Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 1 страница. Тема 19. Общая характеристика хозяйственного права зарубежных стран и международного хозяйственного права




Тема 19. Общая характеристика хозяйственного права зарубежных стран и международного хозяйственного права

Тема 18. Правовое регулирование инвестиционной деятельности

1. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности

2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности

3. Правовые формы отношений между субъектами инвестиционной деятельности

4. Правовые основы иностранных инвестиций

1. Понятие и источники хозяйственного права зарубежных стран

2. Субъекты хозяйственной (предпринимательской) деятельности Правовой статус коммерсантов

3. Договоры в хозяйственной (предпринимательской) деятельности

4. Антимонопольное законодательство и конкурентное право

5. Международное и европейское право


 

С принятием 28 мая 1991 г. Закона Республики Беларусь N 813-XII "О предпринимательстве в Республике Беларусь" (далее - Закон "О предпринимательстве в Республике Беларусь") положено начало формированию обширного массива хозяйственного законодательства. В связи с этим действующие в сфере экономики субъекты вынуждены применять и исполнять многочисленные правовые акты, которые им прежде были мало либо вообще не известны. В пособии предметно показана взаимодополняющая связь хозяйства и права. Хозяйственное право призвано обеспечивать регулирование отношений по осуществлению хозяйственной деятельности и государственное воздействие на нее.

Правопорядок предполагает не только выполнение требований законов, но и формирование необходимой правовой культуры граждан. Представления о свободе и персональной ответственности в предпринимательской деятельности должны быть усвоены точно таким же образом, как и значимость собственности как основы современного хозяйства.

Структура пособия с учетом систематизации охватывает ключевые темы хозяйственного права: правовые основы хозяйственной деятельности и отличительные черты предмета регулирования; направления и формы участия государства и субъектов местного самоуправления в сфере хозяйствования; виды субъектов хозяйствования; имущественная основа хозяйствования; ограничение монополизма и защита от недобросовестной конкуренции; хозяйственные договоры; ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования, правовые основы рынка ценных бумаг и другие. Содержание ограничено изложением основополагающих начал правового регулирования соответствующих сфер хозяйственных отношений. Этим достигается цель предоставить студентам необходимый для подготовки к экзамену исходный базис. Пособие также содержит рабочий материал для более полного восприятия студентами лекций, однако не предлагает детализированных знаний по различным дискуссионным вопросам. В связи с этим пособие не в состоянии заменить самостоятельного изучения многочисленных нормативных правовых актов, деловой практики, научных публикаций. Оно призвано побудить к самостоятельному углубленному изучению обозначенных вопросов. Усвоение исходных принципов без собственной познавательной деятельности не может обеспечить достижение цели изучения хозяйственного права.

Раздел 1. Общие правовые основы хозяйственной деятельности

 

Тема 1

 

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

В джунглях законов расцветает закон джунглей

Я. Вейрох

Литература

1. Андреева, Л.В. Коммерческое (торговое) право: учебник / Л.В. Андреева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2012. – 328 с.

2. Ашмарина, Е.М., Ручкина, Г.Ф. Экономическое право Российской Федерации (предмет и метод, система и структура, источники правового регулирования) / Е.М. Ашмарина, Г.Ф. Ручкина // Гос. и право. – 2012. - № 8. – С. 57 – 65.

3. Каменков, В. Нужен ли Хозяйственный кодекс Республики Беларусь? / В. Каменков // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. – 2009. - № 20. – С. 11 – 21.

4. Каменков, В. Проблемы совершенствования хозяйственного законодательства / В. Каменков // Юридический журнал. – 2005. - № 1(1). – С. 16 – 20.

5. Круглова, Н.Ю. Хозяйственное право: учебное пособие / Н.Ю. Круглова. − М.: Изд-во «Юрайт». − 2010. − 875 с.

6. Мамутов, В.К. Хозяйственный кодекс в системе правового обеспечения экономики в Украине / В.К. Мамутов // Гос. и право. – 2008. - № 6. – С. 65 – 72.

7. Попондопуло, В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: учеб­ник / В.Ф. По­пон­допуло. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2011. – 800 с.

8. Практикум по хозяйственному праву / Под ред. В.Ф. Чигира, В.Н. Году­но­ва − Мн: Амал­фея, 2003. − 240 с.

9. Проблемы развития частного права. Сб. статей / Отв. ред. Е.М. Суханов, Н.В. Козлова. – М., 2011. – 559 с.

10. Пугинский, Б.И. Коммерческое право России: Учебник. – 5-е изд. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2013. – 376 с.

11. Российское предпринимательское право: учебник / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова [и др.]: отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. – 4-е изд. – Москва: Проспект, 2013. – 808 с.

12. Толкачев, А.Н. Коммерческое право: Учебное пособие / А.Н. Толкачев. – М.: Дашков и К, 2012. – 360 с.

13. Шершеневич, Г.Ф. Учебник торгового права: по изданию 1914 г. / Г.Ф. Шершеневич. – М.: СПАРК, 1994. – 159 с.

 

 

1. Предмет и понятие хозяйственного права

 

При изучении хозяйственного права рассматриваются три его понятия:

- хозяйственное право как система общих и специальных нормативных предписаний, регулирующих общественные отношения в области экономической деятельности, которая ведется с целью систематического получения прибыли или достижения иного социально полезного эффекта. Хозяйственное законодательство есть внешняя форма выражения права, и представляет собой совокупность нормативных правовых актов;

- хозяйственное право как учебная дисциплина является самостоятельным учебным предметом, предусмотренным Государственным стандартом высшего образования. В Большом энциклопедическом словаре записано, что «учебный предмет (учебная дисциплина) – это система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки…для изучения в учебном заведении». Из данной учебной дисциплины специалисты получают необходимые знания о правовом регулировании экономических отношений на макро- и микроуровнях, приобретают навыки применения законодательства при решении юридических вопросов в сфере хозяйствования;

- хозяйственное право как наука представляет собой систему теоретических знаний о хозяйственном праве, его месте в системе права и основных институтах, о закономерностях развития правового регулирования предпринимательской и некоммерческой экономической деятельности, а также механизме государственного регулирования хозяйства. Она изучает юридические концепции, правоприменительную практику, вырабатывает рекомендации по совершенствованию хозяйственного законодательства. Наука хозяйственного права неразрывна с экономической теорией, поэтому ее вопросы должны разрабатываться с учетом экономических аспектов.

Вопрос о хозяйственном праве как науке и учебной дисциплине не вызывает дискуссий среди ученых. Концепция хозяйственного права воспринимается юридической наукой Германии, Франции, США, Японии и других экономически развитых стран, она наиболее полно отражает современные социально-экономические отношения. Хозяйственное право является фундаментальной отраслью знаний, приобретает значение абсолютно необходимого, главного компонента подготовки и профессиональной деятельности юристов.

В то же время хозяйственное право как система норм, регулирующих экономические отношения, понималось и трактуется по-разному. Существуют различные представления о содержании, функциях и месте хозяйственного права в общей правовой системе с момента появления его первой концепции. Однако бесспорным является то, что повсеместно функционирует хозяйство как объективная социально-экономическая предпосылка для существования и перманентной модернизации хозяйственного права.

Правовое регулирование хозяйственной деятельности складывалось в Европе еще в средние века в связи с развитием торговли и выражалось в издании специальных правовых актов, ее регулирующих. Торговля означает в отличие от натурального (потребительского) хозяйства деятельность в рамках общественных отношений. Торговое право регулировало отношения, связанные с переходом правомочий на товары на возмездной основе от одних лиц к другим. Эти акты получили название "Торговое право". По мнению Г.В. Шершеневича в своем развитии торговое право прошло три периода: итальянский, французский и германский.

На первом этапе торговое право с ХI в. развивалось как купеческое право городов средневековой Италии. Например, известны Рагузинские статуты (1272 г.), сборник торговых обычаев городов средиземноморья Consulato del mare. Городами Ганзейского союза применялось Висбейское морское право (по названию шведского города Висбю). На территории Беларуси привилеи на самоуправление городских поселений преимущественно состояли из предписаний торгового права. Показательна автономия купеческого права по отношению к традиционному феодальному и каноническому праву. Торговое право развивалось как право особого купеческого сословия.

С 15 в. ведущие позиции в торговле занимают Англия, Голландия, Испания. В 17 в. во Франции осуществляется кодификация разрозненных норм торгового права в Ordonance de commerce (ордонанс «О торговле» 1673 г.) и Ordonance de la marine (ордонанс «О мореплавании» (1681 г.). Указанные законодательные акты именуют также по имени автора как ордонансы Ж.Б. Кольбера, который являлся контролером финансов при королевском дворе. Этим положено начало второму (французскому) этапу в развитии торгового права. Французская буржуазная революция 1789 г. ликвидировала сословия и сословный характер торгового права. Закон от 2 – 17 мая 1791 г. провозгласил свободу промыслов.

Постепенно наряду с торговлей стали развиваться и другие виды хозяйственной деятельности: промышленность, транспорт, банковское дело, на которые также распространялось "Торговое право". Его предметом явилась вся профессионально осуществляемая хозяйственная деятельность. Во Франции в сентябре 1807 г. был принят Французский торговый кодекс (Code de commerce), вступивший в силу с 1 января 1808 г. В этом проявился дуализм частного права континентальной правовой системы, которое включает предписания гражданского и торгового права. Хозяйственное законодательство отличалось большим масштабом вмешательства государства в сферу экономических отношений. Правовое регулирование отношений предпринимателей друг с другом всегда осуществляется на основе сочетания частноправовых и публично-правовых начал. Современное хозяйственное право тесно переплетено с правом гражданским, но сохраняет свою автономность. Лишь при отсутствии необходимых норм в хозяйственном праве отношения регулируются гражданским правом. Институты хозяйственного права принадлежат либо к частному праву, либо к публичному праву.

С середины 19 в. наступает германский период в развитии торгового права. Развитие производства и торговли требовали унификации и кодификации предписаний экономического характера. В 1861 г. был принят Общегерманский торговый кодекс (Allgemeines deutsches Handelsgesetzbuch). В немецком языке слово handeln прежде всего означает действие, активность. В 1897 г. принят Германский торговый кодекс (Handelsgesetzbuch), вступивший в силу с 1 января 1900 г. Кодифицированные акты, регулирующие хозяйственные отношения между предпринимателями, были приняты в Португалии (1833), Голландии (1838), Испании (1886) и других странах.

В некоторых государствах хозяйственные отношения регулируются разрозненными документами (о собственности, о продаже товаров, о защите потребителей, о компаниях и другими). В США по инициативе деловых кругов был подготовлен и одобрен Национальной конференцией уполномоченных по унификации законов, Американским институтом права и Ассоциацией адвокатов Единообразный торговый кодекс (Uniform Commercial code, 1952). Данный неофициальный кодекс служит основой кодификации хозяйственного законодательства отдельных штатов.

Предмет правового регулирования в экономической сфере последовательно расширялся. После обособления торговой деятельности был обозначен ее главный субъект - торговый человек, или коммерсант. В связи с этим торговое право во второй половине 18 века стали именовать по главному субъекту как право коммерсантов, или коммерческое право. В начале XIX века место главного субъекта экономической деятельности занял человек, организующий производство, или предприниматель. Этот содержательный момент нашел отражение в понятии "предпринимательское право". Со второй половины XIX столетия в связи с усилением государственного воздействия на стихийное предпринимательство (антитрестовское регулирование, защита труда, потребителей и др.) складывается публичная составляющая экономического законодательства. Это обстоятельство находит отражение через применение термина "хозяйственное право", который впервые в научный оборот был введен в Германии в 1921 году профессором Хоссманом и позднее получил применение в законодательстве. Кроме того, наряду с частным предпринимательством получает правовое оформление сектор публичного хозяйства, основной задачей которого является не создание и распределение прибыли, а производство товаров и услуг публичной значимости безотносительно коммерческого результата (пути сообщения, общественный транспорт и др.). Эти области хозяйства не то что не приносят доход, но и еще и требуют затрат. Однако они необходимы для всех и без них общество не может существовать. Это области, где имеет место "коммерческий дефицит", и ими вынуждено заниматься государство.

Хозяйство включает два вида деятельности:

1) предпринимательство, имеющее целью получение, распределение и потребление прибыли;

2) некоммерческую деятельность экономического характера.

Государство в публичных интересах воздействует на субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, контролирует ее. Соответствующая деятельность государства регулируется не частным хозяйственным правом, а хозяйственно-административным правом.

Все группы отношений составляют в единстве многогранную профессиональную деятельность по производству пользующихся платежеспособным спросом товаров (работ, услуг), которая и составляет предмет хозяйственного права. Обеспечить их качественное регулирование способно хозяйственное право, располагающее инструментами воздействия на производство и связанные с ним процессы.

Истоки отечественной науки хозяйственного права берут начало на рубеже 18-19 веков. В этот период в Российской империи высказывается идея (К.Д. Ушинский) о выделении из гражданского права в качестве самостоятельной правовой отрасли торгового права. В 1876 г. в Московском университете по инициативе Н.О. Нересова основана кафедра торгового права, в 1896 г. опубликован учебник «Торговое право». На кафедре велись исследования сочетания частноправовых и публично-правовых начал в сфере регулирования торговых и производственных отношений (И.И. Янжул). В дореволюционной России торговое право рассматривалось либо как специальная часть гражданского права, которое стремится к обособлению в научном и законодательном отношении (Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. М., 1908), либо в качестве самостоятельной отрасли права (Цитович П.П. Учение о предпринимательской прибыли. Киев., 1889; его же, Очерки по теории торгового права. СПб.,1902; Каминка А.И. Акционерные компании. Юридическое исследование. СПб., 1902; его же, Предпринимательские союзы (очерки картельного права). СПб.,1909; его же, Основы предпринимательсского права. Петроград, 1917). Источниками торгового права выступали Устав торговый, Устав промышленности, Устав кредитный, Устав судопроизводства торгового и другие акты.

В условиях советской власти частная предпринимательская деятельность была запрещена. Субъектами хозяйствования в соответствии с плановыми заданиями выступали в основном государственные предприятия. Возникла необходимость формирования законодательства, соответствующего принципиально новым социально-экономическим условиям. В.И.Ленин в записке Д. Курскому 20 февраля 1922 г. сформулировал следующее требование: "Мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, к хозяйственным отношениям необходимо применять не свод законов римского права, а наше революционное правосознание". Это положение обосновывалось разработанной в 20-е годы XX в. во время НЭПа П.И. Стучкой концепцией двухсекторного права. В соответствии с ней имущественные отношения регулировались как гражданским, так и хозяйственно-административным правом; причем гражданское рассматривалось как право капиталистического хозяйства, а хозяйственное - как право социалистической экономики, характеризующейся плановостью и подчиненностью. Разработанный правительством народно-хозяйственный план, на первый взгляд, представляется более эффективным регулятором, нежели стихийный рынок, где конкурируют миллионы предпринимателей с риском для своего существования. Гражданское и хозяйственно-административное право находились в непримиримой борьбе, которая должна закончиться ликвидацией гражданского права. Хозяйственное право должно развиваться и укрепляться вместе с социализмом.

Основная ошибка теории двухсекторного права заключалась в противопоставлении двух отраслей единой, существующей в любом современном обществе системы права. Неоправданно умалялась роль гражданского права в регулировании личных и имущественных отношений с участием граждан.

В начале 30-х годов XX в., в условиях безраздельного господства социалистической экономики, теории двухсекторного права была противопоставлена и стала господствующей теория единого хозяйственного права. Она исходила из того, что хозяйственное право является особой формой политики пролетарского государства в области управления хозяйством и организации хозяйственных связей. Ее авторы (Л.Я. Гинзбург, Е.Б. Пашуканис) назвали концепцию П. Стучки "левацким загибом". Они указывали на проблему собственности граждан на жилой дом, иное личное имущество, наследования. Предлагалось принять Хозяйственный кодекс и закон о планировании, в которых урегулировать все имущественные отношения как между гражданами, так и между социалистическими организациями. Обосновывался подход о недопустимости деления единого хозяйственного права на две части – хозяйственно-административное и гражданское. Отраслью советского права должно быть только хозяйственное право и в его предмет подлежат включению горизонтальные и вертикальные имущественные отношения. Вследствие принятия теории единого хозяйственного права в 1931 - 1937 годах гражданское и административное право были исключены из учебных программ вузов и заменены курсом единого хозяйственного права.

В 1938 году в результате дискуссии о системе права отказались от идеи единого хозяйственного права и вернулись к гражданскому и административному праву в традиционном понимании. Теория единого хозяйственного права по инициативе А.Я. Вышинского была признана вредительской, а ее авторы репрессированы. Против них выдвигалось обвинение в попытке ликвидации гражданского права. Реальная причина гонений состояла в непринятии уже сложившейся советской бюрократией попыток введения правовых начал в сфере хозяйствования. Теоретические просчеты в оценке хозяйственного права неизбежно сказываются на хозяйственной практике. Гражданско-административная модель позволяет лишь фрагментарно, бессистемно регламентировать исключительно сложную, разнообразную, масштабную по содержанию хозяйственную деятельность. Во взглядах Е.Б. Пашуканиса проницательно и глубоко раскрыты ключевые аспекты взаимосвязей права и экономики. Он отмечал, что развитие права как системы было вызвано не потребностями господства, а потребностью торгового оборота, а само хозяйство он рассматривал как общение автономных субъектов, связанных между собой отношениями эквивалентного обмена (Пашуканис Е.Б. Избраннные произведения по общей теории права и государства. М., 1980. С. 111.).

В 1956 - 1958 годах в ходе очередной дискуссии по вопросам системы права на страницах журнала "Советское государство и право" была вновь выдвинута идея хозяйственного права как самостоятельной отрасли права (такой учебный предмет не прекращал существования в зарубежных странах и, более того, стало складываться европейское хозяйственное право). Сторонники концепции социалистического хозяйственного права (Лаптев В.В., Мартемьянов В.С., Мамутов В.К.) исходили из единства правового регулирования хозяйственных отношений, складывающихся при организации и осуществлении хозяйственной деятельности между государственными предприятиями (по горизонтали) и возникающих при руководстве экономикой (по вертикали). Эта концепция сочетала элементы публичного и частного права в целях обеспечения самостоятельности субъектов хозяйствования в рамках выполнения плановых заданий. В их работах предприниматели и государство рассматривались как партнеры. Особое внимание уделялось правовому регулированию реального сектора экономики. На базе данной концепции в начале 60-х годов XX в. был разработан проект Хозяйственного кодекса СССР, направленный на укрепление законности в хозяйственном управлении. Этим корректировалась бы ситуация, когда народное хозяйство с сотнями тысяч предприятий функционировало без специального законодательства. Однако аргументы о необходимости закрепления общих начал хозяйственно-правового регулирования не были восприняты практикой.

С 60-х годов XX в. были обоснованы другие концепции хозяйственного права, а именно:

- хозяйственно-административного права как подотрасли административного права (Братусь С.Н., Халфина Р.О. и др.);

- хозяйственного права как вторичной по отношению к гражданскому и административному структуре в форме комплексной отрасли права (Алексеев С.С., Толстой Ю.К.);

- предпринимательского права как подотрасли гражданского права (Пугинский Б.И., Иоффе О.С.), регулирующей отношения в сфере коммерческой, или торговой, деятельности (цивилистическая концепция);

- хозяйственного права как нормативного массива (Красавчиков О.А.), включающего нормы разных отраслей права, функционально взаимосвязанных между собой;

- хозяйственное (предпринимательское) право – это самостоятельная отрасль, которая не имеет ничего общего с другими отраслями права (Лаптев В.В., Мамутов В.К., Мартемьянов В.С. и др.);

- хозяйственное право – это экономическое право, поскольку оно включает в себя все правовые нормы, регулирующие процесс создания материальных и нематериальных благ (Олейник О.М., Толстошеев В.В. и др.).

Экономические реформы 90-х годов XX в. сопровождались легитимацией предпринимательства, появлением различных организационно-правовых форм предприятий, признанием частной собственности, принципа свободы договора и потребовали существенного изменения правового регулирования хозяйственной деятельности, пересмотра концепции хозяйственного права. Лаптев В.В. рассматривал хозяйственное право как право предпринимательской деятельности. Недостатком "предпринимательской" и "цивилистической" концепций является упущение фактора масштабного публичного вмешательства в сферу бизнеса и забвение публичного хозяйства, которое не имеет в качестве главной цели извлечение и распределение прибыли. Публичное хозяйство не может быть охвачено частным правом. Предметом хозяйственного права выступает хозяйственная деятельность в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ либо оказание услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность. Хозяйственная деятельность характеризуется такими признаками, как системность, постоянство, она направлена на удовлетворение чужих нужд, осуществляется на профессиональной основе.

В 1994 г. был издан под редакцией Валентина Семеновича Мартемьянова курс лекций «Хозяйственное право» в двух томах. Во введении отмечается, что курс исходит из объективного единства хозяйственных отношений, определяемого едиными правилами ведения предпринимательской деятельности и ее государственного регулирования в защиту интересов государства и общества. Неразрывное сочетание публичных и частных интересов в предпринимательстве делает необходимым единое регулирование всех отношений этой сферы независимо от того, касается ли это непосредственного ведения хозяйственной деятельности или государственного воздействия на такие отношения.

Хозяйство как предмет правового воздействия - чрезвычайно масштабное явление, поэтому мы оставляем попытку дать краткое определение его понятия и попытаемся с необходимой мерой осторожности обозначить существенные бесспорные черты хозяйственного права:

- хозяйственное право охватывает нормы, издаваемые для формирования экономического порядка, для регулирования хозяйственного процесса или прямого управления им;

- основным субъектом хозяйственного права является предприниматель; хозяйственное право регулирует главным образом отношение предпринимателей друг к другу и государству, поэтому для хозяйственного права характерно сочетание механизмов частного и публичного права;

- хозяйственному праву присуща внутренняя экономико-политическая направленность, оно должно выполнять функцию экономической свободы, его предписания содержат многочисленные социально-политические цели, согласуют индивидуальные, групповые и общие цели. Благодаря праву экономика должна быть не только эффективной, но и справедливой.

Таким образом, при определении понятия хозяйственного права следует опираться на вид главных субъектов права (предпринимателей, коммерсантов), которые преследуют определенные цели, профессионально участвуя в хозяйственном обороте.

В хозяйственном праве можно выделить пять групп правовых норм, а именно нормы:

- регулирующие организационно-хозяйственные отношения (процессы создания, реорганизации, ликвидации субъектов хозяйствования, заключения сложных хозяйственных договоров);

- регулирующие производственно-хозяйственную деятельность на макроуровне и образующие правовые основы единого рынка;

- регулирующие отношения между органами власти и предпринимателями с целью формирования экономического публичного порядка;

- регулирующие международные хозяйственные отношения.

Особое место занимают внутрихозяйственные отношения на микроуровне. В их структуре выделяют внутрикорпоративные отношения, основанные на факте участия лица в хозяйственном обществе в качестве акционера (участника); членские, вытекающие из участия в организациях, основанных на членстве (производственный кооператив, товарищество) и влекущие за собой обязанность лично участвовать в делах организации. Эти отношения носят зачастую управленческий характер, поскольку складываются в процессе организации функционирования субъекта хозяйствования.

Законодательные предписания сами по себе имеют субъективный характер. Степень их объективности зависит от того, насколько законодатель близок к адекватному представлению экономической, социальной и организационной сущности нормируемых правовыми актами хозяйственных процессов, которые в повседневной жизни предстают как хозяйство. Хозяйство представляет собой определенный вид отношений людей, сферу решений и действий, которые направлены на планомерное удовлетворение потребностей в необходимых материальных благах, работах, услугах, и обеспечивает оптимальное достижение этих целей. Поэтому уяснение сути правовых явлений в области хозяйственного права невозможно без понимания экономических отношений, из которых они проистекают. В.С. Мартемьянов по этому поводу писал: «Пожалуй, в отрасли хозяйственного права, как ни в какой иной, всегда необходимо определять реальное экономическое содержание конкретного правоотношения, адекватно переводить его на язык права» (Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Т.1: Общие положения: Курс лекций. – М.: Бек, 1994. – С. 35).

Современная наука рассматривает две альтернативные системы хозяйства. Различия в них обусловливаются тем, каким образом, исходя из каких представлений, государство намерено решить проблемы по координации поведения участников экономических отношений.

А. Рыночное хозяйство. Здесь место центрального органа планирования занимают миллионы экономических субъектов, самостоятельно составляющих индивидуальные планы хозяйствования. Их решения ориентируются на установленные в беспрепятственной конкуренции цены, чему способствует налогообложение. Этот спонтанный порядок ориентирован на приумножение, а не на перераспределение, в связи с чем создается бесконечное множество различных товаров. Обмен товаров и услуг осуществляется на принципе господства частной автономии гражданского договорного права, вытекающего из признания частной собственности. Анархия рано или поздно приводит к естественному равновесию. Государство ограничивается установлением правовых рамочных условий хозяйственного процесса, гарантирует правовую свободу и правовую защиту при нарушении субъективных прав через суды. Эта система характеризуется также как основанная на разделении государства и экономики. Государство должно утвердить правила поведения и активно проводить их в жизнь, а не заниматься хозяйственно-производственной деятельностью (Л. Эрхард, А. Мюллер-Армак, В. Ойкен, В. Репке. См., например, Эрхард, Л. Благосостояние для всех / Л. Эрхард. М., 1991; Ойкен, В. Основные принципы экономической политики / В. Ойкен. М., 1995).

Б. Централизованно-управляемое (плановое) хозяйство. В этой системе хозяйства уполномоченные государственные органы формируют на определенный период планы, а субъекты хозяйствования имеют исключительно исполнительную функцию. Конструкция этой системы строго иерархична, государственные органы определяют цены, доходы и другие экономические параметры. Средства производства находятся в основном в государственной собственности. Для обеспечения выполнения планов, их соблюдения применяются информационные, контролирующие меры, налагаются санкции. Процесс управления является многоуровневым. Государство в этой системе хозяйствования является не только политическим, но и экономическим центром. Между государством и хозяйством имеется идентичность. Право действует как инструмент управления. Гражданское право существует только в тех пределах, как это допустимо принципом подчинения частных интересов интересам общества и государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.