Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология религии. Предмет социологии религии




Социология пола

Социология пола (гендера) изучает то, каким образом культура и социальная структура опосредуют физические различия между мужчинами и женщинами. Существует ряд социальных и культурных оснований половых различий:

1) специфические женские качества и «половая идентичность» приписываются женщинам посредством социализации;

2) в индустриальных обществах женщины часто оказываются изолированными от общественной деятельности, оставаясь в пределах частной домашней сферы;

3) женщинам предписываются наименее значимые и часто унизительные виды производственной деятельности;

4) в обществе господствуют стереотипные идеологии, определяющие женщин как существа слабые и эмоционально зависимые от мужчин.

Социологические исследования пола связаны с двумя значительными дискуссиями. В рамках первой из них обсуждается вопрос о том, является ли пол специфическим независимым параметром социальной стратификации и социального разделения труда. В рамках второй дискуссии обсуждается проблема соответствия общих теоретических концепций задачам анализа половых различий и делений в обществе. Один из аспектов этой дискуссии заключается в вопросе о совместимости феминизма с марксизмом.

Социология религии — это отрасль социального знания, делающая своим предметом религию как элемент социальной системы и один из важнейших факторов жизни общества. Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование, специфика и смысл существования которого определяются потребностью общества в священном. 169

П. Л. Джонстоун6 определяет религию как «…систему верований и ритуалов, на основе которых группа людей объясняет то, что находит сверхъестественным и священным»7.

6 См.: Джонстоун Патрик. Операция «Мир»: Молитесь за мир. СПб.: Библия для всех, 1996.

7 Указ. соч. С. 4—8.

Таким образом, понятие священного, или сакрального, является смысловым центром всякого исследования религии. Сам термин «сакральное» ведет происхождение от латинского «zасеr» — уда ленное, запретное, существующее отдельно. Противоположностью сакральному выступает «профанное» — рутинное, обыденное, мирское, лишенное тайны. В основе религиозности как социального феномена лежат способность и потребность человеческого общества чувствовать различие сакрального и профанного и поддерживать дистанцию между ними.

Специфика социологического изучения религии заключается в том, что его предметом является не религия сама по себе в ее содержательном многообразии, а то, какие функции она выполняет в обществе, почему она возникает и существует, что заставляет людей объединяться в религиозные группы.

Социологию религии интересует, почему одни религиозные группы быстро распадаются и исчезают, а другие существуют тысячелетиями, превращаясь со временем в мощные, наделенные огромным авторитетом социальные институты; почему в кризисные моменты жизни общества наблюдается либо усиление интереса к религии и возникновение многочисленных новых религиозных течений и групп, либо резко негативное отношение к религиозным институтам и вере как таковой.

Наконец, социология религии изучает сложные отношения, существующие между религиозной традицией и непосредственным религиозным опытом самих верующих, а также специфику представлений о сакральном в различных обществах и куль турах.

Социологу, изучающему религию, следует на время отбросить свои личные религиозные верования и отнестись к религии как социальному явлению. Он должен понять, как организованы религиозные группы, каковы их нормы и ценности, роль религии в жизни отдельных верующих и общества в целом. Важно также выяснить, каким образом принадлежность к религиозным группам влияет на другие аспекты жизни людей: их позиции и ценности, семейную и общественную деятельность и т. д.

Функции религии. Родоначальник функционализма в социологии Э. Дюркгейм 170

считал основной социальной функцией религии то, что она способствует консолидации общества, укреплению и развитию солидарности всех его членов. Согласно Дюркгейму главную роль здесь играет совместное выполнение ритуалов всеми членами сообщества. В ходе ритуальной практики индивиды снова и снова переживают ощущение близости и единства, основанное на едином понимании сакрального и профанного: «Религия есть солидарная система верований и практик, относящихся к вещам священным, т. е. вещам обособленным и запретным, верований и практик, которые объединяют в одно сообщество, называемое церковью, всех, кто их придерживается».

Другой видный антрополог и социолог Б. Малиновский (1884— 1942) интерпретировал магические ритуалы архаических обществ как специфический социальный инструмент контроля над жизненно важными обстоятельствами, которые остаются вне досягаемости обычных средств социального контролирования. Исследуя жизнь архаических племен Тробрианских островов, Малиновский обратил внимание на то, что магическими ритуалами сопровождались наиболее опасные и непредсказуемые в отношении исхода предприятия, например, рыбная ловля в открытом океане и т. д., в то время как более обыденные и прогнозируемые действия члены племени осуществляли, не прибегая к выполнению ритуалов. Отсюда он сделал вывод, что ритуальная практика выполняет функции психологической мобилизации членов общины и снятия тревоги и страха перед непредсказуемыми и опасными природными силами.

Малиновский Бронислав Каспер — английский этнограф и социолог польского происхождения, один из основателей и лидеров функциональной школы в английской социальной антропологии. В 1913 г. была опубликована первая статья Малиновского «Семья у австралийских туземцев». С того же года после окончания аспирантуры Школы экономических и политических наук он начал работать в Лондонском университете. Фундаментальную роль в его становлении как антрополога сыграли длительные полевые исследования (1914—1918) в Океании на побережье новогвинейского залива Папуа и на Тробрианских островах. В результате после этой научной экспедиции в 20е гг. была издана серия книг, среди которых «Первобытная экономика Тробрианских островов», «Преступление и обычай в дикарском обществе», «Сексуальная жизнь дикарей в Северо Восточной Меланезии», «Магия, наука, религия и другие эссе». В своей работе «Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана» Малиновский сосредоточен на этнографической деятельности Тробрианских островитян; но со свойственной ему широтой взглядов и тонкостью восприятия пытается показать, что обмен ценностями обитателей Тробрианских и других островов ни в коей мере не является чисто коммерческой деятельностью; он показывает, что обмен удовлетворяет эмоциональные и эстетические потребности. Это позволяет ему подвергнуть критике концепцию «экономического человека». Характерным для методики Малиновского является то, что он в полной мере учитывает всю сложность человеческой природы. Он видит человека многомерным, раскрывает как эмоциональную, так и рациональную основу человеческой деятельности. Самое яркое впечатление на читателя произведет исследование влияния магии на всю жизнь и 171

мышление Тробрианских ос тровитян. В поздних работах, особенно в опубликованном после его смерти очерке «Научная теория культуры» (1944), Малиновский в систематической форме изложил свои взгляды на природу культур и метод их познания. Основные положения теории культуры Малиновского сложились под сильным влиянием положения Г. Спенсера об обществе как биологическом организме особого рода.

Представители конфликтологии среди основных функций религии в обществе выделяют прежде всего функцию поддержания господства одних социальных групп над другими. Например, К. Маркс видел в религии орудие подчинения и отвлечения угнетенных классов. С этим тесно связана и компенсаторная функция религии: религия служит утешением для индивидов и социальных групп, находящихся внизу общественной иерархии, а также для тех, кто по каким-либо причинам ощущает на себе тяжесть социальной депривации.

Депривация — это состояние, возникающее в том случае, если индивид или группа обделены в социальном, экономическим или политическом плане. Религия помогает компенсировать депривацию, а состояние депривации, в свою очередь, порождает новые религиозные группы и стимулирует их развитие.

Следует выделить также регулятивную функцию религии: религия формирует определенную ценностную и этическую ориентацию, которая определяет поведение людей и их взаимоотношения.

Согласно представлениям психоаналитической школы (З. Фрейд), религия является проекцией бессознательных комплексов и влечений человека, его взаимоотношений с самыми близкими людьми. Религия возникает из страха беспомощности, испытанного в детстве, и удовлетворяет эмоциональную потребность в покровительстве и помощи. Образ Бога, согласно Фрейду, есть проекция запечатленного в бессознательном образе отца, который и защищает, и наказывает.

По мнению другого представителя психоаналитической школы, К. Г. Юнга (1875—1961), религия интерпретирует и объясняет на уровне понятий и доктрин содержание коллективного бессознательного, общего для всех людей и организованного в особые структуры — архетипы.

Юнг Карл Густав — швейцарский врач-психиатр, психолог и культуролог, основатель аналитической психологии. Выходец из семьи протестантского священника, К. Г. Юнг окончил медицинский факультет Базельского университета. В течение нескольких лет сотрудничал с З. Фрейдом. После разрыва с основателем психоанализа возглавил Международное общество психотерапевтов и продолжил научно-исследовательскую деятельность, основными темами которой стали не только медикопсихологические, но и прежде всего культурологические и философские проблемы. Наряду с индивидуальным бессознательным, исследуемым 172

традиционным психоанализом, Юнг предложил анализировать коллективное бессознательное, акцентируя внимание не столько на психике индивида, сколько на глубинной психологии этносов, составляющих человечество. В числе основных заслуг К. Г. Юнга, принесших ему мировую известность и оказавших колоссальное воздействие на современную гуманитарную мысль, — создание теории архетипов коллективного бессознательного. Этой проблеме посвящен предлагаемый текст, представляющий собой фрагменты трех работ К. Г. Юнга: «Об архетипах коллективного бессознательного», 1934; «Подход к бессознательному», 1961; «Об отношении аналитической психологии к поэтикохудожественному творчеству», 1922.

Типы религиозных организаций. Среди основных типов религиозных организаций следует назвать церковь, деноминацию, секту и культ.

Церковь — это крупномасштабная, разветвленная и дифференцированная религиозная организация, характеризующаяся концептуальной отработанностью базисной доктрины, удовлетворяющая запросы огромных масс людей на всех социальных уровнях, находящаяся в определенных отношениях со структурами светской власти.

Деноминация — это религиозная организация, находящаяся на промежуточной стадии развития между сектой и церковью. Ее характеризует меньшая степень универсальности, чем та, которой обладает церковь, поскольку деноминация обычно ограничена классовыми, национальными, расовыми или другими рамками. Деноминации как социальной организации присуща тенденция к компромиссу со светской властью, в отличие от секты, которая, как правило, стоит в оппозиции к государству, церкви и господствующей идеологии.

Секта — это религиозная группа, структурированная в организацию, чаще относительно немногочисленная, но иногда и массовая, занимающая бескомпромиссную позицию по отношению к церкви, порой граничащую с политическим экстремизмом. Согласно классической теории происхождения религиозных групп М. Вебера и Э. Трельча (1865—1923), секта является исторически первичной формой религиозной организации, которая впоследствии может развиться в церковь. Сектантское движение, как правило, служит выражением социального протеста, хотя и не всегда осознанного, оно рекрутирует своих членов из малообеспеченных слоев общества, испытывающих социальную депривацию, и потому в большинстве случаев является дестабилизирующей общественной силой.

Трельч Эрнст — немецкий историк рели гии, социолог, теолог и философ, автор работ по социологии религии и философии истории. Э. Трельч — по образованию теолог. В 1894 г. стал профессором систематической теологии в Гейдельберге, с 1915 г. — профессор филосо фии в Берлине. В годы первой мировой войны и после защищал в публичных выступлениях пра ва человека, демократию. 173

Важнейшие труды: «Абсолютность христианства и история религии», 1902; «Основные проблемы этики», 1902; «Политическая этика и христианство», 1904; «Значение протестантизма для возникновения современного мира», 1906, «Социальные учения христианских церквей и групп», 1912; «Историзм и его преодоление», 1924, и др. Книга «Историзм и его проблемы» является основной работой Трельча. В ней была сделана интересная попытка исследовать дух современности, отыскать новые ориентиры для возрождения европейской культуры, пострадавшей в годы Первой мировой войны. Он стремился соотнести историю с задачами формирования будущего, исследовать важнейшие понятия и идеи, связанные с философией истории. Он изучал эволюцию протестантизма в контексте развития европейских культур. В своих работах, ставших классическими, Трельч выделял надличностную априорную основу социальных и культурных процессов, заданную условиями коллективной жизни людей. Всемирная история, по его мнению, — это история евроцентризма: «Для нас существует только всемирная история евроцентризма». Только народы Европы наделены историческим самосознанием и критическим отношением к прошлому.

Культ — это малочисленная религиозная группа с неразвитой организационной структурой. Наиболее значимой фигурой культа является харизматический лидер, и часто со смертью последнего культ распадается. Культ отличается от других религиозных организаций крайней недолговечностью, локальностью, эклектизмом вероучения и экстремизмом. Наибольшее число культов возникает в периоды социальных кризисов и экономического неблагополучия, а после стабилизации положения в обществе они обычно исчезают. Однако при наличии благоприятных условий культ может развиться в организацию типа секты.

Секуляризация современного общества. Под секуляризацией понимается идущий в современном обществе процесс утраты религиозных смыслов и значений во всех сферах социальной, политической и культурной жизни. «Секуляризация обозначает исчезновение непременной религиозной обусловленности символов, на которых строится культура» (X. Кокс). Секуляризация неразрывно связана с процессом капиталистической индустриализации и является результатом сопутствующей ей рационализации. Социально-экономическая модернизация общества порождает процессы рационализации. Современные средства массовой информации и коммуникации, международный туризм оказывают мощное секуляризирующее влияние. Секуляризация вызывает изменения в системе социальной стратификации и институциональной структуры. Процесс секуляризации имеет и субъективную сторону. Наряду с секуляризацией общества и культуры существует и секуляризация сознания — все меньшее количество людей посещает религиозные организации и участвует в отправлении культов. Процесс секуляризации на уровне сознания ведет к релятивизации некогда абсолютных и безусловных ценностей и к плюрализму. 174

Возникает «кризис доверия» к религии. Растет численность различных религиозных организаций, конкурирующих друг с другом. Индивид поставлен перед ситуацией выбора. Тенденция к секуляризации, в свою очередь, порождает экуменизм — движение за объединение различных церквей и религии в противовес секуляризму и атеизму.

Кокс Хоммершем — американский теолог. В своих работах начала 70х гг., посвященных проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». См: Кюнг Г. Религия на переломе эпох.

Глава 8




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.