Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практические рекомендации




 

Подготовка организации к переходу на контрактную систему

 

Напомним, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) вступает в силу с 1 января 2014 г.

Что должно быть сделано государственными, муниципальными, иными заказчиками к этому времени?

1. Необходимо понимание отличительных особенностей Закона о контрактной системе от Закона N 94-ФЗ, в том числе по проведению процедур закупок. Несмотря на то что часть положений Закона N 94-ФЗ вошла в состав Закона о контрактной системе, по сути, в логически не измененном виде текст аналогичных положений отличается либо стилистически, либо семантически.

Например, в составе требований к участникам размещения заказа при размещении заказов путем проведения торгов (ст. 11 Закона N 94-ФЗ) указаны следующие требования, соответствие которым декларируется участниками размещения заказа в заявках на участие в торгах:

непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;

отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.

Аналогичные требования указаны в ст. 31 Закона N 44-ФЗ, но, как можно видеть ниже, с семантическими отличиями (выделены подчеркиванием):

непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.

Кроме того, Закон N 44-ФЗ имеет много новелл, которые должны быть учтены заказчиками при подготовке извещения о закупке (приглашения принять участие в закрытых способах закупки), документации о закупке, проекта договора и др. документов.

К началу 2014 года заказчикам целесообразно уже иметь документацию о закупке, разработанную в соответствии с Законом о контрактной системе, а также проекты договоров.

2. Необходимо, чтобы большинство членов комиссий по осуществлению закупок (а не один, как этого требует ч. 20 ст. 65 Закона N 94-ФЗ) прошли профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок.

Законом N 44-ФЗ изменены требования по количественному составу комиссий. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек (так же, как и в Законе N 94-ФЗ), число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее трех человек.

В соответствии с ч. 5 указанной статьи заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Таким образом, если заказчик формирует комиссию из пяти человек, то минимум трое должны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, чтобы составить преимущественно обученное большинство. Если комиссия состоит из трех человек, то преимущественный обученный состав - минимум два человека.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в сфере закупок отличается от повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере размещения заказов тем, что члены и председатели комиссии по осуществлению закупок в рамках Закона о контрактной системе должны пройти соответствующее обучение именно по контрактной системе.

В рамках Закона о размещении заказов члены и председатели комиссий повышали квалификацию или проходили профессиональную переподготовку в сфере размещения заказов для нужд заказчиков (часть 20 ст. 65 Закона N 94-ФЗ). В сфере размещения заказов в октябре 2006 г. Министерством образования и науки были утверждены требования к минимуму содержания образования дополнительной профессиональной образовательной программы "Управление государственными и муниципальными заказами", так и не получившие статус федеральных государственных требований.

Федеральные государственные требования в соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" устанавливаются к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки и являются обязательными при реализации соответствующих образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию образовательными учреждениями и научными организациями.

С 1 сентября 2013 года вступает в силу новый Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ), отменяющий необходимость разработки федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, за исключением предпрофессиональных программ в области искусств, в области физической культуры и спорта (к госзаказу не относятся). Кроме того, свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ являются недействующими со дня вступления в силу Закона N 273-ФЗ (ст. 108).

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных Законом N 273-ФЗ, а также полностью или частично в форме стажировки (ст. 76).

При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (ст. 13).

Таким образом, при отсутствии федеральных государственных требований к дополнительной профессиональной программе в сфере закупок, образовательные учреждения имеют право разработать содержание такой дополнительной профессиональной программы с различным количеством учебных часов и проводить повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в том числе применяя дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Следовательно, и до 1 сентября 2013 г., и после повышение квалификации и профессиональная переподготовка в сфере закупок осуществляется по различным дополнительным профессиональным программам (с разным количеством учебных часов), разработанным различными образовательными учреждениями. В настоящее время на рынке образовательных услуг присутствуют программы повышения квалификации на 72, 120 и 144 учебных часа. Однако не исключено, что появятся и другие подобные программы с другим количеством часов.

Направляя на обучение будущих членов и председателей комиссий по осуществлению закупок в рамках Закона о контрактной системе, заказчикам целесообразно обращать внимание на то, чтобы либо название программы повышения квалификации (или профессиональной переподготовки) соответствовало новому закону (например, программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), либо учебный план при другом названии программы включал изучение именно Закона N 44-ФЗ, а не действующего Закона N 94-ФЗ.

3. Необходимо создать контрактную службу или назначить контрактных управляющих, которые начнут свою деятельность уже после вступления в силу Закона N 44-ФЗ.

Заказчик в соответствии с Законом о контрактной системе обязан создать контрактную службу в случае, если его годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком <1> превышает сто миллионов рублей (ч. 1 ст. 38).

--------------------------------

<1> В 2014 и 2015 годах: расчет совокупного годового объема закупок производится заказчиками без использования планов-графиков (часть 3 статьи 112 Закона N 44-ФЗ).

 

Контрактная служба может являться специальным структурным подразделением, а может создаваться без выделения в специальное структурное подразделение.

В случае если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком <1> не превышает сто миллионов рублей, у заказчика есть право создать контрактную службу либо назначить контрактного управляющего - должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (ч. 2 ст. 38).

--------------------------------

<1> В 2014 и 2015 годах: расчет совокупного годового объема закупок производится заказчиками без использования планов-графиков (часть 3 статьи 112 Закона N 44-ФЗ).

 

Отметим, что в соответствии с ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 1 января 2016 г. работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Это означает, что в 2014 - 2015 гг. работники контрактной службы или контрактные управляющие могут в том числе осуществлять свою деятельность при прохождении повышения квалификации или профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной образовательной программе "Управление государственными и муниципальными заказами".

Вместе с тем они не могут осуществлять свою деятельность, если не повышали квалификацию или не проходили профессиональную переподготовку в сфере размещения заказов или в сфере закупок.

С 2016 года работники контрактной службы или контрактные управляющие не могут осуществлять свою деятельность без высшего образования или дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).

4. Бюджетному учреждению необходимо принять решение, будет ли часть закупок осуществляться не в соответствии с Законом о контрактной системе, а в соответствии с Положением о закупке.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетным учреждениям дано право не применять Закон о контрактной системе при закупках в трех случаях:

за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Этим правом бюджетное учреждение может воспользоваться, если оно до 1 января 2014 г. примет Положение о закупках в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и разместит это Положение на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (часть 25 ст. 112).

Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных выше закупок в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, или в соответствии с Законом N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.

5. В случае если в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона N 94-ФЗ были созданы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков, а также в случае отсутствия таких органов, необходимо определиться, каким образом с 1 января 2014 года будет осуществляться централизация закупок в соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе.

 

Вопросы и ответы

 

В связи с тем что период от размещения извещения о проведении торгов до подведения итогов составляет, как правило, не меньше месяца, при переходе на контрактную систему заказчики могут столкнуться с рядом вопросов.

 

Что делать с контрактами (договорами бюджетных учреждений), заключенными по результатам размещения заказа в соответствии с Законом N 94-ФЗ на длительный срок (более 1 года), с 1 января 2014 года?

В соответствии с ч. 2 ст. 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона о контрактной системе к отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Далее по тексту статьи следует исключение из предыдущего предложения: государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ, сохраняют свою силу.

Таким образом, контракты (договоры бюджетных учреждений), несмотря на вступление в силу Закона о контрактной системе, продолжают исполняться на условиях, которые действовали на момент заключения таких контрактов (договоров), т.е. на условиях Закона N 94-ФЗ.

 

Извещение размещено заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее также - www.zakupki.gov.ru), составление и размещение протоколов должно происходить в 2014 году. По каким правилам составлять, утверждать и размещать эти протоколы?

Необходимо отметить, что подобные вопросы возникали у заказчиков в конце 2005 года в связи с вступлением в силу с 1 января 2006 года Закона N 94-ФЗ.

Ответ на подобные вопросы был дан в письме Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.09.2005 N 13785-АШ/Д07: "По общему правилу, процедуры размещения заказа, начатые в 2005 году на основе действующего законодательства, должны быть завершены по правилам в соответствии с законодательством, действовавшим на момент начала процедуры размещения заказа".

По аналогии: процедуры размещения заказа, начатые заказчиками в 2013 году на основе Закона о размещении заказов, должны быть завершены по правилам, установленным этим Законом (Законом N 94-ФЗ).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.