Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теологический подход к изучению преступности




 

Преступность всегда оставалась в значительной мере феноменом загадоч­ным. Ее сущность нередко ускользает от исследователя. Бельгийский крими­нолог А. Принс по этому поводу заметил: «Среди тайн, которые нас окружают, существование зла на земле - одна из самых необъяснимых; все философские системы пытались проникнуть в нее и все учения о божественной справедли­вости пытались примирить усовершенствование с существованием зла».*

* Принс А. Защита общества и преобразования уголовного права. М., 1912. С.156-157.

 

Теологический подход к анализу преступности наиболее активно разраба­тывался в средние века такими теологами, как А. Августин, Ф. Аквинский и др. Как правило, теологические трактовки преступности связывали общест­венно опасное деяние с происками дьявола и были основой карательной практики религиозных судов.* В некоторых современных исламских государ­ствах практика шариатских (религиозных) судов является весьма устойчивой. Сегодня достаточно активно возрождается интерес к христианским теологи­ческим ученьям и в России,** а в отдельных ее регионах (Чечня) в конце XX в. активно функционировали шариатские суды и практиковались религиозные подходы к воздействию на преступность.

* См.: Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. М., 1997.

** См.: Мороз А. Мистические корни преступности // Русь державная. 1998.№ 7.

 

Исследуя теологическую модель преступника, А.М. Яковлев отмечал сле­дующие черты данного подхода: «Понятие преступного связывается с крайни­ми проявлениями зла, преступным считается посягательство на высшее доб­ро... Преступник же - непосредственное воплощение (персонификация) зла».* Анализируя мистические корни насильственной преступности, М.П. Клейме­нов делает следующие выводы: «Связь мистицизма с насилием прослеживает­ся исторически по двум направлениям: как поклонение демоническим культам и как богоборчество».**

* Яковлев A.M. Теория криминологии и социальная практика. М, 1985.С. 27.

** Клейменов М П. Мистические корни насильственной преступности // Социально-правовые проблемы борьбы с насилием. Омск, 1996. С. 41.


 

Интересную интерпретацию теологической концепции преступности приводит Ф.М. Достоевский: «Все эти ссылки в работы, а прежде с битьем, никого не исправляют, а главное, почти никакого преступника и не устраша­ют, и число преступлений не только не уменьшается, а чем далее, тем более нарастает. И выходит, что общество, таким образом, совсем не охранено, ибо хоть и отсекается вредный член механически и ссылается далеко, с глаз до­лой, но на его месте тотчас же появляется другой преступник, а может и два другие. Если что и охраняет общество в наше время и даже самого преступ­ника исправляет и в другого человека перерождает, то это опять-таки един­ственно лишь закон Христов, сказывающийся в сознании собственной сове­сти. Только осознав свою вину как сын Христова общества, то есть церкви, он сознает вину свою перед самим обществом».* Здесь же можно найти и ре­комендации по социальному переустройству - «надо, чтобы не церковь пе­рерождалась в государство, а, напротив, государство должно кончить тем, чтобы сподобиться стать единственно лишь церковью».**

* Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Поли. собр. соч. Т. 14. М„ 1976. С. 59-60. **Там же. С 58.

 

Основная криминологическая идея теологов: преступность - проявление зла. Преступление есть результат того, что человек либо отвернулся от бога (безверие), либо оказался во власти дьявола (сатанизм).

В мире существуют два полюса: плюс и минус, добро и зло, бог и антибог. Вокруг первого полюса группируются светлые личности (силы добра), вокруг второго - темные (силы зла). Абсолютное большинство людей занимают про­межуточное положение. В определенные периоды (золотой век) большая часть людей смещается к полюсу добра. Бывают и противоположные исторические эпохи (сумерки богов), когда словно темный ветер гонит людей к полюсу зла.

В человеке уживаются хорошие и плохие качества, его душа оказывается полем битвы добра со злом. Добрый — тот, кому удалось подавить в себе си­лы зла. Злой — тот, кто подавил в себе доброе начало.

От того, что подавляет в себе человек: добро или зло; сострадание или бессердечие; жадность, корыстолюбие, чревоугодие, гордыню или щедрость, бескорыстие, скромность - зависит, куда он движется: к богу или в противо­положную сторону.

«Сторонники и последователи зла и становятся преступниками, первым из которых был Каин. Издавна известны люди, которые служили злу как идее. Но за всю историю существования России не проявлялось в таких мас­штабах стремление служить идее зла, как сейчас, когда в стране организова­ны и действуют сотни сатанинских сект».*

* Клейменов М.П. Криминализация общества в России: культурологический аспект// Пре­ступность и культура. М, 1999 С 20.


 

Интересны размышления Л.Н. Толстого о природе социального зла. Пы­таясь понять, почему человек становится приверженцем зла, он последова­тельно анализирует его истоки: злые люди - дурное общественное устройст­во - насилие, которое поддерживает это дурное устройство - участие в насилии тех людей, которые сами страдают от него - отсутствие истинной религии в этих людях.*

* Толстой Л. Н. Дневники // Собр соч.:В 22 т. Т. 22. С. 136.


 

Идеи, вырабатываемые в рамках теологического подхода к анализу пре­ступности, достаточно сложны. Многие из них носят трансцендентный (не­доказуемый на уровне научных аргументов) характер. В то же время они от­крывают новую грань бытия, новую плоскость изучения криминальных явлений. Они могут быть положены в основу соответствующих научных ги­потез, имеют колоссальную мировоззренческую значимость. К числу таких идей относятся:

- преступность есть зло. Отрицание ее - добро;

- цель воздействия на преступность - движение общества к высшей спра­ведливости посредством разрешения противоречий между добром и злом;

- борьба с преступностью осенена богом. В приверженности идеалам до­бра - залог успеха (в то время как многие люди находятся во власти иллюзии:

чем больше жестокости в борьбе с преступностью, тем лучше). Идеализация принципа «зло в ответ на зло» превращает борцов со злом из поборников до­бра в приверженцев зла;

- добро онтологически (по сути бытия) сильнее зла - в этом источник оп­тимизма тех, кто борется с преступностью;

- религиозные меры воздействия на преступность имеют значительный антикриминогенный потенциал. Основные из них - проповедь, образец до­бропорядочности в деяниях и помыслах. С ними тесно связаны такие нетра­диционные меры воздействия на преступность, как молитва, медитация и т.п. Они привлекают внимание исследователей к биоэнергетическим аспектам преступности;

- акцент в разрушающем воздействии на преступность каждый должен делать, прежде всего, на самого себя (самосовершенствование).

Неправовые подходы к анализу преступности мы назвали нетрадиционными. Эти подходы не являются вполне отработанными. Они в значительной мере уязви­мы для критики. Однако их уязвимость - результат того, что те, кто разрабатывает эти подходы, пытаются постичь вещи настолько сложные, что наше мышление не всегда готово их охватить. Как бы то ни было, прикосновенность к этим идеям поз­воляет увидеть новые грани криминального феномена.

Каждый из рассматриваемых подходов к изучению преступности имеет свои сильные и слабые стороны. Наибольшая опасность для криминологии таится в аб­солютизации одной из граней криминального феномена. Это чревато формировани­ем плоской и однобокой криминологической теории. Не меньшая опасность таится и в механическом соединении разнородных подходов (эклектика). Здесь очень важ­но найти механизм корректной реализации принципа дополнительности. Задача криминологического поиска заключается в формировании единой непротиворечи­вой теории преступности, способной объективно отразить сложнейшую сущность криминально-криминогеной реальности.

 

Раздел II. ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ

 

Глава II. Личность преступника

 

Одним из принципиальных положений рос­сийского уголовного законодательства является субъективное вменение. Субъективное вменение основано на презумпции того, что у человека есть возможность выбора. И лишь в силу того, что он плохой, что у него есть дурные качества, субъект делает выбор в пользу преступления.

Соответственно схема анализа причин пре­ступления такова:

1) уяснение, какие плохие качества привели человека к преступлению;

2) изучение причин их образования и условий устойчивости;

3) исследование обстоятельств, позволивших им реализоваться в преступлении.

Первая группа предпосылок преступного по­ведения - личностные, субъективные детерми­нанты. Чтобы изучить их, необходимо исследо­вать личность того, кто совершает преступление. И лишь на этой основе становится возможным анализ объективных факторов преступности. Получив ответ на первый вопрос (какие отрицательные качества личности мо­гут обусловить преступление - что означает в криминологическом смысле термин «плохой человек»), мы можем приступить к поиску ответа на второй вопрос (почему человек становится плохим). Таким образом, исследованию причин преступности должен предшествовать анализ личности преступника.

Личность преступника - одна из главных криминологических проблем. Занимая центральное место в цепи криминологической причинности, лич­ность преступника является отправной точкой анализа причин преступного поведения и основным объектом профилактического воздействия в целях предупреждения преступлений. Она играет особую роль среди факторов пре­ступного поведения: в криминогенных качествах людей аккумулируются все отрицательные воздействия различных условий, обстоятельств и ситуаций, в которых они жили и воспитывались. Поэтому изучение личности человека, совершившего преступление, имеет существенное значение для ретроспек­тивного анализа объективных факторов преступного поведения (а при широ­ком рассмотрении этой проблемы, то есть при выделении типичных крими­ногенных качеств, можно проанализировать причины всей преступности в стране).

Помимо ретроспективного анализа отрицательных условий воспитания личности, то есть причин образования криминогенных качеств личности и условий их устойчивости, изучение личности преступника позволяет вскрыть и условия реализации данных криминогенных качеств в преступном поведе­нии, поскольку для того, чтобы потенциальная готовность совершить пре­ступление реализовалась в противоправных действиях, необходимы соответ­ствующие условия. Для проявления тех или иных отрицательных качеств нужны определенные криминогенные ситуации: условия, затрудняющие правомерное поведение и облегчающие преступное.

Воздействие на личность преступника и причины формирования ее отри­цательных качеств является важнейшим направлением разрушающего воз­действия на преступность. Формирование позитивных взглядов, убеждений и привычек, исправление криминогенных качеств личности, а также устране­ние причин и условий преступления - все эти меры охватываются указан­ным направлением работы по предупреждению преступлений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.