их последствий требует привлечения значительных сил и средств.

Среди реальных угроз внутренней безопасности России в социальной сфере можно выделить также следующие:

- бедность;

- нарушение прав личности на безопасность, труд, образование, жилье, бесплатное здравоохранение, свободу передвижения, обеспеченную старость;

- распространение наркомании, пьянства, хронических и инфекционных заболеваний;

- падение духовности в обществе; массовая деградация трудовой морали, отчуждение личности от трудового образа жизни;

- деградация социальной сферы с постепенным приданием всем процессам необратимого характера;

- признание общественной нормой массового нарушения законов;

- сведение всех социальных проблем к вопросам выживания ориентации на развитие личности.

Всего за несколько лет из богатейшей страны Россия превратилась в одну из беднейших стран мира по уровню материального благосостояния населения. В стране продолжается рост семей, в которых минимальный доход в месяц на одного члена семьи находится на уровне прожиточного минимума. По уровню жизни Россия сравнялась сегодня с Анголой и Коста-Рикой. В структуре бедного населения особенно тяжелое положение складывается в многодетных семьях.

Следствием бедности и нищеты населения являются снижение общего уровня здоровья нации, сокращение продолжительности жизни, превышение смертности над рождаемостью. Состояние здоровья населения страны фактически находится в кризисном состоянии. Основным проявлением этого кризиса стало беспрецедентное для мирного времени уменьшение численности россиян. За последние годы значительно возросла смертность населения во всех возрастных группах, достигнув показателя 14,6 на 1000 человек. Число умерших превышает число родившихся ежегодно в 1,75 раза. В общем числе умерших третью часть составляют лица трудоспособного возраста. Остаются высокими младенческая и материнская смертность. Показатели средней продолжительности жизни снизились до 64 лет (у мужчин - до 58 лет). Смертность в возрасте 20-30 лет увеличилась на 61%.

Число родившихся снизилось до 8,8 на 1000 человек. Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения: суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,3 родившихся на одну женщину, в то время как для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы он был равен 2,1-2,2.

Сложившиеся тенденции и среднесрочные прогнозы свидетельствуют о депопуляции и кризисном состоянии здоровья населения, угрожающем в целом национальной безопасности страны.

В настоящее время в Российской Федерации еще достаточно сильны дезинтеграционные процессы, сохраняются сепаратистские и изоляционистские тенденции. По законам геополитики процесс ослабления власти в центре неизбежно сопровождается географическим перемещением политической власти в регионы и нередко их обособлением от центра. Многие территории Российской Федерации вводят собственные ограничения на перемещение товаров, создают свои таможни, пересматривают государственную налоговую систему. Подобный региональный сепаратизм дополнительно расшатывает государство и дает импульс активизации межнациональных и национально-территориальных конфликтных ситуаций.

Для совершенствования федерализма и укрепления национальной безопасности страны необходимо обеспечить сохранение государственного суверенитета как единого и неделимого на всей территории России, переход от нынешней стихийной десуверенизации Российского государства к продуманной, последовательной, сбалансированной децентрализации полномочий и функций органов государственной власти в рамках конституционно-правового пространства.

Сегодня многие споры чаще всего разрешаются с помощью двухсторонних договоров между федеральными органами и органами власти субъектов Федерации. Таких договоров подписано уже более 40, а это означает, что почти половина субъектов Федерации имеет особые полномочия и зачастую определенные преимущества в различных сферах по сравнению с другими субъектами. Но эти особенности нашей федеративной политики не нашли отражения в Концепции национальной безопасности.

Дальнейшая активизация процесса глобализации ведет к превращению потенциальной в реальную угрозу жесткого, непримиримого противостояния стран полиции «Север-Юг» в результате углубляющегося социально-экономического расслоения мира. Количество стран с высоким уровнем потенциала развития непрерывно растет, статистика же свидетельствует о другом. Вот уже более 50 лет разрыв между уровнями жизни, уровнями доходов богатых и бедных, «золотого» и остальных миллиардов населения планеты не только не сокращается, а растет чуть ли не по экспоненте. К настоящему времени он составляет 74:1 по сравнению с 13:1 в 1960 г. Совокупный объем потребления в мире вырос за этот период примерно в 6 раз. На 86% мирового потреблении приходится на 1/5 часть населения Земли, а на остальные 4/5 - всего 14%. К тому же, поданным ООН, около 1,3 млрд. людей живут в условиях абсолютной нищеты[40].

Наряду с экономической и политической глобализацией идет процесс криминальной глобализации в форме интенсивного развития транснациональной организованной преступности и террористических объединений. Террористические структуры могут формироваться на постоянной основе, а также на определенный период для объединения усилий при проведении серии целенаправленных актов. Объединение возможно как внутри государств, так и на международном уровне. Особенностью современного периода является постепенное стирание границ между транснациональной криминальной преступностью и международными террористическими объединениями.

В настоящее время наибольшую угрозу представляют такие виды транснациональных преступлений, которые в своей основе носят организованный международный характер, в том числе:

- терроризм;

- незаконный оборот наркотических средств;

- похищение радиоактивных материалов;

- нелегальный оборот оружия и военной техники;

- фальшивомонетчество;

- «отмывание» доходов от преступной деятельности;

- захват и угон воздушных и морских судов;

- работорговля как мошеннический найм рабочей силы;

- мошенничество, совершаемое с применением новейших платежных средств и компьютеров;

- контрабанда человеческих органов и тканей;

- кража автомобилей;

- экоцид, совершаемый под прикрытием оказания технологической помощи экономически слаборазвитым странам;

- контрабанда предметов искусства.

Транснационализация преступности особенно заметно проявляется в таких ее формах, как нелегальная миграция и торговля людьми, терроризм, торговля оружием, наркобизнес, коррупция, отмывание грязных денег и т.п. Наряду с этим идут процессы организованности, вооруженности, защищенности, транснационализации, интернационализации преступности. Все это реальные признаки глобализации преступности и глобализации мира в целом.

Сепаратизм как стремление этнических меньшинств, регионов или отдельных групп населения выделиться из существующей политической системы и обрести государственную самостоятельность становится одной из серьезных угроз национальной безопасности мирового сообщества в целом. Как правило, сопровождаемый насильственными террористическими действиями, сепаратизм базируется на ложном трактовании принципа самоопределения, заключающегося в том, что каждая этническая общность должна иметь собственное государственное образование.

В итоге непрерывно растет число внутренних конфликтов, сотрясающих почти все регионы мира. Достаточно отметить, что только за последние 10 лет войны велись, главным образом, внутри государств и привели к гибели более 5 млн. человек, более 10 млн. стали беженцами и 5 млн. человек - внутренне перемещенными лицами. Всего же войны и внутренние конфликты в период 90-х гг. вынудили 50 млн. человек покинуть свои дома.

Процессы глобализации породили принципиально новые угрозы безопасности человечества, которые проявляются в таких формах, как беспрецедентные вспышки распространения в мире инфекционных болезней, в частности СПИДа. Резко обострилась проблема трансграничных загрязнений и экологической безопасности, становятся все более разрушительными стихийные бедствия. В одном 1998 г. ущерб, нанесенный стихийными бедствиями в мире, превысил аналогичный ущерб за все 80-е годы.

Одной из важных задач всего человечества стало сохранение озонового слоя атмосферы Земли. Уже в настоящее время почти треть населения Земли испытывает дефицит пресной воды. Из-за отсутствия безопасной воды и плохих санитарно-гигиенических условий каждый год на Земле умирает свыше 5 млн. человек, что в 10 раз больше, чем жертв в военных конфликтах. Более половины из этого количества - дети, будущее планеты.

Перед человечеством встает, наконец, реальная угроза продовольственной безопасности. В результате засоления и эрозии почвы из-за антропогенной деятельности деградация почвы достигла почти 2 млрд. гектаров, что равно территории Канады и США вместе взятых. Это угрожает лишить средств к существованию почти 1 млрд. человек. Каждый год дополнительно 20 млн. га сельхозугодий становятся не пригодными для сельского хозяйства из-за деградации почвы и быстрой урбанизации. А по некоторым оценкам спрос на продовольствие только в развивающихся странах в предстоящие 30 лет удвоится. Новой же «зеленой революции» не предвидится, ресурсы в этой области уже исчерпаны, а последствия широкого использования биотехнологий не изучены и, возможно, они сами могут' стать новой угрозой безопасности человечества.

В современных условиях как внутренние, так и внешнеполитические успехи стран определяются не только их военной и экономической мощью, но и успехами в установлении фактического контроля над основными информационными и культурными процессами. Отставание в области информационных технологий превращается в серьезную глобальную угрозу безопасности. поскольку создает реальные возможности эксплуатировать интеллектуальный потенциал других стран в своих целях, распространять и внедрять свои идейные ценности, свою культуру и язык, тормозить духовно-культурное развитие остального мира, трансформировать и даже подрывать его духовно-нравственные устои. Вместо «горячих» войн для достижения своих политических целей все чаще стали использоваться методы информационной войны.

Система международной безопасности, созданная после окончания Второй мировой войны, изначально не предусматривала мер противодействия подобного рода угрозам, поэтому одна из основных задач, встающих перед человечеством, - воздвигнуть прочный барьер на пути столь опасных явлений.

Основные внешние угрозы национальной безопасности Российской Федерации обусловлены тем, что совокупность этих факторов может представлять угрозу экономике страны, ее суверенитету и территориальной целостности, включая возможность прямой военной агрессии против нее.

К тому же в настоящее время многие проблемы безопасности решить в одиночку в принципе невозможно, в силу чего объективно требуется объединение усилий ряда, а то и всех государств мира. Поэтому единственным разумным путем обеспечения безопасности в XXI в. является достижение определенного баланса своих интересов и интересов других стран, определенного компромисса в целях обеспечения международной безопасности. Альтернативы этому нет и в наступившем не предвидится.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные источники потенциальных военных угроз России?

2. Каковы наиболее опасные реальные угрозы безопасности России?

3. Какие принципиально новые угрозы породил процесс глобализации?

 

Литература

1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.

2. Всероссийский форум «Стратегия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современном мире». М., 2004.

3. Гыске А.В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). М., 2000.

4. Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке. М., 2001.

© ПрохожевА.А.


РАЗДЕЛ III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ

 

Глава 1. Политика обеспечения национальной безопасности Российской Федерации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 3572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.119 сек.