Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социального государства. Одной из особенностей современного правового регулирования деятельности государства является закрепление в праве все большего числа социальных функций




ПРАВОВАЯ ОСНОВА

Т е м а 2

 

 

 

Одной из особенностей современного правового регулирования деятельности государства является закрепление в праве все большего числа социальных функций. У государства всегда были некоторые элементы общесоциальной деятельности, зачатки мер для поддержки социально обездоленных людей, о чем свидетельствует обычай властвующих подавать милостыню бедным (в Великобритании королева согласно этому обычаю раз в год раздает милостыню, размеры которой дозированы). Правда, такие меры поддержки имели персонализированный характер и не рассматривались как обязанность государства. В сочинениях мыслителей разных эпох есть рассуждения об элементах социальности государства, но фактически господствовала концепция «государства – ночного сторожа», его невмешательства в экономические и социальные отношения.

Тенденции развития идеи социального государства приобрели завершенное оформление в конституциях (основных законах), принятых после Второй мировой войны. Содержание и назначение конституционных положений, адресованных обществу, могут заметно отличаться. Как правило, они сформулированы в общей форме и выглядят фрагментарными. Такие положения всегда отражают связи социума именно с государством, поэтому даже наиболее социально направленные конституции – это прежде всего основные законы государства.

Одним из проявлений социальной направленности конституционного регулирования является отнесение к его инструментариям термина «социальное государство». Основные законы не содержат определений, связанных с этим термином, но из анализа их положений следует, что социальное государство – это характеристика современного государства, в соответствии с которой государственная деятельность должна быть направлена на создание реальных стандартов материального благосостояния, образования, здравоохранения и обеспечения таких стандартов для всех граждан (индивидов), а также на минимизацию фактического социального неравенства с его экономическими последствиями и создание системы социальной поддержки (защиты) тех, кто в этом нуждается.

Понятие «социальное государство», таким образом, сочетается с иде-ями социальной справедливости и социальной защиты, и практически все исследователи связывают феномен социального государства с конституционной и международно-правовой фиксацией социально-экономических прав, а также с практикой их реализации. Другие подобные определения социального государства предусматривают осуществление действенных мер по реализации одной из главных функций современного государст-ва – социальной функции.

Идейной основой соответствующих социальных прав послужила, в частности, теория естественных прав человека, которая нашла отражение в политических и правовых актах. Так, в статье 1 Декларации прав человека и гражданина 1789 года (Франция) подчеркивалось, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. В то же время оговаривалось, что общественные различия могут основываться только на соображениях общей пользы. В дальнейшем стремление к социальной справедливости начали трактовать, учитывая идеологию либерализма, которая предусматривала невмешательство государства в экономическую жизнь индивида при условии гарантирования ему свободы. Это предопределяло ограниченность не только в средствах социальной поддержки тех, кто в ней нуждался, но и в трактовке самой идеи социальной справедливости.

С признанием социальной функции государства и с активизацией его участия в решении вопросов общественного бытия произошло официальное осознание необходимости социальной поддержки (защиты) определенных категорий населения. Вместе с тем такое осознание сопровождалось декларированием тезиса о самоответственности индивида как проявлении его свободы. Этот тезис отрицал социальное потребительство со стороны тех, кто не нуждался в соответствующей поддержке. Следовательно, как предполагалось, каждый взрослый и работоспособный индивид должен заботиться о своем материальном благосостоянии (благосостоянии своей семьи), а общество и государство должны были создавать для этого все условия. Вмешательство признавалось допустимым или необходимым лишь тогда, когда индивид по объективным причинам не мог обеспечить себе «достойное существование». Упоминавшийся тезис положен в основу социальных программ, реализуемых государствами, которые в теории или на практике определены именно как социальные.

В дальнейшем термин «социальное государство» стал упоминаться в конституциях таких европейских стран, как Албания, Андорра, Болгария, Испания, Македония, Румыния, Словения, Турция, Хорватия и Франция. Социальный характер государства прямо задекларирован в ряде основных законов, принятых в постсоветских странах: Белоруссии, Армении, Грузии, Казахстане, России, Таджикистане и Украине).

Термин «социальное государство» является также достоянием конституционной практики в отдельных странах Латинской Америки (Венесуэла, Эквадор, Колумбия, Парагвай). О «социальном государстве» говорится и в конституциях, принятых в большинстве франкоязычных стран Тропической Африки (Габон, Гвинея, Конго, Нигер, Руанда, Сенегал, Того, Чад). В Гаити и Мавритании на конституционном уровне употребляется термин «социальная республика», а в Марокко – «социальная монархия». В большинстве случаев социальное государство определяют в первых статьях Основного закона, хотя иногда оно декларируется лишь в его преамбуле. Очевидно, что предписания относительно социального государства во многих случаях имеют своеобразное программное значение для общественно-политического и государственно-правового развития соответствующих стран.

В статье 7 Конституции Российской Федерации по содержанию соответствующего определения констатируется: политика социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих «достойную жизнь и свободное развитие человека». В этой же статье названы предусмотренные мероприятия по осуществлению такой политики: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, выплат и иных гарантий социальной защиты. Тем самым социальное государство ассоциируется, прежде всего, с социальной справедливостью (без применения такого словосочетания) и обеспечением определенного уровня социальной защиты.

Во многих конституциях, даже в условиях отсутствия в их текстах термина «социальное государство», сочетание фактически воспринятой концепции социального государства с идеями социальной справедливости и социальной защиты можно вывести из содержания общих положений, а также из статей, посвященных конкретным социально-эконо-мическим правам и гарантиям их реализации. Иногда соответствующие положения основных законов сформулированы в виде определенных основ, целей, ценностей и т. д. Так, в статье 2 Конституции Польши определено, что государство осуществляет принципы социальной справедливости. В Македонии и Хорватии социальная справедливость на конституционном уровне признана одной из «высших ценностей конституционного строя», в Албании – одной из «основ государства», а в Румынии речь идет о справедливости как «высшей ценности». В Конституции Португалии построение «справедливого и солидарного общества» охарактеризовано как государственная цель (ст. 1), а содействие повышению благосостояния и качества жизнь народа путем преобразования и модернизации экономических и социальных структур» – как одна из главных задач государства (ст. 9). По смыслу статьи 1 Конституции Казахстана одним из основополагающих принципов деятельности государства является экономическое развитие на благо всего народа.

Общий характер также имеют положения, которыми фактически провозглашаются намерения государства по реализации идеи социальной справедливости. При этом степень обобщенности таких положений разная.

Например, в преамбуле Конституции Испании задекларировано стремление гарантировать существование «на основе справедливого экономического и социального строя», а в статье 9 предусмотрено, что органы государственной власти должны содействовать участию всех граждан в политической, экономической, культурной и социальной жизни.

Конституция Италии (ст. 2) предусматривает выполнение обязанностей, вытекающих из «политической, экономической и социальной солидарности». Также определено, что задача государства «устранять препятствия экономического и социального порядка, которые мешают эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны».

Более конкретным выглядит предписание, согласно которому государство «поддерживает малообеспеченных путем разнообразных мероприятий социальной помощи» (ст. 17 Конституции Венгрии). Подобные по смыслу и форме положения включены и в некоторые конституции, принятые в постсоветских странах, а также в некоторых развивающихся странах. Очевидно, что часть из приведенных, а также и другие аналогичные положения являются так называемыми конституционными декларациями. Декларативность таких положений может быть преодолена путем их конкретизации на уровне законов и подзаконных актов, а также соответствующей общественной практикой.

Декларативность присуща и так называемым основным директивным принципам государственной политики, зафиксированным в ряде конституций. Положения о принципах (иногда также целях) государственной политики, большинство из которых посвящены различным аспектам общественного бытия, содержатся в специальных разделах (частях или главах). Включение положений о принципах (целях) государственной политики в отдельные конституции, принятые в период между мировыми войнами, отразило особенности восприятия на официальном уровне концепций государства всеобщего благополучия. Примером может служить действующая Конституция Ирландии 1937 году, в структуре которой есть часть под названием «Основные принципы социальной политики». Вслед за действующей Конституцией Индии 1950 года такая практика приобрела определенное распространение в странах Азии и Африки, прежде всего в бывших британских колониальных владениях. Положения о соответствующих принципах или целях включены и в некоторые конституции, принятые в европейских развитых странах, например, Мальте, Швейцарии.

Конституционные положения об основных или директивных принципах государственной политики определяют особенности их же осуществления. Прежде всего в соответствующих основных законах оговаривается, по сути, программное значение названных принципов для законотворческой деятельности парламента. К тому же положение о цели государственной политики не устанавливает прав, которые индивид может защитить в суде. Такой подход отражен, в частности, в статье 45 Конституции Ирландии, согласно которой основные принципы социальной политики «предназначены стать общим руководством для парламента», а их осуществление не подлежит рассмотрению в суде. Более общим выглядит предписание статьи 41 Конституции Швейцарии: «…из социальных целей не могут следовать непосредственные претензии на государственные услуги».

В других случаях в конституциях сформулированы обязанности государства проводить мероприятия по реализации социальной функции, в частности, для обеспечения идей социальной справедливости и социальной защиты в виде гарантий реализации именно социально-экономических прав. В связи с дискуссионностью вопроса относительно характера этих прав нередко утверждается, что указанный способ формулирует не обязанности государства, а лишь его намерения.

Важно отметить, что социальное государство не всегда связывают непосредственно с идеями социальной справедливости и социальной защиты, о чем свидетельствуют взаимосвязи между государством и социумом, которые возникают вне экономической сферы общественного бытия и которые определяют роль государства в духовной сфере: культуре, искусстве, науке, образовании и т. д. «Республика поощряет развитие культуры, научных и технических исследований, охраняет историческое и художественное наследие нации», – отмечается в статье 9 Конституции Италии. Согласно статье 9 Конституции Португалии, защита культурного наследия является одной из основных задач государства. Подобные положения включены и в основные законы, принятые в постсоциалистических и постсоветских странах (Азербайджан, Армения, Беларусь, Польша, Туркменистан).

О соответствующей роли государства нередко говорится в разделах конституций, где зафиксированы права и свободы, в частности, так называемые социально-культурные права. Такой подход в наибольшей степени характеризует конституционное регулирование общественных отношений в странах Латинской Америки. Примером также служат части третья, четвертая и пятая статьи 54 Конституции Украины, в которых определены гарантии реализации отдельных социально-культурных прав, и статья 66, где сформулирована обязанность каждого не причинять вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убытки.

О социальном характере государства свидетельствуют и положения, которыми определяется роль государства по сохранению окружающей среды. В основных законах Азербайджана, Болгарии, Армении, Италии, Португалии, Украины и Хорватии соответствующая роль государства констатируется в их начальных разделах (частях, главах), а в других случаях – в разделах, касающихся прав и свобод в связи с декларированием права индивида на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду. Примечательно, что в Португалии охрана природы и окружающей среды конституционно признана одной из основных задач государства, а в Хорватии – одной из высших ценностей конституционного строя.

Очевидно, что понятие социального государства нельзя однозначно формулировать по содержанию конституционного регулирования в условиях различных стран. К тому же это понятие обычно по-разному трактуется даже исследователями, которые представляют одну страну. Кроме того, в основных законах той или иной страны отражены именно основные концептуальные подходы к определению социального государства, что обусловливает сходство или хотя бы приравнивание их соответствующих положений и позволяет проводить сравнение.

Конституирование социального государства, тем не менее, является закономерностью, вызванной качественными изменениями в общественном сознании, которые сопровождаются адекватной корректировкой государственных функций. Оставаясь достижением развитого общества, социальное государство объективно воспринимается как ориентир для тех стран, где такое общество пока отсутствует.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.