Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По дисциплине. «русский язык и культура речи»




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

«Русский язык и культура речи»

Магнитогорск

2011

УДК 811.161.1+378.147
ББК Ш141.12–923.4

Д69

 

 

Дорфман Т.В., Чернова О.Е.

Д69 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» / Т.В. Дорфман, О.Е. Чернова. – Магнитогорск: МаГУ, 2011. – 240 с.

 

УДК 811.161.1+378.147
ББК Ш141.12–923.4

 

 

© Дорфман Т.В., Чернова О.Е., 2011
© Магнитогорский государственный
университет, 2011

Содержание

 

Предисловие……………………………………………………………………….………………...3

Раздел I. Выписка из Государственного образовательного стандарта……..……………………3

Раздел II. Рабочая программа курса……………………………………………………..…….…...3

Раздел III. Методические материалы…………………………………………………….……….3

1. Теоретические материалы к курсу «Русский язык и культура речи»…………………...…..3

Дидактическая единица 1. Стилистика…………………………………………………………..3

§1. Функциональные стили современного русского языка……………………………………..3

§2 Научный стиль речи: стилевые и жанровые особенности…………………………………..3

§3 Официально-деловой стиль: стилевые и жанровые особенности…………………………..3

§4 Публицистический стиль: стилевые и жанровые особенности……………………………..3

§5 Разговорный стиль: стилевые и жанровые особенности………………………………….....3

§6 Художественный стиль: стилевые и жанровые особенности…………………………...…..3

Дидактическая единица 2. Риторика………………………………………………………….….3

§7. Риторика как наука…………………………………………………………………………….3

§8. Публичная речь: понятие, композиция, аргументация…………………..……………….…3

§9. Выразительные средства языка……………………………………………………………….3

§10. Оратор и его аудитория…………………………………………………………………..….3

Дидактическая единица 3. Деловой русский язык……………………………………………....3

§11. Основные виды деловых и коммерческих документов…………………………………....3

§12. Служебно-деловое общение…………………………………………………………………3

§13. Реклама в деловой речи……………………………………………………………………...3

Дидактическая единица 4. Культура речи ……………………………………………………….3

§14. Культура речи как наука.
Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи…………...3

§15. Речевое общение и речевое взаимодействие…………………………………………….....3

§16. Язык и речь. Устная и письменная разновидности литературного языка………………..3

§17. Орфоэпические нормы современного русского языка………………………………...…..3

§18. Акцентологические нормы современного русского языка………………………………..3

§19. Словообразовательные нормы современного русского языка…………………………....3

§20. Морфологические нормы современного русского языка……………………………….....3

§21. Синтаксические нормы современного русского языка………………………………..…3

§22. Лексические нормы современного русского языка………………………………………3

§23. Орфографические нормы русского литературного языка………………………………..3

§24. Пунктуационные нормы русского литературного языка………………………………...3

§25. Лингвистические словари русского языка………………………………………………...3

2. Планы практических занятий…………………………………………………………………3

План практического занятия по теме
«Функциональные стили современного русского языка. Научный стиль»…………………..3

План практического занятия по теме «Официально-деловой и публицистический стили»...3

План практического занятия по теме «Риторика как наука. Публичное выступление»…….3

План практического занятия по теме «Композиция публичной речи»………………………3

План практического занятия по теме «Аргументация публичного выступления»………….3

План практического занятия по теме «Деловая и коммерческая документация.
Языковые формулы официальных документов»…………………………………………….…3

План практического занятия по теме «Личные, распорядительные, административно-организационные и информационно-справочные документы»…………………………….…3

План практического занятия по теме «Служебно-деловое общение.
Деловой этикет. Реклама в деловой речи»…………………………………………………...…3

План практического занятия по теме «Культура речи как наука»……………………………3

План практического занятия по теме «Речевое взаимодействие»………………………….…3

План практического занятия по теме «Языковая норма»…………………………………...…3

План практического занятия по теме
«Орфоэпические нормы современного русского языка»……………………………………...3

План практического занятия по теме
«Акцентологические нормы современного русского языка»…………………………………3

План практического занятия по теме
«Морфологические нормы существительного, прилагательного и числительного»…..……3

План практического занятия по теме
«Морфологические нормы глагола, причастия, деепричастия»………………………………3

План практических занятий по теме
«Синтаксические нормы современного русского языка»……………………………………..3

План практического занятия по теме
«Лексические нормы современного русского языка»…………………………………………3

3. Методические рекомендации………………………………………………………………....3

Раздел IV. Материалы по контролю знаний……………………………………………………3

1. Упражнения для самостоятельной работы…………………………………………………..3

Дидактическая единица 1. Стилистика………………………………………………………....3

Дидактическая единица 2. Риторика……………………………………………………............3

Дидактическая единица 3. Деловой русский язык……………………………………………..3

Дидактическая единица 4. Культура речи ……………………………………………………...3

2. Контрольно-измерительные материалы……………………………………………………...3

Дидактическая единица 1. Стилистика………………………………………………………....3

Проверочный тест № 1. «Функциональные стили современного русского языка»…………3

Дидактическая единица 2. Риторика…………………………………………………………....3

Проверочный тест № 2. «Риторика как наука»……………………………………………...…3

Проверочный тест № 3. «Виды красноречия»………………………………………………….3

Проверочный тест № 4. «Публичная речь»…………………………………………………….3

Проверочный тест № 5. «Способы связи предложений в тексте»……………………………3

Проверочный тест № 6. «Способы изложения материала в тексте»……………………….…3

Проверочный тест № 7. «Выразительные средства языка»…………………………………...3

Проверочный тест № 8. «Оратор и его аудитория»……………………………………………3

Дидактическая единица 3. Деловой русский язык……………………………………………..3

Проверочный тест № 9. «Основные виды деловых и коммерческих документов»………....3

Проверочный тест № 10. «Служебно-деловое общение. Деловые переговоры»…………....3

Проверочный тест № 11. «Служебно-деловое общение. Презентация»……………………...3

Проверочный тест № 12. «Служебно-деловое общение. Деловая беседа»…………………..3

Проверочный тест № 13. «Служебно-деловое общение. Телефонный разговор»…………...3

Проверочный тест № 14. «Реклама в деловой речи»…………………………………………..3

Дидактическая единица 4. Культура речи ……………………………………………………...3

Проверочный тест № 15. «Культура речи как наука»………………………………………….3

Проверочный тест № 16. «Речевое взаимодействие»………………………………………….3

Проверочный тест № 17. «Язык и речь.
Устная и письменная разновидности литературного языка»……………………….…………3

Проверочный тест № 18. «Орфоэпические нормы»………………………………………...…3

Проверочный тест № 19. «Акцентологические нормы»…………………………………….…3

Проверочный тест № 20. «Морфологические нормы имени существительного»…………...3

Проверочный тест № 21. «Морфологические нормы имени прилагательного»………….….3

Проверочный тест № 22. «Морфологические нормы имени числительного»………………3

Проверочный тест № 23.
«Морфологические нормы глаголов, причастий и деепричастий»………………………...…3

Проверочный тест № 24. «Синтаксические нормы»………………………………………...…3

Проверочный тест № 25. «Орфографические нормы»……………………………………...…3

Проверочный тест № 26. «Пунктуационные нормы»……………………………………….…3

Проверочный тест № 27. «Лексические нормы»………………………………………………3

Проверочный тест № 28. «Лингвистические словари русского языка»…………………...…3

3. Глоссарий………………………………………………………………………………..……..3

Предисловие

Данный учебно-методический комплекс (УМК) адресован студентам гуманитарных и технических факультетов, изучающих русский язык и культуру речи, и предназначен как для самостоятельного развития навыков грамотного письма и формирования теоретических знаний, так и для работы под непосредственным руководством преподавателя.

Основная цель УМК – способствовать глубокому осмыслению теоретического материала по русскому языку и культуре речи, его систематизации и закреплению. Кроме того, составители ставят перед собой и ряд задач прикладного характера:

1) помочь студентам овладеть нормами литературного языка;

2) сформировать навыки, которые должен иметь профессионал не только для успешной работы по своей специальности, но и для эффективной коммуникации в самых различных сферах − научной, политической, социально-государственной, юридически-правовой, бытовой;

3) повысить общекультурный уровень и речевую эрудицию.

Содержание учебно-методического комплекса определено Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Структура позволяет максимально полно усвоить четыре дидактические единицы: «стилистику», «риторику», «деловой русский язык», «культуру речи», – что необходимо при итоговом Интернет-тестировании. Теоретический и практический материал направлен на углубление знаний по изучаемой дисциплине, успешное применение их на практике, на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций.

Разделы «Выписка из Государственного образовательного стандарта» и «Рабочая программа курса» предоставляют возможность увидеть, какими знаниями и умениями необходимо овладеть в процессе изучения дисциплины, знакомят с рабочей программой, которая отражает цели, задачи и концепцию курса.

Содержание раздела «Методические материалы», включающее теоретический материал по курсу «Русский язык и культура речи», планы практических занятий и методические рекомендации, способствует овладению базовыми знаниями по изучаемой дисциплине.

Раздел «Материалы по контролю знаний», в котором размещены упражнения для самостоятельной работы, контрольно-измерительные материалы и глоссарий, позволяет выработать на конкретном речевом материале необходимые навыки и тем самым развить общекультурные и профессиональные компетенции.

Желаем успешной работы!

 


Раздел I. Выписка из Государственного образовательного стандарта

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.


Раздел II. Рабочая программа курса




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.