Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральные налоги 19 страница




• расчеты по нетоварным операциям — операции, не обуслов

ленные движением товара и связанные лишь с движением

денежных средств (расчеты с бюджетом и внебюджетными

фондами, учредителями, акционерами, подотчетными лицами,

доверителями и поверенными, кредитными организациями).

Расчеты по товарным операциям осуществляются следующими

видами платежей:

• платежными поручениями;

• плановыми платежами;

• платежными требованиями-поручениями;

• аккредитивами;

• расчетными чеками;

• зачетом взаимных требований;

• векселями;

• встречным движением товара (товарообменные операции).

По нетоварным операциям расчеты осуществляются только с по

мощью платежных поручений.

Наличная и безналичная формы расчетов. Внутрифирменные рас-

четы и некоторые из внешних могут осуществляться наличными

Деньгами через кассу организации. Наличные расчеты с юридически-

Глава 300 I. Организация финансовой работы в организации (на предприятии) щ Денежные расчеты в организации зот

 

ми лицами ограничены суммами, устанавливаемыми Центральным

банком РФ.

Внешние расчеты ведутся, как правило, в безналичной форме.

Посредником в таких расчетах служит коммерческий банк. Органи-

зация открывает в коммерческих банках следующие счета.

1. Расчетные счета, предназначенные для осуществления теку

щих платежей по распоряжению организации и зачисления поступ

лений денежных средств в адрес организации.

Количество расчетных счетов, открываемых организации раз-

личными коммерческими банками, законодательно не ограничено.

Однако если организация служит недоимщиком по платежам в бюд-

жет, то она должна выбрать по своему усмотрению один счет (так

называемый счет недоимщика), на который должны аккумулиро-

ваться все суммы, поступающие в адрес этой организации во все

другие банки.

Для открытия расчетного счета требуется разрешение налоговой

инспекции, которое выдается по заявлению организации.

8. Текущие счета, открывающиеся для некоммерческих учреж

дений и организаций, не являющихся юридическими лицами (на

пример, филиалов). Перечень операций по текущему счету ограни

чен, а распоряжаться средствами с текущего счета можно лишь в

строгом соответствии с утвержденной сметой.

8. Специальные счета, применяемые для хранения средств строго

целевого назначения.

8. Валютные счета, предназначенные для расчетов в иностран

ной валюте. Эти счета открываются в коммерческих банках, имею

щих лицензию Центрального банка РФ на ведение валютных опе

раций. Счета могут открываются в любой из свободно конверти

руемых валют, причем на каждый вид валюты — отдельный счет.

Кроме того, организация может иметь счета в евро, в замкнутых

(национальных) валютах в пределах установленных квот на экспорт

товаров (работ, услуг) или в валюте клиринговых расчетов1

. В соот

ветствии с валютным законодательством организации открывается

одновременно с валютным счетом и транзитный счет, на который

предварительно зачисляется валютная выручка. С этого счета орга

низация в обязательном порядке продает на внутреннем рынке 10%

валютной выручки по курсу Центрального банка РФ. Остаток ва

лютной выручки с транзитного счета зачисляется на валютный счет

организации. Намечается тенденция к постепенному уменьшению

Валютный клиринг — межправительственное соглашение о взаимном зачете

встречных требований и обязательств, вытекающих из стоимостного равенства

товарных поставок и оказываемых услуг.

доли валютной выручки, подлежащей обязательной продаже на внут-

реннем рынке, что, в конечном итоге, приведет к ее отмене.

Статья 856 ГК РФ предусматривает ответственность банка за

ненадлежащее совершение операций по счету клиента. Ответствен-

ность банка состоит в основном в выплате процентов и убытков в

соответствии со ст. 395 ГК РФ. Размер процентов определяется

ставкой рефинансирования, действующей на день исполнения де-

нежного обязательства в месте нахождения предприятия-клиента.

Если удержанные банком суммы выражены в иностранной валюте,

то проценты взыскиваются по ставке валютного депозита банка-дол-

жника по день уплаты суммы кредитору.

10.2. Безналичные расчеты

Безналичные расчеты осуществляются в соответствии со следую-

щими правилами.

Банк принимает на себя обязательство хранить денежные средст-

ва клиента, зачислять на его расчетный и другие счета поступающие

суммы, выполнять распоряжения клиента о перечислении средств и

выдаче их наличными.

Средства с расчетного счета списываются на основании докумен-

тально оформленного распоряжения владельца счета.

Без распоряжения клиента денежные средства списываются лишь

по решению суда и в других законодательно установленных случаях.

При наличии на счете клиента денежных сумм, достаточных для

удовлетворения всех требований, предъявленных счету, средства спи-

сываются в соответствии с распоряжениями клиента и других доку-

ментов на списание в порядке календарной очередности, если иное

не предусмотрено законом.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетво-

рения всех предъявленных к нему требований списание сумм в по-

крытие обязательств организации осуществляется в очередности,

установленной законом:

• в первую очередь списывают суммы, присужденные судом и

оформленные исполнительными листами, предусматриваю

щими перечисление или выдачу денежных средств со счета

для удовлетворения требований о возмещении вреда, причи

ненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании

алиментов;

• во вторую очередь списывают по исполнительным докумен

там, предусматривающим перечисление или выдачу денежных

средств для расчетов по выплате выходных пособий, и оплате

труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том 302 I. Организации финансовой работы в организации (на предприятии) щ Денежные расчеты в организации 303

 

числе по контракту, выплату вознаграждении по авторским

договорам;

• в третью очередь списывают по платежным документам, пре

дусматривающим перечисление или выдачу денежных средств

для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по тру

довому договору (контракту), а также по части единого соци

ального налога, перечисляемой в Пенсионный фонд РФ, Фонд

социального страхования РФ и фонды обязательного медицин

ского страхования;

• в четвертую очередь списывают суммы по платежным доку

ментам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджет

ные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей

очереди;

• в пятую очередь списывают по исполнительным документам,

предусматривающим удовлетворение других денежных требо

ваний;

• в шестую очередь списывают по другим платежным докумен

там в порядке календарной очередности поступления доку

ментов.

Средства списываются со счета по требованиям, относящимся к

одной очереди, в порядке календарной очередности поступления до-

кументов.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств оп-

ределяются в договоре.

Расчеты платежными поручениями — широко распространенная

форма расчетов по товарным и нетоварным операциям. Как прави-

ло, ими оформляются предварительная оплата товаров и услуг. В

таком случае составляется платежное поручение на сумму предва-

рительного взноса, а после выполнения условий договора вносится

остаток суммы сделки. Допустимая сумма предварительной оплаты

не должна превышать 50% суммы договора, в этом случае сохраня-

ется паритет сторон. При требовании поставщика внести 100%

суммы в виде аванса нарушаются права покупателя, который изы-

мает из своего оборота денежные средства и, по сути, кредитует по-

ставщика. Такая форма расчетов целесообразна лишь при условии

предоставления покупателю значительных скидок. Схема расчетов

платежными поручениями представлена на рис. 10.1.

Расчеты плановыми платежами используются при наличии дол-

говременных хозяйственных связей между поставщиками и покупа-

телями, связанных с равномерными и постоянными поставками то-

варов и услуг. Эта форма предполагает оплату не конкретной по-

ставки, а периодическое перечисление платежными поручениями

заранее оговоренных сумм в соответствии с планом поставки. Регу-

Рис. 10.1. Расчеты платежными поручениями:

1 — покупатель представляет в свой банк платежное поручение; 2

— банк списывает со счета покупателя деньги;

9 — банк покупателя направляет в банк поставщика платежное поручение;

9 — банк поставщика зачисляет деньги на счет поставщика в соответствии

с платежным поручением; 5 — банки поставщика и покупателя выдают

своим клиентам выписки из расчетных счетов

Платежные требования представляют собой требование постав-

щика к покупателю оплатить на основании приложенных докумен-

тов (счета-фактуры, накладных, товарно-транспортных накладных и

др.) стоимость товаров и услуг. Непременное условие этой формы

платежа — согласие плательщика на списание денежных средств с

его счета, или акцепт. Акцепт оформляется подписями руководите-

ля и главного бухгалтера и скрепляется печатью. Отказ от акцепта

платежного требования-поручения заявляется в течение трех рабо-

чих дней, не считая дня поступления его в банк плательщика. От-

каз должен быть обоснован и подтвержден ссылками на условия

договора. Безакцептно могут списываться лишь требования, разре-

шенные в законодательном порядке. Схема расчетов платежными

требованиями представлена на рис. 10.2.

Аккредитивная форма используется только при иногородних рас-

четах. Аккредитив — это поручение банка покупателя банку по-

ставщика оплатить сумму, предусмотренную в аккредитивном заяв-

лении на условиях предоставления поставщиком соответствующих

документов. Аккредитивы бывают покрытыми (депонированными)

и непокрытыми (гарантированными). Покрытые аккредитивы пред-

полагают предварительное депонирование средств плательщика на

специальном счете в банке. По окончании срока аккредитива неис-

пользованный остаток зачисляется обратно на счет клиента. Выдача

непокрытых аккредитивов производится банками под свою гаран-

тию платежеспособным первоклассным клиентам. На каждом ак-

кредитиве указывается его вид — отзывный или безотзывный. При

 

лярно проводится сверка взаимных обязательств, и разница пога-

шается той или иной стороной. 304 II. Организация финансовой работы в организации (на предприятии) 10. Денежные расчеты в организации 303

 

отсутствии указания он считается отзывным. Отзывный аккредитив

может быть изменен или аннулирован банком покупателя по его

поручению без согласования с поставщиком. Безотзывный аккреди-

тив не может быть изменен без согласия поставщика, в пользу ко-

торого он был открыт.

 

ставляется сумма лимита. Выписанные чеки действительны в течение

десяти дней, не считая дня выписки. Расчеты чеками также ускоряют

оборот денежных средств, они удобны для расчетов за мелкие партии

товаров, при закупках в магазинах мелкого опта (рис. 10.4).

 

 

Рис. 10.2. Расчеты платежными требованиями:

I — поставщиком отгружается продукция в адрес покупателя;

2 — поставщик передает платежное требование банку покупателя

вместе с отгрузочными документами; 3 — банк передает покупателю

полученные документы для принятия решения по поводу оплаты

(акцепта) или отказа от акцепта; 4 — акцептованные платежные документы

покупатель возвращает в свой банк для оплаты; 5 — банк покупателя

передает отгрузочные документы покупателю; 6 — банк покупателя

списывает средства с расчетного счета покупателя; 7 — банк покупателя

направляет платежные документы в банк поставщика; 8 —банк поставщика

зачисляет средства на расчетный счет поставщика; 9 — банки выдают

выписки с расчетных счетов своим клиентам

Аккредитивная форма ускоряет расчеты между покупателями и

поставщиками, в то же время имеет значительное преимущество по

сравнению с предварительной оплатой. Исключается бестоварное

движение денежных средств. Даже при использовании покрытых

аккредитивов денежные средства плательщика не служат бесплат-

ными кредитными ресурсами для получателя, а лишь депонируются

банком для обеспечения своих гарантий. Поставщик получает опла-

ту сразу же после осуществления отгрузки товаров в адрес покупа-

теля и предъявления отгрузочных документов в свой банк. Схема

расчетов при помощи аккредитива показана на рис. 10.3.

Расчетные чеки используются при расчетах в момент соверше-

ния хозяйственных операции. Расчетный чек выписывается покупа-

телем и передается получателю, который затем предъявляет чек в

свой банк для оплаты. Как и аккредитив, чеки могут быть покрыты-

ми за счет средств клиента, зачисленных на специальный счет в бан-

ке, и непокрытыми, то есть гарантированными банком. На основа-

нии заявления клиента банк выдает ему чековую книжку на общую

сумму, требующую расчета чеками. На обороте каждого чека про-

Рис. 10.3. Расчеты аюфедитивалиг.

3 — покупатель представляет в свой банк заявление на открытие аккредитива;

3 — в банке покупателя открывается аккредитив путем бронирования средств

на специальном счете; 3 — покупателю выдается расписка банка об открытии

аккредитива; 4 — банк покупателя извещает банк поставщика об открытии

аккредитива; 5 — в банке поставщика открывается аккредитив на специальном

счете; 6 — банк извещает поставщика об открытии аккредитива; 7— поставщик

отгружает продукцию покупателю; 8 — поставщик предъявляет в свой банк

реестр счетов и отгрузочные документы на получение средств аккредитива;

9 — в банке поставщика зачисляется сумма реестра счетов с аккредитива на счет

поставщика, аккредитив в банке поставщика закрывается; 10 — документы

об оплате передаются банком поставщика банку покупателя; 11 — в банке

покупателя списывается сумма оплаты со специального счета, аккредитив

закрывается; 12 — банки выдают своим клиентам выписки с расчетных счетов

 

Рис. 10.4. Расчеты чеками: 1 — покупатель

направляет в банк заявление на выдачу чековой книжки;

2 — банк выдает покупателю чековую книжку или разовый чек; 3 —

поставщик отгружает товар покупателю: 4 — покупатель выписывает чек;

5 — поставщик сдает полученный чек в свой банк; 6 — банк поставщика

связывается с банком покупателя по поводу перечисления денежных средств

на основании предъявленного чека; 7—денежные средства списываются

со счета покупателя и зачисляются на счет поставщика; 8 — поставщику

сообщают о зачислении средств на его банковский счет 306 II. Организация финансовой работы в организации (на предприятии) 10. Денежные расчеты в организации 307

 

Товарообменные операции. В современной российской эконо-

мике значительное место занимают так назьгааемые товарообменные

(бартерные) операции. Их появление вызвано отсутствием платеж-

ных средств у организаций-контрагентов. Бартерная сделка — это

безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами,

оформленный единым договором (контрактом). Оценка товаров

проводится для обеспечения эквивалентности обмена, а также для

определения таможенной стоимости при экспортно-импортных

операциях. Условием эквивалентности служит их договорная цена,

а в международных расчетах — мировые цены. Товарообменные

операции основаны на договоре мены. Договор мены регулируется

гл. 31 ГК РФ и представляет собой соглашение, по которому каж-

дая из сторон, участвующих в договоре, обязуется передать в собст-

венность другой стороне один товар в обмен на другой. При дого-

воре мены каждая из сторон становится одновременно и продавцом

и покупателем. В соответствии с законодательством стоимость то-

варов, подлежащих обмену, признается равноценной, если только в

договоре не указывается их неравнозначность. В последнем случае

сторона, передающая товар, цена на который ниже стоимости по-

лучаемого в обмен товара, должна произвести доплату или поста-

вить больше товара. Расходы на передачу и принятие товаров осущест-

вляются той стороной, которая обязалась по договору нести эти расхо-

ды. Если по договору мены передача товаров не совпадает по времени,

то договор считается выполненным, а товар реализованным лишь при

условии получения товаров обеими сторонами, то есть применяются

правила о встречном исполнении обязательств. В некоторых случаях

стороны на основании ст. 570 ГК РФ сами устанавливают момент

перехода прав собственности на обмениваемые товары.

В практике расчетов широко применяются взаимозачеты и

взаиморасчеты. Взаимозачеты используются в целях ускорения обо-

рота средств, обеспечения исполнения бюджета. При взаимозачетах

используются клиринговые схемы (рис. 10.5). Сторона во взаимоза-

чете, в чью пользу должна быть перечислена разница, готовит до-

кументы в банк и получает не всю денежную выручку, а только раз-

ницу, превышающую ее обязательства перед другой стороной.

Для ускорения расчетов и увеличения оборачиваемости активов

используется факторинг (рис. 10.6). Это форма привлечения заемных

средств, вид финансовых услуг, оказываемых специализированными

компаниями (фактор-фирмами) или банками. Основной принцип

факторинга — покупка фактор-фирмой (банком) у своего клиента-

поставщика требований к его покупателям. Фактически фактор-фирма

(банк) покупает дебиторскую задолженность. В течение 2—3 дней банк

оплачивает от 70 до 90% требований в виде аванса. Оставшаяся часть

выплачивается клиенту банка после поступления средств. Таким обра-

зом, банк (фирма) фактически финансирует клиента.

 

Рис. 10.5. Расчеты при клиринговых операциях:

1 — организации поставляют друг другу товарно- материальные ценности

(оказывают услуги, выполняют работы); 2 — организация Б передаст в свой

банк документы и платежные требования по образовавшейся после взаимозачета

разнице; 3 — банк организации Б передает в банк организации А платежные

документы; 4 — банк организации А ставит в известность своего клиента о

получении платежного требования; J — организация А акцептует документы

и передает их в свой банк; 6 — денежные средства списываются со счета

организации А и переводятся на счет организации Б; 7 — банк организации Б

извещает своего клиента о поступлении денежных средств на его расчетный счет

 

Рис. 10.6. Расчеты яри факторинговых операциях:

1 — после подписания договора банк открывает поставщику факторинговую

линию; 2 — осуществляется поставка товара (оказание услуг); 3 — поставщик

передает в свой банк платежные документы; 4 — банк поставщика в тог же день

из собственных (или заемных) средств зачисляет денежные средства на счет

поставщика и сообщает ему об этом; 5 — банк поставщика передает документы

банку покупателя; 6 — банк покупателя передает платежные документы своему

клиенту для акцепта; 7— покупатель акцептует документы и передает их

в свой банк; 8 — необходимая сумма денежных средств списывается

со счета покупателя и возвращается банку поставщика

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых

и средних предприятий, которые традиционно испытывают финан-

совые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов деби-

торами и ограниченности доступных для них источников кредитова-

ния. Однако, как правило, факторинговому обслуживанию не подле-

жат: предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность

каждого из которых невелика; предприятия, производящие узкоспе-

циализированную или нестандартную продукцию; строительные и

другие фирмы, работающие с субподрядчиками; фирмы, реализую-

щие продукцию на условиях послепродажного обслуживания; пред-

приятия, практикующие авансовые платежи или бартер.

Векселя, казначейские обязательства и другие ценные бумягн. При

осуществлении своей производственно-хозяйственной деятельности

организация может пользоваться предоставленным ему поставщи-

ком коммерческим кредитом отсрочкой или рассрочкой платежа за 308 II. Организация финансовой работы в организации (на предприятии) 10. Денежные расчеты в организации 309

 

реализованную продукцию, выполненные работы или предоставлен-

ные услуги. ОгСрочка или рассрочка платежа равносильны кратко-

срочному кредиту и покупатель должен уплатить поставщику про-

центы. Коммерческий кредит предоставляется в форме открытого

счета или вексельной форме.

Расчеты по открытому счету представляют собой обычную фор-

му предъявления поставщиком покупателю расчетных документов и

открытия счета дебитора без оформления долгового обязательства.

Задолженность дебитора погашается по мере поступления денеж-

ных средств на расчетный счет поставщика.

Вексель — это долговое письменное обязательство выплатить

указанную в векселе сумму в оговоренный срок. Вексель использу-

ется как форма коммерческого кредита и как средство платежа. Это

ценная бумага, дающая бесспорное право его владельцу (векселе-

держателю) требовать с должника уплаты суммы обязательства. Раз-

личают два вида векселей: простой и переводной.

Простой вексель (соло) — ничем не обусловленное обязательство

векселедателя уплатить по наступлении срока определенную сумму

векселедержателю (рис. 10.7).

 

t Рис. 10.7. Расчеты простым векселем:

1 — продавец отгружает продукцию покупателю; 2 — векселедатель

(покупатель) вручает вексель векселедержателю (продавцу);

3 — векселедержатель предъявляет вексель к уплате;

4 — векселедатель оплачивает вексель

Переводной вексель (тратта) — содержит приказ векселедателя

плательщику об уплате указанной в векселе суммы третьему лицу

(ремитенту). Главным условием переводного векселя является его

акцепт плательщиком (трассатом). В противном случае трассат не

становится должником по отношению к получателю по векселю.

Получатель должен до наступления срока платежа предложить пла-

тельщику акцептовать вексель. Если плательщик не акцептовал век-

сель, то должником по нему становится векселедатель (трассант)

(рис. 10.8). Отказ от уплаты по векселю должен быть удостоверен

нотариусом или в суде. Векселедержатели могут подать иск в суд по

опротестованным векселям на сумму большую, чем указана в век-

селе, поскольку они несут издержки и потери, вызванные несвое-

временным погашением задолженности.

Вексель должен иметь все реквизиты, установленные для этого

вида ценных бумаг. Отсутствие в нем хотя бы одного из обязательных

реквизитов лишает его силы векселя и он превращается в обычное

долговое обязательство. Векселя могут быть дополнительно гаранти-

рованы посредством аваля — поручительства, которое дает по вексе-

лю третье лицо, как правило банк. Аваль представляет собой гаран-

тийную запись на векселе. Векселя могут быть срочными, т.е. с ука-

занием срока платежа, или подлежащими оплате по предъявлению.

 

Рис. 10.8. Расчеты переводным векселем;

4 —- трассант (поставщик) поставляет трассату (покупателю) товары

(оказывает ему услугу) и направляет ему переводной вексель (тратту);

4 — трассат возвращает акцептованный вексель (тратту) трассанту,

3 — трассант направляет акцептованный вексель ремитенту; 4 — ремитент

предъявляет вексель трассату к оплате; 5 — трассат оплачивает вексель и

одновременно гасит его, делая отметку об оплате на его оборотной стороне

Одна из отличительных черт векселя от других ценных бумаг —

это возможность передачи его из рук в руки (рис. 10.9). В этом слу-

чае вексель становится средством платежа. Передача векселя назы-

вается индоссаментом и производится путем наложения передаточ-

ной надписи на оборотной стороне векселя или на дополнительном

листе — аллонже, который является его неотъемлемой частью.

 

Векселедатель

Рис. 10.9. Обращение векселя

посредством передачи его третьему лнщу.

1 — векселедатель вручает вексель векселедержателю; 2 — векселедержатель

отгружает товар, продукцию, выполняет работы, оказывает услуги

векселедателю; 3 — векселедержатель передает вексель по передаточной

надписи (индоссаменту) индоссату; 4 — индоссат предъявляет вексель

к оплате векселедателю; 5 — векселедатель оплачивает вексель

Расчеты с помощью векселя получили в России достаточно боль-

шое распространение. Однако практика их применения существенно

отличается от принятой в зарубежных странах. Отличие заключается, с

одной стороны, в недостаточной надежности векселедателей как пла-

тельщиков по своим обязательствам, с другой — нехватка платежных

средств при расчетах среди экономических субъектов привела к появ-

лению новых эмитентов денежных суррогатов — банков, которые вы-

пустили в обращение свои векселя в качестве кредитных ресурсов. 310 'I. Организации финансовой работы в организации {на предприятии) 10. Денежные расчеты в организации 311

 

Тем не менее значение векселей как инструмента финансового

рынка трудно переоценить. Безусловность векселя как долгового

обязательства, строгость взысканий по нему, возможность исполь-

зования его как средства коммерческого кредита и источника дохо-

да обусловили его широкое применение в России. Банковский век-

сель может быть использован векселедержателем как средство пла-

тежа при расчетах с другими организациями, а также продан на

вторичном рынке ценных бумаг другому инвестору.

Кроме векселя в качестве расчетных документов могут использо-

ваться и другие ценные бумаги, обладающие достаточной ликвидно-

стью. К таким относятся государственные краткосрочные облигации

(ГКО), казначейские обязательства и другие. К достоинствам государ-

ственных ценных бумаг относится их высокая степень надежности,

достаточный уровень доходности и высокая ликвидность. Выполняя

роль платежных инструментов, эти ценные бумаги способствуют уско-

рению оборачиваемости средств, сокращению объема неплатежей. До

1997 г. в России широко применялась практика обмена казначейских

обязательств на налоговые освобождения. Однако этот способ уплаты

налогов имеет существенный недостаток: налоги, уплаченные не «жи-

выми» деньгами, не могут быть направлены на осуществление расхо-

дов бюджета. Поэтому такие расчеты были прекращены.

10.3. Основные правила

регулирования валютных операций

При осуществлении операций, стоимость которых выражена в

иностранной валюте, организация руководствуются законодатель-

ными актами и ведомственными инструкциями по валютным во-

просам, которыми определены основные принципы валютного ре-

гулирования в Российской Федерации.

Валютные операции подразделяются на текущие и связанные с

движением капитала. К первым относятся переводы иностранной

валюты в Россию и обратно для осуществления расчетов по внеш-

ней торговле, предоставление и получение кредитов на срок не бо-

лее 180 дней, неторговые расчеты и другие. С движением капитала

связаны прямые инвестиции, портфельные инвестиции, предостав-

ление и получение кредитов на срок свыше 180 дней и другие. Те-

кущие валютные операции осуществляются резидентами1

без огра-

ничений, а связанные с движением капитала — в порядке, устанав-

ливаемом Центральным банком РФ.

Юридические липа, созданные в соответствии с российским законодательством

и с местонахождением на территории России; физические лица, постоянно про-

живающие в России, в том числе временно находящиеся за границей; дипломати-

ческие и иные официальные представительства России за ее пределами и другие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.212 сек.