Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовое планирование: суть, принципы, методы и задачи




Исходной составляющей финансового механизма является финансовое планирование и прогнозирование. К его помощи привлекаются другие структурные элементы финансового механизма, такие как финансовые показатели, нормы и нормативы, лимиты, резервы, финансовые стимулы.

В процессе финансового планирования и прогнозирования определяются объемы финансовых ресурсов, которые будут создаваться в государстве в целом, объемы ресурсов, которые будут сосредоточиваться и распределяться через бюджетную систему и другие финансовые институты, а также те, которые будут находиться в распоряжении предпринимательских структур и населения.

Финансовое планирование - деятельность по составлению планов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных субъектов ведения хозяйства, их корпоративных объединений сфер их структур территориально-административных единиц, страны в целом.

Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, которые образуются в процессе распределения и перераспределения ВВП, а результатом - разные виды финансовых планов и прогнозов.

Финансовый план - это план формирования и использования финансовых ресурсов.

В существующей практике все финансовые планы разделяются на две большие группы - возведенные и индивидуальные. В свою очередь, возведенные финансовые планы разделяются на общегосударственные, планы отдельных хозяйственных объединений (промышленно-финансовых групп, концернов, ассоциаций и тому подобное) и территориальные. Индивидуальные - это финансовые планы отдельных субъектов ведения хозяйства.

Финансовые планы имеют форму баланса, то есть прибыльные и расходные разделы. Финансовый план только тогда имеет практическое значение, когда существует сбалансированность прибыльной и расходной части. Поэтому финансовый баланс и финансовый план - понятия тождественные.

К финансовым балансам включаются:

- балансы доходов и расходов предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности;

- балансы доходов и расходов объединений, концернов, ассоциаций, министерств, ведомств, государственных комитетов;

- балансы доходов и расходов бюджетных учреждений;

- балансы финансовых ресурсов областей, районов, городов;

- государственный бюджет и местные бюджеты;

- баланс финансовых ресурсов и расходов государства;

- финансовые балансы отдельных финансовых институтов;

- баланс денежных доходов и расходов населения;

- платежный баланс.

По продолжительности действия различают:

- перспективные финансовые планы (складываются на период сверх одного года);

- текущие (складываются на один год);

- оперативные (складываются на квартал, месяц).
Деятельность, связанная с составлением каждого финансового плана, предусматривает выполнение определенных видов работ с использованием соответствующих методов, а именно: нормативного, расчетно-аналитического, балансового и метода экономико-математического моделирования.

Суть нормативного методафинансового планирования заключается в том, что во время расчета финансовых показателей за основу берутся финансовые нормы и нормативы, к которым принадлежат нормы амортизационных отчислений, рентабельности отдельных видов товаров, работ и услуг, оборотных средств, ставки заработной платы, нормы расходования средств в бюджетных учреждениях, нормы отчислений к фондам социального назначения и тому подобное.

Нормативный метод будет эффективным при условии, что нормы и нормативы отвечают таким требованиям:

- они должны быть научно обоснованными;

- прогрессивными (то есть ориентированными на лучший опыт);

- длительного действия;

- стабильными.

Расчетно-аналитическийметодфинансового планирования основывается на фактических показателях финансовой деятельности в предыдущие отчетные периоды. На основе анализа финансовых показателей за прошлые годы и период, который предшествовал предплановому году, устанавливается исходная база планирования. Потом определяются факторы, которые могут повлиять на финансовую деятельность в плановый период, рассчитываются индексы и коэффициенты их влияния. На основе базовых показателей, а также коэффициентов, которые характеризуют изменения условий деятельности, рассчитываются финансовые показатели на плановый период. Это достаточно трудоемкий метод и нуждается в значительной аналитической работе, однако на сегодня его приложение является самым реальным.

Балансовый методв финансовом планировании предусматривает соответствие расходов источникам их покрытия и увязку всех разделов финансового плана, финансовых и производственных показателей, в результате чего достигается сбалансированность плана. В настоящее время этот метод приобретает особое значение, поскольку все расходы предприятий зависят от заработанных ими средств и предприятия должны рассчитывать только на собственные поступления, а не на помощь государства или министерства.

Сметы доходов и расходовсоставляют учреждения социальной сферы, прежде всего бюджетные организации.

Виды смет:

1) индивидуальные (единственная смета доходов и расходов) – это финансовые планы отдельных бюджетных учреждений;

2) общие сметы складываются по однотипным
бюджетным учреждениям, хозяйственное обслуживание которых осуществляется централизованно, или по однотипным малым учреждениям (клубы, библиотеки и тому подобное);

3) сметы на проведение централизованных мероприятий (соревнований, конкурсов, олимпиад);

4) возведенные - это возведены воедино индивидуальные сметы однотипных учреждений и сметы на проведение централизованных мероприятий.

Единственная смета доходов и расходов учреждения состоит из таких разделов: бюджетные ассигнования, другие средства и расходы за счет превышения доходов над расходами специальных и других внебюджетных средств. Каждый из этих разделов сметы разделяется на доходную и расходную часть.

Процесс планирования должен осуществляться при использовании таких принципов как:

- гибкость (постоянная адаптация к изменениям среды функционирования предприятия, для чего необходима корректировка плана при различных изменениях внешней и внутренней среды);

- непрерывность;

- коммуникативность;

- участие;

- адекватность;

- комплексность;

- многовариантность;

- итеративность (неоднократная увязка уже составленных разделов плана (итерации), что обусловливает творческий характер процесса планирования).

Финансовое планирование осуществляется на двух уровнях. На микроуровне - это индивидуальные планы отдельных субъектов предпринимательской деятельности. Эти планы отражают финансовую стратегию и тактику предприятий. Их главные задачи - определение источников и объемов формирования доходов, оптимизация расходов и достижение финансовой сбалансированности. На макроуровне - это основной финансовый план, который характеризует деятельность государства - бюджет, а также возведен финансовый план, в котором отражаются доходы и расходы всех субъектов финансовых отношений. Именно эти планы являются отражением финансовой политики государства. В то же время они имеют разную значимость. Бюджет - это реальный директивный документ, который утверждается в виде закона, и является основным средством реализации финансовой политики. Возведен финансовый план, в сущности, справочным документом, назначением которого является определение общей массы доходов и расходов и согласования процессов их распределения и перераспределения между отдельными сферами и звеньями финансовой системы. Он является основным средством обоснования и сбалансирования финансовой политики.

Задачи финансового планирования определяются структурой финансового плана и задачами финансовой политики. Они заключаются в определении реальных источников и объемов доходов, оптимизации структуры расходов на основе критерия решения задач финансовой политики и сбалансирования доходов и расходов.

Первой по последовательности и значимости является определение реальных объемов доходов. Любые просчеты, как в сторону их завышения, так и занижения, влияют на реальность финансового плана, а, следовательно, и финансовой политики, усложняя ее реализацию. Финансовая политика государства, стратегия и тактика предприятий должны основываться на реальных возможностях. В то же время в процессе планирования необходимо отыскивать резервы роста доходов, если существующие их объемы недостаточны для решения поставленных задач.

Второй важной задачей финансового планирования является оптимизация расходов. И хотя главное при этом – решение задач финансовой политики, необходимо проверить, не обеспечивается ли решение отдельных ее задач излишними вложениями за счет других направлений расходов. Финансовое планирование в части распределения расходов должно иметь обратную связь с финансовой политикой, а не предусматривать необоснованную ее реализацию по любой цене. Кроме того, оно должно направляться на экономное, рациональное и эффективное использование доходов.

Третьей, интегрированной, задачей является сбалансирование доходов и расходов. Финансовый план и по форме, и по содержанию является балансом доходов и расходов, а следовательно, он не может быть несбалансированным. Это самая сложная задача, которая может содержать множество вариантов его достижения. За каждым вариантом стоит особенный тип финансовой политики, которая имеет разные принципы, признаки и возможные последствия. Поэтому процесс сбалансирования финансового плана - это постоянный выбор разных вариантов с определением всех возможных последствий. В конечном итоге, выбор оптимального варианта обеспечивает предпосылки для реализации финансовой политики и делает финансовую деятельность всех субъектов четко организованной и скоординированной.

В процессе финансового планирования обеспечивается необходимый контроль создания и рационального использования финансовых ресурсов. Объектами планирования являются: доходы предприятия, включая накопления, взаимоотношения с государственным бюджетом и государственными и внебюджетными фондами, объем капиталовложений, другие формы инвестирования финансовых ресурсов, в частности через операции на Рынке ценных бумаг, объем долгосрочных кредитов банков на инвестиционные мероприятия, потребность предприятия в собственных оборотных средствах и источниках их покрытия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.