Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие личности. Понятие личности – самое сложное в психологии и одно из фундаментальных




Понятие личности – самое сложное в психологии и одно из фундаментальных. Относительно этого феномена имеются самые большие расхождения в определении и каждый автор дает его по-своему, даже в словарях. В психологии идут споры о возможности однозначного определения сущности личности. Определение понятию «личность» дать не просто. У каждого автора оно свое. Дело в том, что существует, по крайней мере, 4 уровня понимания категории "личность".

1. Житейский. То понимание, которым пользуемся мы, говоря о человеке "Независимая личность", "Талантливая личность". Обычно личность на житейском уровне определяется через перечисление 2-х – 3-х признаков, качеств, которые оцениваются как положительные в данном социуме, группе.

2. Философский и социологический. В понятие личность включается сущность человека, как совокупности общественных отношений. Поэтому здесь говорят о социалистической личности, капиталистической.

3. Социально-психологический. Здесь личность изучается через ее взаимоотношение в конкретной малой группе и опосредованно, через средства массовой информации, мифы, фольклор и т.д.

4. Психологический уровень. Существуют вневременные и внесоциальные характеристики у человека, которые лежат в основе всех других сторон личности. Некоторые ученые сюда относят психические процессы, свойства и психические состояния.

Исходя из этого 4-го уровня дадим определение личности:

Личность - это человек, взятый в системе социально-обусловленных психологических характеристик, проявляющихся в общественных отношениях, определяющих нравственные поступки человека и являющихся устойчивыми.

Итак, прежде всего это качество человека, системное качество, формирующееся только в социуме, т.е. в общении и деятельности. Ясно, что вне общества (Маугли) личность не формируется.

Сюда не входит генотип человека и его физиологические особенности. Они могут влиять на формирование личности, но как качества в само это понятие не входят. Сюда не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, если они не проявляются в обществе, в отношениях к людям. Эти психические качества входят в индивидуальность человека.

Прообразом слова "личность" было латинское "persone", что означает "маска". Потом это слово стало означать внутреннюю суть самого действующего лица. В истории исследований личности можно выделить 3 периода: философско - литературный, клинический и экспериментальный. Философский берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала 19 века. В 19 веке проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, позволяли делать не только профессиональные заключения, но и общенаучные выводы. Этот период получил название клинический. И только в начале 20-го века изучением личности стали заниматься психологи. Они пытались придать исследованиям экспериментальный характер, введя в них метаматико-статистическую обработку данных. Наступил экспериментальный период исследования личности. Его становление связано с именами таких ученых как А.Ф.Лазурский, Г.Олпорт, Р.Кетелл и др.

Соотношение различных понятий с понятием «личность»

Мы рассмотрим как соотносятся такие понятия как "человек", "индивид", "субъект", "индивидуальность" и личность.

Самое большое из них – Человек. Оно включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, есть ли они все у данного конкретного человека или нет. Т.е. обобщенный сборник качеств всех людей.

Мы все одновременно похожи друг с другом. Мы все принадлежим одному виду биологическому и одновременно мы очень разные. А вот то, насколько мы разные, показывает понятие индивид.

Индивид - это неделимость, целостность и особенность человека как биологического существа.

Индивид характеризует именно конкретного человека, именно его качества, включая биологические, генетические и обязательно те качества, которые отличают его от других людей.

Наследственные аномалии (в хромосомах или генах) могут вызывать физические, умственные, психические аномалии и уродства. Однако если исключить такие патологические крайности, то наследственность допускает очень широкие границы развития поведения и внутри этих границ результат развития живого существа зависит от внешней среды, в которой он находился с момента зачатия и до смерти.

Но один и тот же фактор среды будет по-разному проявляться в зависимости от специфики наследственного материала, на который он воздействует. Пример А.Н.Леонтьева из его книги "Деятельность. Сознание. Личность" (врожденная хромота). Как сложится в этих условиях личность? Этого невозможно предсказать. Предпосылки развития личности по своему существу безличны. Тождество понятий "личность" и "индивид" отрицается всеми ведущими отечественными психологами. А как же они соотносятся тогда? Пересекаются! Доказательства: 1. Личность без индивида: а) историческая личность - личность сохраняется, а индивид нет; б) квазиличности - за ней не стоит конкретный индивид, например, Козьма Прутков; в) Бог. 2. Индивид без личности: а) Маугли; б) новорожденный.

Поэтому ни личность не входит полностью в понятие "индивид", ни понятие "индивид" полностью не входит в понятие "личность". Они пересекаются.

Индивидуальностьэто сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей.

Она проявляется в привычках, внешнем облике, телосложении, выразительных движениях, в чертах характера, темперамента, в особенностях потребностей и способностей, познавательных, волевых и эмоциональных процессов, психических состояний, жизненного опыта. На развитие индивидуальности заметно влияет его жизненный путь, обстоятельства жизни, биография.

Как же соотносятся понятия "личность" и "индивидуальность". Очень хорошо это показано на схеме в учебнике Р.С.Немова «Психология». Соотношение этих 2-х понятий можно представить таким же образом, как и индивид - личность.

Субъект (от лат. подлежащее)– это индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Главное в определении – подчеркивание в человеке его активности, свойства быть деятелем, что-то создавать. На сегодняшний день ученые считают, что субъект – это всегда личность, т.е. субъект больше понятие личности. Если человек действует, то есть надежда, что он станет личностью.

Всегда ли действующее существо – личность? Бывают такие ситуации, когда активность у человека большая, но не позволяет ему взаимодействовать с другими людьми, например: ребенок или психически неполноценный человек. Значит субъект значительно шире понятия личность, он может существовать без личностных качеств, а вот личность – нет. Личность всегда обладает свойствами субъекта.

Поэтому вполне правомерно и такое определение. Личность - это субъект относительно устойчивой системы межиндивидных отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.