КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Огузы и туркмены. Государства Сельджукидов
Огузы, как уже говорилось в предыдущей главе, были вытеснены карлуками из Семиречья и к концу VIII в. обосновались в низовьях Сырдарьи. Основным их занятием было скотоводство и отчасти сезонное земледелие, а также рыболовство и охота. В IX в. у них происходит становление государственности, одним из центром вокруг которого объединились огузы был город Йангикент. Глава огузского государства носил традиционный для правителей западных тюрок титул – йабгу, но его власть была ограничена народным собранием. Западные границы владений огузов доходили до Волги, т.е. соприкасались с государствами хазар и волжских булгар. Огузы в основном кочевали в степях Приаралья и Северного При-каспия, но отдельные их группы обитали по среднему течению Сырдарьи, доходя до Южного Прибалхашья. Быт и нравы огузов описал в своих записках Ибн Фадлан: «Они кочевники, живут в войлочных юртах и переходят с места на место. Их дома видишь то в одном месте, то в другом. Это жалкие безбожники. Они, как блуждающие ослы, не проявляют покорности Аллаху, не ценят ученость и ничему не поклоняются. Но стариков своих они уважают, старейшин же почитают особо. Когда кто-то из них хочет спросить совета у старейшины, он говорит ему: «О, господи, как мне поступить в таком-то и таком-то деле?». А свои дела они решают на совете. Но вот что странно: как только они договорятся между собой о чем-нибудь, приходит самый ничтожный из них и своим несогласием расстраивает все дело. Мне приходилось иногда слышать от них: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Аллаха». Тем самым они как бы подражают мусульманам, которые проезжают у них, но настоящей веры в них нет. А если произойдет с кем-нибудь из них беда, и случиться какая неприятность он поднимает голову к небу и взывает "Бер тэнгре!". А это по-тюркски означает «Клянусь богом единым!», так как «бер» по-тюркски «один», а «тенгри» — на их языке означает бог»[74]. Как видим уже в начале Х в. у огузов начинается процесс исламизации.
Часть огузов и родственных им тюрок называлась туркменами. В основном так именовались этнически смешанные группы, жившие на северо-восточных границах Мавераннахра и в Западном Семиречье[75]. То есть это были Огузы, породнившиеся с местным ираноязычным населением и переходившие к полной или частичной осёдлости. Кроме того, у туркмен сильнее, чем у других народов, распространялся ислам. На сегодняшний день нет единого мнения о том, существовало ли одно огузское государство в границах от Балхаша до Волги, или же следует вести речь о двух самостоятельных союзах племён: собственно огузского в волго-уральских и прикаспийских степях и огузо-туркмено-сельджукского в Средней Азии, к востоку от Аральского моря[76]. Определённо можно утверждать, что на рубеже X-XI вв. в зоне расселения огузо-туркменских племён имели место кризисные явления: вторжение кыпчакских племён и внутренние междоусобицы. В эту междоусобную борьбу оказались втянутыми и вожди огузских племен среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау. Они возглавили компактную группу племен, которые стали затем именоваться сельджуками. Свое название это объединение, состоявшее в основном из огузов и туркмен, получило по имени его предводителя Сельджука ибн Тугака. Он был выходцем из племени кынык и около середины X в. ушел с подвластной ему ордой в Нура-тинские горы, а оттуда — в низовья Сырдарьи. Сельджуки поддержали здесь восстание приаральских огузов, но вынуждены были отступить в Ма-вераннахр, где оказались втянутыми в борьбу Караханидов и Саманидов. Сельджуки поддержали последних, но в 999 г. Бухара — столица государства Саманидов — была захвачена Караханидами. Тогда сельджуки уходят в правобережный Хорезм, а затем в Хорасан. Эти области входили в состав государства Газневидов с политическим центром в нынешнем Афганистане. Правителем Газни был в то время эмир Масуд ибн Махмуд (1030-1041).
Сельджуки, имевшие многочисленные стада верблюдов, лошадей, овец, нуждались в обширных пастбищах. Поэтому они обратились к Масуду Газневи с просьбой отвести им земли в области городов Нисы и Феравы, за что обещали нести военную службу и платить налоги. Газневидский правитель, опасаясь потерять Хорасан, двинул летом 1035 г. свое войско на пришлых кочевников. Туркмены, как все чаще стали в это время называть сельджуков, устроили засаду и разгромили султанскую армию. Муса, Тогрул и Дауд заключили с Масудом мирный договор, по которому получили упомянутые области и область Дихистан в нынешней Южной и Западной Туркмении. Однако военные действия с переменным успехом продолжались в течение следующих пяти лет. В 1038 г. Тогрул-бек вступил затем в Нишапур и был провозглашен султаном. В апреле 1040 г. начался поход из Герата на Серахс и Мерв газневидской армии во главе с самим Масудом. В войске эмира имелись боевые слоны, закованные в тяжелые доспехи. В мае 1040 г. произошла генеральная битва у стен небольшой крепости Денданакан, расположенной на пути из Серахса в Мерв. Газневидская армия была разгромлена, а сам Масуд едва спасся бегством в Герат. Победа под стенами Денданакана ознаменовала рождение Сельджукского государства в Западной Азии. В отличие от предшествующих государств Саманидов и Газневидов держава Сельджукидов возникла в результате крупных завоеваний, сопровождавшихся переселением больших масс кочевых племен из Средней Азии и Казахстана в страны Ближнего и Среднего Востока и Передней Азии. Главной военной и политической опорой Сельджукидов на первых порах были ополчения кочевников-туркмен, огузов и отчасти кипчаков. Однако в ходе завоеваний, уже в правление Тогрул-бека (1038-1063), происходит замена иррегулярных отрядов кочевников постоянным феодальным войском. Сельджукские правители начинают постепенно отходить от массы своих соплеменников и все больше сближаются с земледельческой и служилой аристократией покоренных народов. Выход сельджуков на мировую арену приводит к изменению баланса и расстановки политических сил, вызывает изменения в сфере экономической жизни и отражается на социальных, культурных и этнических процессах в странах Востока.
После битвы при Денданакане сельджукские вожди двинули свои ополчения на захват Южного и Западного Хорасана, Гургана, Северного Афганистана и Хорезма. Началась многолетняя эпопея военных походов, закончившаяся созданием обширной империи от берегов Амударьи и Каспийского моря до Тигра, Евфрата и Средиземноморья. В 1040 г. Тогрул-бек двинулся в Нишапур, а Чагры-бек и Муса Байгу направились в Балх и Герат. Между сельджукскими и газневидскими силами произошел ряд крупных столкновений в Северном и Западном Афганистане. В 1060 г. Дауд заключил мирный договор с газневидским правителем Ибрахимом ибн Масудом (1059—1099). Договор определил границы обеих держав по Гиндукушскому хребту, закрепив за сельджуками области Балха, Герата и Систана. В 1043 г. сельджуки захватили Хорезм. В 1042 г. Тогрул-бек покорил Гурган и Табаристан, где правила династия Зийаридов. Одновременно был занят город Рей, откуда начались вторжения сельджуков в Персидский Ирак и Закавказье. В 1045 г. огузо-туркменские боевые ополчения захватили Хамадан, а в 1050 г. вступили в Исфахан. Сельджукская армия овладела вскоре почти всем Западным, Центральным и Юго-Восточным Ираном. В 1046 г. началось планомерное наступление сельджуков на Арабский Ирак. Аббасидский халиф ал-Каим (1031-1075) вступил в переговоры с Тогрул-беком, призывая его в Багдад. В 1055 г. сельджуки заняли столицу Аббасидов и свергли власть Буидов в Арабском Ираке. Победа была обусловлена ещё и тем, что Тогрул-бек провозгласил лозунг защиты суннитского ислама и халифа от господствовавших в то время в Ираке Буидов, которые исповедовали шиизм. Сельджукское нашествие нанесло серьезный ущерб производительным силам многих стран, особенно сильно пострадали районы активных боевых операций. Население городов и деревень подверглось насилиям, убийствам и грабежам. В ряде областей, в частности в Иране и Ираке, кочевники-завоеватели отбирали у крестьян рабочий скот, в результате чего поля не возделывались и не засевались. Во многих местах вспыхнул голод. В 1056 г. началась эпидемия чумы, охватившая громадный регион от Ирака до Маве-раннахра.
В этих условиях сельджукские власти пошли на некоторые уступки, освободив подвластное население на год от уплаты налогов. Лишь постепенно начали возрождаться сельское хозяйство, города, ремесла и торговля. Образование громадной империи привело объективно к важным переменам в социально-экономической, политической и культурной жизни. Заметно возросла роль служилого феодального сословия, потеснившего старую землевладельческую аристократию. Широкое распространение получил феодальный институт икта — одна из форм восточного лена. Постепенно сложились новый аппарат государственного управления и имперская система гражданской и военной администрации. В основе политической структуры империи Сельджукидов оказались модели предшествующих феодальных государств мусульманского Востока. В этом заключалось главное отличие Сельджукского государства от государства Караханидов, где управление строилось по традиционной тюркской модели. На 60-е годы XI в. приходится новая волна сельджукских завоеваний в Центральной и Средней Азии, Передней и Малой Азии. Значительное расширение границ империи произошло при султане Алп Арслане (1063-1072). В 1064 г. сельджукская армия вторглась в Армению и Грузию. В 1071 г. султан Алп Арслан нанес сокрушительное поражение византийскому императору Роману IV Диогену в битве под Манцикертом. Эта победа ознаменовала конец византийского и начало сельджукского господства в Армении. Вместе с тем она открыла племенам огузов и туркмен дорогу в глубь Малой Азии. В 1077 г. сельджуки, воспользовавшись междоусобными раздорами в Византии, овладели Никеей, а затем Иконией. Никея стала политическим центром и столицей сельджукского государства в Малой Азии — Румского султаната. Своего наивысшего могущества Сельджукская империя достигла в правление сменившего Алп Арслана на троне султана Маликшаха (1072-1092). Его царствование ознаменовалось дальнейшим расширением границ империи Сельджукидов. В 1072 г. с помощью туркменских ополчений были захвачены Северная Сирия и часть Палестины. Спустя два года султанская армия двинулась на Самарканд, находившийся под властью караханида Шамс ал-Мулька. Недалеко от современного Карши ханское войско было разбито, и Сельджукиды овладели Бухарой и Самаркандом. В 1089 г. началась новая военная кампания, во время которой войско Малик-шаха захватило Фергану и достигло границ Восточного Туркестана. А в 1079 г. состоялся поход в Армению и против усилившегося Грузинского царства. Как видим, сельджукское нашествие не было единовременным актом, а осуществлялось в несколько этапов. Завоевательные войны оказали влияние на судьбы не только покоренных сельджуками стран, но и самих кочевников, участвовавших в создании нового государства. Заметные перемены в жизни огузо-туркменских племен происходили по мере расселения их в Хорасане, Иране, Ираке, Сирии, Закавказье и Малой Азии. Наблюдался переход компактных групп кочевников к полуоседлому и оседлому быту и земледельческому хозяйству. Распадались старые родо-племенные связи; новый стимул к дальнейшему развитию получили феодальные отношения, хотя еще длительное время сохранялись пережитки архаических институтов. Сельджукская знать начинает постепенно сливаться с феодальной аристократией покоренных стран. В значительной степени этому содействовала раздача племенным вождям пастбищ и земель на правах частной собственности (мильк) и условного держания (икта). В результате сельджукских завоеваний прежние органы власти, существовавшие у огузов и туркмен, оказались непригодными для осуществления господства над покоренными странами. Появляется необходимость создания более развитого и действенного феодально-бюрократического аппарата. Складывание новой государственной системы начинается еще в 30-х годах XI в. и завершается в основном в правление Маликшаха. Сельджукская империя управлялась с помощью ряда учреждений и ведомств, называвшихся диванами. Большую роль после султана играл везир, стоявший во главе всего государственного аппарата. Огромным влиянием в правление Алп Арслана и Маликшаха пользовался талантливый государственный деятель везир Низам ал-Мульк, автор известного трактата об управлении «Сийасат-наме». Везир осуществлял руководство и контролировал деятельность верховного государственного дивана (диван-и ала). В последний входил ряд правительственных учреждений: государственная канцелярия (диван-и инша), высший финансовый орган (диван-и истифа), контрольно-инспекционное (диван-и ишраф), армейское (диван-и джайш) и другие ведомства. Существовал также верховный султанский диван (диван-и хасс), который одновременно заведовал всем коронным имуществом, в том числе землями. Низам ал-Мульк выступил инициатором реформы, имевшей целью усиление государственного контроля и упорядочение системы аграрных отношений. Реформа положила начало массовой раздаче воинам земельных наделов в качестве икта. Сущность ее заключалась в том, что взамен жалованья, которое государство выплачивало из казны армейским контингентам, стали предоставлять им земли. Икта получали и различные слои гражданской бюрократии, и члены правящей династии Сельджукидов. Мукта (так называли держателей икта) получали право на взимание части доходов с пожалованных земель. Тем самым происходило сокращение государственных расходов на содержание штата чиновников, в том числе сборщиков налогов. Кроме того, мукта ставились в непосредственную зависимость от султана — верховного собственника всего земельного фонда империи. Однако развитие института икта привело в дальнейшем к росту экономической мощи и политического влияния феодалов. Пользуясь всяческим удобным поводом, они постепенно становились пожизненными и даже наследственными земельными собственниками. В конце XI — начале XII в. Сельджукская империя вступила в полосу феодальных междоусобиц и раздоров. Данный процесс особенно усилился после гибели Низам ал-Мулька и внезапной смерти Маликшаха в 1092 г. После междоусобной броьбы султаном становится сын Маликшаха Беркйарук, который был признан халифом ал-Мустазхиром в качестве верховного правителя Сельджукской империи. На этом борьба за власть не окончилась. Беркйаруку пришлось отстаивать свои права на трон в ожесточенной борьбе с другими представителями династии. Смутная пора конца XI — начала XII в. сопровождалась распадом единой Сельджукидской державы на ряд феодальных владений и государств. Самыми крупными из них были: Хорасанский (Восточносельджукский), Иракский (Западносельджукский) и Румский (Малоазиатский) султанаты.[77] Период наивысшего могущества Хорасанского (Восточносельджукского) султаната приходится на время правления Санджара, четвертого сына Малик-шаха. С 1098 г. он — владетель Мерва, с 1118 г. — правитель Восточносельджукского султаната, в состав которого входили практически вся Средняя Азия, Иран и Газна. Расцвет этого государства был пышным, но кратковременным. При Санджаре велись большие строительные и ирригационные работы. Достигла совершенства система искусственного орошения в долине Мургаба, основой которой являлась грандиозная по тем временам плотина Султан-бенд, и на Атреке. Основными занятиями населения оазисов Средней Азии были поливное земледелие, садоводство, виноградарство и подсобное скотоводство. Однако, созданное силой оружия, государство Санджара не имело прочной внутренней опоры. В 1141 г. вооруженные силы восточных Сельдужкидов были разгромлены киданями (моголоязычным народом, вытесненным из Китая чжурженями) в битве в степи Катаван, после чего империя начинает быстро клониться к упадку. Вассалы Санджара открыто перестают повиноваться мервскому правительству. Первым из таких мятежников являлся хорезмшах Атсыз, трижды поднимавший, в 1138, 1141 и 1147 гг., бунт против Санджара. Последний удар по султанату был нанесен восстанием огузских племен в Хорасане в 1153 г. Разгромив войска Санджара, огузы стали полными хозяевами Хорасана. Крупнейшие города региона: Мерв, Нишапур, Серахс и др. — были подвергнуты опустошению. Началась растянувшаяся почти на четыре десятилетия эпоха феодальных войн и усобиц[78]. В 50-60-х годах XII в. Восточносельджукская держава распалась на ряд мелких феодальных владений. Нишапур, Туе, Байхак и Хосровджирд перешли в руки эмира Муайида Айабы. В Мерве и Серахсе утвердился огуз-ский предводитель Динар. Область между Нисой и Абивердом досталась тюрку-мамлюку Ихтийар ад-дину Айтаку. Гурган и прилегающие территории восточного побережья Каспийского моря перешли под власть шахов Мазандарана из династии Бавандидов. В конце XII в. после многолетнего кровавого дележа землями Восточносельджукского (Хорасанского) султаната овладели Хорезмшахи[79]. Иракский султанат фактически оказался раздробленным на несколько владений, находившихся в руках ближайших родственников султана. После смерти в 1131 г. султана Махмуда Западносельджукское государство вступило в новую полосу феодальных междоусобиц и раздоров. Дауду — сыну и наследнику покойного султана — не удалось закрепиться на престоле. В дела Иракского султаната вмешался Санджар, который содействовал приходу к власти Тогрула ибн Мухаммада. Несмотря на это, борьба за трон продолжалась вплоть до смерти Тогрула в 1134 г., когда султаном Западносельджукского государства стал его брат, Масуд. В правление МА-суда ибн Мухаммеда (1134-1152) продолжается дальнейший распад Иракского султаната. Основная часть государственных и коронных земель оказалась в руках эмиров, владевших ими в качестве икта. Все это углубило начавшийся ранее процесс феодальной раздробленности Западносельджукского государства. Иракские Сельджукиды оказались, по сути дела, полувассалами Санджара, но они всячески стремились освободиться от сюзеренитета Хорасанского султаната. Тенденция к полной самостоятельности особенно сильно проявилась в царствование султана Масуда, при преемниках которого еще больше ослабевает влияние Восточносельджукского государства на Западносельджукский султанат. Отношения сельджукских султанов с халифами были достаточно сложными. Еще Тогрул-бек постарался установить взаимопонимание с халифом, взяв в жены его дочь и в то же время закрепив за халифом Бакубу и другие земли Ирака. При Алп Арслане в 1069-1070 гг. была восстановлена хутба в честь Аббасидов в Мекке и Медине. Религиозный и политический авторитет Аббасидов и престиж Багдада постепенно возрастал, хотя и под неусыпным контролем сельджукских властей. Этот контроль, с одной стороны, способствовал сохранению порядка в Багдаде, но, с другой — вел к накоплению напряженности в социальных отношениях, которая привела к антисельджукским выступлениям и распре между суннитами и шиитами в 1088—1090 гг. Междоусобные войны среди Сельджукидов, начавшиеся после смерти Малик шаха (1092 г.), способствовали росту значения халифа, и каждый новый султан стремился получить инвеституру от главы правоверных. Однако Багдад постоянно находился под угрозой того или иного вторжения, что создавало обстановку крайней нервозности и неустойчивости, ибо на плечи горожан тяжким бременем ложились дополнительные налоги и постой войск. Рассматриваемый период ознаменовался значительными переменами в регионе вокруг Багдада. Кочевнические династии Укайлидов (ал-Джазира, Ирак, Северная Сирия) и Мазйадитов (Хилла, Центральный Ирак), исповедовавшие шиизм, вели политику маневрирования между Фатимидами (тогдашними правителями Египта) и Сельджукидами, вступая во временные военные союзы то с сельджукскими вассалами, то против них, то признавая духовный приоритет аббасидского халифа, то вставая под знамена своих единоверцев — Фатимидов. Образование государства исмаилитов (крайнего экстремистского течения в шиизме) в последнем десятилетии XI в. привело к захвату ими городов и областей не только в Иране, но и в Сирии. Не признавая ничьей власти и авторитета халифа, исмаилитское государство держалось на принципах террора и насилия. Исмаилиты стали непримиримыми врагами как Сельджукидов, так и Аббасидов. С конца XI до середины XII в. жертвами исмаилитов пали десятки политических деятелей, в том числе знаменитый везир Маликшаха Низам ал-Мульк и два аббасидских халифа — ал-Мустаршид (1118-1135) и ар-Рашид (1135-1136) (в их убийстве средневековые арабские историки усматривали сговор между исмаилитами и Сельджукидами, но это вызывает определенные сомнения). Феодальная анархия конца XI — начала XII в. привела к раздроблению Сельджукской империи и обособлению западной ее части, которое оформилось в правление султана Мухаммада (1104-1118). Иракский султанат после смерти Мухаммада был поделен между его потомками. К середине XII в. фактически завершается процесс формирования на западных территориях Иракского султаната самостоятельных государственных образований в Закавказье, Иране, Ираке и Малой Азии в результате интенсивного развития феодальных институтов, сопровождавшегося ростом экономического и политического сепаратизма. Халиф ал-Мустаршид вел успешную борьбу сразу по нескольким направлениям: с Мазйадитом Дубайсом, претендовавшим на получение инвеституры на управление иракскими землями, с Иракским Сельджукидом Махмудом II (1118-1131) и его преемниками, с адептами исмаилизма в Багдаде. В 1126 г. халиф отказал Махмуду II в уплате ежегодной дани и, когда султан осадил Багдад, сумел поднять население города и дать отпор султанскому войску, создав 30-тысячную армию на основе народного ополчения. Первым самостоятельным правителем со времен Буидов можно считать халифа ал-Муктафи (1136-1160), при котором наблюдается переход от политической и экономической зависимости к независимой государственности. Багдадский халиф получает прерогативы не только духовной, но и политической власти. В это время халифские войска освободили от сельджукской администрации почти всю территорию Ирака, заняв Хиллу, Куфу и Васит. Когда Санджар в 1153 г. потерпел поражение от огузов, халиф оказался единственным реальным сюзереном, от которого зависело признание законности власти и выдача инвеституры. Багдадский халифат обрел окончательную независимость при халифе ал-Мустади (1170-1180). Его предшественник, халиф ал-Мустанджид (1160-1170), подготовил для этого почву, уничтожив бедуинскую династию Мазйадитов, наиболее сильных- союзников Сельджукидов в Ираке. Ал-Му-стади сумел наладить дружественные отношения с наиболее влиятельными мусульманскими государями своего времени — Аййубидами и атабеками Азербайджана. Политическое и экономическое положение Багдадского халифата было достаточно прочным и стабильным, когда халифский престол занял ан-Насир, почти полувековое правление которого (1180-1225) составило целую эпоху в истории государства. А Иракский султанат Сельджукидов прекратил своё существование ещё к концу XII в.[80] Румский султанат отделяется от империи в 70-х годах XI в. Малоазийские Сельджукиды отвоевали значительные территории у Византии и отодвинули её рубежи далеко на запад. Первой столицей Румского султаната становится город Никея всего в сотне километров от Константинополя. Однако в 1097 г. она была захвачена крестоносцами, хлынувшими из Западной Европы в Малую Азию. Румский султанат потерял большую часть своей территории, но сохранился как самостоятельное государство. В 1176 г. султан Клыч Арслан разгромил византийскую армию в битве при Мариокефалии. Победа усилила Румский султанат и способствовала расширению его границ в Малой Азии. Румские султаны подчинили своей власти ряд местных туркменских династов, наиболее сильными из которых были Данишменды. Румский султанат в Малой Азии просуществовал дольше остальных сельджукских государств. Крестовые походы отбросили сельджуков от западных границ Византии, но в начале XIII в. они захватили Синоп — важную гавань и порт на Черном море. В зависимость от румских султанов попало затем Трапезундское царство – один из осколоков Византийской империи, завоевоннай в 1204 г. крестоносцами. После падения Никеи столицей малоазийских Сельджукидов становится город Конья в центральной Анатолии. Период наивысшего могущества Конийского султаната приходится на время правления Алаеддина Кейкубада (1220-1237). Он расширил владения своего государства в Малой Азии, а в 1222 г. захватил в Крыму богатый торговый город Судак. Румским правителям удалось также овладеть Эрзрумом и Арзинджаном, но попытка вторгнуться в Сирию и Арабский Ирак встретила отпор египетских Аййубидов. Конийский султанат становится одним из ведущих государств на мусульманском Востоке. Значительное развитие получило сельское хозяйство, в городах развивались ремёсла, процветала торговля. Из Сельджукского государства берёт начало процесс этногенеза современных турок.[81] Расцвет Конийского султаната был прерван монгольским нашествием. В 1243 г. они нанесли жестокое поражение сельджукам в битве при Кёсё Даге. Румское государство оказалось под контролем монгольских ханов, а местная ветвь династии Сельджукидов была свергнута с престола в начале XIV в.[82]
Глава XII Государство Хорезмшахов
Когда Сельджукиды захватили область Хорезм они назначили туда своих наместников. При Малик-шахе таким наместником был тюркский раб Ануш-тегин, прежде занимавший должность смотрителя султанских умывальников. Его преемники стали наследственными правителями и приняли титул хорезмшахов. Внук Ануш-тегина Атсыз (1127-1156), номинально оставаясь вассалом Сельджукидов, стремился достигнуть независимости. Его можно по праву считать основателем госудрства Хорезмшахов, хотя Атсыз и оставался до конца своей жизни ленником Санджара. Именно Атсыз значительно расширил территорию своего владения, поставил в зависимость соседей-кочевников в Приаралье и Прикаспии, создал наемную тюркскую гвардию и заложил основы независимого государства. Наследовавший ему Иль-Арслан (1156-1172) смог стать уже вполне независимым правителем и продолжать политику своего предшественника. При сыне Иль-Арслана, Текеше (1172-1200), территория государства продолжала расширяться. В 1194 г. после долгой и упорной борьбы с огу-зами и мятежным братом Султан-шахом хорезмшаху Текешу удалось прочно овладеть Хорасаном. Однако в этот же период сформировались основы государственного устройства, оказавшиеся впоследствии гибельными для его сына и преемника Ала ад-Дина Мухаммеда (1200-1220). Речь идет о преобладании светского правления и опоре шахов на сильное привилегированное военное сословие, всегда готовое к неповиновению, мятежам и заговорам, при одновременном открытом пренебрежении авторитетом духовенства. В Х1-ХП в. хорезмийское государство добилось значительных успехов в области культуры и хозяйственного развития. Хорезм являлся, по сути дела, форпостом восточной мусульманской цивилизации в евразийских степях, связующим звеном славяно-булгаро-хазарского, тюркского кочевого и средневосточного культурных миров. К этому времени относятся строительство прекрасных шатрово-купольных мавзолеев Ургенча, расцвет ремесленного производства и художественного творчества. В Хорезме производятся славящиеся во всем тогдашнем культурном мире оружие, ткани, ювелирные изделия, художественная и бытовая керамика. В XII в. при хорезмшахах достигают наивысшего расцвета международная торговля, поливное земледелие, градостроительство и архитектура. При последних хорезмшахах сохраняется институт икта, усиливается могущество военного сословия, и особенно тюркской гвардии. Государство по своему внутреннему устройству было схоже с сельджукским. Здесь бытовали те же должности: везир, казий, мустоуфи, мушриф, векиль и др. Главы диванов (ведомств), как в центре, так и в провинциях, назначались лично шахом. Внутри подведомственного аппарата каждый из них назначал чиновников сам. В 1215 г. хорезмшаху Мухаммеду удалось сломить сопротивление своих основных внешнеполитических противников — султанов Гура. Несколькими годами ранее были ликвидированы караханидские владения в Маверан-нахре. Таким образом, накануне монгольского нашествия Хорезм стоял во главе огромной империи, границы которой простирались от северных берегов Каспийского моря до Персидского залива и от Кавказа до Гиндукуша. Глава его не имел равных соперников среди владык мусульманского мира. События ближайших лет показали, однако, что это был колосс на глиняных ногах.[83] В 1219-1220 гг. государство Хорезмшахов было разгромлено монголами.
Основные источники по истории древней и раннесредневековой истории тюркских народов
Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. – 382 с. Геродот. История в девяти книгах / Перевод и примечания П. А. Стратановского, под общей редакцией С. Л. Утченко, редактор перевода Н. А. Мешерский. – Л.: Наука, 1972. Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала Х века, по рукописи Британского музея; первый раз издал, перевёл и объяснил Д. А. Хвольсон. – СПб., 1869. Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica). – СПб.: Алетейа. – 1997. Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. – СПб., 1812. Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Статьи, переводы и комментарии. – Харьков: Изд-во Харьков. гос. ун-та, 1956. Комнина Анна. Алексиада / Вступительная статья, перевод, комментарий Я. Н. Любарского / Серия «Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы». – М.: Наука, 1865. Константин Багрянородный. «О фемах» и «О народах». – Чтения в обществе истории и древностей российских. – М., 1899, кн. 1. Кулаковский Ю. А. Аммиан Марцеллин: История: Перевод с латинского. – Вып. III. – Киев: Тип. С. В. Кульженко, 1908. Кюнер Н. В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. – М., 1961. Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков. Тексты и переводы. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. – 116 с. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. – 452 с. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959. – 112 с. Малявкин А. Г. Историческая география Центральной Азии (материалы и исследования). – Новосибирск, 1981. Малявкин А. Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии: Тексты и исследования. – Новосибирск, 1989. – 432 с. Материалы по истории кочевых народов в Китае. Выпуск 1. Сюнну. – М.: Наука, 1989. Материалы по истории сюнну (по китайским источникам). – М.: Наука, 1968. Материалы по истории сюнну (по китайским источникам). Выпуск второй. – М.: Наука, 1973. Материалы по истории туркмен и Туркмении. – Л.: Изд-во Академии Наук. – 1939. Менандр // Византийские историки. Пер. С. Дестуниса. СПб., 1860. Патриарх Никифор. Бривиарий // Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения. – М., 1980. Пигулевская Н. В. Сирийские источники по истории народов СССР. – М-Л.: Изд-во АН СССР., 1941. Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. Перевод и комментарий под редакцией акад. И. Ю. Крачковского. – М. – Л., 1939. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. – М.: Наука, 1993. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. – Т. 1. / Перевод с персидского Л.А.Хетагурова, редакция А. А. Семёнова. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. – 221 с. Сказания Приска Панийского / Перевод Г. С. Дестуниса // Учёные записки 2-го отделения Императорской Академии Наук. – Кн. 7. – Вып. 1. – СПб., 1861. Феофилакт Симокатта и его история / Феофилакт Симокатта. История. – М.: Изд-во АН СССР, 1957.
ЛИТЕРАТУРА
Алишев С. Х. Древний тюркский мир. – Казань, 2000. Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей // Живая старина. – 1896. - № 3-4. – С 277-456. Артамонов М. И. История хазар. – Л., 1962. Балашов В.А. Юрченко В.А. Историография отечественной истории (1917 – начало 90-х гг.): Учеб. пособие. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994. – 190 с. Бартольд В.В. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии // Бартольд В.В. Сочинения: в 9 т. Т.5. – М.: Наука, 1968. – С. 19-195. Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России. – Л., 1926. – 318 с. Бартольд В.В. Образование империи Чингисхана // Бартольд В.В. Сочинения: в 9 т. Т. 5. - М.: Наука, 1968. – С. 253-256. Бартольд В.В. Памяти Радлова // В.В.Бартольд. Сочинения: в 9 т. Т. 9. - М.: Наука, 1977. – С. 665-689. Бартольд В.В. Рецензия на книгу: Н.А.Арисов. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Бартольд В.В. Сочинения: в 9 т. Т. 9. – М.: Наука, 1968. – С. 266-280. Бартольд В.В. Связь общественного быта с хозяйственным укладом у турок и монголов // Бартольд В.В. Сочинения: в 9 т. Т. 5. - М.: Наука, 1968. – С. 468-473. Бартольд В.В. Улугбек и его время // Бартольд В.В. Сочинения в 9 т. Т. 2. Ч. II. – М.: Наука, 1965. – С 25-198. Баскаков Н. А. Введение в изучение тюркских языков. – М., 1969. Беляев В. И. Арабские источники по истории туркмен и Туркмении X–XIII вв. // Материалы по истории туркмен и Туркмении. – Л.: Изд-во Академии Наук. – 1939. Бернштам А.Н. Выступление на пленуме Государственной академии истории материальной культуры 22 июня 1933 г. // ИГАИМК. Вып. 103. М.-Л., 1934. С. 337-344. Бернштам А.Н. Очерк истории гуннов. - Л., 1951. – 254 с. Бернштам А.Н. Проблема распада родовых отношений у кочевников Азии // Советская этнография. – 1934. - № 6. – С. 86-95. Бернштам А.Н. Происхождение турок // ПИДО. – 1935. - № 5-6. – С. 43-54. Бернштам А.Н. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок в VI – VIII вв. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1946. – 208 с. Бибиков М. В. Развитие исторической мысли // Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989. Васильев Д.Д. Графический фонд памятников тюркской рунической письменности азиатского ареала (Опыт систематизации). – М.: Наука, 1983. – 160 с. Васильев Д.Д. Корпус тюркских рунических памятников бассейна Енисея. – Л.: Наука, 1983. – 129 с. Васильев Д.Д., Горелик М.В., Кляшторный С.Г. Формирование имперских культур в государствах, созданных кочевниками Евразии // Из истории Золотой Орды. – Казань, 1993. – С. 33 – 44. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. - Л., 1934. – 233 с. Губайдуллин Г. С. История татар (перевод). – Москва, 1994. Гумилёв Л.Н. Древние тюрки. - М., 1993.- 526 с. Гумилёв Л.Н. Орды и племена у древних тюрок и уйгуров // Материалы по отделению этнографии Географического общества СССР. Ч. 1. - Л., 1961. Гумилёв Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. - М., 1993. – 336 с. Гумилёв Л.Н. Удельно-лествичная система у тюрок в VI-VIII вв. // Советская этнография. – 1959. - № 3. Гумилёв Л.Н. Хунну. – М., 1960. Гумилёв Л. Н. Чёрная легенда. – М., 1994. Гумилёв Л.Н., Эрдейи И. Единство и разнообразие степной культуры Евразии в средние века // Народы Азии и Африки. – 1969. - № 3. – С. 78 – 87. Ибатуллин Р. У. Аммиан Марцеллин: Проблема биографии в контексте эпохи (Диссертация на соискание степени кандидата наук). – Уфа, 1999. – Иностранцев К.А. Хунну и гунны. - Л., 1926. – 152 с. История Востока в шести томах. Т. II. Восток в средние века. – М., 2000. История Казахской ССР с древнейших времён до наших дней. Т. 1. – Алма–Ата, 1977. История Киргизской ССР. Т. 1. – Фрунзе, 1968. История отечественного востоковедения. – М., 1987. История татар с древнейших времён в семи томах. Т.1. Народы степной Евразии в древности. – Казань, 2002. Источниковедение истории Древнего Востока/ Под ред. В. И. Кузищина. – М.: Высш. шк., 1984. Киселёв С.В. Древне-хакасский эль // Записки Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Вып. 1. История, этнография, археология. – Абакан, 1947. – С. 31-35. Киселёв С.В. Древняя история южной Сибири. – М.: Изд-во АН СССР, 1951. – 642 с. Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. – М.: Наука, 1964. – 215 с. Кляшторный С.Г. Гуннская держава на востоке (III в. до н. э. – IV в. н. э.) // История древнего мира. Упадок древних обществ. – М., 1982. Кляшторный С.Г. Каган, беги и народ в памятниках тюркской рунической письменности // Учёные записки Ленинградского университета. Серия востоковедческих наук. Выпуск 25. – Л., 1984. Кляшторный С.Г. Предисловие // Бартольд В.В. Сочинения: в 9 т. Т.5. М.: Наука, 1968. – С. 3-19. Кляшторный С.Г., Ромодин В.А. Изучение истории тюркских народов в АН СССР // Тюркологический сборник 1970. - М., 1970. Кляшторный С.Г., Лившиц В.А. Согдийская надпись из Бугута // Страны и народы Востока. Т. IX. – М., 1971. – С. 121 – 146. Кляшторный С.Г. Савинов Д.Г. Степные империи Евразии. – СПб., 1994. – 165 с. Козьмин Н.Н. К вопросу о турецко-монгольском феодализме. – Москва – Иркутск, 1934. – 148 с. Козьмин Н.Н. Классовое лицо «атысы» Йоллыг-тегина, автора орхонских памятников // Сергею Фёдоровичу Ольденбургу. Пятидесятелетию научно-общественной деятельности 1882-1932. Сборник статей. – Л., 1934. – С. 262-276. Кононов А. Н. История изучения тюркских языков в России. – М., 1982. Крадин Н. Н. Империя Хунну. – Владивосток, 1996. Крадин Н. Н. Империя Хунну. – Москва, 2002. Крадин Н.Н. Кочевые общества (проблемы формационной характеристики). – Владивосток: Дальнаука, 1992. – 193 с. Крадин Н.Н. Номады // Родина. – 1997. № 3-4. – С. 17 – 18. Кроль Ю. Л. Сыма Цянь – историк. – М.: Наука, 1970. Кычанов Е.И. Золотой век монгольской конницы // Живая история Востока. – М.: Знание, 1998. – С. 240 – 244. Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. – 319 с. Кюнер Н. В. Работа Н. Я. Бичурина (Иакинфа) над китайскими источниками для «Собрания сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена». – С. LXXIII-LXXIV. / Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. Мавродина Р.М. Киевская Русь и кочевники (печенеги, торки, половцы). – Л., 1983. – 86 с. Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков. Тексты и переводы. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. – 116 с. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. – 452 с. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959. – 112 с. Марков Г.Е. Кочевники Азии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 320 с. Марков Г.Е. Некоторые проблемы возникновения и ранних этапов кочевничества в Азии // Советская этнография. – 1973. - № 1. – С. 101 – 113. Марков Г.Е. Некоторые проблемы общественной организации кочевников Азии // Советская этнография. – 1970. - № 6. – С. 74 – 90. Материалы по истории сюнну (по китайским источникам). Предисловие, перевод и примечания В.С.Таскина. – М., 1968. Материалы по истории сюнну (по китайским источникам). Вып. 2. Предисловие, перевод и примечания В.С.Таскина. – М., 1973. – 171 с. Окладников А. П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. – М. – Л., 1955. Пигулевская Н. В. Феофилакт Симокатта и его история / Феофилакт Симокатта. История. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. Плетнёва С.А. Кочевники Средневековья. – М.: Наука, 1976. – 188 с. Плетнёва С.А. От кочевий к городам. – М.: Наука, 1967. – 200 с. Плетнёва С.А. Половцы. – М.: Наука, 1990. – 208 с. Плетнёва С.А. Хазары. М.: Наука, 1976. – 93 с. Радлов В.В. Из Сибири: Страницы дневника. - М.: Наука, 1989. Радлов В.В. К вопросу об уйгурах (Из предисловия к изданию Кудатку Билик) // Приложение к Запискам императорской Академии наук. Т. LXXII, № 2. – СПб, 1893. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. – М.: Наука, 1993. – 368 с. Руденко С.И. Культура хуннов и ноинулинские курганы. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. – 205 с. Синицын Е. П. Бань Гу – историк Древнего Китая. – М.: Наука, 1975. Скрижинская Е. Ч. Комментарий / Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica). – СПб.: Алетейа. – 1997. Степи Евразии в эпоху средневековья // Археология СССР. – М.: Наука, 1981. – 304 с. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время // Археология СССР. – М.: Наука, 1989. – 464 с. Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время // Археология СССР. – М.: Наука, 1992. – 493 с. Таскин В. С. Введение / Материалы по истории кочевых народов в Китае. Выпуск 1. Сюнну. – М.: Наука, 1989. Таскин В. С. Предисловие / Материалы по истории сюнну (по китайским источникам). – М.: Наука, 1968. Таскин В. С. Предисловие / Материалы по истории сюнну (по китайским источникам). Выпуск второй. – М.: Наука, 1973. Толстов С.П. Военная демократия и проблема «генетической революции» // Советская этнография. – 1934. - № 6. – С. 175-216. Толстов С.П. Генезис феодализма в кочевых скотоводческих обществах // ИГАИМК. Вып. 103. - М.-Л., 1934. – С. 171-199. Толстов С.П. Древний Хорезм. – М., 1948. – 352 с. Толстов С.П. Основные вопросы древней истории Средней Азии // Вестник древней истории. – 1938. - № 1 (2). – С. 187-203. Удальцова З. В. Развитие исторической мысли // Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984. Удальцова З. В. Дипломатия ранней Византии в изображении современников // Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984. Файзрахманов Г. Л. Древние тюрки в Сибири и Центральной Азии. – Казань, 2000. Флуг К. К. История китайской печатной книги сунской эпохи X – XIII вв. – М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1959. – 400 с. Халиков А. Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. – Казань, 1978. Халиков А. Х. Татарский народ и его предки. – Казань, 1989. Чистякова «Скифская история» А. И. Лызлова и вопросы востоковедения / Очерки русского востоковедения. Сб. VI – М., 1963.
Литература на татарском языке
Атласи Н. М. Себер Тарихы. Сөен-бикә. Казан ханлыгы (тарихи әсәрләр). – Казан, 1992. Вәлиди Әхмәд-Зәки Кыскача төрек-татар тарихы. – Казан, 1992 Гөбәйдуллин Г. С. Тарихи сәхифәләр ачылганда. – Казан, 1989. Мәржани Ш. Б. Мөстәфадел-әхбар фи әхвали Казан вә Болгар (Казан hәм Болгар хәлләре турында файдаланылган хәбәрләр). Кыскартылып төзелде. – Казан, 1989.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 2664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |