Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метонимия как лингвокогнитивный механизм речемыслительной деятельности




Теоретический подмодуль. Теория. Информационные кадры.

Кейс-модуль №14. Проблемы перевода метонимии.

Шифр к тестам

Вопрос №9.

Вопрос №8.

Вопрос №7.

Вопрос №6.

Вопрос №5.

Вопрос №4.

Вопрос №3.

Вопрос №1.

Ответы на вопросы

Статистический подмодуль. Результирующие кадры (обратная связь)

A. Поверхностный ответ.

B. Верно. Обстоятельный ответ.

A. Неполный ответ.

B. Обстоятельный ответ. Верно.

A. Неполный ответ.

B. Обстоятельный ответ. Верно.

A. Неполный, поверхностный ответ.

B. Обстоятельный ответ. Верно.

A. Поверхностный ответ. Неверно.

B. Правильный ответ. Молодец.

A. Поверхностный ответ. Неверно.

B. Обстоятельный ответ. Верно

A. Обстоятельный ответ. Верно.

B. Неполный ответ.

A. Обстоятельный ответ. Верно.

B. Неполный ответ.

 

1. B

2. C

3. D

4. C

5. B

6. A

В лингвистике метонимия также рассматривается как один из основных видов тропов, выполняющих функцию вторичной номинации: переименования предметов, переноса наименования одного предмета на другой по смежности понятий. Языковедами метонимия исследуется как механизм речи «состоящей в регулярном или окказиональном переносе имени с одного класса объектов или единичного объекта на другой класс или отдельный предмет, ассоциируемый с данным по смежности, сопредельности, вовлеченности в одну ситуацию» [Лингвистический энциклопедический словарь, 1990, 300]. Метонимическим считается перенос названия с одного объекта на другой «по принципу их реальной или ассоциативной смежности, соединенности, взаимозависимости» [Morier, 1981, 743], т.е. «на основании пространственных, временных или каузальных связей [Пауль, 1960, 117].

В основе метонимического переноса лежит влияние внешнего фактора: сходство или смежность признаков двух различных предметов или явлений реального мира. Изменение значений слов на основе метонимического вида переноса осуществляется также при соответствующем влиянии внутренних закономерностей языка, что выражается в укреплении и развитии семантических связей слова, подчинении его основным тенденциям развития языка – тенденции к экспрессивности и регулярности. При переносе по смежности наименования тенденция языка к регулярности проявляется в том, что новые слова, претерпевающие семантические сдвиги в значении, примыкают к соответствующим лексико-семантическим группам, получая возможность аналогического применения. Метонимический перенос – это один из видов ассоциативной аналогии, способствующий созданию новых слов путем вторичной номинации на основе обобщения и сближения по ассоциативной связи смежных признаков предметов и переноса названия с одного предмета на другой. Тенденция языка к регулярности проявляется в том, что метонимия выступает как регулярный механизм вторичной номинации, способствуя появлению новых слов путем семантического способа словообразования. При метонимическом переносе имеющиеся в языке номинативные средства используются «в новой для них функции наречения» [Жаналина, 1993].

При анализе метонимии серьезное внимание уделяется различению этих двух механизмов речи, говоря, что если иносказательность метафоры основана на отождествлении объектов, явлений, понятий по их сходству, то иносказательность метонимии основана на связи (сопричастности) вещей (объектов, явлений, понятий). Метонимия есть результат переименования одной вещи через другую, ассоциирующуюся с ней по смежности. П. Рикер, рассматривая отношения между метафорой и метонимией, говорит о возможности придания полярному отношению между метафорой и метонимией более общего функционального смысла, что свидетельствует о полярности метафорического и метонимического процессов мышления [Рикер, 1995, 109].

По мнению Р. Якобсона, «конкуренция» между метафорическим и метонимическим механизмами проявляется в любой символической деятельности, будь то речевой, внутриличностной, социальной или какой-либо другой [Якобсон, 1990, 129].

В последнее время метафора и метонимия стали изучаться в когнитивной лингвистике, рассматривающей их как когнитивные механизмы речи, играющие важную роль в речемышлении и порождении речи. Метонимия изучается в рамках этой науки как ментальный механизм. Дж.Лакофф и М.Джонсон, рассматривая метонимию, как и метафору, как сложное мыслительное пространство (область чувства или социального опыта). В процессах познания эти сложные мыслительные пространства соотносятся с более простыми, конкретно наблюдаемыми мыслительными пространствами на основе смежности признаков. Перенос концептуализации наблюдаемого мыслительного пространства на непосредственно наблюдаемое происходит на основе общих, смежных признаков. При этом непосредственно ненаблюдаемое концептуализируется и включается в общую концептуальную систему данной языковой общности. Для иллюстрации действия метонимического механизма Дж.Лакофф и М.Джонсон характеризуют ментальную модель «вместилище», широко распространенную в рамках концептосферы «человек».

В качестве родового понятия для когнитивной единицы, которая аккумулирует знания о мире, участвует в процессе речемышления исследователями используют термин «ментальная модель». Эта категория соотносится с фрагментом действительности (знания о котором аккумулирует) и являет собой результат его практического и культурного освоения. Основным источником ментальной модели служит перцептивный опыт (эмпирический образ, доконцептуальный опыт). На языковую систему (ассоциативно-вербальный уровень) эта единица проектируется в рамках ассоциативно-вербального поля. Это значит, что образ (ментальная модель) эксплицируется лексическими средствами разных частей речи, разных лексико-семантических и тематических групп [Лакофф, Джонсон, 1990].

Метонимию также можно рассмотреть в рамках когнитивных понятий, предлагаемых Дж.Лакоффом и М.Джонсоном в отношении метафоры. Авторами область источника описывается понятием «сигнификативной дескриптор» (слова или словосочетания, репрезентирующие понятия из самых различных областей). Область цели – денотативный дескриптор (выражение, репрезентирующее представление о предмете мысли). Как сигнификативные, так и денотативные дескрипторы образуют конечные множества и должны быть организованы в тезисные иерархии, отражающие структуру соответствующих областей. Эти иерархии могут служить отдельными входами в базу [Лакофф, Джонсон, 1990].

Действительно, метонимию можно описать как иерархически организованное поле, в котором можно выделить исходное значение (сигнификативный дескриптор), которое продуцирует вторичное производное значение (вторичный денотат - вторичный денотативный дескриптор). Перенос исходного первичного значения на вторичное при вторичной номинации осуществляется на основе ментальной модели метонимического переноса, сближающей разные понятия на основе ассоциативной связи между ними. Сближение разных денотатов на основе признака смежности – результат ассоциативного мышления в процессе речемыслительной деятельности субъекта. Именно субъект в процессе своей лингвокогнитивной познавательной деятельности сближает на основе ассоциации разные понятия, находит общие признаки, сопоставляет их и на основе общих признаков между двумя денотатами делает вывод о необходимости подведения различных денотатов под общий концепт. Вторичный концепт – результат переноса доконцептуального опыта (эмпирический образ), находящего отражение на ассоциативно-вербальном уровне в виде первичной номинации предмета – источника. При метонимизации наименование предмета-источника переносится на денотативный дескриптор в процессе речемыслительной и лингвокогнитивной деятельности субъекта. В этом случае осуществляется вторичная концептуализация, проявляющаяся в подведении под одно общее понятие наименований сигнификактивного и денотативного дескрипторов на основе ассоциативной связи между ними. Метонимический механизм речемышления проявляется в сближении названий двух предметов в ходе ассоциативного мышления и подведении номинаций их под один концепт, сближающий две номинации в ассоциативно-вербальной сети на основе чувственного доконцептуального опыта.

Метонимия выполняет не только номинативную функцию, способствуя появлению в результате вторичной номинации нового обозначения, но и реализует экспрессивную функцию. В этом случае можно говорить об образной метонимии, способствующей украшению речи, например, месяц бледно луч наводит, на печальное лицо (И.Козлов), изумрудные глаза,атласная кожа, чугунный цвет. Ср. также: «он и теперь продолжает работать с утра до вечера. Теряя одну работу, подыскивает другого, так что «каторга» остается в полной силе» [М.Салтыков-Щедрин, т.9, с.199].

Таким образом, метонимия имеет лингвокогнитивную природу. Сущность ее проявляется в том, что она представляет собой лингвокогнитивный механизм речемышления, способствующий перенесению наименования сигнификативного дескриптора (источника на денотативный дескриптор – область цели) в результате сближения на основе ассоциативного мышления названии двух денотатов и подведения их под один концепт, сближающий два смежных понятия в рамках ментальной метонимической модели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.