Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема лекции № 10. Теоретические основы многокрасочного печатания 1 страница




Процесс многокрасочного печатания можно (по аналогии с пе­чатным процессом вообще) определить как процесс многократ­ного получения одинаковых по заданным показателям цветных оттисков путем последовательного переноса с цветоделенных форм цветных красок на запечатываемый материал.

При двухкрасочном печатании цветное изображение полу­чают путем последовательного наложения двух красок. Примером такой печати может служить так называемая дуплекс-автотипия. Печатание ведется с двух форм, растровые сетки которых распо­лагаются под разными углами, различающимися на 30 или 45°. Од­на форма предназначена для печатания темной контурной, а дру­гая светлой цветной краской. Наибольшее распространение по­лучили трех- и четырехкрасочное печатание. И в том и в другом случае производится трехкрасочный синтез комплектом триадных красок (желтой, пурпурной и голубой). В качестве четвертой, как правило, применяют ахроматическую (серую или черную) краску. Растровые сетки печатных форм 3—4-красочного синтеза также располагаются под разными углами. Печатание пятью и более красками применяют в тех случаях, когда необходимо воспроизвести строго регламентированные цвета, например, цве­та государственных флагов. Большое количество красок исполь­зуют и в тех случаях, когда изображение состоит из ряда локальных фоновых участков, каждый из которых имеет особую окраску. Примером могут служить географические карты, атласы цветов, мозаика,

Технико-технологические характеристики основных способов печатания. Офсетная печать характеризуется наиболее равномерным распределением красочного слоя по его толщине. Вследствие особенностей печатной формы давление печата­ния в офсете имеет наименьшую величину и распределяется бо­лее равномерно, чем в остальных способах печатания, благодаря чему в офсете не нужна силовая приправка.

По скорости печатания способ офсетной печати несколько уступает способу глубокой печати, но значительно превосходит высокую печать, где по ряду причин не используется рулон­ный ротационный принцип печатания многокрасочной продукции.

Толщина слоя краски на оттисках офсетной печати меньше, чем на оттисках других способов печатания, соответственно мень­ше и интервал оптической плотности при использовании черной краски. Но при четырехкрасочном печатании интервал оптических плотностей для способов высокой и офсетной печати практически становится равным, что подтверждается денситометрическими нормативами.

В офсетной и высокой печати градационная, и цветовая характеристики репродуцируемого изображения на оттиске определяются (при постоянной толщине слоя краски) размерами площадей растровых элементов. В глу­бокой же печати эти характеристики определяются главным об­разом толщиной слоя краски на оттиске, которая к тому же не строго зависит от глубины (или объема) растровых ячеек формы. Как известно, в этом способе печатания растровая система ис­пользуется с двоякой целью: во-первых, растр обеспечивает по­лучение на форме опорных линий для ракеля, а во-вторых, он создает микрокапиллярные ячейки, способные удержать маловяз­кую краску во время перемещения формы от красочного аппарата к зоне контакта печатной пары. При получении оттиска часть крас­ки, особенно в полутонах и тенях изображения, затекает на участ­ки, соответствующие опорным линиям. Вследствие этого толщина слоя краски на оттиске меняется, и не однозначно, а в зависимости от влияния дополнительных факторов (например, от смачиваю­щей способности красок, физико-химических свойств бумаги. и др.). Поэтому в настоящее время отсутствует система расчета цвета изображения на оттисках глубокой печати, из сказанного следует, что наиболее точным и управляемым является офсетный способ печатания.

Синтез цвета при многокрасочном печатании. Отмечая тот факт, что многокрасочное печатание осущест­вляется путем последовательного переноса цветных красок на за­печатываемый материал, следует заметить, что перенос краски может происходить по-разному: 1) на незапечатанный участок оттиска; 2) на уже запечатанный участок оттиска и 3) частично на запечатанный и частично на незапечатанный участки оттиска.

В современной растровой трех- и четырехкрасочной офсет­ной или высокой печати элементарные красочные слои распола­гаются таким образом, что в светах полутонового изображе­ния имеет место первый вариант наложения, в тенях — второй, а в полутонах—третий. Так осуществляется синтез цветов при многокрасочном печатании. Его основой является трехкомпонентная теория цветного зрения, важнейшие положения которой были высказаны в XVIII в. М. В. Ломоносовым и полу­чили развитие в работах Максвелла и Гельмгольца во второй половине XIX в.

Существуют два способа получения заданного цвета — ад­дитивный и субтрактивный. Оба эти способа нашли применение и в многокрасочном печатании.

Аддитивный синтез изучен наиболее полно. Он основан на сме­шении простых и сложных излучений на сетчатке глаза. В практи­ке многокрасочного печатании аддитивный синтез достигается методом пространственного смешения цветов, при котором исполь­зуется ограниченная разрешающая способность глаза. Если раз­меры световых потоков меньше разрешающей способности глаза, то глаз не в состоянии разделить их пространственно. И если эти потоки имеют разную интенсивность, они, действуя на одно и то же место сетчатки, воспринимаются как один поток суммарной интенсивности, или суммарного цвета. Такой способ реализован в многокрасочном растровом печатании. Например, отдельные разноокрашенные растровые элементы в светах многокрасочного оттиска (при линиатуре растра 60 лин/см) воспринимаются не раздельно, а в виде сплошного пятна, цвет которого зависит от соотношения количеств единичных красок.

Аддитивный синтез подчиняется вполне определенным зако­нам, сформулированным Г. Грассманом. Согласно первому закону, любой цвет может быть получен при смешении трех линейно не­зависимых цветов. А это означает, что при смешении любых двух из этих цветов не должен получаться третий. Однако из существующего неограниченного числа линейно независимых ком­бинаций трех цветов выбирают только ту, которая воспроиз­водится легче. Наиболее подходящей в этом отношении является комбинация основных цветов: красного, зеленого и синего. В международной системе измерений этим цветам соответствуют параметры X, У, Z, представляющие собой векторы единичных цветов. Для получения цвета Ц их нужно смешать в количествах х, у, z, называемых координатами цвета, и это сочетание может быть описано следующим линейным уравнением:

Ц = х Х + у Y + z Z (10.1)
Другой закон аддитивности определяет цвет как самостоя­тельную величину. Согласно этому закону, цвет смеси зависит только от цветов смешиваемых компонентов и не зависит от их спектрального состава. Поэтому если смешивается несколько
цветов, например Ц1, Ц2, Ц3:

Ц = Ц12 + Ц3, (10.2)

то при замене одного из цветов в правой части этого уравнения другим цветом, вызывающим одинаковое с ним возбуждение глаза, результирующий цвет левой части уравнения не нарушится. Таким образом, цвет простого излучения можно заменить цветом сложного излучения, и наоборот.

Этот закон позволяет описывать цвета достаточно простыми математическими соотношениями. Так, например, чтобы сложить несколько цветов, достаточно каждый из цветов представить в виде суммы основных цветов в соответствии с первым законом:

Ц 1= х1 Х + у1 Y + z1 Z

Ц 2= х2 Х + у2 Y + z2 Z (10.3)

Ц3 = х3 Х + у3 Y + z3 Z

Уравнение свидетельствует, что при сложении цветов складываются координаты цветов или, точнее, при определении ко­ординат суммы цветов складываются взвешенные координаты цветов, ее составляющих.

Расчет координат цвета несветящихся объектов производит­ся на основании определения на спектрофотометре значений спектральных коэффициентов отражения ρλ, или пропускания τλ, при стандартном источнике освещения, у которого известна от­носительная функция распределения мощности излучения Φλ, а кроме того, известны значения функции кривых сложения цветов (x, y, z).

Переходя от координат цвета к координатам цветности, можно определить цветовые характеристики объекта, т. е. цветовой тон, чистоту цвета и светлоту (последняя соответствует значению координаты цвета у).

Субтрактивный синтез, в отличие от аддитивного, основан не на сложении, а на вычитании цветов. Образование цвета происходит при прохождении белого цвета, содержащего основ­ные цвета, через прозрачные окрашенные среды.

Если на пути излучения будет находиться несколько сред, то вычитаемое в уравнении будет состоять из нескольких членов. Поскольку при субтрактивном синтезе используется имен­но несколько сред, они не могут быть скрашены в основные цвета, так как каждая из таких сред поглощала бы по две трети спектра. При попарном сочетании эти среды будут полностью поглощать проходящее через них излучение. В связи с этим для субтрактивного синтеза применяют среды, окрашенные не в основные, а в дополнительные цвета — желтый, пурпурный, голубой. Среды, окрашенные в эти цвета, пропускают две трети и поглощают одну третью часть спектра светового из­лучения. Поэтому для многокрасочного печатания применяют краски, окрашенные в эти цвета, комплект которых называется триадой.

При трехкрасочном печатании синтез цветов осуществляется на основе применения трех красок, каждая из которых поглощает один из основных цветов. Особенность его заключается еще и в том, что в красочном слое избирательное вычитание одних излуче­ний и пропускание других происходит дважды. Излучение снача­ла проходит через красочный слой до подложки, а затем, отра­жаясь от нее, вторично проходит тот же слой и, испытав при этом селективное поглощение, поступает в глаз наблюдателя.

Чтобы пропущенная часть излучения имела максимальную величину, краска должна обладать в зоне пропускания прозрач­ностью, а подложка должна характеризоваться высоким и неизби­рательным значением спектрального коэффициента отражения. Поэтому, при проведений трехкрасочного печатания используют главным образом мелованную бумагу, отличающуюся высокой бе­лизной.

Рисунок 12 - Схема образования основных и дополнительных цветов при субтрактивном синтезе триадных печатных красок: излучения К- красное; З-зеленое; С-синее краски: Ж-желтая; П-пурпурная; Г-голубая.

 

На рис. 12 показаны схемы образования цветов при субтрак­тивном синтезе на примере использования триадных красок. (рис. 12 иллюстрирует случай идеального субтрактивного син­теза, выполненного при условии использования источнику с еди­ничными основными излучениями, красок, абсолютно прозрачных в зонах пропускания и полностью поглощающих одну третью часть спектра, и подложки, полностью отражающей падающий свет. В результате такого субтрактивного синтеза образуется восемь различных цветов: белый при отсутствии красок (незапе­чатанная бумага), три дополнительных цвета при наложении на подложку одной триадной краски, три основных цвета при попар­ном совмещении триадных красок, черный при тройном наложении, тех же красок.

Явление муара при многокрасочном печатании. На цветоделенных формах высокой и офсетной печати раст­ровые элементы расположены под определенными углами. Это свя­зано с условиями проведения печатных процессов, которые сказа­лись уже в ранний период развития многокрасочного печатания и в меньшей степени, но еще сказываются и в настоящее время. К этим условиям в первую очередь относятся оптические свойства печатных красок и точность их совмещения, или приводка.

При изготовлении цветоделенных форм достаточно часто применяются растры линиатурой 54, 60 лин/см и более. При таких линиатурах минимальный диаметр круглого растрового элемента на формах офсетной печати практически равен 15—20 мкм. На формах высокой печати он несколько больше—20—30 мкм. Следо­вательно, при полном совмещении 4 разноокрашенных растровых элементов допуск на приводку должен быть около ±0,001 мм. Он может быть обеспечен как формными, так и печатными процес­сами, при условии использования абсолютно недеформирующихся материалов (фотопленки, бумаги). И еще одно условие — указан­ный допуск должен быть выдержан на протяжении печатания всего тиража. В настоящее время только передовые полиграфические предприятия могут обеспечить выпуск высококачественной красочной продукции с допуском на совмещение красок ±1 мм и менее. В начале же XX в. такая точность вообще была достижима. Именно поэтому оказался целесообразным поворот систем отдельных красок, так как при этом на главных участках Изображения (в светах и полутонах) применяемые в то время Кроющие краски почти не перекрывали друг друга. Вместе с тем то позволило увеличить допуск на совмещение красок.

Однако, как показала практика, поворот растровых систем не может производиться произвольно. Дело в том, что при любой комбинации углового расположения растровых систем на оттисках возникает не имеющий отношения к воспроизводимому изоб­ражению более или менее заметный цветной узор, или муар. Изучение муара при различных углах поворота, одной из двух растровых крестообразных сеток показало, что он отсутствует при установке их на один и тот же угол. Но при незначительном уловом смещении одной из них он появляется. Причем сначала возникает резко заметный муар, получивший название квадратного, так как его узор состоит из подобных элементов.

Тема лекции № 11. Характеристика основных способов печатания и их варианты.

Оценка современного состояния основных способов печатания. Современная печать основана на открытиях и изо­бретениях в области физики, химии, инженерных на­ук и информатики. Компьютерная техника и инфор­мационные технологии особенно активно оказывают влияние на полиграфию и процессы печати в послед­ние годы, и эта тенденция в дальнейшем будет уси­ливаться.

Способы печати с печатных форм. Способы печати с применением печатных форм относят к так называемым традиционным. Переносом с нее краски воспроизводится инфор­мация на запечатываемом материале. Весь объем ин­формации передается через печатающие (несущие краску) и пробельные (без краски) элементы.

Для того, чтобы получить возможность воспроиз­вести в печати цветовые тоновые градации (например, фотографического оригинала), оригинал должен быть разложен на растровые точки, изменяющиеся по раз­меру или расстоянию друг от друга. Этот процесс назы­вают растрированием. Главная задача растрирования -это получение таких значений относительной запечаваемой площади бинарного (двухуровневого) изо­бражения, которые позволяют воспринимать его как полутоновое (многоуровневое). Растрирование необходимо, так как большинство способов печати работает по бинарному принципу и имеет две возможности: наносить или не наносить равномерный по толщине слой краски.

Печать с применением печатных форм переносит с печатающих формных элементов слой краски одинаковой толщины (эта обеспечивается соответствующими свойствами форм и характеристиками печатных секций машин). На поверхно­сти запечатываемого материала печатающие элемен­ты различаются лишь площадью и формой, благода­ря чему и воспроизводятся различные тоновые града­ции. Ощущение непрерывного изменения тоновых градаций у наблюдателя достигается тогда, когда че­ловеческий глаз не в состоянии различить отдельные элементы растровой структуры изображения. Этот феномен проявляется, когда, например, растр имеет частоту 60 лин/см (удаленность точек 0,16 мм), а рас­стояние от поверхности изображения до глаза наблю­дателя составляет около 30 см.

В глубокой печати с переменной глубиной ячеек тоновые градации соответствуют количественной до­зировке краски по толщине ее слоя при постоянном размере печатающих элементов (растровых точек). Однако они в принципе могут различаться в зависи­мости от передаваемых тоновых градаций не только глубиной ячеек на форме, но и по их размерам.

Все способы печати с применением печатных форм имеют общее свойство: информация воспроиз­водится поверхностью, покрытой краской. Перенос краски происходит в контактной зоне (nip - зоне уча­ствующих в процессе печати поверхностей). При этом должно достигаться достаточное для данного способа печати давление между печатной формой и запечаты­ваемым материалом или промежуточным носителем. Когда слой печатной краски, находящийся на печатной форме или промежуточном носителе, соприкасается с запечатываемым материалом, он расщепляется.

Толщина красочного слоя на запечатываемом мате­риале определяется дальнейшим закреплением краски на нем. С увеличением скорости печати на впитывающих и невпитывающих запечатываемых материалах коли­чество переносимой краски уменьшается. Время кон­такта становится меньше. При непрямой печати нане­сение краски происходит в два этапа: красочный слой, находящийся на печатной форме, соприкасается с резинотканевым полотном, при этом часть кра­сочного слоя переходит на него. После этого проис­ходит перенос краски на запечатываемый материал. Процесс расщепления краски осложнен многими неисследованными явлениями, и во всем мире про­водятся соответствующие работы..

Глубокая печать. В глубокой печати пе­чатная краска, содержащаяся в растровых ячейках, после прохода ракеля соприкасается с запечатывае­мым материалом. При этом только часть краски пере­носится на него. Вследствие расщепления слоя краски полного опорожнения ячеек не происходит. На пере­нос краски оказывают влияние: условия смачиваемости запечатываемого мате­риала; поверхностные свойства применяемых материалов; свойства бумаги; вязкость краски; давление; скорость печати; форма и объем ячеек.

Во всех способах печати многокрасочные оттиски по­лучают последовательным наложением красок раз­ных цветов с соответствующих печатных форм цветоделенных изображений. На допечатном этапе изготавливаются печатные формы для триадных красок голубого, пурпурного, желтого и черного цветов. В одной печатной машине с четырь­мя печатными секциями они наносятся одна за дру­гой за один прогон листа. В результате получают многокрасочный оттиск, соответствующий оригина­лу.

Высокая печать /флексографская печать. Для всех способов высокой печати характерно то, что печатающие элементы расположены выше, чем про­бельные. Все печатающие элементы (участки изобра­жения), находящиеся на одном уровне по высоте, по­крываются слоем краски равной толщины при помощи накатных валиков красочного аппарата. Затем проис­ходит перенос краски на материал, например, бумагу (примеры машин и другие сведения. Принцип высокой печати иллюстрируется на рис. 13 как способ типографской печати.

Технология высокой печати используется в сле­дующих печатных системах: типографская печать; флексографская печать; типоофсетная печать, или высокий офсет

.

 

 

Рисунок 13 -Высокая печать (принцип).

 

 

Типографская печать

Типографская печать - это старейший способ высо­кой печати. Гениальное изобретение Гутенберга в се­редине XV века, заключающееся в изготовлении и использовании отдельных подвижных литер для на­бора, сделало возможным экономичное и быстрое размножение рукописей и производство книг. В ти­пографской печати применяются разные схемы пе­чатного контакта: плоскость - плоскость - печать на тигельных ма­шинах; плоскость-цилиндр-печать на плоскопечатных ма­шинах (историческое название - скоропечатная ма­шина); цилиндр - цилиндр - печать на ротационных маши­нах, или ротационная печать.

В последние десятилетия типографская печать все больше теряет свое значение, прежде всего из-за тру­доемкости способов изготовления печатных форм.

При изготовлении текстовых печатных форм в ти­пографской печати используются способы строкоот­ливного набора или фотонабора. При этом строкоот­ливной набор, доминировавший еще 20 лет назад, в настоящее время применяется только при печати ма­лоформатной акцидентной продукции в старейших типографиях или при любительской печати.

Для печати иллюстраций и графики в типограф­ской печати применяют различные пластины: изготовленные вручную печатные формы (напри­мер, деревянные клише) имеют и сегодня опреде­ленное значение при художественных работах с оригинальной графикой; металлические клише, получаемые травлением при использовании фотомеханики, а также электрон­ным гравированием; фотополимерные клише, получаемые путем фото­полимеризации и вымывания слоя, имеют наи­большее применение.

На место ранее применяе­мых исключительно металлических клише (в осо­бенности цинковых) приходят фотополимерные клише.

Фотополимерную форму можно быстро и легко изгото­вить. В настоящее время предлагается широкий ассортимент фотополимеризующихся платан с разнообраз­ными свойствами, глубиной вымывания и материалами подложки, предназначенными для различных способов обработки. Фотополимеризующиеся пластины для вы­сокой печати, например Nyloprint (BASF), состоят из све­точувствительного синтетического материала, который благодаря подслою прочно связан с материалом под­ложки. Материал подложки в зависимости от способа применения - алюминий, сталь или синтетический. На рис. 14, а изображена микрофотография фор­мы высокой печати (латунная печатная форма).

Рисунок 14 - Микрофотография оттиска высокой печати:

фрагмент печатной формы;

оттиск на запечатываемом материале (FOGRA).

 

Оттиск, изготовленный способом высокой печати, можно опре­делить по скоплению краски по краям печатающих эле­ментов, как это представлено на рис. 14,б.

Флексографская печать. Флексографская печать - это единственный способ высокой печати, применение которого расширяется преимущественно в упаковочной, этикеточной и га­зетной печати. Главная отличительная черта флексографской печати - использование гибких, по сравне­нию с типографской печатью, относительно мягких печатных форм, которые позволили изменить про­цесс подачи краски.

При помощи эластичных (мягких) печатных форм и специально подобранных печатных красок (низкой вязкости) можно получать большую палитру цветов на впитывающих и невпитывающих материалах. На рис.15 показан принцип работы печатной секции флексографской машины. Жидкая печатная краска равномерно переносится ячейками накатного валика с растрированной поверхностью (так называемого растрированного (анилоксного) валика, линиатура растра от 200 до 600 лин/см, керамическая или хро­мированная поверхность) на печатающие элементы. На формном цилиндре находится резиновое клише или клише из синтетического материала.

 

Рисунок 15- Печатный аппарат машины флексографской печати (принцип ротационной высокой печати).

 

 

С применяемыми ранее исключительно резино­выми печатными формами была возможна печать пишь простых изображений и грубых штриховых ри­сунков невысокого качества. Сегодня для удовлетво­рения постоянно растущих требований к качеству, прежде всего в печати упаковки, используются фото­полимерные вымывные печатные пластины (напри­мер, Myloflex фирмы BASF и Cyrel фирмы DuPont), которые обеспечивают возможность использования лшштуры растра до 60 лин/см.

Типоофсет. В типоофсете изображение с формы передается на бумагу через промежуточный носитель - обтянутый резинотканевым полотном цилиндр, что представля­ет собой высокую непрямую печать. По аналогии с офсетной печатью можно назвать ее и непрямым способом плоской печати, а также рассматривать как офсетную высокую печать.

Типичная продукция высокой печати: малоформатная акцидентная продукция; визитные карточки; бланочная или формулярная печать; упаковка (флексографская печать); этикетки (флексографская и типографская печать); сумки с ручками и пакеты (флексографская печать).

Глубокая печать. Способ глубокой печати характеризуется применени­ем форм с углублением печатающих элементов. Пробельные элементы на форме расположены в од­ной постоянной плоскости. На всю печатную форму (пробельные и печатающие элементы) при печати на­носится краска, т.е. форма заливается ею. Перед пе­чатью соответствующее средство (ткань или бумага для снятия краски или ракель) обеспечивает удале­ние печатной краски с пробельных элементов. Таким образом, она остается только в углублениях. Высо­кое давление и сипы адгезии обеспечивают перенос краски из углублений на запечатываемый материал. Принцип глубокой печати показан на рис. 16.

В типографиях нашла применение так называе­мая глубокая ракельная печать. Формы глубокой пе­чати, как правило, цилиндрические. Особенность глубокой ракельной печати состоит в том, что на ка­ждое цветоделенное изображение используется комплектный формный цилиндр (без формной пла­стины). Это означает, что в четырехкрасочной маши­не при каждом новом заказе должны быть заменены четыре отдельных формных цилиндра. Предприятие с частыми повторяющимися заказами вынуждено хранить большое количество этих цилиндров. Форм­ные цилиндры глубокой печати обычно имеют зна­чительный вес и требуют специальных транспортной и обслуживающей систем.

Глубокая печать с переменной глубиной ячеек, и прежде всего, с различны­ми глубиной и площадью ячеек (полуавтотипная пе­чать), позволяет достичь высокого качества продук­ции. Глубокая печать с переменной площадью ячеек (автотипная) сегодня не находит применения.

 

Рисунок 16 - Глубокая печать.

 

Традиционная глубокая печать (изменяется толь­ко глубина ячеек) также все больше теряет свое зна­чение, так как изготовление печатных форм основы­вается на сложных, не поддающихся стандартизации процессах копирования и травления. По этой причине на практике добилась признания глубокая печать с переменными глубиной и площа­дью ячеек, которая в промышленном применении ос­нована на электронно-механическом гравировании (с помощью резца).

Плоская печать (офсетная печать). Офсетная печать, имеющая на сегодняшний день наибольшее распространение, подробно рассмотре­на в лекции 16 с описанием технологии печати и изготовления печатных форм, а также примерами машин и функциями красочного и увлажняющего аппаратов.

В этом способе печатающие и пробельные эле­менты находятся в одной плоскости. Печатающие элементы воспринимают краску, а пробельные уча­стки ее отталкивают. Такой эффект объясняется по­верхностными явлениями.

Варианты основных способов печати.

В круг технологических вариантов основных способов печатания, имеющих определенное промышленное значение, входят: литография (прямой способ печати с печатной фор­мы из камня); фототипия (прямой способ печати); офсетной печати (непрямой способ печати); способ «Ди-лито» (прямой способ печати с офсет­ных печатных форм).

Литография была изобретена А. Зенефельдером в 1796 г. Воспроизводимое изображение с помощью специальной краски наносилось на камень. Перед окрашиванием камень был увлажнен, вследствие че­го участки, свободные от изображения, не восприни­мали краску

Фототипия - следующий вид плоской печати. Его зарождение (1856) связывают с изобретателем АЛ.Пойтевином. Полутона при этом способе воспро­изводятся без растрирования. Фототипией достигает­ся очень высокое качество печати (например, отсутст­вует муар). На светочувствительный пигментно-желатиновый слой, находящийся на стеклянной основе, экспонируют негатив и сразу же проявляют. Образу­ются области различной степени набухания желатины при контакте с водой. После увлажнения печатной формы получаются различные степени восприятия краски ее участками. Как и литография, фототипия применяется только для художественной печатной продукции (с очень маленькими тиражами).

Офсет- важнейший вид плоской печати, при кото­ром краска с печатной формы переносится сначала на эластичный промежуточный носитель - резиноткане­вое полотно, а затем на запечатываемый материал. Принцип офсетной печати изображен на рис. 17. Чтобы на печатной форме достичь эффекта от­талкивания краски, используют два метода, основан­ных на различном взаимодействии поверхности пе­чатной формы и краски.

Рисунок 17- Офсетная печать (способ плоской печати).

В традиционном офсете печатная форма увлажняется увлажняющим раствором. Раствор очень тонким сло­ем с помощью валиков наносится на форму. Участки формы, не несущие изображения, гидрофильны, т.е. воспринимают воду, а участки, несущие краску, олео-фипьны (воспринимают краску). Пленка увлажняю­щего раствора препятствует передаче краски на про­бельные участки формы. Так как этот способ наиболее широко распространен, с офсетной печатью вообще всегда связывают взаимодействие краски и увлажня­ющего раствора. Таким образом, для машины «офсетной печати» необходимы красочный и увлажняющий аппараты.

В сухом офсете поверхность формного материала краскоотталкивающая, что обуславливается нане­сением силиконового слоя. Путем спе­циального целенаправленного его удаления (тол­щина слоя около 2 мкм) открывается поверхность печатной формы, воспринимающая краску. Этот способ называют офсетом без увлажнения, а также часто "Сухим офсетом».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 3296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.