Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология политических партий




I. Партия как политический институт общества. Институционализация политических партий

Тема 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

 

 

Жизнь современного общества невозможно представить без такого важнейшего субъекта политического процесса как партия.

Социальная структура общества, наличие в нем различных социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных, территориальных и многих других) способствует формированию важнейшего элемента политической системы – политической партии. Термин «партия» в переводе с латинского («partio») означает «часть», «дело».

Партии как организации играют ведущую роль и занимают центральное место среди общественных объединений, организаций и движений, также входящих в политическую систему общества. Партии, вбирая наиболее инициативных людей, являются посредниками между социальными группами и государственной властью.

Партии защищают интересы социальных групп, или претендуют на выражение интересов общества в целом. Участвуя в политическом процессе, партии вырабатывают свои идеологии, программы, цели своей деятельности, стремятся обеспечить себе поддержку в обществе. В политической борьбе каждая партия или блок партий стремятся к тому, чтобы в результате прихода к власти в государстве возвести интересы, цели и идеалы, представляемые ею или коалицией партий, в общие, общегосударственные программы.

Политическая партия является важнейшим политическим институтом общества. Политическая партия представляет собой достаточно устойчивое общественное объединение активной группы людей, соединенных близкими интересами, убеждениями, целями и идеалами. Она выражает политическую волю определенной социальной группы общества или всего общества и ставит перед собой задачу овладения государственной властью или участия в ней для реализации своих программ.

Партия, как правило, имеет определенную структуру, которая включает следующие элементы:

1) партийная элита (лидер партии, партийный аппарат, они обеспечивают руководство деятельностью партии, разрабатывают идеологию, стратегические цели деятельности организации, ее тактику, формы участия партии и ее сторонников в избирательных кампаниях и др.)

2) рядовые члены партии, их деятельность направлена на обеспечение выполнения партийных целей и задач, программ и идеалов.

Кроме этих элементов можно выделить еще два уровня политической партии:

1) партия в системе властных органов (должностные лица в государственном аппарате, которые получили посты в силу принадлежности к соответствующей партии – президенты, губернаторы, депутаты парламента и др.)

2) массовая база партии (избиратели, голосующие за кандидатов партии во время избирательной кампании.)

Более полно предназначение партии проявляется в ее функциях. Политологи выделяют наиболее важные функции этого политического института:

выявление и обоснование интересов социальных групп общества, доведение их до сведения государственных органов и органов местного самоуправления;

отражение интересов социальных групп общества в политической идеологии и программе, развитие и уточнение политической доктрины;

социально-политическое просвещение, разъяснение массам сложившейся в обществе ситуации, внутренней и внешней политики государства, действий политических лидеров, других участников политического процесса и предлагаемой партией платформы действий, формирование у граждан убеждений на основе партийной идеологии;

обеспечение в различных формах широкой поддержки программных требований партии, ее политических действий со стороны населения, вовлечение граждан в партию и партийную работу;

участие в формировании политической элиты (подготовка кадров для партийных организаций, государственных органов, местного самоуправления, общественных организаций и движений, СМИ и др.;

организация борьбы за власть с использованием радикальных средств и методов, участие в политическом процессе для достижения властных полномочий, проведение избирательных кампаний с целью формирования высших и местных органов власти, поддержка действующей власти или протест против нее;

определение форм, средств и методов партийной деятельности в зависимости от меняющейся политической ситуации;

исполнение властных полномочий в функционирующих органах государственной власти и местного самоуправления (деятельность партийных лидеров как глав государств, правительств, работа партийных фракций в парламентах и др.;

разработка принципов, форм и методов отношений с другими участниками политического процесса.

Полнота реализации партиями своих функций зависит от уровня развития общества, его социальной структуры и статуса института партии в механизме власти, политического режима, подготовленности партийного лидера, связей с массами, международной ситуации и иных факторов.

Повышению роли и значения партии в обществе способствовал процесс их институционализации.

Институционализация политических партий определяется как процесс, с помощью которого эти организации приобретают ценность и стабильность. Институционализация политических партий совершается на основе принятия и вступления в действие различных правовых актов (конституций, законов и др.), которые определяют статус, права и обязанности, источники финансирования, их участие во властных структурах и др.

Процесс институционализации политических партий включает реализацию формальных и материальных требований. Формальные требования включают наличие собственного наименования, эмблемы партии. Законодательство практически всех государств предписывает, чтобы наименование новой партии отличалось от созданных ранее организаций, чтобы в названиях и эмблемах не было сходства с государственной и религиозной символикой.

К материальным требованиям относятся принципы организационного построения и функционирования партии. Как правило, современное законодательство обязывает, чтобы партия строилась на демократических принципах. Не допускается отказ в принятии в нее или исключение из нее по принципу национальной принадлежности, пола или расы.

Необходимо также, чтобы основные вопросы партийной жизни решались на собраниях всех членов или представителей всех членов партии. Партия должна регулярно обнародовать основные партийные документы, состав руководства, данные об источниках финансирования и расходовании денежных средств.

Законодательство о партиях, как правило, устанавливает ограничения в деятельности политических партий. Государственные нормы требуют, чтобы устав и программа партии не противоречила конституции.

Партия не должна осуществлять призывы к насильственному свержению существующего строя, не создавать военизированные и полувоенные организации. Деятельность партии не должна быть направлена против суверенитета или территориальной целостности страны и единства нации, прав и свобод граждан, партия не должна разжигать расовую, национальную или религиозную вражду.

Институционализация деятельности политических партий охватывает вопросы финансирования их работы. К ним относятся, в частности, регулирование порядка финансирования политических партий, их расходов на выборах, контроля за финансовой деятельностью.

Как правило, во многих государствах существуют три группы финансовых источников: собственные средства политических партий, частное финансирование и государственное финансирование.

Собственное средства партии создаются за счет вступительных и членских взносов, отчислений в партийную кассу от жалования членов партии, занимающих посты во властных структурах (депутаты парламента, члены правительства), доходов от партийных мероприятий (проведение выставок, лекций, фестивалей), доходов от имущества и предпринимательской деятельности.

Собственные средства политических партий, особенно членские взносы, составляют в большинстве случаев незначительную часть их ресурсов. Например, в Италии членские взносы большинства партий не превышают в среднем 20 % всех их доходов.

Преобладающим в большинстве стран остается частное финансирование. Под этим понимаются добровольные пожертвование физических и юридических лиц (денежные взносы, дары, отказы по завещаниям). В большинстве стран запрещается финансирование политических партий из-за рубежа (от международных организаций, иностранных государств, организаций, граждан и их объединений). Такое финансирование рассматривается как вмешательство во внутренние дела государства.

Пожертвования частных юридических лиц в партийные кассы особенно возрастают в период проведения избирательных кампаний. Они используются как средство подчинения политических партий интересам определенных социальных групп финансового и промышленного капитала, являются одной из причин распространенной политической коррупции.

Третьим источником финансирования деятельности политических партий является государство. Государственное финансирование реализуется в следующих формах: общее, специальное и косвенное.

Общее (нецелевое) финансирование направляется на поддержку организационной деятельности партий. Средства расходуются на содержание партийного аппарата, проведение съездов, конференций, аренду помещений, приобретение оборудования.

Специальное финансирование означает субсидирование определенных видов деятельности. К ним относятся проведение избирательных кампаний, деятельность парламентских фракций.

Финансовые средства распределяются между партиями в соответствии с числом собранных голосов и полученных мандатов. Кроме этого субсидируется партийная пресса, образовательные и исследовательские институты, создаваемые партией, молодежные организации, примыкающие к партии.

Общее и специальное финансирование политических партий производится из государственного бюджета, в котором оно выделяется отдельной строкой.

Косвенное государственное финансирование включает, как правило, предоставление партиям бесплатного эфирного времени и места для публикации заявлений в государственных средствах массовой информации, транспортных услуг и услуг почтово-телеграфной связи, различного рода налоговых льгот. Государственное финансирование стало определенным средством поддержки политических партий.

 

 

Существовали и функционируют в современных обществах различные партии. Сравнительно-политический анализ партий приводит к выделению определенной типологии данного политического института.

По своему политико-правовому статусу политические партии могут подразделяться на легальные и нелегальные. Легальные партии действуют на законных основаниях. Нелегальные партии работают подпольно, вопреки существующему законодательству, судебной системе.

Среди легальных партий существуют такие организации, которые действуют в рамках всего государства, на всей его территории, участвуют в общенациональных выборах в государственные органы власти, и региональные партии, участвующие в выборах местных органов власти, например, штата в Индии.

Легальные партии следует отличать от парапартийных объединений, которые наряду с партиями участвуют в политическом процессе, но в силу разных причин партиями себя не называют. К парапартийным объединениям можно отнести профсоюзное движение «Солидарность» в 80-е гг. в Польше, «Женщины России», «Профсоюзы и промышленники, «Власть народу» в России.

По отношению к существующей государственной власти политические партии подразделяются на правящие и оппозиционные. Правящие партии входят в систему государственных органов, участвуют в деятельности государства.

Оппозиционные партии противостоят государственным органам. Партия может быть в непримиримой оппозиции, даже если она не призывает к насилию. Партия выступает против существующего в обществе распределения властных полномочий, не поддерживает правительство, защищающее сформированный государственный строй.

Партия может быть в оппозиции, направленной не против законно существующей системы государственных органов, их прерогатив и компетенции, а против политики определенного правительства (в Великобритании такую оппозицию называют «оппозиция ее Величества», а правительство – «правительством ее Величества»).

Партия может быть охарактеризована, как партия конструктивной оппозиции. Такая партия поддерживает положительные действия президента, правительства, парламента, других представителей политической элиты, при этом критикует отдельные недостатки их деятельности.

Часто политически значимым является классификация политических партий по социально-классовым отношениям. По своей социально-классовой сущности и массовой опоре политические партии классифицируются как буржуазные, рабочие, крестьянские и др.

По идейно-политическим целям, задачам и путям их достижения политические партии разделяются на консервативные, реформистские, либеральные, реакционные, радикалистские и др.

Консервативные партии выступают обычно за сохранение традиционно существующих институтов общества и политической системы – частной собственности, сильной государственной власти политической элиты, нации, семьи, господствующей религии и церкви.

Реформистские партии ставят перед собой задачу постепенного преобразования (реформирования) существующего общества в духе «демократического социализма», социального равенства и справедливости при сохранении его основ, сложившихся на более ранних этапах его развития.

Либеральные партии ставят перед собой задачи обеспечения индивидуальной свободы и свободы экономической деятельности, снижения налогов и соблюдения невмешательства государства в экономическую, социальную и другие сферы общества.

Реакционные партии ориентируются на полный или частичный возврат к ранее существовавшей социальной системе.

Радикалистские партии отрицают существующий общественно-политический строй, чаще всего поддерживают насильственные формы борьбы за его замену.

Известный французский политолог М. Дюверже выделил кадровые и массовые партии. Кадровые партии являются продуктом эволюции политических клубов. Они обычно создаются на основе парламентских групп и избирательных комитетов.

Основу кадровых партий составляет профессиональный партийный аппарат во главе с центральным руководством и лидером партии, которым принадлежит решающая роль в принятии решений. Задача партии - подготовка, организация и проведение избирательных кампаний, выборов, мобилизация в конкретном избирательном округе влиятельных лиц, способных обеспечить поддержку максимально большего числа избирателей.

Массовые партии сформировались в результате введения всеобщего избирательного права. Они опираются на поддержку менее обеспеченных слоев общества. Это крупные организации, имеющие сложную внутреннюю структуру и высокую степень идеологизированности. Как правило, это партии коммунистической и социал-демократической ориентации.

В современных условиях многие партии стараются привлечь на свою сторону как можно больше избирателей из разных социальных групп. Они выступают от лица всего общества, а не определенной социальной группы, стремятся разработать и представить обществу неидеологизированную программу, такие партии стали называть партиями избирателей («партии-хватай всех», «интерклассовые партии»).

По степени взаимодействия партий с парламентариями выделяют партии с сильной и слабой структурой.

Партии обладают сильной структурой, если парламентарии подчиняются внутренней дисциплине и указаниям партийной фракции в парламенте. Представители партий со слабой структурой располагают в парламенте почти полной свободой голосования.

 

6.3.Партийные системы и общественные объединения

 

Легально существующие в обществе партии образуют партийную систему. Партийная система представляет собой совокупность партий, взаимодействующих между собой и с другими институтами социума.

Партийные системы противостоят апартийным (беспартийным) формам организации политической власти. Политическая система исключает функционирование партий. Таких обществ в современном мире более двадцати (Иордания, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Оман, Бутан и др.)

Партийные системы типологизируются на основе количественных характеристик и на базе анализа качественных отношений между партиями и другими политическими институтами.

Политологи выделяют монопартийную (однопартийную, неконкурентную) партийную систему. Можно рассмотреть несколько видов монопартийной системы. Первый вид монопартийной системы отличается тем, что единственная партия является реальным институтом политической власти в обществе.

К специфическому варианту монопартийной системы следует отнести «квазимногопартийную» (мнимо-, ложномногопартийную) систему. Наличие и действие нескольких партий в обществе не изменяют однопартийной сущности партийной системы. Единственная партия главенствует над другими партиями и движениями в политической системе общества. В КНР существует девять политических партий, но конституционно закреплена руководящая роль КПК в обществе и государстве. «Квазимногопартийность» порождает тенденцию к сращиванию партийной системы с государством, но не в такой степени, как при абсолютной монопартийности.

При монопартийности не устраняется присущий обществу идейный и политический плюрализм, а закрываются каналы, по которым могут циркулировать различные идеи в обществе. В результате в деятельности политических институтов усиливается бюрократизация, исчезает контроль над властью со стороны избирателей, выборы приобретают формальный характер.

Монопартийные системы не имеют широкого распространения в современном мире. Они сохраняются в КНДР, во Вьетнаме, на Кубе, в Лаосе, Камеруне, Габоне.

Многопартийные системы наиболее распространены и существуют во многих странах мира. Многопартийные системы можно назвать подлинными, если партиям обеспечена реальная возможность борьбы за государственную власть, за участие в системе органов законодательной, исполнительной, судебной власти государства. Это конкурентные состязательные партийные системы.

При рассмотрении этого типа партийной системы можно выделить систему с доминантной партией. Она отражает процесс длительного использования партией институтов государственной власти.

Доминантными партиями можно назвать Либерально-демократическую партию в Японии, Христианско-демократическую партию в Италии. Доминантные партии функционировали в Швеции, Мексике, Египте.

Двухпартийная система (бипартизм) означает, что две партии меняют друг друга в органах государственной власти в результате, как правило, очередных выборов. В обществе могут существовать и другие партии, но они не являются господствующими политическими силами.

Классическим примером двухпартийной системы может служить взаимодействие очень близких по своим социально-политическим и идейным основам Демократической и Республиканской партий в США. Двухпартийная система утвердилась в Великобритании, Австралии, Турции, Венесуэле.

Мультипартийные системы предполагают конкуренцию нескольких (трех, четырех и более) партий, возможность их участия в органах государственного управления в результате победы на выборах. Мультипартийная система сложилась в Бельгии, Нидерландах, Дании.

В политическом процессе партии взаимодействуют с общественными объединениями. Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.

Выделяют две основные формы общественного объединения - общественную организацию и общественное движение.

Общественной организации свойственны следующие признаки:

1) преднамеренность создания (сформирована с определенной, заранее установленной целью);

2) официальный характер создания;

3) формальное организационное единство на основе устава, устойчивость структуры, связей между членами организации;

4) система предписаний, позиций и ролей, нормативно зафиксированных и определяющих координацию действий членов организации.

Исходя из анализа признаков, общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Среди общественных организаций следует различать политические и неполитические общественные организации.

Политические общественные организации создаются партиями. Политические общественные организации формально не входят в организационную структуру партии, но проводят ее политику среди разных групп населения и в той или иной мере подчиняются ее руководству. Например, одна из крупнейших партий Германии – Христианско-Демократический союз учредил восемь общественных организаций, которые призваны проводить политику партии среди молодежи, женщин, лиц наемного труда, средних слоев и др.

Уставы этих общественных организаций одобряются руководителями партии, организационная структура общественных организаций должна соответствовать структуре партии. Руководители общественных организаций назначаются с согласия лидера партии.

Помимо создания собственных общественных организаций политические партии в целях расширения своего влияния на различные слои общества и электоральной поддержки населения стремятся к сотрудничеству с неполитическими общественными организациями (профсоюзами, объединениями предпринимателей, ветеранов, ученых, писателей, артистов, церкви и др.).

Неполитические общественные организации являются элементом гражданского общества. Они создаются на основе инициативы граждан и призваны удовлетворять их потребности и интересы.

Данные организации могут выполнять политическую функцию, Они активно участвуют в политической деятельности в случае необходимости использования властных институтов при перераспределении экономических, социальных, духовно-информационных ресурсов (во время избирательных кампаний, в процессе лоббирования и др.).

В определенных случаях люди, стремящиеся реализовать свои интересы и участвовать в политической жизни общества, не хотят создавать собственные партийные организации, подчиняться строгой партийной дисциплине. Существующие в обществе партии также не пользуются их доверием.

В такой ситуации гражданами создаются общественные движения. Они представляют собой добровольные, самодеятельные объединения членов общества, которые создаются для достижения конкретных целей.

Указанные выше общественные объединения формируются, как правило, инициативными группами. Они нацелены на выполнение одной – двух задач, не имеют четкой политической идеологии. Движения могут объединять сторонников разных политических взглядов, которые не препятствуют реализации конкретных планов. Они основываются на коалиционных принципах. Это означает, что сохраняется самостоятельность всех составляющих движение организаций и групп.

Общественные движения не имеют четкой организационной структуры и строгой дисциплины. Они объединяют большое число участников, но не имеют формального членства. Движения могут быть длительными и кратковременными.

Цели участников общественных движений:

1) влияние на общественное мнение; например, разъяснение своей позиции в средствах массовой информации, листовках, выступлениях, встречах и др.;

2) воздействие на политику президентов, правительств, парламентов, органов местного самоуправления; деятельность частных лиц, для этого участниками движений организуются массовые манифестации и митинги, марши, сбор подписей, обращения, поезда мира и др.;

3) преобразование (ненасильственным путем) того общества, в котором живут.

В 90-е гг. ХХ в. в России начался переход от монопартийной к многопартийной системе. На состояние многопартийности влияла трансформация общества в экономической, политической, социальной и культурной сферах. Многопартийность характеризовалась скорее количественными, нежели качественными признаками.

Политические объединения стали возникать в Российской Федерации в 1990 г.: появились Социал-демократическая партия России, Российское христианско-демократическое движение и другие. Процесс образования партий и общественно-политических движений продолжался и в начале 1999 г. Министерством юстиции было зарегистрировано 139 политических общественных объединений. В этом проявилась, по мнению В.И. Селютина, более «неупорядоченность, текучесть и бессистемность» политических отношений, чем политический плюрализм.

Стремление оказать влияние на политическую жизнь, в дальнейшем участвовать в выборах в парламент страны обусловило определенную структуризацию политических взаимодействий. Большинство из образовавшихся политических объединений сразу же вошло в блок «Демократическая Россия». Он был в оппозиции власти КПСС. Начало складываться подобие двухблоковой системы крайней поляризации.

К лету 1992 г. начали прорисовываться три крупных политических блока:

- либеральная коалиция «Демократический выбор» (поддерживала президента Б.Н.Ельцина);

- центристский «Гражданский союз» (позиция конструктивной критики президента и его политики);

- радикальная «непримиримая оппозиция», которую олицетворял Фронт национального спасения.

В декабре 1993 г. были проведены выборы в Государственную Думу, которые свидетельствовали о новом изменении партийной системы. В Думу вошло восемь партий и политических блоков, но никто из них не располагал большинством мест.

Через два года возникла идея создания двух проправительственных блоков (лево- и правоцентристского). Это была попытка создать двухпартийную систему умеренного плюрализма. Однако она не была реализована. На последующих выборах в Государственную Думу небольшому количеству партий и общественно-политических движений удавалось получить более пяти процентов голосов избирателей.

Последнее десятилетие отражало переходный период преобразования политической системы общества.

Многие организации, которые называли себя партиями, не обладали набором признаков, характерных для данного политического института. Они представляли собой протопартии (ее незрелую форму).

Многие из них очень малочисленны. Деятельность многих партий сочетала прежние ценности, способы действий с новыми демократическими. Для них характерна организационная незрелость, отсутствуют, как правило, прочные связи партии с социальными слоями и группами.

Недифференцированность социальных интересов осложняет формирование идеологии, программы партии. Нередко большинство партий проявляли активность лишь в период избирательных компаний. Партии обычно создавались «сверху», когда популярный политик организовывал партию или общественно-политическое движение (так были созданы «Партия Российского единства и согласия», движение «Наш дом - Россия» и др.).

Укреплению влияния политических партий в российском обществе способствует федеральный закон «О политических партиях» 2001 г.

Политическая партия в России должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ. В субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии.

В политической партии должно состоять не менее 10 тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов РФ она должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов политической партии. Региональные отделения партии создают её руководящие органы.

Не допускается создание партий по профессиональным, расовым, национальным или религиозным признакам. Партийная организация создается только по территориальному признаку и в своей деятельности не должна нарушать Конституцию РФ и ее законы.

После принятия учредительным съездом решения о создании партии она должна получить свидетельство о государственной регистрации. Членами политической партии могут быть граждане РФ, достигшие 18 лет, дееспособные. Гражданин РФ может быть членом только одной политической партии.

Политическая партия имеет право свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи, участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, в выборах и референдумах, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и другие публичные мероприятия.

Партия может также создавать подконтрольные ей СМИ, образовательные учреждения дополнительного образования взрослых, вступать в объединения и союзы с другими партиями, общественными объединениями, защищать свои права, устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями, общественными объединениями иностранных государств. Партия вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Политические партии обязаны соблюдать Конституцию РФ, ее правовые акты, устав партии. Руководящие органы и структурные подразделения партий должны находиться на территории РФ.

 

 

ТЕМА 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.