Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научная организация управленческого труда




Научная организация труда в органах внутренних дел – это деятельность, призванная обеспечить эффективное решение поставленных задач на основе применения достижений науки и передового опыта при строгом соблюдении правовых норм.

Научная организация труда в деятельности органов внутренних дел основывается на использовании более совершенных методов оперативно-служебной деятельности и внедрении достижений современной техники. На повышение эффективности деятельности существенно влияют такие аспекты, как создание современных условий труда, совершенствование стиля и методов руководства, научно организованный отбор кадров и стимулирования их деятельности. В целом научная организация труда создает условия для формирования форм и методов деятельности органов внутренних дел, отвечающих требованиям времени.

Основными задачами научной организации труда в правоохранительной деятельности являются:

Экономические задачи, предполагающие экономию материальных и финансовых ресурсов, а также экономию рабочего времени, психофизиологических ресурсов человека и его трудозатрат на конкретных участках деятельности;

Психофизиологические задачи, связанные с созданием благоприятных условий работы, поддержанием оптимальных параметров рабочей среды, а также с обеспечением здоровья и высокой работоспособности;

Социальные задачи, заключающиеся в создании условий для профессионального роста, получения образования, всестороннего и гармоничного развития личности, повышения содержательности и привлекательности труда, для служебного роста, а также воспитании добросовестного отношения к служебным обязанностям;

Правовые задачи, обладающие особой значимостью и специфическим содержанием. С одной стороны, научная организация труда в правоохранительной деятельности должна полностью соответствовать законодательству. С другой стороны, инновационные процессы обусловлены закономерностями развития общества, что объективно предполагает необходимость совершенствования законодательства из их содержания и проявления.

Решение задач научной организации труда непосредственно связано с применением различных форм и методов внедрения нововведений. Нарушение порядка их использования обычно приводит к трудно предсказуемым последствиям. В практике органов внутренних дел примером подобного нарушения стало бесконтрольное внедрение импортных персональных компьютеров, что привело к бессистемному формированию в горрайлинорганах электронных баз данных, выполненных в разных форматах и на основе различного программного обеспечения. По существу, при этом была нарушена форма внедрения современной технологии.

Принципы научной организации труда в органах внутренних дел могут рассматриваться во взаимосвязи с принципами правоохранительной деятельности (законность, гласность, уважение прав человека и другие). К числу принципов НОТ можно отнести следующие.

· Приоритет прав человека над иными целями совершенствования деятельности органов внутренних дел. Данный принцип предполагает, что в этой деятельности возможна только та новация, которая соответствует общепринятым нормам уважения и защиты прав человека и гражданина.

· Верховенство закона над технологичностью нововведения. Для правоохранительной деятельности более важна не материальная выгода, полученная от новшества, а его соответствие требованиям закона, которыми регламентирован этот вид деятельности.

· Единство общесистемных средств и методов правоохранительной деятельности. Этот принцип означает, что нововведение не может быть прерогативой одного структурного звена в системе МВД России.

· Разделение компетенции между разработчиком нововведения и заказчиком научной продукции (например, между научной организацией и МВД России), которое основано на договорной форме правовых отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

· Ответственность за последствия применения нововведения является обязательным его компонентом, поэтому новации в органах внутренних дел должны проходить предварительную апробацию.

· Гласность форм и средств научной организации труда. Этот принцип заключается в том, что, с одной стороны, правоохранительная деятельность открыта для общественного контроля и обсуждения, а с другой – гласность способствует исключению любого рода непоследовательности, случайности нововведения в правоохранительной деятельности.

· Преемственность форм и методов научной организации труда предполагает последовательное совершенствование правоохранительной деятельности с учетом ранее внедренных новаций.

Инновационный процесс как системное явление в зависимости от сферы применения нововведений имеет свои специфические особенности. Так, по форме внедрения нововведения, отвечающие принципам правоохранительной деятельности, существенно отличаются от нововведений в других сферах человеческой деятельности. В правоохранительной сфере инновационный процесс выражается в содержании трех основных этапов внедрения новшеств.

1. Поиск новации. Он связан с функционированием инновационной сферы – системы взаимодействия научных и исследовательских центров, заказчиков и развитой инфраструктуры (системы обмена информацией). На этом этапе проводятся фундаментальные теоретические исследования, а также изучение практического опыта. Для правоохранительной деятельности ведущим условием этого этапа является государственная поддержка научно-исследовательской деятельности. Только при этом условии исходная идея приобретает определенную форму в виде научной концепции, теоретической модели, проекта решения. Таким образом, на первом этапе происходит разделение функций субъектов инновационного процесса.

В деятельности органов внутренних дел идеологами этого процесса выступают научные и учебные центры Министерства внутренних дел России, а также иные научно-исследовательские учреждения, призваные разрабатывать те или иные ее проблемы. Организатором и инвестором этого процесса является государство, которое разрабатывает и обеспечивает инновационную политику, в том числе создает ее правовую основу, формирует источники финансирования, разрабатывает стратегию исследовательской деятельности, способствует формированию инновационной инфраструктуры в целом. Заказчиком и потребителем инновационных разработок для органов внутренних дел является Министерство внутренних дел России.

2. Проработка прикладного значения инновации в исследовательских центрах. На этом этапе проводится значительный объем аналитической работы, посредством чего происходит осознание потребности в изменениях, ломка стереотипов, переоценка прошлого опыта и т.д. Осознание необходимости изменений происходит не только в связи с появлением новшества, но и на основе оценки функционирования системы. Получаемая при этом контрольная информация обладает сигнализирующей функцией. Сигнализирующие индикаторы указывают, что традиционные формы и методы деятельности не достигают желаемого результата. В правоохранительной деятельности такими индикаторами могут являться:

· систематические нарушения функций элементов системы;

· неясность целей и как следствие – снижение эффективности;

· ослабление мотивации деятельности и текучесть кадров;

· высокая нагрузка на исполнителей;

· конфликты между уровнями управления и некоторые другие.

Завершается данный этапобоснованием необходимости внедрения новации и оценкой ее возможной эффективности.

3. Практическое освоение нововведения. На этом этапе в качестве основной проблемы выделяют преодоление инерции системы и негативной реакции на возможные изменения. Инерционное сопротивление – это объективная реакция системы на новшество. Людям трудно отказаться от привычных форм и методов работы. Помимо этого, новация может повлечь необходимость переобучения, изменения функциональных обязанностей, служебных отношений и даже социального статуса работников.

Практика показывает, что между процессом внедрения новой формы организации труда и традиционным функционированием системы существует противоречие. Так, стабильность целей, структуры, информационных связей обеспечивает определенной эффективности функционирования системы. В свою очередь, всякое нововведение сбивает такой ритм функционирования. Инноватика предполагает такие формы внедрения новшеств, которые снижают порог данного противоречия путем соблюдения темпов и последовательности внедрения научной организации труда. Только в результате соблюдения определенных форм инновационного процесса система может сохранить устойчивость своего функционирования. Форма внедрения инновации должна находиться в соответствии с задачей, которую она призвана решать в деятельности органов внутренних дел.

Направлениями научной организации труда в деятельности органов внутренних дел являются:

1. Разделение и кооперация труда. Разделение труда связано с функциями структурных подразделений, отдельных сотрудников и обусловлено разными задачами органов внутренних дел. Понятие «кооперация» чаще используется в значении взаимодействия, поскольку для выполнения какой-либо работы часто прибегают к знаниям и опыту различных специалистов. При выборе форм разделения труда и кооперации необходимо учитывать их разумные пределы, а также управленческие, правовые, социальные, технологические, психологические, физиологические и другие аспекты деятельности. Чрезмерная специализация отдельных элементов системы может привести к неоправданному усложнению процесса управления и снижению его эффективности. Кроме того, излишняя кооперация труда может вызвать инертность отдельных участников взаимодействия, а также «перекладывание» ответственности друг на друга.

2. Рационализация трудовых процессов, внедрение передовых приемов и методов труда. Рационализация правоохранительной деятельности и ее методов имеет свои направления. Во-первых, развиваются организационно-правовые формы оперативно-служебной деятельности, что связано с совершенствованием законодательства и внедрением передового опыта. Во-вторых, научно-технический прогресс предлагает для оперативно-служебной деятельности все более совершенные образцы и модели технических средств, которые позволяют более эффективно решать поставленные перед органами внутренних дел задачи.

3. Совершенствование нормирования труда. Нормирование труда сотрудников органов внутренних дел имеет несколько аспектов:

· нормирование продолжительности рабочего времени;

· нормирование штатной численности, а также вооружения;

· нормирование денежного содержания сотрудника;

· нормирование вещевого довольствия и продовольственного пайка;

· нормирование должностных обязанностей; нормирование рабочего дня и другие.

Основные параметры нормативов установлены правовыми актами для горрайлинорганов, для структурных подразделений, для категорий должностей и специальных званий. Такие нормы удобны для аппарата управления, но не всегда удовлетворяют потребности сотрудника. Так, труд практического работника порой по продолжительности рабочего дня оказывается не нормированным, не во всех случаях он оказывается обеспечен средствами связи и транспорта, не во всех службах соответствуют нормам состояние служебных помещений и размещение в них сотрудников. Отсутствуют также и нормативы для многих трудовых операций в правоохранительной деятельности. Для отдельных категорий должностей не разработаны даже квалификационные нормативы. Эти проблемы указывают на существование нерешенных вопросов по нормированию труда.

4. Оптимизация методов стимулирования. В органах внутренних дел существует система мер стимулирования труда:

· дисциплинарное стимулирование,

· материальное стимулирование,

· моральное стимулирование.

Практика свидетельствует о недооценке роли стимулирования в организационно-управленческой деятельности. Стимулирование нередко отождествляют с мотивацией, либо эффективность стимулирования рассматривается соразмерно денежному выражению. Между тем механизмы стимулирования для каждого его вида разнообразны. При этом следует иметь в виду, что главным принципом их использования является комплексный подход.

5. Обеспечение условий труда. Эффективность труда во многом зависит от условий, в которых труд осуществляется. В целях надлежащего обеспечения условий труда необходимо учитывать многие обстоятельства:

· площадь рабочих помещений,

· температурный режим,

· освещение,

· уровень шума,

· бытовой и психологический комфорт и др.

Условия работы сотрудника создают предпосылки для качественного труда, экономят психофизиологические ресурсы человека, обеспечивают здоровье и продолжительную трудоспособность. Решение задач по должному обеспечению условий труда в органах внутренних дел связано, прежде всего, с необходимостью разработки типовых проектов зданий и служебных помещений, а также их оснащению, исходя из современных требований.

6. Рациональное использование рабочего времени. В науке его выделяют как самостоятельное направление научной организации труда, что не вполне верно, поскольку это направление подчинено нормированию труда и трудовых операций. Одновременно с этим организация рабочего времени для отдельных категорий сотрудников может быть индивидуальным актом управления, который связан с понятием «самоуправление». При таком подходе самоуправление следует рассматривать как навык организации собственного труда, в основе которого лежат определенные нормативы. Они задают общие рамки бюджета рабочего времени, а его рациональное использование позволяет свести к минимуму потери времени и полностью выполнить заданный объем работы. Основными методами самоуправления являются:

· анализ обязанностей по степени первоочередности,

· личное (индивидуальное) планирование рабочего времени,

· самоконтроль.

В деятельности руководящего состава, а также иных категорий сотрудников органов внутренних дел самоуправление служит надежным средством утверждения деловых качеств и служебного роста. Помимо самоуправления, важную роль играют и общеорганизационные меры, направленные на рациональное использование рабочего времени сотрудников.

7. Укрепление дисциплины труда и развитие творческой активности его участников. В органах внутренних дел дисциплина труда регламентирована законодательством. Она обусловлена военизированным характером служебных отношений на основе субординации должностей и специальных званий. Основным направлением укрепления трудовой дисциплины в органах внутренних дел является требовательность руководителей к соблюдению всеми сотрудниками уставных отношений и этики служебных отношений. В настоящее время служебная дисциплина связывается не только с формальной стороной служебных отношений, но и с результатами деятельности сотрудников. Оценка руководителем индивидуального вклада каждого из сотрудников в работу коллектива позволяет выделить наиболее исполнительных, то есть наиболее полно соблюдающих должностные обязанности и дисциплину труда.

Таким образом, научная организация труда в органах внутренних дел является необходимым условием повышения эффективности их деятельности. Научная организация труда должна полностью соответствовать законодательству, регулирующему деятельность органов внутренних дел. Разработка и внедрение научных форм организации труда осуществляется в инновационном процессе – целенаправленном совершенствовании деятельности органов внутренних дел. По отношению к целям и задачам правоохранительной деятельности инновационный процесс всегда вторичен.

Современный процесс управления практически в любой сфере деятельности основан на внедрении достижений науки и практики в трудовой процесс. Научная организация управленческого труда (НОУТ) основана на передовом опыте управления и неразрывно связана с совершенствованием всего процесса управления, а не только рациональной организацией труда собственно руководителя. НОУТ является определенной разновидностью деятельности аппаратов управления, где научные рекомендации направлены на оптимизацию системы и структуры управления, функций управления и управленческих отношений, организацию труда руководителей и методов управления, информационного обеспечения управления и другие компоненты.

Для руководителей в специальной литературе по данному вопросу нередко предлагаются целые системы рекомендаций. Как правило, они основываются на богатом практическом опыте и затрагивают различные стороны осуществления руководства. Например, в целях приобретения навыка рационального использования своего рабочего времени руководителю рекомендуется регулярно ставить себе четыре вопроса:

1. Что я делаю из того, что вообще не должен делать?

2. Что я не делаю из того, что должен делать?

3. Что я делаю не так, вследствие чего возникает дополнительная работа у подчиненных?

4. Что я делаю из того, что должны делать подчиненные?

Многие из подобных рекомендаций содержат рациональное начало, но область их применения ограничена, так как они несут в себе всего лишь вспомогательную функцию, а не основное практическое руководство к действию. В настоящее время среди практических рекомендаций нет ни одной, которая позволяла бы руководителю перейти на качественно другой уровень организации процесса управления, ибо одних лишь практических рекомендаций для НОУТ недостаточно.

В системе органов внутренних дел НОТ и НОУТ взаимосвязаны, поскольку являются продуктом научной деятельности, основываются на одних и тех же принципах и в равной мере подчинены задачам правоохранительной деятельности. Научные формы управленческой деятельности являются не столько практическими рекомендациями, сколько обязательными для применения правилами. В противном случае может быть нарушен принцип верховенства закона над технологичностью, а технология управления может стать самоцелью. В этой связи научно-исследовательская деятельность в органах внутренних дел осуществляется на основе требований законов и имеет своей целью выработку способов решения проблем, возникающих в процессе управления.

Особенностью многих управленческих инноваций является совершенствование нормативных правовых актов в сфере управления в целях создания и совершенствования собственно процесса управления. Это объективно предполагает необходимость тщательной теоретической разработки управленческой инновации и оценки возможного нового качественного состояния процесса управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 12564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.