КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международная торговля услугами
Основные институты развития международной торговли
С.нологииая Д.кламыРазвитие внешнеторговых отношений связано с функционированием: 1. Всемирной торговой организации (ВТО). 2. Конвенция ООН о контрактах международной купли-продажи - "Венскаяконвенция", предусматривающая для России (с1991 г.) следующее: а) стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих международных отношениях; б) при отсутствии договоренностей об ином, считается, что стороны подразумевали применение к договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать, и который в международной торговле широкоизвестен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей отрасли торговли. Международные правила толкования торговых терминов ~ "ИНКОТЕРМС"(I.C.TERMS 1990), разработанные международной торговой палатой. Использование этих правил позволяет свести до минимума или устранить различия в интерпретации терминов в практике контрактной работы в различных странах. Термины сгруппированы в четыре основные категории: группа "Е" - включает условия EXW, согласно которым покупатель получает готовый к отправке товар на складе (заводе) продавца; группа "F" - включает условия, согласно которым продавец обязан доставить товар с транспортных средств, указанных покупателем (условия FCA, FAS, FOB); группа "С" - включает условия, предусматривающие, что продавец должен заключить договор перевозки, однако не несет риска потери и повреждения товара и дополнительных расходов, связанных с событиями, возникшими после отгрузки или отправки товаров (CFR, GIF, CPT, CIP);
группа "D" - включает условия, согласно которым продавец несет все риски и затраты, связанные с доставкой груза в пункт назначения (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP). Таблица 22
Типизированные условия каждого термина сформулированы в десяти пунктах обязательствах, где каждое обязательство (А) продавца отражает адекватное обязательство (В) покупателя по тому же вопросу. EXW - минимальные обязанности и риск продавца, минимальная цена товара, максимальные расходы и риск покупателя. FCA - продавец передает товар, выпущенный в таможенном режиме перевозчику, указанному покупателем, в установленном месте и пункте.
Услуга - это действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет, как правило, в момент своего потребления ту или иную человеческую потребность. Обращающиеся услуги разнообразны и разнородны, и поэтому они распадаются, в свою очередь, на отдельные более узкие рынки: лицензий и «ноу-хау», инженерно-консультационных услуг, объектов капитального строительства, транспортных услуг и др. В основе мирового рынка услуг лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства — сфера услуг. Еще в конце 50-х годов доля всех видов услуг в ВВП стран Запада превышала 55%, а в 90-е годы она близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель с примерно 45% приблизился к 55%. Одновременно наблюдалось увеличение доли занятых в сфере услуг: в США - около 80%, в России - около 45%.
Что объединяет различные виды трудовой деятельности в сферу услуг? Преждевсегото, что этот труд производит потребительную стоимость, которая преимущественно не принимает овеществленной формы (хотя ряд услуг приобретает ее в виде программ для ЭВМ, кинолент, различной документации и др.). Быстрый рост сферы услуг во второй половине XX века происходит, прежде всего, потому, что во многих странах мира достигнуты высокая степень зрелости экономики и высокий уровень жизни населения. А как показывает практика индустриально развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами спросрастетпрежде всего на услуги. Немаловажной причиной является и ускорившийся в условиях НТР процесс разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности и, прежде всего, в сфере услуг. Выделение из материального производства все новых видов услуг и рост производства традиционных услуг способствуют увеличению числа специализирующихся в данной отрасли компаний и организаций. Этому помогает информатика, дающая производителям услуг возможность расширять географию своей деятельности, опираясь на современные средства связи и вычислительной техники. Услугами с целью их продажи все шире занимаются также компании и организации сферы материального производства. Примером могут быть производители ЭВМ, продающие не только свои компьютеры, но также программное обеспечение и вычислительные услуги. В результате, услуги во все возрастающей степени поступают на рынок, в том числе внешний. Хотя международная торговля услугами моложе торговли товарами, у нее также солидный стаж. Первыми крупными экспортерами услуг были финикийцы: еще 3,5 тыс. лет назад они регулярно занимались фрахтом товаров для торговцев из других стран. Родоначальниками международного туризма были древние греки: 2,5 тыс. лет назад и философ Пифагор, и историк Геродот путешествовали по другим странам с познавательной целью. Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами. Во-первых, услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах производителями и потребителями. Это обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой многие операции основываются на торговом посредничестве и возможности хранить товары. Международная торговля услугами требует большего присутствия за рубежом непосредственных производителей услуг или же присутствия иностранных потребителей в стране производства услуг. Вместе с тем, информатика все больше позволяет осуществлять куплю-продажу услуг на расстоянии.
Во-вторых, международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Особенно велико воздействие услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующими больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства, продажи и реализации (во многих случаях и для послепродажного обслуживания). Одновременно международная торговля услугами тесно взаимодействует с международным движением капиталов и перемещением рабочей силы, которые вообще невозможны без банковских, информационных, транспортных и других услуг. В то же время рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует увеличение мирового рынка услуг. В-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран,.представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.
В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающим преимущественно в личное потребление. Вряд ли можно надеяться на заметный рост международной торговли такими видами услуг, как коммунальные и бытовые, хотя у других видов потребительских услуг перспективы лучше.Так, успехи здравоохранения и образования в ряде стран все больше привлекают туда иностранцев для лечения и учебы, высокий уровень развития культуры и искусства страны увеличивает ее доходы от гастролей и проката фильмов за рубежом, а быстрое развитие туризма все шире привлекает к обслуживанию иностранцев розничную торговлю, общественное питание, гостиничное хозяйство, музеи и другие предприятия культуры. Однако и сейчас, и в перспективе доминирующее положение в международной торговле услугамизанимаюти будут занимать услуги, связанные в основном с обслуживанием трудовой деятельности. Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым (invisable) экспортом и импортом. Более того, в отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения. Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад консультанта или компьютерная программа на дискете), вполне видимы(модельная стрижка или театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской карточке). Классификация услуг основана на Международной стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира. Несмотря на всю условность определения понятия и классификации услуг, многие из них, особенно в последние десятилетия, являются предметом международной торговли, находят свое отражение на счете текущих операций платежного баланса и поэтому являются предметом рассмотрения наукой международной экономики. В соответствии с руководством по составлению платежного баланса МВФ, которым пользуются практически все страны мира, в состав торгуемых услуг входят следующие их виды (табл.23).
Классификация торгуемых услуг
В аналитических целях огромное разнообразие торгуемых услуг обычно группируют по различным признакам. В Мировом банке, например, принят расширительный подход к услугам, в число которых включается и движение дохода. Услуги делятсяна: факторные услуги (factorservices) — платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам); не факторные услуги (non-factorservices) - остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги). Это деление особенно важно для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые концентрируются преимущественно на не факторных услугах. Очевидно также, что предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну. Поэтому в соответствии - со способами доставки услуг потребителю услуги делятсяна: услуги, связанные с инвестициями (investment-relatedservices), - банковские, гостиничные и профессиональные услуги; услуги, связанные с торговлей (trade-relatedservices), - транспорт, страхование; услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей (trade-and-investmentservices), - связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги. Существует полезное с аналитической точки зрения деление международных сделок с услугами в зависимости от характера поведения продавца и покупателя услуг (табл.24). Таблица 24
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |