Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм экологического регулирования




Резюме

Вопросы для повторения

1. Чем вызвана необходимость перехода от техногенного к устойчивому типу развития экономики?

2. Каковы ограничения техногенного типа экономического развития?

3. Назовите экологические ограничения.

4. Назовите экономические (инвестиционные) ограничения.

5. В чем выражаются социальные ограничения?

6. В чем суть новой идеологии природопользования?

7. В чем суть структурной перестройки экономики в России с точки зрения экологических проблем?

8. Каковы экологические проблемы экспортной политики?

9. Назовите прямые природоохранные мероприятия.

10. Как представляются индустриальная и постиндустриальная структуры экономики?

Экологизация экономического развития - назревшая проблема. Сейчас мы боремся с последствиями загрязнения окружающей среды, в действительности нужна новая идеология природопользования. Для этого требуется: альтернативные варианты решения экологических проблем (структурная перестройка экономики, в том числе изменение экспортной политики); развитие малоотходных и ресурсосберегающих технологий; прямые природоохранные мероприятия.

Процесс экологизации экономики можно представить в виде пирамиды с постоянно сужающимся основанием и расширяющейся вершиной. Экономика с мощным основанием пирамиды - это индустриальная экономика, а с развитыми верхними слоями - постиндустриальная. В России сохраняется не только индустриальная структура экономики, но и растет природоемкость ВВП.

Тема 12. «Провалы рынка» и экологический фактор

Цели и задачи изучения темы:

Цель: Выявить роль экологического фактора в «провалах рынка»

Задачи:

1. Определить понятие «провалы рынка», выявить их источники

2. Изучить механизм экологического регулирования рыночных отношений

Результат освоения темы:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ПК-6   3-1 Знает экологические принципы рационального природопользования
3-2 Знает экономические аспекты проблем использования ресурсов, принципы и методы их воспроизводства

12.1. «Провалы рынка» природопользования и их источники

 

Переход к чистому рынку, особенно в природоохране, не без основания вызывает тревогу, потому что рыночные отношения не способствуют оздоровлению природы. В экологической сфере имеет место так называемое «фиаско», «провалы», «недостаточность» рынка. Рыночные отношения инертны к внедрению экологически безопасных технологий (техники) и осуществлению инфраструктурных природоохранных мероприятий, которые не дают сиюминутную отдачу. В этом случае рынок не всегда в состоянии обеспечить эффективное использование (распределение) ресурсов, так как рыночные цены не отражают в себе величину альтернативной стоимости и дают ложную информацию потребителю.

Источниками провалов рынков являются:

Ø внешние эффекты;

Ø общественные блага;

Ø отсутствие цен на блага;

Ø трансакционные издержки;

Ø права собственности;

Ø отсутствие знаний и неопределённость информации;

Ø недальновидность.

Большинство из выше перечисленных источников относятся к экологической сфере. Обычно экологический аспект провалов рынка связывают с загрязнением окружающей среды фирмами, так как воздействия на потребителей (население региона) со стороны загрязнителей не закреплено экономическими и юридическими отношениями. Эти загрязнения являются внешними (побочными), экстернальными эффектами и не отражаются в рыночных ценах. Потребители из-за отсутствия прав собственности или из-за высоких трансакционных издержек не участвуют в рыночных сделках и поэтому не могут требовать с виновника компенсации за нанесённый ущерб. Потери потребителей не будут отражены в рыночных ценах на товар, производство которого загрязняет окружающую среду. Внешние эффекты искажают общественную стоимость благ.

На провалы рынка огромное влияние оказывают общественные блага – чистая вода, свежий воздух, красивый ландшафт, биологическое разнообразие растительного и животного мира. Свойства общественных благ следующие: 1) неделимость; 2) невозможность кого-либо от пользования; 3) свободный (неограниченный) доступ каждого индивида к ним и соответственно невозможность заставить платить кого-либо за пользование.

По теории Коуза, в условиях чёткого определения прав с незначительными трансакционными издержками, рынок автоматически может обеспечить общественный оптимум и нет необходимости в государственном регулировании экстерналий. Если трансакционные издержки велики, то даже при наличии прав собственности рынок проблем не решает.

Таким образом, фиаско рынка не обеспечивает рациональное использование ресурсов, приводит к дополнительным издержкам. Преодолеть негативные моменты, связанные с возникновением экстерналий, наличием общественным благ, высоких трансакциональных издержек по установлению прав собственности возможно с помощью государственного регулирования. Однако в экологической сфере нельзя полагаться на чисто государственное (административное) регулирование. Имеет также место так называемая «осечка государства», проявляющаяся в поощрении избыточного спроса на ресурсы природы через установление на них низких цен и необоснованных субсидий, поиск политической ренты и т.п.

В экологической сфере должен быть регулируемый рынок. Он должен согласовывать текущие и перспективные эколого-экономические интересы. Чисто рыночные отношения нацеливают предприятия на учет им главным образом наиболее очевидных результатов, где не отражаются экологические эффекты. По признанию П.Доунинга, частным рынком не учитываются процессы загрязнения среды и тем самым производится национальный набор товаров. Невидимая рука здесь не работает. По мнению большинства зарубежных экономистов, экологическое регулирование вполне вписывается в теорию экологически устойчивого развития. В «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» также подчёркивается повышении роли государства как гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, а также отмечается, что рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформулировать экономические стимулы.

 

 

Принципиальным вопросом при формировании концепции устойчивого развития и экологизации экономики является вопрос о механизмах реализации концепции регулирования рынка природопользования. В самых общих чертах мировой опыт говорит о трех возможных механизмах реализации экономических целей, в том числе и эколого-экономических.

Обычно, когда говорят о механизмах реализации экологиче­ской политики, выделяют три подхода:

1) прямое регулирование, связанное с воздействием государства (иногда это регулирование определяется как «командуй и контро­лируй») — нормативно-правовые, административно-контрольные меры, прямое регламентирование и т.д.;

2) экономическое стимулирование, связанное с развитием рыночных механизмов;

3) смешанные механизмы, сочетающие первые два подхода. В мире в области охраны окружающей среды наиболее широко распространено прямое регулирование, базирующееся на законо­дательстве. Определенный опыт в этой области накоплен и в Рос­сии.

Опыт многих стран мира, в том числе бывшего Советского Союза и стран Восточной Европы, показал неэффективность жест­кого централизованного планирования и управления экологосба-лансированного экономического развития

Механизм экологического регулирования должен представлять целостную совокупность методов и инструментов управления природопользованием. В свою очередь, механизм управления природопользованием представляет собой звено механизма управления экономикой в целом; поэтому необходимо ещё согласование методов социально-экономического и экологического управления. Но конкретные методы экологического регулирования определяются особенностями сферы природопользования и охраны окружающей среды:

Ø инфраструктурным характером продукции и услуг экологической сферы;

Ø длительность основных воспроизводственных процессов в природопользовании и переплетением экономических и естественных процессов;

Ø спецификой отношений собственности на ресурсы природы;

Ø пецификой рыночных отношений в экологической сфере и существенной ролью государства в управлении природопользованием.

В целом, эффективный хозяйственный механизм природопользования должен учитывать вышеперечисленные особенности и опираться как на административно-контрольные, экономические (включая и рыночные, финансово-налоговые), так и на социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие инструменты.

Первоначально (60-70 гг.) защита окружающей среды в основном опиралась на административные механизмы. Они были основаны на неокейсианской концепции. Использовались запреты, лицензии, ограничения (лимиты), административные и уголовные меры. Экономические методы управления природопользованием широко использовались в 80-90-ые гг. Они же базировались на неоклассической концепции (на принципах рыночного регулирования). Практика показывает, что административно-правовые и экономические механизмы охраны природы необходимо использовать комплексно.

Административно-контрольные инструменты экологического регулирования включают:

Ø природоохранное законодательство;

Ø совокупность экологических стандартов и нормативов;

Ø систему лицензирования хозяйственной деятельности;

Ø методы и инструменты прогнозирования, планирования и программирования природоохранной деятельности.

К административно-контрольному блоку относятся также так называемые «мягкие» инструменты:

Ø оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза проектов;

Ø экологический аудит;

Ø экологическая сертификация (маркировка);

Ø добровольные согласования между органами экологического контроля и природопользователями.

Экономическими рычагами могут быть:

Ø плата (арендная плата) за пользование природными ресурсами;

Ø компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или за ухудшение качества этих ресурсов;

Ø плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов;

Ø налог на выпуск экологически опасной продукции и применение экологически опасных технологий;

Ø льготы по налогообложению;

Ø политика компенсации;

Ø метод ускоренной амортизации природоохранного оборудования;

Ø залоговая система;

Ø кредитные отношения;

Ø создание страховых фондов охраны окружающей среды;

Ø экологический лизинг;

Ø продажа квот на выброс вредных веществ (в том числе межрегиональная система торговли) и т.п.

Хозяйственный механизм природопользования нуждается в определённых обеспечивающих подсистемах: кадровых, научно-технических и информационных. Институциональная основа экологического регулирования представлена системой экологического контроля и управления (государственных, федеральных и региональных, а на также на уровне предприятий и фирм).

Анализ инструментов экологического регулирования показывает, что и административные, и экономические методы имеют как сильные, так и слабые стороны. Например, административно-контрольные инструменты обеспечивают тонность и определённость задаваемых целей; но они недостаточно гибки и требуют чрезмерных административных затрат, не стимулируют инновации. В свою очередь, экономические инструменты, с одной стороны, имеют высокую эффективность с точки зрения экономии экологических затрат, дают самостоятельного определения предприятиями стратегии природоохранных мероприятий. Но с другой стороны, имеют высокую чувствительность к инфляционным процессам, возникает риск снижения конкурентоспособности и т.п. Следует отметить, что ни дин из инструментов экологического регулирования не обладают какими-то бесспорными достоинствами.

В реальной действительности применять все рычаги одновременно нельзя, так как некоторые из них могут дублировать друг друга или же выполнять противоположные функции. Поэтому при формировании хозяйственного механизма природопользования необходимо найти оптимальную структуру сочетания административных и экономических рычагов и методов, а также инструментов текущего и перспективного экологического регулирования. Практика формирования экономических механизмов в большинстве стран показывает, что в них используются в среднем 6-7 элементов. Причём применяемые конкретные инструменты экологического регулирования сочтают в себе свойства административного, экономического и рыночного рычагов. В принципе все экономические инструменты, включая и рыночно ориентированные, базируются на экологических стандартах, нормативах и лимитах, устанавливаемых органами государственного управления природопользованием. Это не означает, что государство всегда прямо и непосредственно вмешивается в процесс природопользования. Оно может осуществить государственный контроль на расстоянии и тем самым, усиливая демократические тенденции, повышая качество и гибкость экологического регулирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.