Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия успешного общения




Факторы, способствующие установлению благоприятного

климата речевого общения:

1. Признание плюрализма мнений, наличия многообразия точек зрения на проблемы современной жизни.

2. Предоставление каждому возможности высказать собственную точку зрения.

3. Предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции.

4. Осознание необходимости конструктивного диалога как решения жизненно важных проблем для той и другой стороны.

5. Определение общей платформы для дальнейшего взаимодействия и сотрудничества.

1. Потребность в коммуникативной заинтересованности.

2. Настроенность на мир собеседника.

3. Близость мировоззрений говорящего и слушающего;

4. Умение слушателя вникнуть в замысел говорящего, внешние обстоятельства (присутствие незнакомых лиц, физическое состояние);

5. Знание норм речевого этикета и др.

Рассмотрим такое условие, как умение слушать. Различают два вида слушания: нерефлексивное и рефлексивное.

1. Нерефлексивное слушание – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.

2. Рефлексивное слушание – активное вмешательство в речь, создание благоприятных условий общения, при которых можно помочь собеседнику выразить свои мысли и чувства.

Выделяют три основных приема рефлексивного слушания:

1) выяснение (постановка вопроса);

2) перефразирование;

3) отражение чувств.

Важно уметь выбирать тот вид слушания, который наиболее уместен в определенной ситуации. Необходимое условие эффективного слушания (если это не телефонный разговор) – это зрительный контакт между собеседниками. Нормы русского этикета требуют, чтобы говорящие смотрели друг на друга, причем внимательно и заинтересованно.

Мужской стиль слушания характеризуется ориентацией на логически обоснованные аргументы, на существенные аспекты и результаты, стремление видеть картину в целом, на оценку возможных (как позитивных, так и негативных) последствий слушания.

Женский стиль слушания характеризуется эмоциональностью восприятия в процессе коммуникации, реагированием на детали и частности, на чувства, эмоции, интуицию.

Следует учитывать важный фактор в общение – межличностное пространство (расстояние, на котором собеседники находятся по отношению друг к другу). Предел допустимого расстояния между собеседниками:

· межличностное расстояние (для разговора друзей) – 0,5-1,2 м;

· социальное расстояние (для неформальных социальных и деловых отношений) – 1,2-3,7 м;

· публичное расстояние – 3,7 м и более.

В речевом воздействии активно используют невербальные средства общения и жесты.

Невербальные средства общения – зрительно воспринимаемые движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке.

Жесты – движение рукой или другое телодвижение, обозначающее или сопровождающее речь.

Жесты эмоциональные – жесты, передающие разнообразные оттенки чувств. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимы. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

Жесты ритмические – жесты, связанные с ритмикой речи, подчеркивающие логическое ударение, замедление или ускорение речи, место пауз, то есть то, что передается при помощи интонации.

Жесты указательные – жесты, с помощью которых выделяют какой-то предмет из ряда однородных. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем, ногой, поворотом тела.

Жесты изобразительные – жесты, к которым прибегают, если не хватает слов, чтобы полностью передать представление, если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что всё адресат понимает), если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно. Следует учесть, что изобразительными жестами нельзя подменять язык слов.

Помимо эмоциональных жестов, есть условные жесты, или символические.

Жесты символические – жесты, которые характерны для типичных ситуаций и делятся на:

· жест интенсивности (рука сжимается в кулак);

· жест отказа, отрицания (отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед);

· жест противопоставления, антонимичности (кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»);

· жест разъединения, расподобления (ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны);

· жест объединения, сложения, суммы (пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук).

 

§16. Язык и речь.
Устная и письменная разновидности литературного языка

Язык – это форма отражения реальной действительности в сознании человека, которая выражается естественной, исторически сложившейся и развивающейся в человеческом обществе системой звуковых, лексических (словесных) и грамматических средств, предназначенных для общения (коммуникации).

Любой национальный язык неоднороден. Он представляет собой совокупность разнообразных форм: литературный язык, просторечие, диалекты, жаргоны.

I .Русский литературный язык сложился в результате взаимодействия русифицированного варианта древнего славянского литературного языка (церковно-славянского) и литературного языка, развившегося из живой русской народной речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.