Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 66 страница




Право Сообщества распространяется на экспортные субсидии государств-участников, затрагивающие интересы третьих государств, когда возможно влияние на торговлю внутри Сообщества.[41] Вследствие особой значимости для международной торговой политики ст. 132 ДЕС предусматривает унифицированные требования для субсидирования экспорта в третьи страны. В частности, Комиссия опубликовала информацию по применению субсидий при краткосрочном страховании экспортных кредитов.[42] Комиссия усматривает в таких мерах несовместимые с общим рынком, препятствующие межгосударственной торговле субсидии, поскольку они создают преимущества в сфере сделок по страхованию экспортного кредитования, где поддерживаемые государством частные страховщики экспортных кредитов конкурируют друг с другом. Она определяет данную сферу как сектор страхования кратковременных экспортных и кредитных рисков в торговле в Сообществе и с определенными третьими странами, поскольку страхование связывается с рыночными рисками. Одновременно Комиссия определяет рыночные риски как хозяйственные и политические риски публичных и не публичных должников, которые расположены в одной из названных стран, причем срок риска не должен превышать два года. Не относятся к числу указываемых рыночных, так называемые риски катастроф, то есть война, революция, природные катастрофы, ядерные происшествия и т.п., в том числе экономические и политические риски, связанные с другими не указанными странами.

При проверке Суд устанавливает «в состоянии ли субсидия препятствовать межгосударственной торговле и тем самым искажать конкуренцию».

Статья 108 п. 3 Лиссабонского договора предусматривает предварительный контроль субсидий. Государства обязаны своевременно докладывать Комиссии о каждой планируемой или пересматриваемой субсидии (обязанность по нотификации). Ст. 108 п. 2 запрещает заинтересованному государству-участнику осуществлять предусмотренные меры до принятия окончательного решения Комиссией (запрет осуществления или обязанность бездействия). Если соответствующее государство не подчинится этому решению в течение назначенного срока, то Комиссия или любое другое заинтересованное государство могут напрямую обращаться в Суд Европейского Союза.

По запросу государства-члена Совет может принять единогласное решение о том, что помощь, которую установило или намеревается установить данное государство, должна быть признана совместимой с внутренним рынком в отступление от положений ст. 107 или регламентов, если подобное решение является оправданным в силу исключительных обстоятельств.

Монополия на проверку, широта усмотрения при оценке согласованности субсидий с общим рынком и право требования от государств отмены, пересмотра, возврата субсидий, ставит Комиссию по отношению к государствам в рамках надзора субсидий в юридически сильное положение.

Таким образом, гарантией эффективного контроля является нотификация субсидий. Комиссия при этом оценивает не имеющееся воздействие субсидий на межгосударственную торговлю, а должна определить возможное их влияние. В той же мере решается вопрос о прогнозе воздействия субсидий на искажение конкуренции.

Предписания о субсидиях тесно связаны с конкурентным правом. Государственные субсидии искажают либо могут приводить к искажению конкуренции, поскольку нарушают равенство шансов предпринимателей в конкуренции и тем самым искусственно усиливают положение определенных предпринимателей относительно других. Субсидии, которые оказывают подобное воздействие, ослабляют стимулы к повышению качества товаров и услуг в конкурентной борьбе. Предписания о субсидиях тем самым опосредованно защищают стимулирующую функцию конкуренции. Разрешение на субсидию может быть выдано, если Комиссия на основе оценки придет к выводу, что соответствующая поддержка не ведет к нарушению условий свободной конкуренции.

Государственная помощь должна быть временной и направлена на проведение тех или иных конкретных улучшений, а не просто использоваться для поддержания предприятий на прежнем уровне.

 

5. Международное и европейское право

 

Как отмечается в литературе, оптимальное экономическое пространство переросло границы государства, предприятия и их продукция большей частью потеряли свою национальность. Рамки национального хозяйственного права оказываются слишком тесными для современных экономических процессов. Кроме того, многие современные правовые проблемы в сфере экономического, информационного, транспортного и другого законодательства практически неразрешимы в рамках отдельных государств. Глобализация экономики влечет международную кооперацию в сфере хозяйственного права. Насколько расширяется и углубляется внешнеполитическое взаимодействие, настолько уменьшаются регулятивные возможности национального хозяйственного права. В связи с этим вполне логична идея создания мирового хозяйственного права (Штобер Р. Общее хозяйственно-административное право: Основы и принципы. Экономическая конституция. - Минск, 2000. - С. 25).

Тенденции интернационализации в области хозяйственного оборота начинают действовать раньше и проявляются более глубоко в хозяйственном праве, нежели в других сферах сотрудничества. Примером этого является Венская конвенция 1980 года (CISG-Convention of Contacts for the International Sale of Goods), шаги по унификации таможенного, инвестиционного законодательства в рамках СНГ, становление права Европейского союза, основывающееся на принципах отсутствия таможенных и иных торговых барьеров, свободе движения лиц и занятия частной хозяйственной деятельностью. Таким образом, международное хозяйственное право включает региональные и всемирные системы хозяйственного права, причем суверенные государства в области регулирования торгового оборота проявляют особую заинтересованность в создании унифицированного права и не рассматривают делегирование нормотворческих полномочий надгосударственным формированиям как ущемление национального суверенитета, поскольку это есть необходимое условие эффективного хозяйствования.

Международное хозяйственное право регулирует отношения между внутренними и внешними рынками. Его ядро образуют нормы, направленные на предотвращение конфликтов в рамках экономических процессов, а также правила выбора подлежащих применению предписаний (conflict of laws).

Республика Беларусь суверенна в выборе модели хозяйствования и является равноправным участником всего спектра международных правовых отношений, поэтому с точки зрения системности национальное хозяйственное право Беларуси и источники международного права существуют параллельно. К числу последних относятся международные договоры (соглашения, конвенции и т.п.), торговые обычаи (Инкотермс), принципы и обычаи коммерческих взаимоотношений. Ратифицированный международный хозяйственный договор включается в систему законодательства Беларуси и приобретает юридическую силу закона, более того, в случае коллизии имеет приоритет перед национальным законом. Таким образом, международное хозяйственное право представляет собой систему нормативных предписаний, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере внешнеэкономической деятельности и определяющие правила выбора норм, подлежащих применению в конкретных ситуациях с участием иностранного элемента.

В 1947 году в г. Гаване было заключено Генеральное соглашение по тарифу и торговле (General Agreement of Tariffs and Trade, GATT) (далее - ГАТТ). Его основным принципом является максимальное содействие, что означает гарантирование торговых преимуществ каждой стране-участнику Соглашения, запрет дискриминации товаров, происходящих из других стран относительно собственных товаров, отсутствие мер нетарифного регулирования торговли (tariffs only MaXIme).

Во время Уругвайского раунда переговоров в 1994 году на базе ГАТТ была создана Всемирная торговая организация (ВТО) (World Trade Organisation, WTO). ВТО обладает статусом правоспособной международной организации, которая располагает контрольными механизмами по обеспечению реализации заключенных соглашений. ВТО распространяет действие также на оказание услуг и интеллектуальную собственность, в то время как в ГАТТ регулировались общие проблемы таможни и торговли.

Правовая база ВТО включает 56 договоренностей, соглашений и других документов, являющихся в правовом отношении единым "пакетом", охватывающих сферы торговли товарами, услугами и вопросы охраны торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Это означает, что страна, вступающая в ВТО, должна принять все договоренности без каких-либо исключений. Единственное отступление предоставляет различные сроки реализации договоренностей: более длительные - для развивающихся стран и в отдельных случаях для стран с переходной экономикой.

Основными принципами и правилами ВТО являются следующие.

1. Предоставление странами-участницами режима наибольшего благоприятствования (РНБ) во взаимной торговле на недискриминационной основе.

2. Осуществление торгово-политического регулирования торговли преимущественно с помощью таможенных тарифов. Таможенный тариф, а не количественные ограничения признается основным инструментом внешнеторговой политики, защиты национальных рынков и промышленности.

3. Взаимное предоставление национального режима товарам иностранного происхождения.

4. Обязательства стран - участниц ВТО в отказе от использования количественных ограничений (лицензии, квоты) в торговле, за исключением отдельных оговоренных случаев, например в целях обеспечения равновесия платежного баланса.

5. Гласность торговой политики, включая открытую публикацию и предоставление в ВТО законов и правил, регулирующих внешнеторговую деятельность.

6. Право государств-участников создавать таможенные союзы и зоны свободной торговли.

Соглашения ВТО содержат важные положения в отношении стран, осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной. Этим странам разрешается применять меры и программы с использованием субсидий для проведения необходимых преобразований в течение семи лет с даты вступления в силу Соглашения о ВТО.

Одним из направлений укрепления многосторонней торговой системы является продолжение либерализации торговли в регулируемых ВТО областях. Это означает следующее: во-первых, дальнейшее снижение таможенных тарифов; во-вторых, должны быть отменены все количественные ограничения, которые используются для уклонения от тарифной либерализации, и не должно вводиться новых форм количественных ограничений; в-третьих, сложными вопросами, требующими решения, продолжают оставаться два секторальных исключения из принципа недискриминации (НР) и из РНБ соответственно в области сельского хозяйства и текстильной промышленности. В области прав интеллектуальной собственности участниками ВТО обращается самое серьезное внимание на некоторые аспекты общего характера. Среди них минимальные стандарты защиты прав интеллектуальной собственности, которые должны обеспечиваться национальным законодательством, правоприменительная практика, разрешение споров в этой области.

Появление феномена информационной революции, который привел к снижению затрат в области связи и компьютерного обеспечения, в значительной степени влияет на ситуацию в мировой экономике. Наличие этого фактора подчеркивает значение соглашений ВТО по телекоммуникациям, финансовым услугам, информационным технологиям и Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 1994 года (Соглашение ТРИПС).

ВТО также выполняет функции многостороннего торгового договора для участвующих в ней стран и заменяет собой систему из нескольких тысяч двусторонних договоров и соглашений, что дает немалые преимущества ее членам. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий. Тем самым облегчаются международные торговые связи членов ВТО, но усложняется внешнеэкономическая деятельность государств, не участвующих в деятельности этой организации.

Правовая система ВТО основывается на принципах, которые призваны обеспечить бездискриминационную торговлю: это режим наибольшего благоприятствования (РНБ) и национальный режим (НР). Государства-члены обязаны предоставлять товарам других государств-членов режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется товарам из какой-либо другой страны. Ни одна страна не должна устанавливать какие бы то ни было особые торговые преимущества для других стран или проводить по отношению к ним дискриминацию: все страны находятся в равных условиях и все пользуются благами, которые им дают любые меры по снижению торговых барьеров.

Национальный режим подразумевает, что при появлении на внутреннем рынке любой страны импортных товаров по отношению к ним должен применяться режим, который не будет менее благоприятным, чем тот, который действует в отношении товаров, производимых на месте.

Режим наибольшего благоприятствования носит безусловный характер, и страны, вступившие в ВТО, обязаны применять его в полном объеме. РНБ распространяется на весь круг операций, связанных с внешней торговлей товарами, в том числе в отношении транзитных перевозок, маркировки товаров.

Как и прежде, перед ВТО стоят такие нерешенные проблемы, как: возможность вводить изъятия из принципа свободного оборота товаров и услуг в интересах защиты прав граждан, общественной безопасности и порядка, охраны окружающей среды, здоровья и нравственности, обложение импортируемых товаров с демпинговыми ценами таможенными пошлинами; возможность отдельных ограничений свободной торговли (например, квоты на ввоз японских автомобилей и ряд других). Частично ГАТТ/ВТО конкурирует с другими многосторонними соглашениями, такими как Общее соглашение об услугах (General Agreement on the Trade in Services, GATS), Соглашение о торговых аспектах интеллектуальной собственности (Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights, TRIPS) и Соглашение о торговых аспектах инвестиционной деятельности (Trade Related Investments Measures, TRIMS).

В ВТО важнейшие решения принимаются единогласно, другие - большинством (3/4 и 2/3) голосов.

Особое место в структуре международного хозяйственного права занимает европейское хозяйственное право (European Economic Law), которое имеет свой предмет и методы регулирования <78>. Европейское право как явление прежде всего ориентировано на экономику. Оно выступает главным регулятором экономической интеграции, результатом которой является совершенствующийся единый рынок Европейского союза. Европейское право обеспечивает переход от межгосударственного сотрудничества к интеграции экономик отдельных стран в единый рынок. В этих условиях хозяйственное право не может функционировать как чисто национальное право. На практике около 80 процентов норм хозяйственного права предопределены предписаниями органов Европейского союза. Пользуясь определением общего европейского права, хозяйственное право ЕС допустимо рассматривать в качестве реальной, самостоятельной, непосредственно применимой отрасли права, определяющей создание и деятельность его экономических институтов, закрепляющей принципы, цели, задачи хозяйственной деятельности (торговли, банковских операций, осуществления инвестиций, создания и деятельности предприятий и т.п.), которая имеет приоритет перед национальным правом.

Согласно Римскому договору о создании Европейского экономического сообщества от 25 марта 1957 г., Маастрихтскому договору о Европейском союзе от 7 февраля 1992 г., Амстердамскому договору об изменении Договора о Европейском союзе (октябрь 1997 г.) и Лиссабонскому договору сложилась ступенчатая система унифицированного права, опосредующего единое экономическое пространство в рамках ЕС, свободное от таможенных границ и иных торговых ограничений. В процессе гармонизации законодательство стран - участников ЕС приводится в соответствие с принятыми стандартами.

Центральной идеей вышеназванных и многих других договоров является единое экономическое пространство без внутренних границ, где гарантируется свободное движение товаров, услуг, капитала и граждан. Для этого устраняются материальные (проверки граждан, товаров), технические (нетарифные), налоговые (налог на добавленную стоимость, акцизы) ограничения. Основные свободы призваны обеспечить беспрепятственную мобильность составляющих предпринимательства: труда и капитала. Достичь этого можно либо путем гармонизации предписаний национального законодательства, либо через выработку единых требований на уровне Сообщества.

Свобода движения товаров.

Договоры в качестве экономической основы Сообщества определили таможенный союз, в рамках которого подлежат устранению между государствами-членами таможенные сборы и количественные ограничения на импорт и экспорт товаров, а также все другие эквивалентные по своему значению меры. В торговле с третьими странами вводится общий таможенный тариф.

Ограничения допускаются в целях соблюдения общественной нравственности, общественного порядка и безопасности, для защиты жизни и здоровья людей и др. Однако не допускается никакой дискриминации или скрытых ограничений.

По общему правилу товары на единый рынок могут свободно импортироваться и с него экспортироваться. Исключения устанавливаются правом ЕС. Наибольшие ограничения действуют в сфере сельскохозяйственного производства. Экспорт может поддерживаться через страхование внешней торговли.

Свобода передвижения работников.

Данная свобода предусматривает устранение любых дискриминационных мер в отношении занятости, оплаты и других условий труда в связи с принадлежностью к гражданству государства - члена ЕС. Под работниками понимаются лица, осуществляющие трудовую деятельность по найму за определенную плату.

Работникам и членам их семей гарантируется равный доступ ко всем видам образования и социальная защита, обеспечивается взаимное признание дипломов, свидетельств и иных документов об образовании, профессиональной подготовке и квалификации. Однако свобода передвижения работников не распространяется на занятие должностей государственных служащих и служащих органов местного самоуправления.

В сфере труда и социальной защиты в рамках ЕС решаются такие общие задачи, как: улучшение условий работы; обеспечение профессиональной подготовки; создание равных возможностей для женщин и мужчин на рынке труда, в т.ч. равного доступа к рабочим местам, равной оплаты за равную работу.

В качестве первоочередных направлений унификации определены социальная защита работников, гарантии при прекращении трудового договора, коллективное представительство интересов работников и нанимателей, финансовая поддержка занятости.

На нанимателей возлагаются обязанности по гарантиям максимального и минимального рабочего времени, минимального оплачиваемого отпуска, безопасности, защиты здоровья и гигиены на рабочем месте, рабочих условий для беременных женщин и молодых матерей, детей и молодежи, недопущения какой-либо дискриминации.

Свобода предпринимательской деятельности.

Свобода предпринимательства призвана обеспечить равные условия на выбор и занятие самостоятельной профессиональной деятельностью, в т.ч. создание предприятий гражданами стран-участниц на всей территории ЕС, и охватывает производство, торговлю, ремесла, услуги лиц свободных профессий, осуществляемые на платной основе (врачи, адвокаты и т.д.)

Предприниматель, который меняет свое место жительства, защищен через право на свободный выбор места жительства (Директива от 22.12.1989 N 89/666).

Предприниматель вправе открывать дочерние предприятия, филиалы, агентства, бюро в других странах ЕС на равных условиях с их резидентами. Юридическими гарантиями этого являются директивы о публичности (1968 год), о капитале (1976 год), которые унифицируют требования к содержанию учредительных документов, открывают доступ к данным государственной регистрации, обеспечивают реальное формирование и сохранность уставного фонда. Этим же целям служит стандартизация предпринимательства через такие институты, как ISO (International Standardization Organization) и EDIFACT (Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Trade-Standards).

Свобода движения услуг.

Отличие данной свободы от свободы предпринимательства состоит в том, что услуга оказывается временно. Свобода оказания услуг позволяет гражданину страны - члена ЕС временно заниматься деятельностью в иной стране, чем та, в которой он имеет постоянное место жительства.

Состав рассматриваемой свободы охватывает случаи, когда лицо, оказывающее услуги или которому оказывается услуга, отправляется в иное государство, а также когда только услуга оказывается с пересечением границы без изменения при этом места пребывания как производителя, так и получателя услуг (почта, телефон, факс, электронная почта и т.п.).

Свобода движения капитала.

В Лиссабонском договоре не содержится определения движения капитала. В общем смысле под ним понимается одностороннее перемещение денег и иных ценностей, в т.ч. имущества, из одной страны - члена ЕС в другую без осуществления каких-либо встречных действий. Примерами таких перемещаемых ценностей являются кредиты, займы, поручительства и т.п.

Данная свобода находит развитие в мероприятиях по сближению банковского и биржевого законодательства, имеющих целью создание единого рынка капиталов. С 1 января 1994 г. все ограничения движения капитала между странами - участницами ЕС, а также между странами - членами ЕС и третьими странами сняты. В этой области достигнута наивысшая степень либерализации. Исключения допускаются по мотивам общественной безопасности (отмывание преступных денег, торговля наркотиками и т.п.).

Европейский союз реализует программу по введению единой валюты, а также вырабатывает и реализует единую денежную и обменно-курсовую политику. Эти меры призваны в первую очередь обеспечить ценовую стабильность и тем самым поддержать общую хозяйственную политику в ЕС с учетом принципов открытой свободной рыночной экономики.

Финансовое объединение в историческом развитии строится в рамках европейской валютной системы, которая была введена 13 марта 1979 г. и устанавливала обменный курс валют стран-участниц. С 1 июля 1990 г. был взят курс на государственно-финансовое сближение для перехода в перспективе к валютному союзу. С 1 января 1994 г. по 31 декабря 1998 г. была проведена работа по созданию Европейской системы Центрального банка со штаб-квартирой в г. Франкфурте-на-Майне. На этом этапе страны укрепили публичные финансы и выполнили так называемые критерии конвенгерции:

1) инфляция валюты каждой из стран не должна превышать более чем на 1,5 процента средний уровень трех наиболее стабильных стран;

2) государственный долг не должен превышать трех процентов брутто-продукта страны;

3) долговременная учетная ставка не может превышать более чем на два процента соответствующий показатель трех наиболее стабильных стран;

4) обменный курс национальной валюты на протяжении двух лет должен обеспечиваться "без явного напряжения".

Хозяйственная политика тесно связана с научным и технологическим сотрудничеством, которое повышает международную конкурентоспособность экономики. В этих целях в рамках ЕС создаются совместные предприятия, финансируются общие проекты, поддерживается кооперация при проведении исследований. Сегодня функционируют такие образовательные и научные инициативы, как СОММЕТ (кооперация высшей школы и предпринимателей в целях технологического развития), ERASMUS и SOKRATES (поддержка образования и студенческой мобильности), PETRA (профессиональное образование и обмен молодыми рабочими), FORCE (повышение квалификации молодежи), EUROTEC NET (технологическое образование и повышение квалификации), LINGUA (языковые программы). ЕС финансирует Европейский институт высшей школы в г. Флоренции и Центр поддержки профессионального образования в г. Салониках, а также инициирует создание кафедр в университетах.

Политика ЕС в сфере охраны окружающей среды призвана сохранить и повысить качество окружающей среды; содействовать охране здоровья людей; обеспечить бережное и рациональное использование природных ресурсов; поддержать осуществляемые на международном и региональном уровне мероприятия по преодолению экологических проблем. Принцип предупреждения требует уже при производстве продукта детальной проверки степени его воздействия на окружающую среду от изготовления до утилизации. По принципу происхождения необходимо преодолевать причины возникновения ущерба в окружающей среде, чтобы позднее не заниматься его симптомами. По принципу системности экологические требования уже на стадии разработки должны согласовываться с другими направлениями хозяйственной политики Европейского союза.

Экологическое право ЕС в первую очередь включает такие сферы регулирования, как стандарты для оборудования, на продукцию, нормы качества для воздуха, воды и почвы, а также технологические требования. Экология и экономика должны все в меньшей мере рассматриваться как противоположности, поскольку реально они должны дополнять друг друга. Цель охраны окружающей среды заключается не в том, чтобы внедрять проверочные стандарты, а чтобы достичь максимального уровня защиты. Традиционное стремление к достижению этой цели детальным регулированием не является единственно возможным. Сегодня вводится понятие конкуренции окружающей среды. Как и в других сферах, повышение уровня конкуренции содействует развитию экологической экономики.

Отличительной чертой права ЕС является то, что соответствующие предписания формулируются полномочными органами, обладающими автономией в правотворческой сфере. В связи с этим право ЕС действует наряду с национальным правом и подлежит непосредственному применению без выполнения процедур по включению в систему национального законодательства. Более того, право ЕС имеет приоритет в действии по отношению к национальному праву, в том числе и к конституционному. В случае коллизии норм национального права и права ЕС внутригосударственные предписания не применяются. Однако они полностью сохраняют действие в тех областях, которые не урегулированы правом ЕС. Таким образом, право ЕС имеет приоритет по отношению к национальному праву и последнее применяется, поскольку оно не противоречит праву Европейского союза.

В соответствии с учредительными документами ЕС сложилась ступенчатая система унифицированного права. Европарламент совместно с Европейским Советом, Европейский Совет и Комиссия принимают регламенты, директивы и решения, дают рекомендации и заключения.

Регламент имеет во всех частях обязательную силу и действует без дополнительного национального акта признания или объявления в том порядке, что и внутригосударственные законы. Более того, по юридической силе регламенты имеют приоритет перед национальным законодательством стран - участниц ЕС.

Наиболее распространенной формой правовых актов ЕС являются директивы, которые представляют собой своеобразные типовые положения. В отличие от регламентов они не рассматриваются в качестве непосредственно действующих актов. Директивы обязывают государств-участников решить конкретные задачи в определенные сроки посредством национального законодательства в соответствии с заданными в них направлениями и принципами. Только цель является обязательной, о форме и содержании мероприятий по достижению этой цели государства принимают решения самостоятельно, что обеспечивает необходимую гибкость для законодательства стран-участниц. Так, через принятие директив достигнуто сближение национальных законодательств о хозяйственных обществах в части опубликования данных торгового реестра, содержания устава и защиты капитала, составления балансов при слиянии и разделении обществ, профессиональной квалификации аудиторов, правил создания обществ одним участником и т.п.

Первая директива о хозяйственных обществах от 9 марта 1968 г. устанавливает обязанность по опубликованию определенных документов и данных, таких как устав, члены органов общества, полномочия указанных органов, уставный фонд, баланс за каждый год. Вторая директива была принята 13 декабря 1976 г., действует только для акционерных обществ и имеет своим предметом порядок создания общества, внесения, сохранности и увеличения уставного капитала, а также содержание устава. Третья директива регламентирует порядок слияния акционерных обществ. Она отражает предпосылки, процедуры и последствия слияния, улучшает, в частности, публичность, а также защиту прав акционеров и кредиторов. Отдельная директива от 13 июня 1983 г. посвящена созданию концернов. Четвертая директива от 25 июля 1978 г. регулирует содержание, проверку и опубликование годовой отчетности субъектов предпринимательства, за исключением банков и страховых организаций. Данный пробел был восполнен директивой от 21 января 1987 г. Директива от 10 апреля 1984 г. формулирует минимальные профессиональные требования к аудиторам. Вопросы разделения акционерных обществ отражены в директиве от 17 декабря 1982 г. Директива от 21 декабря 1989 г. обязывает все государства создать условия для функционирования обществ с ограниченной ответственностью с одним участником.

Европейский Совет и Комиссия могут также принимать решения по отдельным вопросам, чаще всего это касается права о картелях. Решения являются обязательными правовыми актами и могут быть обжалованы в Европейском суде как суде первой инстанции.

Рекомендации Европейского союза не являются правовыми актами, но имеют политическое значение.

Компетенция Европейского союза строится на основе принципа субсидиарности, согласно которому на уровне Европейского союза могут решаться только те вопросы, которые не могут быть обеспечены надлежащим образом отдельными государствами или реализация которых обеспечивается более эффективно на уровне Европейского союза.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.