Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности и принципы управления




Содержание процесса управления

В общем виде управление осуществляется путем воздействия управляющей системы на управляемую. Обычно такое соотношение называют упрощенным контуром управления. Он включает в себя объект управления, субъект управления, каналы прямой и обратной связи. Субъект управления по каналам прямой связи целенаправленно, специфически воздействует на объект, обеспечивая тем самым функционирование подсистемы. По каналам обратной связи от объекта управления поступает информация о его состоянии, а также о влиянии внешних факторов в результате функционирования подсистемы. В соответствии с полученной информацией субъект управления уточняет содержание целенаправленного управляющего воздействия, а также корректирует действия объекта управления.

На уровнях самоуправления выделяют внутренние контуры управления системы, которые обеспечивают ее саморегуляцию. Вместе с тем для взаимодействия с иными системами необходимы внешние контуры управления, способные оказывать воздействие на объекты окружающего мира.

Интеллектуальная деятельность человека предопределила системы, в которых субъект управления (руководитель) управляет подсистемами нескольких уровней. В этой иерархии отдельные подуровни являются объектами и субъектами управления одновременно. В таких случаях контур управления складывается из контуров всех уровней (подсистем). В иерархической системе управления целеполагание осуществляется на первом, самом высоком уровне управления. Все остальные подуровни подчинены общей цели, при этом подсистемы каждого уровня выполняют отдельные взаимосвязанные функции. Каналы прямой связи, как правило, пронизывают все подсистемы, а каналы обратной связи передают осведомительную информацию либо на непосредственно вышестоящий уровень, либо, минуя его, на другой уровень, в соответствии со своими функциями.

Основным звеном социального управления является человек, который сам является своеобразной, уникальной системой и благодаря интеллектуальным и коммуникативным качествам способен создавать и быть одним из элементов социальной системы. Особенностью человека является то, что в него нельзя встроить программное устройство, в связи с этим им нельзя управлять в прямом смысле этого слова. Поведение человека при решении тех или иных задач управления определяется индивидуальными особенностями личности. Восприятие человеком информации управленческого характера неоднозначно. Поэтому, рассматривая модели контуров управления и управление как вид деятельности, нельзя упускать из виду человеческий фактор. Каждая модель контуров управления подразумевает такое воздействие управляющей системы на управляемую, при котором управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Данное умозаключение составляет основу содержания понятия процесса управления.

Под процессом управления понимают совокупность последовательных и взаимосвязанных решений, а также их реализацию, направленную на достижение конечного результата деятельности.

Содержание процесса управления всегда находится в прямой зависимости от целей управления, внутренней организации субъекта и объекта управления, а также от уровня, на котором управление осуществляется. Известно, что любая социальная система проходит этапы появления, развития, стабилизации и дестабилизации. При этом в процессе управления одна система может как содействовать созданию другой системы, так и способствовать ее дестабилизации и ликвидации.

Практическая деятельность начинается с осмысления возникшей проблемы и формирования цели предстоящей деятельности, соответствующей ее решению. Затем вырабатывается замысел предстоящих действий и принимается решение о способе и средствах, способствующих достижению поставленной цели. Как правило, этот процесс содержит два этапа: теоретический и практический.

Теоретический этап включает целеполагание, принятие решения и выработку программы предстоящей деятельности. Основой решения является теоретическая модель предстоящей деятельности. В последующем вырабатывается программа деятельности и формируется модель будущего результата, по параметрам которой будет происходить оценка выполнения программы.

Практический этап включает предметную деятельность, контроль и оценку полученных результатов, а при необходимости – и корректировку разработанной программы. Не менее важным компонентом является оценка результата труда – соответствие определенной теоретической модели.

В органах внутренних дел процесс управления имеет сложный характер. Теоретический и практический этапы разбиваются на отдельные виды организационно-управленческой деятельности, которые в целом характерны для многих сфер социального управления.

Процесс управления системой осуществляет руководитель на основе принципа единоначалия и коллегиальности. Для того чтобы управлять системой, необходимо создать соответствующий механизм управления, подчиненный целям функционирования системы. Иногда для социальных систем выделяют категорию более высокого порядка – это, например, миссия системы, которая охватывает и главные цели, и сформулирует философию и смысл существования системы.

В наиболее общем виде процесс управления системой состоит из следующих составных частей.

Целеполагание – это основополагающая часть теоретического этапа процесса управления, состоящая в формировании руководителем цели функционирования подчиненной ему системы в соответствии с поставленной или возникшей задачей. Условием для определения цели служит, прежде всего, осознание руководителем содержания задачи, а также уяснение им проблем, связанных с ее достижением.

Формирование цели функционирования системы является основной обязанностью руководителя. Определенная субъектом управления цель является основным началом при построении системы и при осуществлении процесса ее функционирования. Параметры конечной цели предопределяют содержание управленческих решений.

Одним из самых ответственных процессов управленческой деятельности, в котором от руководителя и специалистов органа управления требуется компетентность и высокая специальная подготовка, являетсяпринятие управленческого решения.

Принятие управленческого решения эточастьтеоретического этапа процесса управления, заключающаяся в определении наиболее эффективного пути достижения конечной цели управления и решения поставленной или возникшей задачи.

Управленческое решение представляет собой взаимосвязанную совокупность теоретических моделей по выполнению отдельных задач. В целом, управленческое решение – это модель взаимодействия субъекта управления и объекта (исполнителя), реализуемая через механизм управления. Для ее построения необходима всесторонняя информация об исходной обстановке, которая как бы фиксирует эту модель в пространстве и во времени.

В управленческом решении единая цель разделяется на подцели. В процессе такой декомпозиции образуется система взаимосвязанных подцелей, дальнейшая детализация подцелей образует дерево целей, нижний уровень которых может представлять максимально упрощенную задачу деятельности конкретного исполнителя. При построении дерева целей следует разделять цели предметной деятельности и цели обеспечения деятельности. Цели предметной деятельности ставятся для исполнителей, функции которых непосредственно связаны с достижением общей цели. Цели обеспечения деятельности необходимы для поддержания высокой интенсивности работы, а также для создания условий достижения цели.

На процесс принятия управленческого решения оказывает существенное значение достоверность информации, на основе которой моделируется решение и прогнозируются последствия его исполнения. Различные методы моделирования позволяют выбрать наиболее оптимальные решения, в том числе путем построения математических, логических и графических моделей.

Примером графической модели исполнения управленческого решения может служить построение сетевого графа. Отдельные подцели на нем представляются в виде этапов получения определенного результата. Каждый этап образует связи с несколькими последующими этапами (многовариантность решения отдельной задачи). Связи между этапами обозначаются сроком их достижения и необходимыми для этого ресурсами (минимум и максимум). Составленный по правилам сетевой граф в результате образует своеобразный график решения всего комплекса задач управления, который имеет несколько путей достижения цели. На основе расчета времени и затрат происходит выбор оптимального управленческого решения.

Более точные и достоверные модели управления создаются на основе математического моделирования – это требует участия математиков, программистов, специальной системы информационного обеспечения и тщательной регулировки моделирующей программы для целей исследования. Подобные модели применяют, как правило, для решения комплексных межведомственных проблемных задач.

Разработанное и утвержденное управленческое решение содержит постановку общих и частных задач деятельности, сроки их выполнения, указание непосредственных исполнителей, их взаимодействие, а также ответственных за координацию всей деятельности и исполнение решения в целом. Управленческое решение является формой выражения командной информации, которая поступает по каналам прямой связи на исполнительный подуровень управления. Функционирование исполнительного подуровня связано, с одной стороны, с эффективностью всего процесса управления; с другой, – подготовленностью и уровнем квалификации исполнителей. Соответственно, в процессе управления следует также выделять и этап подготовки и воспитания исполнителей.

Подготовка и воспитание – эточасть практического этапа процесса управления, заключающаяся в приобретении специалистами знаний, навыков и умений, позволяющих уяснить стоящую задачу, сформировать цель предстоящей деятельности, выработать программу действий и практически реализовать ее. Обучение профессиональной деятельности в структурах системы осуществляется в учебных заведениях общего либо специального профиля. Помимо обучения профессиональным знаниям, для квалифицированного специалиста, работающего в организации, необходимы навыки коллективной деятельности по достижению общей цели. Субъектами осуществления подготовки и воспитания исполнителей являются руководители соответствующих функциональных структур.

Основная задача процесса подготовки – обеспечить готовность исполнителя к решению новых задач, а также способность адекватно воспринимать целенаправленное управленческое воздействие. В процессе подготовки и воспитания членов коллектива, а также подготовки, принятия и реализации управленческих решений научные методы управления учитывают рекомендации, выработанные психологией. Психология как наука предлагает разные способы выявления психических особенностей личности, а также способы корректировки межличностных отношений.

Задача подготовки исполнителя заключается в подборе соответствующего субъекта исполнительной деятельности. Кроме того, в процессе подготовки проводится разъяснение цели, уточнение способов ее реализации, при необходимости осуществляется моделирование обстановки, вырабатывается алгоритм действий, а также взаимодействия с иными структурами системы, определяются сроки исполнения и необходимое обеспечение для выполнения поставленной перед исполнителем задачи.

Процесс воспитания в наиболее общем виде обеспечивает ориентацию человека в окружающем мире и позволяет обнаруживать объект целенаправленной деятельности. Этот процесс во многом зависит от знания, опыта и сложности выполняемых задач. Основой воспитания является деятельность человека. При этом в воспитательном процессе существенную роль играют индивидуально-психологические особенности личности, то есть как в процессе управления, так и собственно в воспитании необходимо учитывать сложившиеся и приобретенные качественные свойства личности. Одновременно с этим процесс воздействия невозможен без мотивации и стимулирования целенаправленной деятельности.

Мотивация и стимулирование – это взаимосвязанные категории. Мотивация представляет систему взаимосвязанных и соподчиненных побудительных причин деятельности личности, сознательно и бессознательно определяющих линию ее поведения. Эта внутренняя побудительная сторона поведения личности является наиболее общей категорией, охватывающей все этапы и цепочки психических процессов – от биологических основ существования человека до сложнейших форм осуществления его свободы. В общественных отношениях мотивация возникает как выражение суверенности личности, одновременно она является продуктом деятельности человека, а также является движущим фактором целенаправленной деятельности. Основные процессы жизнедеятельности человека имеют бессознательную биологическую мотивацию на уровне безусловных рефлексов. Для рациональной мотивации в общественной жизни возникают либо создаются стимулы сознательной целенаправленной деятельности.

Стимул – это воздействие на человека, оказывающее влияние на его активность. Он может иметь разную природу (биологическую, химическую, экономическую и т.д.) и разный характер (положительный – отрицательный, тормозящий – возбуждающий, объективный – субъективный и т.д.). В любом случае стимул не выступает самостоятельной субстанцией. Он связан с функциями других субстанций. Роль стимула в управлении – побудить человека либо коллектив к определенного рода активности. Стимул является «провокацией» активности, а ее последствия являются предметом управления и координации в социальных системах. В этом отношении роль стимулов в управлении должна рассматриваться как один из ведущих элементов его механизма.

Понятия процесса мотивации и стимулирования используются в управлении либо в качестве синонимов, либо как вспомогательные средства управленческой деятельности. Однако такой подход является поверхностным, так как он не обнаруживает природу указанных факторов управления.

В процессе стимулирования мотивация выступает в качестве воздействия на сознание субъекта управления в целях формирования образа (способа) деятельности, который соответствует целям управления. Формирование осознанной мотивации деятельности служит «внешним» условием эффективного применения стимулирования. Нередко стимулирование рассматривается как материальное или моральное поощрение за отличие, которое было проявлено при выполнении какого-либо задания, но это слишком ограниченный подход к содержанию и роли этого процесса. Стимулирование должно носить упреждающий характер, обеспечивая весь процесс управления в его наиболее оптимальной форме.

На практике крайне редко обеспечивается идентичность целей принимаемых управленческих решений и реально достигаемых исполнителями результатов. Чаще всего имеются расхождения, вплоть до формирования противоречивых личных целей деятельности отдельных исполнителей. Это означает, что управленческие решения следует организовывать, координировать на разных этапах их исполнения, а сами действия и их результаты необходимо контролировать, учитывать, оценивать и быть готовым к их корректировке.

Организация деятельности это частьпрактического этапа процесса управления, заключающаяся в создании и осуществлении механизма исполнения принятого управленческого решения. Организация деятельности функциональных подуровней системы и согласования их действий происходит, как правило, в иерархически организованной системе управления. Ступенчатый характер управления обеспечивает его надежность, так как в случае нарушения работы одного из уровней системы управления оно компенсируется функционированием других уровней и не влечет прекращения работы системы в целом. Следует учитывать и то, что чем выше уровень управления, тем ответственнее и шире функции его структурных звеньев в части организации деятельности. Процесс управления нижестоящего уровня содержательнее, конкретнее, поскольку он осуществляет управление в деталях, а именно предметную деятельность исполнителей. В зависимости от объема решаемых задач, разные подуровни управления имеют свою специфику и способы организации и осуществления деятельности.

Процесс организации деятельности исполнителей непосредственно влияет на качество их работы. Непосредственное содержание этого процесса определяется сферой функционирования системы, целями деятельности системы, содержанием функций подсистемы и т.д. В наиболее общем виде организационная деятельность является конкретизацией теоретической модели исполнения управленческого решения. Она в своих проявлениях охватывает все работы и операции, выполняемые исполнителями.

Координация эточастьпрактического этапа процесса управления, заключающаяся в организации взаимодействия между руководителем и исполнителями, а также между исполнителями разных уровней системы. Она является неотъемлемой частью функционирования социальных систем и систем управления ими.

Координация действий исполнителей всех уровней системы выполняется, как правило, специально выделенной структурой (органом) системы управления. Для простых систем координационная деятельность входит в компетенцию руководителя самого высокого уровня. Координационные решения соответствующего органа либо руководителя должны быть всегда согласованы с ходом исполнения управленческого решения и всем процессом управления. Для процесса координации деятельности и решения отдельных задач по их месту и времени в процессе управления, по способам деятельности и формам осуществления, для прочих вопросов координации необходима информация осведомительного характера.

В общем виде координация состоит в сопоставлении информации о фактическом состоянии объекта управления с ходом реализации управленческого решения, а также внесением корректив в организационную деятельность в целях обеспечения согласованности исполнителей разных уровней управления и их структурных звеньев. В целом, координация должна быть согласована с контролем исполнения управленческого решения. Одновременно с этим она не должна подменять контроль.

Контроль и оценка – это частьпрактического этапа процесса управления, заключающаяся в определении и фиксации результатов деятельности исполнителей всех уровней системы, а также параметров изменения состояния объекта управления в среде его функционирования. Принятые управленческие решения, в том числе планы деятельности подуровней системы, являются теоретическими моделями процессов, которые непосредственно связаны с достижением цели. При этом субъективный фактор всегда присутствует как в управленческом решении, так и в процессе его реализации. Помимо этого, внешняя среда всегда вносит коррективы в функционирование системы. Это, как правило, приводит к получению результатов, несколько отличающихся от запланированных, что объективно предполагает необходимость своевременного выявления, а также оценки степени возможного отклонения. Последние могут возникнуть вследствие воздействий окружающей среды, человеческого фактора, изменения параметров функционирования системы. Однако такие обстоятельства еще не являются сигналом для акта волевого управления, так как большинство систем имеют собственный механизм саморегуляции, который приводит систему в надлежащее состояние. Следовательно, субъектом управления должны учитываться эти обстоятельства, так как дополнительные меры могут оказаться излишними, что в конечном итоге приведет к заорганизованности. В наиболее общем виде посредством контроля устанавливается соответствие деятельности системы принятому решению.

Внесение корректив – завершающая часть практического этапа управления, которая заключается во внесении определенных изменений в деятельность компонентов исполнительной подсистемы (процесс корректирования системы) либо в управленческое решение (процесс коррегирования решения).

Суть регулирования состоит в обеспечении минимизации отклонений конечных результатов деятельности во всех структурных звеньях и во всех подуровнях системы от заданных для них целей. В этой связи следует отметить, что практика социального управления – это явление сложное и повышение его эффективности остается актуальной задачей. Процесс его осуществления постоянно модифицируется, а сами цели деятельности в большинстве случаев предполагают идеальное состояние общественных отношений. Поэтому процесс корректирования является объективным атрибутом развития общества и самих социальных систем.

Среди факторов жизнедеятельности цели деятельности отдельной системы предполагают относительно продолжительный период функционирования, в течение которого постоянно вносятся коррективы в компоненты системы, в содержание деятельности, в процесс управления и отдельные управленческие решения. Одновременно процесс управления на определенном этапе внесения корректив как бы «замыкается», и его последующие этапы могут рассматриваться как модификации предшествующих аналогичных процессов. В теории управления подобные повторяющиеся модификации получили название управленческий цикл, который состоит в повторении для каждого очередного этапа развития общества и совершенствовании систем управления определенного перечня действий. Управленческий цикл является сущностью и содержанием процесса управления. Он отображает совершенствование целей жизнедеятельности системы, обусловлен сложностью задач на пути развития общественных отношений, а также уровнем развития самого управления.

В качестве специфического вида человеческой деятельности процесс управления характеризуется тремя основными аспектами (сторонами): содержательной, организационной и технологической.

Содержательная сторона характеризует функциональную направленность деятельности и состоит главным образом из целеполагания, принятия управленческого решения, стимулирования и т.д.

Организационная сторона характеризует способы, методы выполнения взаимосвязанных разновидностей управленческой деятельности, а именно методы выбора целей, методы принятия управленческих решений, методы стимулирования и т.д.

Технологическая сторона является конкретизацией установленного порядка выполнения отдельных управленческих функций, операций и процедур. Например: технология разработки управленческого решения, технология согласования управленческого решения, технология его принятия, технология доведения его до сведения исполнителей, технология контроля и т.п.

Таким образом, содержание процесса управления во многом определяется той областью функционирования системы, в которой он осуществляется. В связи с этим отдельные компоненты процесса управления могут обладать большей или меньшей значимостью, могут иметь более или менее сложное содержание, могут в той или иной степени быть предметом правовой регламентации механизма управления в целом.

В сфере правоохранительной деятельности процесс управления имеет свою специфику и одновременно сохраняет наиболее общие свойства – этапность, цикличность, содержательность процесса.


Глава 2
Категории социального управления

Процессу управления в каждой сфере общественной жизни присущи только ему свойственные особенности применения способов и средств воздействия на объект управления. Социальное управление неоднородно по содержанию, формам и методам управления. Одновременно с этим управление едино с точки зрения технологии, методов, арсенала средств и т.д. В этом отношении все виды социального управления (по сферам) едины. Меняется лишь «набор» методов, средств, их соотношений и т.д. В этой связи важно выделить общие и специфические признаки различных сфер социального управления.

· Государственное управление (управление делами государства) имеет пределы распространения в границах государственно-территориального образования. Субъектом его выступают органы государственной власти и управления в рамках своей компетенции. Организационно-управленческие функции этих органов распространяются на государственный сектор, связанный, прежде всего, с обеспечением законности и правопорядка, безопасности (внутренней и внешней), социального обеспечения, производства, оказания различных услуг, финансовой деятельности и т.д.

· Управление в негосударственной сфере производства и оказания услуг связано с конституционными принципами обеспечения коммерческой деятельности независимо от государственного управления. Свобода этого вида деятельности, осуществляемой в рамках закона, гарантирована на всей территории Российской Федерации. Ее субъекты осуществляют функции управления в различных секторах экономики, таких, как: кредитно-банковская деятельность, промышленное производство, оказание услуг населению и т.д.

· Управление в сфере деятельности органов местного самоуправления является одной из развивающихся сфер народовластия, которая реализуется независимо от государственного управления. Оно призвано регулировать отношения в области муниципальной собственности, транспорта и коммуникаций местного значения, благоустройства территорий и т.д. Территориальные границы деятельности органов местного самоуправления соответствуют границам административно-территориальных образований.

· Управление в сфере деятельности общественных движений и образований выступает в качестве основы демократического общества. Деятельность общественных объединений, в соответствии с конституционными принципами, осуществляется на основе свободы мысли и слова, равенства всех объединений перед законом. Реализация этих принципов не должна быть направлена на подрыв конституционных основ государства. Субъекты управления в этой сфере имеет разную направленность деятельности. В частности, это – политика, культура, спорт, социальная помощь населению и т.д. Границы сферы деятельности определяются целями объединений, зафиксированными в их уставах или других учредительных документах.

· Управление в сфере духовной жизни общества связано с деятельностью учреждений в области воспитания и образования, средств информации, деятельностью религиозных конфессий и некоторых других. Субъекты этой сферы осуществляют деятельность в соответствии с законодательством, основой которого являются конституционные принципы равенства прав и свобод человека и гражданина, запрет на любые ограничения прав, свободный доступ к информации, свобода вероисповедания, независимость церкви от государства и пр. Особенностью управления в сфере духовной жизни человека является то, что она затрагивает интересы государства в части воспитания человека и гражданина. Соответственно, в этой сфере функционируют органы государственного управления (министерства культуры, образования и их структуры), а также органы координации деятельности с негосударственными структурами (комитеты и комиссии при органах власти).

В любой из перечисленных сфер социального управления следует выделять и отдельные направления деятельности. Например, правоохранительная деятельность является относительно самостоятельным направлением в сфере государственного управления. При этом каждое направление социального управления имеет как общие, так и частные принципы управления.

Принципы – это одно из ключевых понятий науки управления. В широком смысле под этим понятием понимаются основополагающие идеи какой-нибудь теории, учения, науки; мировоззрение; руководящие положения, установки в какой-нибудь деятельности. Принципы любой сферы социального управления в наиболее общем виде отражают сущность управления и механизма его воплощения.

Основой принципов являются законы и система ценностей, действующих в обществе, которые существуют независимо от сознания и воли людей и их целенаправленной деятельности. Познание этих законов осуществляется посредством изучения форм их проявления в процессе развития социально-экономических отношений.

Законы и принципы имеют разную природу, они не тождественны по форме проявления. Законы непосредственно реализуются в развитии общества, а принципы, в силу своей субъективности, не могут рассматриваться как прямое следствие объективных законов. Под законом обычно понимают устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между явлениями, определяющие объективные условия существования и развития данного социального феномена. Диалектика выделяет три основных закона развития мира: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицаний. Познавая законы и формулируя принципы, человек осуществляет сознательную целенаправленную деятельность. В процессе этой деятельности он формулирует принципы. В частности, в настоящее время в социальной практике выделены: принципы политического руководства, принципы организационной деятельности, принципы научной деятельности, принципы воспитания и т.д.

Принципы управления, в том числе управления в органах внутренних дел, представляют собой проявление объективных законов в субъективной форме общественного сознания. Они отражают закономерности и отношения общественно-политической природы и содержания. Выявление и обоснование принципов управления должно соответствовать определенным требованиям:

· отражение главных, объективно необходимых проявлений управления;

· характеристика устойчивых отношений и связей;

· охват отношений и взаимосвязей, присущих управлению как целостному явлению;

· отражение специфики и различий видов управления.

Познание принципов управления является основой для разработки теории управления в конкретной отрасли деятельности. Оно позволяет не только уточнить область правового регулирования этой деятельности, но и организовать на научной основе процесс управления, а также выбрать средства для его осуществления. При этом следует иметь в виду, что выделение принципов управления возможно только в результате действия самого механизма управления, ибо принципы – не исходный пункт познания, а его закономерный результат.

Подразделение принципов управления по их отраслевой принадлежности способствует их различению даже в смежных областях деятельности. Закономерности, проявляющиеся в сфере деятельности органов внутренних дел, будут частным случаем по отношению к более сложной системе правоохранительных органов, а выделяемые для этих систем управления принципы будут отражать лишь некоторый аспект закономерностей государственного управления. Соответственно следует разделять уровни действия принципов управления.

В управленческой деятельности, в том числе и в правоохранительной сфере, необходимо выделить три уровня действия принципов управления.

1. Общественно-политические принципы управления в наиболее общем виде согласуются с Всеобщей декларацией прав человека. В настоящее время эта группа принципов, как отражение закономерностей развития нашего государства, закреплена в Конституции Российской Федерации. К числу общественно-политических принципов, которые распространяются на деятельность органов внутренних дел, относятся:

· Принцип демократизма. Он раскрывается в положении о том, что народ является единственным источником власти, и реализуется эта власть как в непосредственном волеизъявлении, так и через его представительные органы.

· Принцип равноправия. Этот принцип проявляется в том, что граждане обладают широкими и равными правами и свободами, в том числе правом участия в управлении делами государства.

· Принцип защиты прав и свобод человека и гражданина является приоритетным по отношению ко всем остальным социальным ценностям. Права и свободы человека в обществе определяют его взаимосвязь с государством, защиту его интересов, определенные обязательства государства по отношению к человеку, а также систему юридических гарантий его прав и свобод.

· Принцип социальной ориентации государственного управления означает подчинение государственного управления интересам социальной политики. В своей политике государство не может поглощать интересы человека и подчинять их интересам органов власти.

· Принцип разделения властей обеспечивает создание гарантий гражданских прав и свобод, а также законности от произвола. В основе этого лежит разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей.

· Принцип деидеологизации государственной власти и управления запрещает устанавливать в качестве государственной или обязательной любую форму идеологии. Этот принцип гарантирует защиту общества и граждан от политического преследования за убеждения.

· Принцип соответствия законов на территории Российской Федерации общепризнанным нормам международного права устанавливает правовую систему, в которой принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью собственной правовой системы.

· Принцип свободы деятельности общественных объединений проявляется в отсутствии каких-либо дополнительных ограничений, кроме установленных законом, на создание общественных объединений граждан, выбор ими руководящих органов и решение прочих урегулированных законом отношений.

· Принцип законности свидетельствует о том, что функционирование и развитие механизма управления определяются нормами права и состоят в практической реализации законов.

· Принцип гуманизма характеризует направленность деятельности на решение стоящих задач средствами и методами, обеспечивающими уважение прав и свобод человека и гражданина.

· Принцип гласности устанавливает открытость деятельности, которая обеспечивает каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

2. Организационные принципы управления отражают, с одной стороны, единство правил функционирования в системе правоохранительных органов; с другой стороны – специфику организации механизма управления в органах внутренних дел. К их числу можно отнести следующие:

· Принцип взаимодействия с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Этот принцип непосредственно связан с функциональной стороной деятельности органов внутренних дел, которые призваны решать задачи охраны правопорядка и борьбы с преступностью. Их решение без должного взаимодействия с другими органами власти и управления, общественными организациями и гражданами невозможно.

· Принцип дифференциации и фиксации функций и полномочий состоит в том, что все основные направления деятельности должны быть регламентированы и зафиксированы в правовой форме по предмету, содержанию, объему и способу осуществления.

· Принцип ответственности должностных лиц и органов предполагает распределение их компетенции в структуре управления. В соответствии с этим принципом фиксируется и ответственность отдельных органов, их структурных звеньев, руководителей, должностных лиц, а также полномочий (обязанностей) конкретных сотрудников.

· Принцип сочетания территориальных и отраслевых начал формирует специфику деятельности органов внутренних дел исходя из отдельных уровней управления, территорий, а также отдельных подсистем.

· Принцип сочетания линейных и функциональных начал является исходным для создания такой структуры управления, которая наиболее рационально учитывает многоцелевой характер деятельности органов внутренних дел.

· Принцип сочетания коллегиальности с единоначалием устанавливает определенное соотношение прав и обязанностей субъектов управления в структуре управления при осуществлении их полномочий.

· Принцип мобильности отражает специфику деятельности и проявляется в постоянной готовности всех структур и подуровней к реагированию на информацию о различных происшествиях и преступлениях.

· Принцип автономности управления также отражает специфику деятельности органов внутренних дел и проявляется в их способности самостоятельно решать целый ряд задач организационно-управленческого характера (организация охраны общественного порядка, подбор кадров и т.д.).

В числе организационных принципов управления органами внутренних дел выделяют также мотивацию, цикличность, рациональное соотношение целей и ресурсов, иерархичность и некоторые другие. Однако они отражают не закономерности, а свойства процесса управления.

3. Принципы предметной управленческой деятельности. Многоэлементность управленческой деятельности дает основания для разделения всей совокупности соответствующих принципов на общие (присущие всем проявлениям государственно-управленческой деятельности) и специальные (абстрагированные из ее отдельных направлений). Чаще всего выделяют такие общие принципы, как целеустремленность, конкретизация управленческой деятельности, организованность, личная ответственность каждого за конечный результат, актуальность, объективность, системный подход и другие.

Предметная управленческая деятельность в органах внутренних дел объединяет в себе организационные начала всех форм и методов оперативно-служебной (специальной) деятельности и не может осуществляться без наличия общих исходных политических и организационных идей и правил. К этой группе принципов относятся:

· Принцип оперативности, который заключается в способности качественно и своевременно решать задачи различной степени сложности, с проявлением гибкости реагирования и комплексного использования сил и средств в быстро меняющейся обстановке.

· Принцип моделирования проявляется в заблаговременном определении развития оперативной обстановки и планировании всех основных направлений деятельности.

· Принцип точности является проявлением высокой нормативности управленческих решений, обязательности строгого выполнения распоряжений, однозначности (непротиворечивости) приказов, а также обязательности контроля над всеми сторонами деятельности.

· Принцип информативности заключается в обязательном информационном обеспечении всего процесса управления, а также в развитой системе информационных каналов связи между всеми субъектами и объектами управления.

· Принцип защищенности отражает наличие системы правовых, организационных и технических средств защиты процессов управления, а также информации, циркулирующей в структуре органов внутренних дел.

· Принцип сочетания непрерывности и дискретности свойствен всем основным направлениям управленческой деятельности и проявляется, во-первых, в постоянном (круглосуточном) обеспечении управления; а во-вторых, в строго установленной периодичности (цикличности) отдельных процедур управления (учет сведений, сбор информации, ее анализ и т.д.).

· Принцип обеспечения постоянной служебно-боевой готовности является основным правилом, требованием и критерием оценки эффективности управления в органах внутренних дел. На обеспечение готовности к решению задач, возлагаемых на органы внутренних дел, направлена вся система принципов управления.

Всю совокупность принципов следует рассматривать как систему основных руководящих идей и правил, обеспечивающих целенаправленное функционирование органов внутренних дел в системе органов государственной власти. Обладая высокой степенью нормативности, система принципов в этой сфере находит выражение в законодательстве и иных подзаконных актах, регулирующих деятельность.

Выраженные в правовой форме принципы становятся руководящими правилами, обязательными для воплощения в правоохранительной деятельности. Одновременно с этим, являясь идеями, сформулированными в результате субъективного восприятия процессов общественного развития, принципы управления изменяются во времени, так как не являются стабильной субстанцией. Принципы обладают некоторым периодом «жизнедеятельности», и выделение новых принципов, которые соответствуют данному этапу развития общественных отношений, способствует совершенствованию механизма управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 3843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.