Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности античной культуры




 

Начало формирования античной (т. е. греко-римской) культуры – крито-микенский период (III тыс. до н. э. – XII в. до н. э.). Об особенностях этого периода можно прочитать в литературе самостоятельно.

Если говорить об общих чертах сформировавшейся античной культуры (начиная с VIII в. до н. э. и имея в виду больше древнегреческую культуру) в целом, то можно выделить следующее:

1) античный способ производства базируется на классической форме рабства (к V в. до н. э. появившейся) и на полисном устройстве общественной жизни (уже в VIII – VI вв. до н. э. полисы становятся основной формой этого устройства);

2) преобладал рациональный тип познания; возникает философия – мировоззрение в теоретической форме; в жизни человека и общества философия играла очень важную роль;

3) сформировался новый идеал человека – гармонично развитого гражданина, с высоким духовным и физическим потенциалом; иначе говоря, сформировался идеал калокагатии – идеал физического и нравственного совершенства при приоритете второго;

4) космоцентризм античной культуры (а в классический период – и антропоцентризм);

5) принцип агональности (соревновательности);

6) отсутствие жестко централизованной власти;

7) очень развитая мифология и религия;

8) развитие письменности (с к. III тыс. до н.э., а буквенное письмо появилось в VIII в. до н.э.);

9) возникновение театра (с VII в. до н.э.), в котором ставились «трагедии», «сатиры»; трагедия включала три драмы; выдающиеся драматурги – Эсхил («Прикованный Прометей»), Софокл («Царь Эдип»), Эврипид («Медея»); комедии (Аристофан);

10) развивались скульптура и архитектура, знаменитые греческие скульпторы – Фидий, Мирон, Поликлет;

11) развивалась литература (Гомер (IX? в. до н.э.), Гесиод (VIII – VII вв. до н.э.), Полибий, Эзоп); исторические сочинения Геродота и Фукидида;

12) особая роль физической культуры, появление Олимпийских игр.

 

Архитектура и скульптура представляют органическое целое (и в них нашел отражение идеал калокагатии). Скульптурные композиции часто заполняли определенные конструктивные части архитектурных сооружений, а храмы вообще были «домом» статуи бога. Тела статуй физически совершенны, мало индивидуализированы, но при этом через телесность проявляется духовное содержание, ясный разум, уравновешенность, мудрость, проявляющаяся в выражении гармонии человека и космоса.

 

 

«Дорифо́р » (греч. δορυφόρος - «Копьеносец») – одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета, была создана в 450 – 440 гг. до н. э. Это статуя юноши, победившего в метании копья. В основе этого образа, гармоничного по пропорциям, ритму, по движениям и чертам лица, лежит классическое стремление античности к возвышенности и покою. И в фигуре и в лице Дорифора Поликлет избегает всего конкретного, детализирующего, индивидуального. В этой статуе в движении участвуют не только ноги и плечи, но и руки, и торс. Для гармонии скульптор придал телу легкий изгиб. Это вызвало изменение в положении плеч и бедер, сообщило фигуре копьеносца жизненность и подвижность. Лицо Дорифора – это лицо человека, способного мужественно вынести любое испытание, стойкого в беде и сдержанного в радости.

 

 

Дискобол, скульптор Мирон

 

 

Самый главный храм Афинского Акрополя – это Парфенон, храм Афины Парфены, покровительницы и защитницы всей Атики и города Афины в частности:

 

Парфенон построен в 447-435 годах до н.э. по проекту Иктина архитектором
Калликратом. Декоративным оформлением храма занимался знаменитый Фидий. Парфенон построен в дорическом стиле.

 

Храм Эрехтейон, построенный на рубеже V – IV веков до н. э. архитектором Филокломом, с архитектурной точки зрения является сложным многоуровневым сооружением:

 

Этот храм имел 2 входа и условно был разделен на 3 разных храма под одной крышей. Вход в восточную галерею храма Эрехтейон, посвященную богине Афине, был украшен фризом из белого мрамора на сером элевсинском мраморе и шестью колонами ионического ордера. Западная галерея посвящена Посейдону и Эрехтейону.

 

О культуре Древнего Рима, начиная с культуры этрусков – самостоятельно. + сравните древнегреческую и древнеримскую культуры.

 

Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство сформировались к IV – I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы (общественные бани), театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробницы. Во всем древнем мире архитектура Рима не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и конструкции. Благородное величие и гармония, гуманистическое начало, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, пафос громадных сооружений. Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с Грецией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строительства. В Риме разрабатываются и получают широчайшее распространение принципиально новые конструкции – кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство. Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней Колизей – амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. В центре находилась арена, а под трибунами – помещения для выступающих. Колизей был построен в 70 – 90-х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей.

Колизей в Древнем Риме:

 

 

Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имело прежде всего политическое значение.

Триумфальная арка в Риме:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.