Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При изучении темы 10 необходимо 1 страница




изучить учебный материал по:

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 539 с. [с. 267-301]

2. Кохтев, Н.Н. Риторика / Н.Н. Кохтев. – М., 1996. – 207 с. [с. 107-111]

3. Клюев, Е.В. Риторика: Инвенция. Диспозиция. Элокуция: уч. пособие для вузов / Е.В. Клюев. – М.: ПРИОР, 2001. – 272 с. [с. 82-136]

4. Михальская, А.К. Основы риторики: Мысль и слово / А.К. Михальская. – М.: Просвещение, 1996. – 416 с. [с. 279-290]

5. Риторика: учебное пособие / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 572 с. [с. 305-330]

6. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с. [с. 85-116]

7. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 106-109]

8. Русский язык и культура речи: практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 35-39]

9. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 173-180]

Особое внимание обратить на:

– специфику аргументации публичного выступления;

– структуру аргументации;

– классификацию аргументов и доводов;

– способы аргументации.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– дать определение понятиям «аргументация», «аргумент», «тезис», «демонстрация»;

– перечислить структурные элементы аргументации публичной речи;

– перечислить основные способы аргументации и дать определение каждому из них.

Тема 11. «Оратор и его аудитория. Речевой этикет в публичном выступлении»

Цель: изучить специфику аргументации в публичном выступлении.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· понятия «оратор», «этикет»;

· риторические позиции оратора в ходе выступления;

· правила техники речи;

· правила этики публичного выступления;

· эстетические составляющие ораторской речи;

· открытую и скрытую формы диалога;

· виды и техники слушания;

̶ уметь:

· эффективно использовать приемы привлечения внимания аудитории;

· эффективно использовать приемы поддержания внимания аудитории;

̶ обладать:

· знаниями по технике речи;

· знаниями по технике слушания;

· навыком эффективного и целенаправленного воздействия публичной речью.

При изучении темы 11 необходимо изучить учебный материал по:

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 539 с. [с. 220-229; 267-301]

2. Кохтев, Н.Н. Риторика / Н.Н. Кохтев. – М., 1996. – 207 с. [с. 127-133]

3. Михальская, А.К. Основы риторики: Мысль и слово / А.К. Михальская. – М.: Просвещение, 1996. – 416 с. [с. 66-79; 303-307]

4. Риторика: учебное пособие / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 572 с. [с. 221-246; 407-452; 489-531]

5. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с. [с. 85-148]

6. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 106-114]

7. Русский язык и культура речи: практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 35-39]

8. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 156-162]

Особое внимание обратить на:

– специфику аргументации публичного выступления;

– структуру аргументации;

– классификацию аргументов и доводов;

– способы аргументации.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– дать определение понятиям «аргументация», «аргумент», «тезис», «демонстрация»;

– перечислить структурные элементы аргументации публичной речи;

– перечислить основные способы аргументации и дать определение каждому из них.

Тема 12. «Полемика и дискуссия как жанры деловой риторики»

Цель: изучить специфику жанров деловой коммуникации.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· понятия «спор», «дискуссия», «полемика»;

· основные признаки спора;

· жанры спора;

· особенности стратегии и тактики спора;

̶ уметь:

· достигать поставленной цели в словесном состязании;

· конструктивно принимать решение в дискуссиях;

· корректно и доброжелательно выражать отношение к высказываниям оппонента (-ов);

̶ обладать:

· знаниями по логическому воздействию на оппонента;

· знаниями по психологическому воздействию на оппонента.

При изучении темы 12 необходимо изучить учебный материал по:

1. Риторика: учебное пособие / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 572 с. [с. 331-361]

2. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 116-122]

3. Русский язык и культура речи: практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 40-52]

Особое внимание обратить на:

– правила сильной аргументации в публичном выступлении;

– структуру аргументации;

– классификацию аргументов и доводов;

– способы аргументации.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– дать определение понятиям «аргументация», «аргумент», «тезис», «демонстрация»;

– перечислить структурные элементы аргументации публичной речи;

– перечислить основные способы аргументации и дать определение каждому из них.

Темы 13, 14. «Деловая и коммерческая документация. Языковые формулы официальных документов»

Цель: изучить стилевые и жанровые особенности деловой и коммерческой корреспонденции.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· виды деловых и коммерческих документов;

· особенности жанровой структуры деловых писем;

· особенности языка и стиля деловых писем;

̶ уметь:

· различать виды деловых и коммерческих документов;

· создавать тексты деловых и коммерческих документов, учитывая язык и стиль подобной документации;

̶ обладать:

· навыком создания текстов официально-делового стиля.

При изучении тем 13, 14 необходимо изучить учебный материал по:

1. Барышникова, Е.Н. Речевая культура молодого человека: учеб. пособие / Е.Н. Барышникова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс. – М.: Флинта, 2006. – 224 с. [с. 60-76]

2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 539 с. [с. 315-375]

3. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка: учебник / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 464 с. [с. 319-391]

4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. / Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др. – М.: Флинта, 2009. – 315 с. [с. 96-135; 251-269]

5. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с. [с. 57-84; 117-145]

6. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 435-466]

7. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 353-396]

8. Русский язык и культура речи: практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 124-170]

9. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 251 с. [с. 183-206]

10. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 81-138]

Особое внимание обратить на:

– классификацию деловых и коммерческих документов;

– жанровую структуру деловых писем;

– особенности языка и стиля деловой и коммерческой корреспонденции;

– правила оформления документов;

– интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– представить классификацию деловых и коммерческих документов;

– сформулировать основные правила речевого этикета в документе;

– назвать особенности жанровой структуры деловых писем;

– назвать особенности языка и стиля деловых писем.

Тема 15. «Личные, распорядительные, административно-организационные и информационно-справочные документы»

Цель: изучить стилевые и жанровые особенности личной, распорядительной, административно-организационной и информационно-справочной документации.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· особенности языка и стиля личных документов;

· особенности языка и стиля распорядительных документов;

· особенности языка и стиля административно-организационных документов;

· особенности языка и стиля информационно-справочной документации;

- уметь:

· создавать тексты личной документации;

· создавать тексты распорядительных документов, учитывая язык и стиль подобной документации;

· создавать тексты административно-организационных документов, учитывая язык и стиль подобной документации;

· создавать тексты информационно-справочных документов, учитывая язык и стиль подобной документации;

̶ обладать:

· навыком создания текстов официально-делового стиля.

При изучении темы 15 необходимо изучить учебный материал по:

1. Барышникова, Е.Н. Речевая культура молодого человека: учеб. пособие / Е.Н. Барышникова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс. – М.: Флинта, 2006. – 224 с. [с. 60-76]

2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 539 с. [с. 315-375]

3. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка: учебник / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 464 с. [с. 319-391]

4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. / Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др. – М.: Флинта, 2009. – 315 с. [с. 96-135; 251-269]

5. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с. [с. 57-84]

6. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 435-466]

7. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 353-396]

8. Русский язык и культура речи: практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 124-170]

9. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 251 с. [с. 183-206]

10. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 96-122]

Особое внимание обратить на:

– особенности языка и стиля личных документов;

– особенности языка и стиля распорядительных документов;

– особенности языка и стиля административно-организационных документов;

– особенности языка и стиля информационно-справочной документации.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– перечислить особенности языка и стиля личной документации;

– перечислить особенности языка и стиля распорядительных документов;

– перечислить особенности языка и стиля административно-организационных документов;

– перечислить особенности языка и стиля информационно-справочной документации.

Темы 16, 17. «Служебно-деловое общение. Деловой этикет. Реклама в деловой речи»

Цель: изучить особенности служебно-делового общения, специфику рекламы в деловой речи.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· понятие «реклама», «переговоры», «интервью», «презентация», «этикет»;

· виды рекламы;

· элементы рекламного текста;

· языковые средства привлечения внимания в рекламном тексте;

· специфику рекламы;

· приемы создания рекламного теста;

̶ уметь:

· различать рекламу в деловой речи и рекламу в публичной речи;

· использовать языковые средства привлечения внимания в рекламном тексте;

· использовать вопросно-ответный метод в деловой беседе;

̶ обладать:

· навыком создания рекламных текстов в деловой и в публичной речи;

· навыком задавать вопросы в деловой коммуникации в соответствии с требованиями и правилами делового общения.

При изучении тем 16, 17 необходимо изучить учебный материал по:

1. Барышникова, Е.Н. Речевая культура молодого человека: учеб. пособие / Е.Н. Барышникова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс. – М.: Флинта, 2006. – 224 с. [с. 109-117]

2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 539 с. [с. 139-162; 177-186; 399-448]

3. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка: учебник / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 464 с. [с. 319-391]

4. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с. [с. 57-84]

5. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 435-466]

6. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 109-110; 149-174]

7. Русский язык и культура речи: практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 55-72]

8. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 251 с. [с. 106-119]

9. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 122-138]

Особое внимание обратить на:

– специфику, правила проведения телефонного разговора;

– специфику рекламы в деловой речи;

– особенности служебно-делового общения;

– классификацию вопросов делового стиля.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– дать определение понятиям «реклама», «переговоры», «интервью», «презентация», «этикет», «деловые переговоры», «интервью», «презентация»;

– сформулировать правила делового этикета;

– назвать виды рекламы;

– перечислить основные элементы рекламного текста и представить характеристику каждого их них;

– рассказать о приемах создания рекламного теста и языковых средствах привлечения внимания в рекламном тексте.

Тема 18. «Культура речи как наука»

Цель: определить задачи и предмет культуры речи, изучить три аспекта культуры речи.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· предмет понятие «культура речи»;

· три аспекта культуры речи;

̶ уметь:

· различать разновидности русского языка, различать основные аспекты культуры речи;

̶ обладать:

· теоретическими знаниями по данной теме.

При изучении темы 18 необходимо изучить учебный материал по:

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 539 с. [с. 69-162; 399-448]

2. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с. [с. 5-25; 117-148]

3. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 5-20; 121-136]

4. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 251 с. [с. 52-60]

5. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 225-228]

Особое внимание обратить на:

– три основных аспекта устной и письменной речи;

– основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– сформулировать цель, задачи и предмет культуры речи;

– перечислить основные аспекты культуры речи и представить их характеристику.

Тема 19. «Речевое взаимодействие»

Цель: изучить специфику речевого взаимодействия, структуру коммуникативного акта в речевом аспекте.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· категории «язык», «речь», «речевая ситуация», «речевая деятельность», «речевой акт», «речевое поведение», «речевое событие»;

· основные функции языка;

̶ уметь:

· различать принцип кооперации Г. Грайса и принцип вежливости Д. Лича;

̶ обладать:

· навыком определять максимы Г. Грайса в тексте;

· навыком определять максимы Д. Лича в тексте.

При изучении темы 19 необходимо изучить учебный материал по:

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 539 с. [с. 163-210; 399-448]

2. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с. [с. 57-84]

3. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 8-49]

4. Русский язык и культура речи: практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 18-26]

5. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 5-20]

6. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 251 с. [с. 5-51]

7. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 25-44]

Особое внимание обратить на:

– основные единицы общения (речевую ситуацию, речевое взаимодействие, речевое событие, речевой акт);

– структуру коммуникативного акта в культурно-речевом аспекте;

– принцип кооперации Г. Грайса;

– принцип вежливости Д. Лича.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– дать определение понятиям «язык», «речь», «речевая ситуация», «речевая деятельность», «речевой акт», «речевое поведение», «речевое событие»;

– перечислить основные функции языка;

– перечислить максимы кооперации Г. Грайса и дать определение каждой максиме;

– перечислить и охарактеризовать составляющие принципа вежливости Д. Лича.

Тема 20. «Язык и речь»

Цель: изучить устную и письменную разновидности литературного языка, функции современного русского языка.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· понятия «язык», «речь»;

· разновидности литературного языка;

· функции современного русского языка;

· виды и формы речи;

̶ уметь:

· различать виды литературного языка;

̶ обладать:

· знаниями по теме, чтобы уметь определять разновидность литературного языка, форму речи.

При изучении темы 20 необходимо изучить учебный материал по:

1. Барышникова, Е.Н. Речевая культура молодого человека: учеб. пособие / Е.Н. Барышникова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс. – М.: Флинта, 2006. – 224 с. [с. 5-56]

2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 539 с. [с. 5-57]

3. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 250 с. [с. 5-25]

4. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 8-30; 52-72]

5. Русский язык и культура речи: практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 8-28]

6. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 251 с. [с. 5-20, 33-51, 98-110]

7. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 25-27, 45-56]

Особое внимание обратить на:

– функции современного русского языка;

– типологию литературного языка;

– виды и формы речи.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– дать определение понятиям «язык», «речь»;

– перечислить основные функции современного русского языка;

– перечислить разновидности литературного языка.

Тема 21. «Языковая норма»

Цель: изучить типы языковых норм и типы вариантов языковой нормы современного русского литературного языка.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· понятия «норма современного русского литературного языка», «кодификация нормы», «вариативность нормы»;

· типы языковых норм;

· критерии кодификации нормы;

̶ уметь:

· различать типы языковых норм и типы вариантов языковой нормы;

̶ обладать:

· навыком точно определять тип структурно-языковой нормы современного русского литературного языка.

При изучении темы 21 необходимо изучить учебный материал по:

1. Барышникова, Е.Н. Речевая культура молодого человека: учеб. пособие / Е.Н. Барышникова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс. – М.: Флинта, 2006. – 224 с. [с. 5-56]

2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 539 с. [с. 71-89]

3. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 250 с. [с. 57-84]

4. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 8-49]

5. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 275-282; с. 293-339]

6. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 251 с. [с. 52-60]

7. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 227-228]

Особое внимание обратить на:

– определение языковой нормы;

– типологию норм современного русского литературного языка;

– вариативность языковой нормы;

– критерии кодификации языковой нормы.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– дать определение понятиям «норма современного русского литературного языка», «кодификация нормы», «вариативность нормы»;

– перечислить типы языковых норм современного русского языка;

– перечислить критерии кодификации языковой нормы.

Тема 22. «Орфоэпические нормы современного русского языка»

Цель: изучить особенности и принципы произношения русской и заимствованной лексики.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· понятия «орфоэпические нормы», «русификация»;

· особенности произношения русской лексики;

· специфику произношения заимствованной лексики;

̶ уметь:

· произносить исконно-русскую лексику (ограниченного употребления, общеупотребительную);

· произносить иностранную лексику;

̶ обладать:

· умением правильно произносить общеупотребительную лексику и лексику ограниченного употребления.

При изучении темы 22 необходимо изучить учебный материал по:

1. Барышникова, Е.Н. Речевая культура молодого человека: учеб. пособие / Е.Н. Барышникова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс. – М.: Флинта, 2006. – 224 с. [с. 7-17]

2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 539 с. [с. 71-89]

3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум / Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др. – М.: Флинта, 2009. – 315 с. [с. 8-12; 160-164]

4. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с. [с. 164-186]

5. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 276-282]

6. Русский язык и культура речи: практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 90-94]

7. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 137-154]

8. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 251 с. [с. 60-69]

9. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 228-239]

Особое внимание обратить на:

– специфику произношения исконно-русской лексики;

– специфику произношения заимствованной лексики.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– что регулируют орфоэпические нормы современного русского литературного языка;

– перечислить особенности произношения русской лексики;

– перечислить особенности произношения заимствованной лексики.

Тема 23. «Акцентологические нормы современного русского языка»

Цель: изучить особенности и принципы постановки ударения в разных частях речи современной русской лексики.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· понятия «акцентологические нормы», «ударение», «логическое ударение»;

· признаки и функции современного русского ударения;

· особенности постановки ударения в существительных, прилагательных, глаголах;

̶ уметь:

· различать пять особенностей постановки ударения в именах существительных;

· различать особенности в постановки ударения в полных и кратких формах имен прилагательных;

· правильно ставить ударение в глаголах прошедшего времени;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.143 сек.