Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение причин и условий преступления на предварительном следствия




Методика выявления причин и условий преступления

 

Под методикой выявления причин и условий преступления обычно пони­мают некий алгоритм, определенную последовательность действий, выпол­нив которые, человек сможет получить информацию по следующим во­просам:


1) какие криминогенныекачества личности обусловили определенное преступление или правонарушение (либо могут привести к преступлению);

2) каковы причины их образования;

3) каковы условия их устойчивости;

4) какие обстоятельства затрудняют правомерное поведение;

5) какие обстоятельства делают возможным совершение преступления (в том числе препятствуют его пресечению).

Рассматриваемая методика показывает:

— во-первых, какую информацию надо добыть для криминологического анализа;

— во-вторых, как это сделать. Второй аспект методики охватывает:

— методы изучения личности;

— методы изучения условий ее формирования;

— методы изучения условий жизни человека.

Изучать причины и условия преступления можно в двух аспектах:

1) ретроспективно (анализ причин уже совершенного преступления);

2) перспективно - в целях прогноза: какие негативные обстоятельства могут привести к преступлению.

Исследованию причин и условий преступления предшествует выдвиже­ние соответствующих гипотез (версий). Для этого необходимо знать типич­ные причины и условия преступлений. Один из вариантов типичных, наибо­лее распространенных криминогенных обстоятельств оказывается реальной причиной или условием конкретного преступления.

 

 

Причины и условия преступления, наряду с личностью преступника, яв­ляются элементами предмета доказывания по уголовному делу. Соответст­венно данные о личности обвиняемого, причинах и условиях совершенного им преступления должны быть не просто исследованы, но соответствующим образом закреплены и доказаны.

Изучению личности и причин преступления, как правило, предшествует планирование. В плане расследования по уголовному делу один из разделов должен быть посвящен именно этим вопросам (как правило, в плане следст­вия это последний раздел).

Общий план расследования детализируется в планах проведения отдель­ных следственных действий. В этих планах также целесообразно отражать во­просы анализа личности преступника и причин преступления - если необхо­димость изучения этих вопросов заранее учитывается, то выяснение ихобычно не составляет труда и не занимает много времени.

Следователь должен четко уяснить, что от того, насколько полно и объек­тивно им будет изучена личность преступника, во многом зависит то, насколь­ко объективный и правосудный приговор вынесет суд - некоторые вопросы в ходе судебного заседания выяснить будет гораздо сложнее, а в отдельных слу­чаях и невозможно. Исследование причин и условий преступления и разработка адекватных мер реагирования на них с тем, чтобы предотвратить аналогичные преступ­ления в будущем, имеет не меньшую общественную значимость, чем розыск преступника и привлечение его к уголовной ответственности (а в отдельных случаях эффект этих мер в плане разрушающего воздействия на преступность даже выше, чем эффект осуждения человека, совершившего преступление). Поэтому совершенно неправильно рассматривать указанную деятельность как малозначительный аспект расследования и относиться к ней как к нико­му не нужной обременительной формальности.

Перечислить все вопросы, которые необходимо задать обвиняемому, что­бы вскрыть причины и условия преступления невозможно - многое здесь за­висит от конкретных обстоятельств уголовного дела. Основой для формулиро­вания вопросов является рассмотренный выше алгоритм. Следователь должен обращать внимание на поведение обвиняемого до и после допроса. В отдель­ных случаях мимика, реплики, жесты могут раскрыть ту или иную сторону его личности, они могут подсказать о чем следует спросить человека в ходе допро­са, чтобы зафиксировать в протоколе соответствующую информацию.

Допрос потерпевшего - важный источник информации о механизме со­вершения преступления. Иногда сам процесс совершения преступления рас­крывает личность человека более выпукло и ярко, нежели какая-либо иная информация о нем. Имело ли место проявление жестокости, цинизма в мо­мент совершения преступления, что говорил обвиняемый в тот момент, как вел себя (с точностью до деталей) и т.д. Например, в ходе одного из допросов потерпевший рассказал, что он просил избивавшего его преступника не на­носить ударов в живот, так как ему недавно сделали операцию. Услышав об этом преступник специально нанес в то место, где по словам потерпевшего был операционный шов, несколько ударов ногой. С точки зрения квалифи­кации, эта деталь могла показаться малозначительной, а для правильного на­значения наказания этот аспект является крайне важным.

Допрос свидетелей может быть посвящен выяснению тех же вопросов, о которых мы упоминали применительно к обвиняемому и потерпевшему -в зависимости от того, какой информацией владеет свидетель. Очень важно выяснять детали: как относился к людям, был ли он порядочным или непо­рядочным и в чем это выражалось, пользовался ли авторитетом и почему. Свидетеля можно попросить рассказать о каких-либо эпизодах (на его усмо­трение), которые могли бы ярко охарактеризовать личность обвиняемого. Очевидцам преступления следует задать те же вопросы, что и потерпевшему: о поведении обвиняемого в момент совершения преступления. Родителям, родственникам и учителям целесообразно задать вопросы о том, как рос и развивался обвиняемый, будучи ребенком и подростком, не отмечалось ли у него аномалий психики, не было ли странностей в поведении (при возникно­вении сомнений в психической полноценности необходимо в обязательном порядке назначать судебно-психиатрическую экспертизу).

Личность преступника, данные о причинах и условиях преступления мо­гут быть исследованы и в ходе иных следственных действий: очная ставка, следственный эксперимент, обыск и т.д. В ходе этих следственных действий важно иметь установку на выявление соответствующей информации - при та­ком подходе очень велика вероятность, что такая возможность представится.

Имея установку на изучение личности обвиняемого и исследование причин и условий преступления, следователь обречен на выявление ценнейшей крими­нологической информации, которая при адекватной реализации ее может спо­собствовать эффективному разрушающему воздействию на преступность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.