Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная профилактика пьянства и алкоголизма




 

Осознание пагубности и вреда алкоголизации населения привело к тому, что во многих странах стали приниматься различные меры, направленные на уменьшение употребления спиртных напитков. В XIX в. в ряде государств возникло так называемое абстентисткое движение - деятельность общест­венных организаций, направленная на удержание людей от употребления спиртного. Активную роль в удержании народа от тотальной алкоголизации всегда играла религия. Законы ислама запрещают употребление алкоголя. Не употребляют спиртного и некоторые христиане (староверы). Вообще, такие религиозные направления, как христианство и буддизм, поощряют умерен­ность во всем, скромность и аскетизм. Пьянство и алкоголизм, логическим завершением которого являются психические расстройства и сатанинские видения («допиться до чертиков»), несовместимы с праведной жизнью.

Государственные меры удержания людей от пьянства в XIX и начале XX вв. носили, главным образом, запретительный характер. Справедливости ради сле­дует отметить, что запретительные меры практиковались несколько тысячелетий назад в Древнем Китае. В Древней Спарте в соответствии с законами Ликурга действовал запрет на употребление спиртного. В Древнем Риме употребление спиртного разрешалось лишь мужчинам, достигшим тридцатилетнего возраста. В XIX в. во многих европейских государствах стало популярным так называемое локальное ветго - запрет на продажу и производство спиртного в определенных регионах. Употребление спиртных напитков запрещалось на некоторых пред­приятиях и даже в целых отраслях промышленности. В 1865 г. в Швеции был принят закон, в соответствии с которым спиртное разрешалось продавать в ограниченном количестве только в специальных харчевнях вместе с горячей пищей. Первым опытом введения сухого закона был в 1912 г. в Исландии полный запрет на производство, ввоз и торговлю алкогольными напитками. В 1919 г. аналогич­ный закон был принят в Норвегии. Интересно, что отказаться от сухого закона эти страны принудили испанские и французские производители спиртного. Во­обще, в алкоголизации населения экономические факторы играют весьма значи­мую роль.

Опыт введения 18-й поправки к конституции США сегодня в большинстве исследований оценивается крайне негативно. Однако не следует забывать, что первые три года (с 1918 по 1920) действия сухого закона в США ознаменова­лись значительными успехами: уменьшением травматизма, заболеваемости, преступности, самоубийств, ростом производительности труда. Вероятно, эф­фективность сухого закона ограничена во времени. Если бы запретительные меры своевременно удалось заменить идеологическими, социальными, эконо­мическими, медицинскими, американский опыт не вошел бы в историю как исключительно негативный.


Несомненно, любые широкомасштабные акции имеют позитивные и нега­тивные последствия. Если позитивные последствия более значимы, чем сопут­ствующий негатив, меры воздействия следует оценивать как эффективные.

В нашей стране антиалкогольная кампания второй половины 80-х гг. име­ла немало позитивного. Значительно уменьшилось число умышленных убийств, умышленных причинений тяжких телесных повреждений, хулиган­ских действий. Многое из того, что делалось в то время, сегодня заслуживает возрождения:

- мощное антиалкогольное идеологическое воздействие в средствах мас­совой информации, кинематографе, литературе;

- активная антиалкогольная пропаганда;

- строжайший запрет на рекламу спиртного;

- введение региональных вето на продажу и производство спиртного (в некоторых населенных пунктах эти меры были приняты по инициативе граждан и органов местного самоуправления);

- медицинская профилактика пьянства и алкоголизма;

- развитие сферы досуга, неуклонное повышение рейтинга здорового об­раза жизни;

- запрет на продажу спиртных напитков несовершеннолетним;

- адекватное усиление карательной практики - привлечение к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство;

- запрет на употребление спиртного на работе;

- активизация общественности, укрепление системы социального кон­троля;

- государственная поддержка семьи как субъекта профилактики пьянст­ва и алкоголизма (например, зарплату лиц, злоупотребляющих спиртным, получали жены);

- пример государственных руководителей в отказе от спиртного.

В разработке антиалкогольных мер весьма продуктивной в качестве мето­дологической основы может быть теория социальных норм и социальных от­клонений. Социальные нормы как элемент культуры - весьма устойчивое со­циально-психологическое образование. Их целенаправленное изменение -процесс достаточно длительный и трудоемкий. В изменении социальных норм можно выделить следующие этапы:

1) поступок оценивается как социальная норма (начальная фаза);

2) поступок перестает оцениваться как социальная норма (промежуточ­ная фаза);

3) поступок приобретает статус социального отклонения (завершающая

фаза).

И противоположный процесс: вначале деяние перестает расцениваться как социальное отклонение, затем оно приобретает статус социальной нормы.

Промежуточная фаза имеет большое значение. Именно на этом этапе от­рицательная социальная норма практически перестает играть криминоген­ную роль (хотя и не приобрела еще позитивного статуса).


Одним из положительных аспектов антиалкогольной компании 1985-1987 гг. было то, что вследствие бескомпромиссной оценки алкоголизации как зла, в результате активной идеологической работы с привлечением обществен­ности к антиалкогольной пропаганде, а также посредством ряда административ­ных и дисциплинарных запретов (в частности, жесткого запрета употреблять спиртное на работе) - отказ от употребления спиртного перестал рассматривать­ся как социальное отклонение. Утратило статус социальной нормы употребле­ние спиртного с начальникам в целях ускорения карьерного роста и условия ре­шения служебных вопросов.

В работе по профилактике пьянства и алкоголизма можно выделить не­сколько глобальных направлений:

1. Принятие идеологических, воспитательных мер (идеологическая оцен­ка употребления спиртного, пьянства как социального зла; антиалкогольное воспитание в школе и семье, правовое, нравственное, религиозное воспита­ние; антиалкогольная пропаганда; постепенное изменение культуры народа, избавление от негативных традиций).

2. Принятие медицинских мер профилактики пьянства и лечения алкого­лизма, разъяснение населению медицинских аспектов вреда пьянства и алко­голизма, привлечение к санитарно-просветительской деятельности лиц, из­лечившихся от алкоголизма, разработка эффективных научных методов профилактики и лечения алкоголизма.

3. Принятие организационных мер (развитие сферы досуга, физкультуры и спорта, внедрение в национальную культуру элементов здорового образа жизни, которые могут служить заменителями алкоголя; ограничение произ­водства и реализации спиртного по регионам, по времени суток, по возрастам; повышение качества производимых в стране и импортируемых спиртных на­питков, жесткое пресечение производства и импорта недоброкачественных алкогольных продуктов и полуфабрикатов; воздействие на культуру потребле­ния спиртных напитков, пресечение употребления спиртного на улицах и в общественных местах, постепенное вытеснение крепких спиртных напитков малоалкогольными и безалкогольными).

Одним из наиболее перспективных направлений профилактики алкого­лизации народа является поиск и внедрение в культуру заменителей алкого­ля. Все, что способно успокоить человека, повысить ему настроение, снять напряжение, устранить дискомфорт, но при этом не будет влечь нравствен­ной и физической деградации, может стать заменителем спиртного (спорт, туризм, искусство, прикладное творчество, любимая работа, общение с деть­ми, дача и т.п.).

Огромную роль в профилактике алкоголизации играет общественность, социальная среда. Терпимость к пьянству (не говоря уже об оценке как досто­инства человека его способности «выпить много») является одним из главных факторов пьянства. Вряд ли можно признать удовлетворительной сложившу­юся сегодня в России ситуацию, когда отказ от спиртного рассматривается как социальное отклонение. Употребление спиртного как норма жизни - одна из ступеней национальной деградации. В нашей стране среднедушевое потребление алкоголя в два раза превышает норму, которую ученые рассматривают как границу, которую нельзя переступать, поскольку за ее пределами начинаются необратимые процессы утраты здоровья нации и гибели народа под воздейст­вием алкоголизации.*

* См.: Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., 1997.


 

В профилактике алкоголизации трудно переоценить значение активиза­ции личной ответственности каждого человека за свою судьбу и за свою се­мью. Употребление спиртного может снять лишь симптомы тех проблем, с которыми столкнулся человек. На смену временной алкогольной эйфории приходит горькое похмелье и груз нерешенных проблем.

Опасность так называемого культурного употребления спиртного (т.е. в умеренных дозах с умеренной частотой) заключается в том, что найти какие-либо обоснованные границы для нормы здесь невозможно. Граница не вид­на, поэтому очень велика вероятность перейти ее. Не случайно увеличение дозы принимаемого спиртного - тенденция, которую не удается избежать аб­солютному большинству «культурных пьяниц». Настоящая трагедия подсте­регает «культурного пьяницу», если он попадает в беду и пытается «залить» свое горе алкоголем. Вероятность трансформации культурного пьяницы в па­тологического в такой ситуации почти стопроцентная.

Людям следует четко осознать еще одну нехитрую мудрость: все разгово­ры о пользе спиртного исходят от его производителей. С помощью простого вопроса: кому это выгодно, - древние римляне безошибочно находили пре­ступника. Столь же критично следует относиться к информации о «научных исследованиях», установивших позитивное влияние спиртных напитков на человека (исследования заказываются и оплачиваются производителями ал­когольных напитков и торговцами).

Нередко алкоголь используют как седативное, успокаивающее средство. Причиной этого нередко оказывается низкая медицинская просвещенность (фармакологическая промышленность выпускает медицинские препараты, которые снимают последствия стресса, чувство напряженности, дискомфор­та или страха более эффективно и без негативных побочных эффектов). По­пытка укрепить здоровье и успокоить нервную систему с помощью алкоголя может обернуться «алкогольным рабством», утратой семьи, трагедией детей, лишением профессии, психозами и деградацией личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.