Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учащиеся манипулируют учителями




МАНИПУЛЯЦИИ В ШКОЛЕ

У детей одна заботавыискивать слабое место у своих наставников. Стоит детям его обнаружить, как они берут верх над взрослыми.

Ж. Ламбрюйер

Диапазон манипуляций. Семейный опыт манипули­рования дети дополняют и развивают в школе. Пере­числим наиболее часто используемые учащимися ма­нипуляции. Начнем со срыва уроков, в частности — контрольных работ. Здесь широкая палитра различных способов, от классических до «новомодных» — лож­ных сообщений о заложенной бомбе.

Манипуляция «Птица в классе». Здесь может быть и не птица, а какое-нибудь другое юркое животное.

Кто-то из ребят приносит в класс птицу. Заставить учеников сидеть тихо и слушать учителя невозможно. Поймать птицу нелегко, ребята в этом и не заинтересованы. Учителю одному не поймать, да и неприлично ему гоняться за пернатым созданием на потеху всему классу.

Мишенью воздействия здесь является беспомощность учителя в данной нештатной ситуации. Приманкой — любовь детей к живности и их эмоциональная реакция на нее.

Пассивная защита тут невозможна. Активная может состоять в следующем: надо поставить дело так, чтобы ученики страдали сами, если будут реагировать на пти­цу. Например, учитель говорит:

Объявление! Поскольку птица мешает нам говорить, то будем писать самостоятельную письменную работу. Я сейчас схожу в учительскую за вариантами. Если птица останется в классе, будем писать. Если улетит или пой­маете, двинемся дальше по программе.

Когда он вернется, птицы в классе уже не будет. Фактически это контрманипуляция. Учитель принял игру и продолжил ее в невыгодном для манипулято­ров направлении.

Но, к сожалению, далеко не всегда учителя с честью выходили из таких ситуаций, и немало уро­ков было сорвано с помощью подобных манипуля­ций.

В класс, скажем, приносят мышь. Визг, который поднимают девчонки, боящиеся мышей, не заглушить никакому учительскому голосу. Пока учитель догадает­ся открыть дверь и изгнать мышь за пределы класса, пройдет пол-урока.

«Довести учителя». Манипуляция юных иезуитов.

Кто-то из учеников (или их группа) издает звуки, ме­шающие вести урок (например, катает ногой по полу гра­неный карандаш или мычит, не разжимая рта). Обнару­жить источник звука трудно, шум нервирует учителя, и он в конце концов «срывается».

Манипуляция направлена против учителей, не об­ладающих выдержкой. Их вспыльчивость и является мишенью воздействия.

Манипуляция «Вызывающее поведение». Цель мани­пулятора — нестандартной выходкой обратить на себя внимание класса, поднять свой авторитет среди свер­стников. Вот одна из конкретных реализаций этой цели.

Учитель, поздоровавшись с классом, замечает, что один из учеников на задней парте разлегся на ее сиденье. Дела­ет замечание. Класс замер: что предпримет учитель?

Неопытный педагог будет нервничать, конфликто­вать с нарушителем. Тем самым цель того будет достиг­нута. Мишенью воздействия в этой манипуляции явля­ется предполагаемая слабость учителя, надежда, что он не найдет выхода из создавшейся ситуации. При­манкой — обязанность учителя поддерживать дисцип­лину в классе.

Однако для этой манипуляции есть и контрманипу­ляция. Например, такая.

Учитель обращается к нарушителю:

Тебе, наверное, неудобно лежать на парте, тесно. Может, хочешь лечь вот здесь, перед доской?

— А что, это идея!

Под смех класса выходит и ложится около доски, до­вольный всеобщим вниманием. Но тут учителю задают вопрос, заинтересовавший всех. Отвечая на него, учитель так интересно рассказывает, что класс отвлекается от лежащего у доски.

Посыпались вопросы, разгорелась дискуссия. Об «ориги­нале» на полу все уже забыли.

Почувствовав себя в глупом положении, «оригинал» про­сит разрешения сесть. И никаких выходок больше.

Учитель принял игру, предложенную учеником, и довел ее до абсурда. Мишенью контрманипуляции ста­ла любознательность учащихся. Интересным рассказом учитель добился аттракции, привлек к себе внимание класса, а следовательно, и симпатию. Но ведь именно их-то и добивался нарушитель дисциплины. Учитель был более интересен, чем незадачливый нарушитель, после чего положение последнего стало просто смешным. Боль­ше этот ученик учителю никогда не мешал вести уроки.

«Толстокожий». Некий ученик _не хочет сидеть на уроках одной учительницы. Но просто пропускать ее уроки — вызовут родителей. Тогда он решает использо­вать несдержанность учительницы на язык: когда она выведена из себя, может и обозвать.

Уже с начала урока начинает «доводить» ее. Она де­лает ему замечание, другое, третье. Поскольку до него «не

доходит», она начинает давать ему нелестные эпитеты, но он, «толстокожий», не реагирует. Наращивая силу конфликтогенов, учительница постепенно доходит и до ос­корблений. Тут манипулятор с шумом поднимается: «Я не намерен терпеть оскорбления»— и покидает класс, точно зная, что учительница не будет на него жаловаться. Мож­но пропустить и еще несколько ее уроков. Поднимать шум ей не с руки: всплывет то, что она оскорбляет учащихся.

Мишень воздействия — слабость учительницы, про­являющаяся в ее несдержанности. Приманка — впечат­ление «толстокожести», создаваемое нарушителем дис­циплины.

Трансактный анализ показывает: потеряв контроль над собой, учитель перешел из позиции «Родитель» (учит) в позицию «Дитя» (преобладание эмоций).

Мнимый больной. Совсем простая и потому наибо­лее часто используемая манипуляция, имеющая це­лью уйти с уроков — притворится больным. «Болит живот (голова)» — наверное, привычные жалобы, когда лень заниматься.

Мишенью воздействия здесь является чувство мило­сердия, которое взрослые должны проявлять (и про­являют) к детям. Приманкой — невозможность в усло­виях школы проверить обоснованность этих жалоб.

Манипуляция «Столкнуть взрослых лбами». Вари­антов здесь множество.

Когда надо столкнуть родителей с учителем, харак­терны такие манипулятивные высказывания учеников: «Моя мама говорит, что это глупое задание»; «Я не мог сделать домашнее задание, потому что вчера у нас были гости»; «Мой папа считает, что это пустая трата вре­мени».

Мишень воздействия — чувство достоинства стал­киваемых людей.

Можно настроить одного учителя на другого: «Мы не смогли сделать ваше задание потому, что по матема­тике (физике, химии и т.п.) нам столько задали, что на ваш предмет уже не остается времени. И так каждый раз!».

В обоих случаях сталкиваются позиции Р учителя иродителя. Мишенью воздействия в последнем случае

является несогласованность действий учителей. При­манкой — сравнение действий или высказываний про­тивопоставляемых сторон.

«Какое чудесное платье!» Ученица не выучила урок и со страхом ждет появления учительницы в классе — ведь, судя по отметкам, ее сегодня должны спросить.

Появляется учительница в новом платье. Юная манипуляторша понимает: это шанс для нее!

Восторженными глазами смотрит она на учительницу, всем своим видом давая понять о восхищении новым наря­дом учительницы.

Учительница (она ведь женщина!) понимает смысл этих взглядов девочки. И это не оставляет ее равнодушной. Видя это, ученица тянет руку «дополнить ответ» своего одноклассника. И получает легкую возможность отли­читься: раскрытый учебник— перед ее глазами.

Мишенью воздействия является желание женщины вызывать восхищение. Приманкой — восторженная оценка ее нового платья.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.