Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. 1. Что следует понимать под экономическим ростом?




 

1. Что следует понимать под экономическим ростом?

2. Как можно оценить экономический рост?

3. Как осуществить качественную характеристику экономического роста?

4. Какие типы экономического роста вы знаете?

5. Что такое интенсификация производства и какой она может быть?

6. Какие факторы экономического роста вы можете назвать?

7. Что такое экономический цикл и каковы его фазы?

8. Какие виды экономических кризисов выделяют в современных условиях?

 

 

ГЛАВА 12. Безработица и инфляция

12.1. Безработица: сущность, причины и формы

Безработица это сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг. Обратим внимание на тот факт, что безработица как явление значительно шире официального понятия «безработный», то есть юридическое и экономическое определения безработных не совпадают: не всякий неработающий может быть официально признан безработным. В законодательстве разных стран существуют расхождения в критериях признания человека безработным, но все придерживаются международной практики, опыт которой обобщён и резюмирован в документах Международной организации труда (МОТ).

По определению МОТ, безработными считаются лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности (15-72), не имеющие работы, желающие работать и ищущие работув рассматриваемый период. Человека можно считать безработным только при соблюдении всех трёх условий. Причём искать работу - значит предпринимать действия в этом направлении: регистрация на бирже труда, обращения к работодателям, постоянные появления в местах, где можно получить работу (фермы, заводы, рынки труда), помещение объявлений в газетах или отклики на соответствующие объявления в прессе и т.п.

К примеру, в США для отнесения к категории безработного достаточно не иметь работы в течение недели, быть в состоянии приступить к работе и предпринимать конкретные попытки найти работу на протяжении предшествующих четырёх недель. В западной статистике лица от 16 лет и выше делятся на 4 группы:

¨ занятые - это те, кто выполняет любую оплачиваемую работу и также те, кто имеет работу, но временно не работает в силу болезни, отпуска, забастовки;

¨ безработные - сюда входят лица, не имеющие работы, но активно её ищущие;

¨ экономически неактивное население (не включаемое в понятие «рабочая сила») - к нему относятся домохозяйки, учащиеся, пенсионеры и те, кто не может трудиться по состоянию здоровья или просто не желает;

¨ экономически активное население (собственно рабочая сила) - в него включаются те, кто либо занят, либо не имеет работы.

Согласно российскому Закону «О занятости населения в Российской Федерации», официально безработными признаются трудоспособные граждане (лица в трудоспособном возрасте: женщины от 16 до 54 лет, мужчины от 16 до 59 лет), которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Таким образом, юридический аспект признания человека безработным очень жёстко ограничен.

Очевидно, для получения статуса безработного российскому гражданину необходимо быть в трудоспособном возрасте, зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, искать работу и быть готовым приступить к ней. Большая же часть населения, не имеющая работы, предпочитает искать её самостоятельно (такая тенденция характерна для стран с переходной экономикой, так как существуют жёсткие требования к регистрации, а размер пособия низок и выплачивается нерегулярно и пр.).

Безработица как экономическая категория выражает отношения между людьми, при которых часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу и остаётся вне сферы занятости. Субъектами рассматриваемых отношений являются потенциальные наёмные работники, работодатели, государственные институты и учреждения, рыночные посредники.

Работодатель ищет рабочую силу, удовлетворяющую его как в количественном, так и в качественном отношениях, а потенциальный наёмный работник предъявляет спрос на определённое рабочее место, соответствующее его требованиям. Основными объектами рассматриваемых взаимоотношений являются вакантные и вновь вводимые рабочие места, необходимые потенциальным наёмным работникам и обладающие рядом характеристик (условия труда, уровень оплаты труда и пр.), и трудовые услугиопределённого количества и качества, требуемые работодателям. Но так как количество и качество требуемых рабочих мест и число претендующих на них граждан, обладающих определенными способностями и навыками, в действительности не совпадают, государство берёт на себя функции оказания помощи безработным в соответствии с действующим законодательством. Это - с одной стороны. С другой - государство является также и работодателем, предъявляя спрос на рабочую силу.

В процессе поиска работы безработным гражданам оказывается социальная помощь в виде пособия по безработице, материальная и иная помощь им и членам их семей, выплачиваются стипендии в период обучения и вознаграждение за труд на оплачиваемых общественных работах; работодателям предоставляется финансовая помощь в виде квот на трудоустройство нуждающихся в социальной поддержке (содействие в сохранении или организации дополнительных рабочих мест), налоговые льготы. В связи с этим взаимосвязи, возникающие в процессе поиска работы между работодателями, безработными и государственными институтами, имеют социально-экономическую основу, однако необходимо выделить также институциональный, правовой, организационный и психологический аспекты рассматриваемых взаимоотношений.

Институциональный аспект выражен в функционировании системы организаций, обычаев, традиций, определяющих процесс трудоустройства.

Правовой аспект заключается в том, что все участники взаимоотношений руководствуются в своих действиях Конституцией государства, в которой указаны права и обязанности граждан, в частности право на труд, а также рядом законодательных актов, регулирующих отношения в сфере занятости и поддержки безработных. Они регламентируют порядок и условия признания граждан безработными и прохождения ими перерегистрации, условия назначения и выплаты пособия по безработице, характеристики подходящей и неподходящей работы, принципы отчислений в Государственный фонд занятости (если такой существует) и пр.

Организационный аспект рассматриваемых взаимоотношений состоит в
информационном обеспечении безработных (создание систем профориентации,
подготовки и переподготовки безработных, лиц, предполагаемых к
высвобождению в связи с реорганизацией предприятия (потенциально
безработных).

Субъектами отношений являются живые люди, наделенные человеческими качествами. Психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. особенности оказывают значительное влияние на интересы, мотивацию, степень трудовой активности людей, поэтому будет логичным сказать, что их взаимоотношения носят психологический характер.

Таким образом, отношения безработицы включают следующие элементы: отсутствие работы; возможность трудиться; желание работать; поиск работы; нахождение подходящей работы.

Размер безработицы можно определить как разность между числом лиц, находящихся в составе трудоспособного населения, и числом занятых. Основными показателями безработицы выступают её масштабы и уровень.

Первый показатель отражает абсолютную величину числа безработных. Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности экономически активного населения страны. Исследователями рассчитывается также уровень безработицы в отдельных группах, выделенных по ряду признаков: профессионально-квалификационному, половозрастному, уровню образования, продолжительности безработицы и др. Он определяется как отношение численности безработных выделенной группы к численности экономически активного населения. Так, уровень безработицы среди различных профессионально-квалификационных групп позволяет выявить соответствие аналогичной структуры работающего населения структуре рабочих мест.

На вопрос о причинах, вызывающих безработицу, однозначного ответа нет. При том, что объект анализа всегда остаётся одним и тем же - безработица, её причины многообразны (разные теории делают акцент на различных аспектах этого явления). Каждый подход позволяет выявить что-то новое в рассматриваемом явлении и абстрагироваться от каких-то других её сторон.

Согласно взглядам классической школы (А. Смит, Д. Рикардо, Ж.Б. Сэй и др.), безработица возникает вследствие слишком высокой заработной платы: при таком её уровне работодатели не желают принимать на работу, а при более низкой заработной плате наёмные работники не желают трудиться. Безработица выступает добровольным выбором самих работников, то есть она добровольна.

Согласно кейнсианскому подходу, безработица имеет вынужденный характер и обусловлена недостатком совокупного эффективного спроса. Для того, чтобы снижать безработицу, государство должно проводить экспансионистскую финансовую и налоговую политику, стимулировать инвестиции, что увеличивает совокупный спрос и приводит, в конечном счете, к росту спроса на рабочую силу.

Развитием кейнсианского направления явились работы А. Филлипса, обосновавшего принцип: чем выше уровень безработицы, тем ниже темпы роста заработной платы и инфляции. И, наоборот, низкий уровень безработицы сопровождается высокими темпами инфляции.

Институционально-социологическое направление, представителями которого являются Т. Веблен, Дж. Комманс, У. Митчелл, Дж. Гелбрейт, рассматривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых выделены технико-экономические факторы.

Известный философ, социолог и экономист Дж. Гелбрейт в своей знаменитой книге «Новое индустриальное общество» (1967г.) писал: «Промышленная цивилизация породила адекватную ей рабочую силу... Когда система функционирует хорошо, все или почти все имеют работу. Когда она функционирует плохо, на заводских воротах появляются уведомления, люди остаются дома, а растущий процент безработных по отношению ко всей рабочей силе показывает степень расстройства всей экономической системы»/7/. Таким образом, одну из основных причин безработицы Дж. Гелбрейт видел в недостатке образования, в механизации, в структурной перестройке промышленности и т.п.

Согласно американскому экономисту Т. Веблену, развитие общества, социально-экономические изменения - это результат конфликта «типов социальных привычек». Для Веблена центральными являются конфликты между противоположными побуждениями и привычками; противодействия в системе производственных отношений - это действительный источник развития общества. Идея определяющей роли обычаев, привычек, проходит через всю «Теорию праздного класса».

Исходя из причин безработицы различают её основные формы, представленные в табл.4.

Таблица 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.