КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государство и семья
Государство должно проявлять заботу о семье, оказывать всемерную поддержку ее укреплению. Только в этих условиях возможна реализация огромного антикриминогенного потенциала семейного воспитания. Формы такой поддержки могут быть различными: 1. Воспрепятствование развалу семьи: - материальная поддержка молодых семей, обеспечение жильем, стимулирование жилищного строительства; - воспитание молодежи в духе лучших национальных традиций, взращивание нравственности, формирование соответствующих моральных норм. 2. Педагогическая помощь родителям. 3. Контроль семейной сферы. Коррекция дефектов семейного воспитания, принятие общественных и государственных мер воздействия на родителей вплоть до лишения родительских прав. 4. Создание социальных механизмов компенсации дефектов родительского воспитания (школа, спортивные секции, уличные воспитатели, семейные детские дома и т.п.). Интересный опыт коррекции дефектов семейного воспитания накоплен в ряде зарубежных стран. Например, в США еще в первой половине XIX века были созданы специальные коммуны по перевоспитанию малолетних преступников. В последние годы их количество значительно возросло. В каждой из таких коммун проживает от 4 до 10 подростков, воспитанием которых занимаются специалисты по семейной или несемейной методикам. Средняя продолжительность семейных программ - 185 дней, несемейных - 289 дней. Семейные программы зарекомендовали себя как более эффективные. В целом эти коммуны достаточно эффективно работают в плане алкогольной или наркотической реабилитации, что, в свою очередь, положительно сказывается на профилактике преступлений.*
* См.: Об эффективности программ перевоспитания трудных подростков // Проблемы преступности в капиталистических странах. 1986. № 10. С. 40.
Не менее интересен соответствующий китайский опыт. В 1980 году в Китае впервые были опробованы учебно-трудовые школы, которые сразу же весьма положительно зарекомендовали себя. Вот выдержка из заключения Государственной комиссии по образованию КНР: «Факты свидетельствуют, что китайская система учебно-трудового образования вполне эффективна в плане предупреждения преступлений, контроля и перевоспитания трудных подростков, совершивших правонарушения и преступления. С 1980 по 1987 год эти школы закончили 30 тыс. трудных учеников. Практически все они стали на путь исправления и успешно продолжили обучение».* В 1980 году было создано 100 таких школ со штатом 3 тыс. учителей, рассчитанных на 6 тыс. учеников. Направление в такую школу дает Комитет соседей по собственной инициативе, по представлению директора общеобразовательной школы, по заявлению соседей или родителей. Главная задача школы - трансформация ученика (обращение его из плохого в хорошего). Эта реабилитация - достаточно длительный процесс, длящийся 2-3 года (по усмотрению администрации школы). В этой же школе проходят краткий курс обучения и родители (их готовят продолжать воспитание трудного подростка в правильном направлении после возвращения того домой). Источник финансирования указанных школ - труд подростков плюс взносы родителей (так что эта мера весьма экономична). По типовому распорядку 24 часа в неделю ученики изучают различные учебные предметы, 12 часов в неделю - работают. Проживают они в закрытом лагере, где приобретают навыки коллективизма. Основной воспитательный метод, практикуемый в таких школах, получил название «метода трех тестов». Суть его заключается в трехступенчатом подходе к реабилитации трудного ученика. В первый период (до двух недель) у учеников формируют навыки исполнять указания учителей, раскрывают сущность и общественную опасность совершенных ими проступков или преступлений. В течение второго периода акцент делается на психотерапевтические методики: ученики анализируют свою личность, рассказывают учителям, кто и когда оказал на них дурное влияние, в чем оно выразилось, какие отрицательные качества в результате этого сформировались. Третий этап - основной. Ученикам раскрывают главную задачу, стоящую перед коллективом школы и перед каждым учеником, - избавиться от отрицательных качеств. 87% учеников успешно проходят эти три ступени в течение двух месяцев, 91% - в течение трех. Оставшееся время отводится формированию и закреплению социальнополезных навыков. Криминальный рецидив после таких школ все же имеет место, но уровень его невысок: в первый год после выпуска - 1%, в течение второго года - 7%, в течение третьего - 5%.**
* См.: Curran D., Cook S. Growing Fears, Rising Crime: Juveniles and China's Justice System // Crime and Delinquency. 1993. V. 39. № 3. P. 310. ** Ibid. P. 310-313.
Некоторым аналогом таких школ (более жестким) в США являются строевые лагеря. Исправительные строевые лагеря рассматриваются как шоковое заключение на срок от 90 до 180 дней для молодых людей. В таком лагере заключенные 6-8 часов в день занимаются тяжелым ручным трудом, по окончании рабочего дня они занимаются физическими упражнениями и строевой подготовкой, после ужина они учатся или получают консультации и лечение от наркомании. Негативный эффект стигмы в таких лагерях минимален.* * См.: Роджерс Р. Исследования новых видов наказаний в исправительной системе США // Криминологические исследования в мире. М., 1995. С. 141-147.
В ряде стран (Япония, Швейцария, Непал) семья играет главную роль в системе воздействия на преступность. Интересно, что именно в этих странах уровень преступности наиболее низкий. Это свидетельствует о значительных потенциальных возможностях семьи как инструмента осуществления антикриминальной политики государства. К сожалению, в России эти возможности используются далеко неполно. Способствовать реализации их - важнейшая задача государственной политики и практики воздействия на преступность.
ГЛАВА XX. Женская преступность
Преступления женщин - это не просто драма отдельных людей, это трагедия нашей цивилизации, постепенная утрата людьми одного из последних оплотов любви, нежности, чистоты истоков жизни. В XX веке общество столкнулось с перспективой утраты женственности как величайшей ценности человечества. Разрушение женской культуры - горькая реальность наших дней. Женская преступность - одна из форм трансформации доброты в озлобленность, любви в ненависть, терпимости и мягкости в агрессивность, чистоты и беззаветности в корысть. Это результат принесения материнского инстинкта в жертву честолюбию, сексу, комфорту. Анализ женской преступности, поиск путей воздействия на нее - не просто поиск решения актуальной криминологической проблемы, это попытка найти выход из того тупика, в котором уже оказалась западная цивилизация и к которому стремительно приближается наше общество.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |