Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последствия и перспективы кризиса в мировой экономике




 

Общеизвестно, что финансовый кризис разразился в США и распространился на большую часть мировой экономики. Вследствие чего в большинстве стран мира экономический кризис появился еще раньше, чем в России. Одним из главных признаков экономического кризиса является рецессия, то есть сокращение уровня ВВП, а соответственно падение производства в реальном секторе экономики.

Начиная с 1 июля 2008 года, страны одна за другой официально погружаются в рецессию, наступает мировой экономический кризис. Первой страной стала Исландия, последней страной, где официально признали наступление экономического кризиса в 2008 году, стала Россия. А это может означать, что настоящие тяжелые времена для России наступят в 2009 году. [16, c.21]

Самыми яркими последствиями финансового кризиса в США стали национализация ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac, банкротства крупнейших системообразующих банков США и национализция страхового гиганта AIG. А в сентябре 2008 года ипотечный кризис в США спровоцировал кризис ликвидности мировых банков. Так, из-за финансового кризиса в США разорился банк Bear Stears, банк Lahman Brothers обанкротился, а Merrill Lynch был куплен Bank of America. ФРС купила 80% акций American International Group (AIG) крупнейшего мирового страховщика, по сути национализировав его.

В итоге столпы финансовой системы США оказались в тяжелом положении или совсем исчезли. ФРС создало фонд по выкупу безнадежных долгов, а для поддержания финансовой системы страны был принят план Полсона. Суть плана заключается в создании государственной корпорации, которая будет заниматься выкупом проблемных активов у банков, на это выделяется 700 млрд. долларов, в последствии от выкупа активов отказались, вместо этого выделили 800 млрд. долларов банкам на поддержание потребительского кредитования.

По мнению многих экспертов такие действия американских властей в период кризиса могут привести к девальвации доллара и подрыву доверия к американской модели экономики, которая основывается на стимулировании конечного спроса дешевыми кредитами.

Кроме того, что финансовый кризис в США вызвал серьезные трудности внутри страны, он повлиял на всю мировую экономику и вызвал мировой финансовый кризис. Из-за кризиса по миру прокатилась волна обвалов фондовых бирж. С ноября 2007 года индекс S&P 500 упал на 30%, MSCI World (индекс развитых стран) на 32,3 %, MSCI (Emerging Markets (индекс развивающихся рынков) на 40,5 %.

Посмотрев на эти цифры, можно сделать вывод, что мировые фондовые рынки в целом пострадали больше, чем сами США. Очевидная причина этому то, что мировая экономика основывается на долларе, как мировом эквиваленте торговли, а когда проблемы в США, тогда возникают проблемы у всего мира. [4, c.17]

В Европе много стран и сегодня практически нет ни одной страны, которую обошел бы мировой финансовый кризис.

Европейская экономика подверглась жесткому воздействия финансового кризиса сразу же вслед за США. Экономика Евросоюза тесно связана с финансовой системой США, прежде всего из-за зависимости от доллара.

Как же развивался финансовый кризис в Европе, какие страны пострадали? Первой ласточкой европейского кризиса стала дело Жерома Кервьеля, трейдера банка французского Societe General, в результате махинаций которого банк понес убытки в размере 5 млрд. долларов.

У всех на слуху сложное положение в Исландии, которая тяжелее всех в Европе переживает финансовый кризис. Валюта страны девальвирована в три раза. Дело в том, что Исландия — европейский оффшор с льготным налогообложением. Здесь оседают значительные финансовые ресурсы, и за счет этих вливаний экономика страны чувствовала себя отлично. Когда наступил кризис, начался отток денег из Исландии. Даже была вынуждена запросить кредит у России.

После Исландии по Европе покатилась волна рецессий. Начался спад производства, сокращения персонала. Автомобильная, строительная сферы пошли на спад. Банки терпели банкротства. Из-за финансового кризиса Великобритания национализировала крупнейшие банки страны. Например, ВВП Великобритании из-за мирового финансового кризиса снизился на 1,5% за четвертый квартал 2009 года. Судя по показателям снижения ВВП других стран Европы, экономика вошла в глубокую рецессию.

Сейчас под вопросом находится стабильность курса Евро.

Для спасения экономики Евросоюза от финансового кризиса было решено выделить 200 млрд. евро, а также принять меры по сокращению учетной ставки Европейского Центрального Банка. Ожидается, что это приведет к восстановлению экономики Европы во второй половине 2009 года.

Однако, по прогнозам экономистов экономика Европы в 2009 году сократиться на 1,5%, а инфляция составит 2%.

В начале 2009 года Европа стала жертвой газового кризиса из-за перекрытия транзита российского газа через Украину. В результате этого газового кризиса Европа не только замерзла (были сильные для Европы холода), но и потерпела убытки из-за простоя промышленных предприятий, сильнее всего пострадали страны Восточной Европы. Этот кризис может еще больше усугубить экономический кризис в Европе и продлить рецессию в экономиках некоторых стран. [3, c.17]

Япония является второй по величине экономикой мира после США, ее ВВП составляет 7% от мирового. Япония обладает высокотехнологичной промышленностью и стабильной экономикой. Однако, это не помешало мировому финансовому кризису ударить и по этой стране. Финансовый кризис в Японии уже реальность.

Сейчас Япония, как и остальной мир испытывает финансовый кризис, быстро перетекающий в экономический.

Экономика Японии экспортозависимая, большую часть высокотехнологичной продукции «Страна восходящего солнца» экспортирует на Запад. Сейчас спрос на эту продукцию на Западе падает. Экспорт является одним из важных факторов, обеспечивающих рост японской экономики. Сокращение его объемов уже привело к сокращению ВВП страны на 1,8% в третьем квартале 2008 года. Объемы японского экспорта из-за кризиса в декабре 2008 года сократились на 35%.

Основными экспортными отраслями Японии являются автомобилестроение и электроника. Вследствие мирового финансового кризиса 2008-2009 годов у японского автопрома наступили не лучшие времена. Объемы продаж японских автомобилей упали до уровня пятнадцатилетней давности! Компания Toyota в 2009 году планирует сокращение производства автомобилей на 25%. Причина этому — мировой финансовый кризис и снижение спроса на японские автомобили.

Как и другие страны, Японию накрыла волна сокращений персонала, первыми потери понесли автопроизводители. Та же Тойота объявила о сокращении 6000 внештатных сотрудников.

В таком же тяжелом положении находятся и японские производители электроники.
Sony понесла в 2008 году убытки в 3 млрд. долларов, а в 2009 году планирует уволить 16000 человек, при этом сократив производство. Компания Тошиба также потерпела убытки в 2 млрд. долларов в 2008 году. Панасоник, в свою очередь, сокращает на 1,5 млрд. долларов долю инвестиций в развитие производства жк-телевизоров.

Явно, что причина кризиса в Японии — это мировой финансовый кризис 2008 года. Есть и другие причины более конкретные причины: курс йены сильно вырос к евро и доллару, из-за этого товары Японии не покупают за границей. Другим существенным фактором является сокращение внутреннего и мирового спроса на японскую продукцию.

Ситуацию в Японии можно описать кратко. Кризис пришел извне и неизвестно, когда он закончится. Объемы экспорта снижаются, а объемы импорта растут. Финансовый кризис так сильно ударил по Японии, что японцы протестую против повышения пошлин на ввоз их автомобилей в Россию. [5, c.21]

У экономистов разные прогнозы по поводу развития мирового финансового кризиса. Оптимисты говорят, что спад кризиса ожидается уже в конце 2009 года, пессимисты уверены, что кризис продлиться как минимум ещё три года.

Глава Международного валютного фонда (МВФ) Доминик Стросс-Кан считает, что в ближайшие два-три года высоких показателей роста мировой экономики ждать не стоит. Наиболее серьезное сокращение ожидается в США и развитых странах Европы. Развивающиеся же страны, в первую очередь Китай, Индия и Бразилия, сохранят экономический рост, хотя он окажется гораздо слабее, чем ожидалось. Наиболее трудной для всех станет первая половина текущего года, во второй же существует вероятность некоторого улучшения. Россия избежит рецессии из-за значительного пакета стимулирующих мер и благотворного эффекта, который окажет более гибкий курс рубля на спрос на отечественные товары. Рост замедлится с 5,9% в 2008 г. до 1% в 2009 г. и восстановится до 2,25% в 2010 г.

Министр финансов Алексей Кудрин считает, что в ближайшее время ожидается полная остановка роста российской экономики. По словам министра, максимальный рост ВВП, на который в нынешнем году рассчитывает министерство финансов, — 2%, однако в случае самого пессимистичного варианта развития событий этот показатель может составить 0%.

Эксперты отмечают, чтоэкономическое оживление и выход из международного кризиса в развивающихся странах, включая Россию, может начаться раньше. Российские аналитики предрекают замедление экономического роста с 6,8% в 2008 году до 4% в 2009 году. Резкое замедление притока капитала ударит по доступности кредитов, а сокращение нефтяных котировок сократит доходы страны. Однако резкой посадки экономики удастся избежать, так как власти снизили зависимость банковского сектора от внешнего финансирования. Кроме того, за исключением нефтяного сектора, российская экономика в небольшой степени уязвима перед снижением мировой торговли.

Согласно оценкам экспертов Сбербанка, период экономических трудностей будет длиться до полутора-двух лет. В связи с этим банк особо рекомендует клиентам использовать консервативный подход к прогнозированию и долгосрочным планам развития бизнеса и заимствований. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин считает, что удержать нынешний курс рубля возможно. «Оптимисты считают, что к концу 2009 года все рассосется, а пессимисты, считают, что это мероприятие (кризис) затянется на 2-3 год.»

Специалисты по-разному оценивают перспективы развития мировой экономики и влияние кризиса на мировую экономику. Некоторые считают, что уже в конце II-III квартала 2009 г. экономика выйдет на подъем. Таких специалистов немного. Большее количество экспертов склоняется к тому, что реально подъем обозначится где-то весной 2010 года.

Доминик Стросс-Кан глава Международного валютного фонда (МВФ) считает, что мировая экономика начнёт выходить из финансового кризиса в конце 2009 — начале 2010г. "2009 год будет очень сложным, показатели в январе 2009г. могут оказаться хуже, чем в 2008г", — считает глава МВФ. Несмотря на возможность оздоровления экономики в 2009г., существует множество рисков для экономического роста. Годовой прогноз на 2009 год от банка "Ренессанс Капитал": Главный вывод авторов исследования: четвертый квартал 2009 года обещает стать периодом мощного восстановления экономики. По мнению аналитиков 2009 год станет переломным для экономики: В первом квартале 2009 года ВВП сократится на 3%, но уже к концу марта спад экономической активности должен прекратиться. Второй квартал станет периодом стабилизации; в третьем все сильнее будет ощущаться благоприятный эффект девальвации рубля и проявятся первые признаки улучшения мировой экономики. [17, c.22]

 

 

7. Кризис в Республике Беларуси: оценка и последствия.

 

Итоги социально-экономического развития страны за 2008 год, исходя из данных статистики по выполнению важнейших параметров прогноза, утвержденного Указом Президента (от 18 декабря 2007 года, № 656) можно признать вполне удовлетворительными. Как видно из таблицы 1 Приложения превышены все «темповые» задания по росту: ВВП, продукции промышленности и сельского хозяйства, инвестициям в основной капитал, товарообороту, реальным денежным доходам населения и производительности труда.

Лишь один показатель не «вписался» в обозначенную величину — это рост импорта, который составил 137% при определенной величине 112,5-113,5%. В результате этого отрицательное внешнеторговое сальдо достигло 4,4 млрд. долларов США, что составляет 11,8% к объему экспорта товаров и услуг. При этом следует отметить, что и в предыдущие годы сальдо было отрицательным: в 2007 году — 2,7 млрд., в 2006 -1,7 млрд. В 2005 году сальдо было положительное в размере 164,6 млн. долларов. Налицо тенденция увеличения отрицательного сальдо, что должно было служить сигналом для корректировки валютно-денежной политики. Однако «укрепление» белорусского рубля продолжалось из года в год, начиная с 2002 года. За последние пять лет (2004-2008) средневзвешенный курс белорусского рубля к доллару США снизился на 3,6% при изменении потребительских цен (инфляции) за этот период 67,3%. То есть за пять лет относительная ревальвация (укрепление курса) белорусского рубля к доллару США составила более 60% (167,3:103,6=161,5), что снижало рентабельность экспорта и стимулировало развитие импорта. И никакие административные меры в виде заданий по увеличению экспорта и ограничению импорта не в силах преодолеть экономические мотивы. И они победили. В новый 2009 год Беларусь вошла с новым курсом, рубль девальвирован более чем на 20%.Эта запоздалая мера должна была положительно сказаться на рентабельности экспорта и экономике большинства предприятий. Но, во-первых, для проявления действия экономических стимулов требуется достаточно длительный временный лаг, а его пока не было. Во-вторых, мировой экономический кризис докатился и до Беларуси. И проявилось это, прежде всего, снижением потребительского спроса. В-третьих, существует только в Беларуси, «уникальная в мире», система регулирования цен, которая искажает реальную экономическую ситуацию.

Влияние экономического кризиса в итогах просматривается через показатели IV квартала 2008 года и января-февраля 2009 года. Из таблицы 1 видно, что в указанный период по большинству показателей наблюдается не только снижение темпов роста, но и объемов производства промышленной продукции (январь-февраль: -2,3%) и непродовольственных товаров (-6,2%), существенное снижение внешнеторгового оборота (IV квартал 2008 г. — 17,3% и за январь2009 г. — 37,4%) и экспорта (- 21,3% за IV квартал и 42,2% в январе).

Обращает внимание несопряженность уровня показателей прогноза на 2009 год и фактически полученных за январь-февраль. С одной стороны, такие отклонения прогноза и факта говорят о качестве самого прогноза. Но с другой, — параметры прогноза на 2009 год утверждены Указом Президента от 29.08.2008 №459 и носят директивный характер. Отсюда требования и оценка работы кадров государственными органами осуществляются исходя из выполнения утвержденных и доведенных заданий. Поэтому руководители организаций, зачастую, вопреки здравому смыслу вынуждены выполнять задания. Вследствие чего переполненные склады неотгруженной продукции, замораживание оборотных средств, необходимость увеличения кредитования для выплаты заработной платы, закупки сырья, материалов и комплектующих.

Динамика основных текущих финансовых активов и пассивов за 2008 год приведена в таблице 2. Так, запасы готовой продукции на складах предприятий увеличились по сравнению с началом 2008 года на 1,8 трлн. рублей, или на 55,5%, в том числе в IV квартале на 837,9 млрд. рублей и достигли на 01.01.2009 года почти 5 трлн. рублей. За два месяца текущего года на склады положено продукции еще на 1,5 трлн. рублей. Таким образом, с учетом прошлогодних запасов на складах находится почти среднемесячный объем продукции, в том числе на предприятиях машиностроения — полутора-, а в легкой промышленности — двухмесячный объем производства. Такую ситуацию нельзя признать нормальной. Если продукция не реализуется, то дешевле ее вообще не выпускать. По крайней мере, не будет затрат сырья, материалов, энергоносителей и других расходов. Необходимо довериться руководителям организаций, маркетинговым службам решать, что и сколько производить и снять административный пресс за выполнение заданий по темпам роста объемов промышленного производства.

Проблемы реализации продукции напрямую связаны с платежеспособным спросом. Из таблицы 2 видно, что денежные средства предприятий на счетах в банках за 2008 год увеличились на 37,3%, но объем их остается не сопоставим с объемами дебиторской и кредиторской задолженности между субъектами хозяйствования. Дебиторская задолженность за 2008 год увеличилась на 27,1% и составила на начало 2009 года 31,2 трлн. рублей. Кредиторская задолженность соответственно — на 21,3% и 386 трлн. рублей. Задолженность организаций по кредитам коммерческих банков (без населения) увеличились в прошлом году на 53,2% и достигли 32,2 трлн. Суммарная кредиторская задолженность между субъектами хозяйствования, включая банковскую задолженность, на 1 января превысила 70 трлн. рублей, что составляет 55% годового объема ВВП. И ситуация усугубляется. В январе т.г. кредиторская задолженность между субъектами увеличилась еще на 685 млрд. рублей, а перед банками — в три раза больше — на 2021 млрд. рублей.

В этой связи уместно заметить, что истоки мирового экономического кризиса лежат в неспособности кредитополучателей рассчитаться по своим долгам. Белорусские организации находятся в таком положении. На 1 февраля т.г. просроченную кредиторскую задолженность имели 55,8% организаций, из них 82,1% — задолженность свыше трех месяцев. Жить не по средствам, в кредит, конечно же, удобно, но чревато последствиями. По долгам, как правило, когда-то надо платить! Между тем, жить в кредит становится не только нормой, но и фактором белорусской экономической модели. В подтверждение этому можно привести такие данные, полученные на основе годовых статистических отчетов. За 2001 — 2008 годы объем ВВП, то есть объем ресурсов, направляемых на потребление и накопления, вырос на 87,6%, будем говорить, — в 1,9 раза. Реальные денежные доходы населения, что можно соотносить с фондом потребления, увеличились за этот период в 2,7 раза, а инвестиции в основной капитал, что равнозначно фонду накопления, увеличились в 3,4 раза. Если к этому добавить, что кредитование банками отраслей экономики и населения увеличилось за указанный период в 32 раза, становится понятным, что Беларусь вносит свой «посильный» вклад в развитие глобального кризиса.

Рост денежных доходов населения, во многом, определяет внутренний потребительский спрос и устойчивые темпы роста розничного товарооборота. Из таблицы 1 видно, что, как в 2008 году, так и в январе т.г. темпы роста товарооборота опережают рост денежных доходов населения, хотя в январе-феврале т.г. они ниже запланированных. В январе т.г. объем денежных доходов составил 6,5 трлн. рублей и увеличился, по сравнению с январем 2008 года, на 24%, а скорректированный на рост потребительских цен (15,1%) — на 7,7%. Но, и такая оценка роста доходов вызывает сомнения, так как не учитывает девальвацию белорусского рубля.

Вызывают некоторые вопросы данные о денежных расходах и сбережениях населения. В январе, по данным статорганов, они составили 6,8 трлн. рублей, в том числе сбережения — 1 трлн. рублей. При этом вклады населения в белорусских рублях в январе т.г. снизились на 1,1 трлн. рублей, или 13,8%, а на валютных счетах увеличились на 38%, что свидетельствует о снижении доверия населения к белорусскому рублю. Это, безусловно, будет сказываться на денежно-валютной политике Национального банка и депозитных ставках.

Основными источниками формирования доходов населения является оплата труда. В 2008 году на ее долю приходилось 56,1%, а в январе т.г. — 55,5% денежных доходов. В 2008 году реальная зарплата, рассчи-танная с учетом роста потребительских цен, увеличилась по сравнению с 2007 годом на 9,9% и составила в декабре 1000,2 тыс. рублей, или 455 долларов США. В январе т.г. начисленная средняя заработная плата составила 919,6 тыс. рублей. По номиналу она уменьшилась, по сравнению с декабрем 2008 г., на 8,1% и составила примерно 335 долларов США, т.е. ниже уровня декабря на 26,5%. Именно этот фактор будет определять динамику роста заработной платы и потребительского спроса на товары и услуги на внутреннем рынке.

И еще один аспект. Задолженность организаций по кредитам и займам на выплату заработной платы на 1 февраля т.г. составила 598 млрд. рублей, или 19,5% от начисленного за месяц фонда заработной платы, в том числе в организациях концернов «Беллесбумпром» — 79,4%, «Беллегпром» — 76,5%, организациях Минпрома — 47,6% от начисленного фонда заработной платы. При этом следует иметь ввиду, что в январе т.г. примерно 3% среднемесячной численности работников работали в режиме вынужденной неполной занятости, а численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя составила 59,3 тыс. человек. Общее количество неотработанного в январе времени составило 504 тыс. человеко-дней, что равноценно ежедневному невыходу на работу 25,2 тыс. человек. Такая ситуация может не только сохраниться, но и усугубиться, что скажется как на доходах населения, так и на финансовом положении организаций.

Характеристика состояния экономики была бы не полной без данных состояния государственного бюджета. Объемы аккумулированных в бюджетной системе республики финансовых ресурсов и произведенных расходов за 2008 год приведены в таблице 3. Из таблицы видно. Во-первых, что доходы консолидированного бюджета выросли на 136,7%, что вЗ раза выше прироста ВВП (110,0% см. таблицу 1), а это значит, что ни о каком снижении налоговой нагрузки речь идти не может. Действительно, доля консолидированного бюджета в ВВП составила 50,9%, в то время как в 2007 году она была 50%, а в 2006 году 48,4%. Да, в общем объеме доходов (65,7 трлн. рублей) присутствуют такие платежи как взносы на социальное страхование (14,5 трлн. рублей) и неналоговые доходы (4,4 трлн.) в виде инновационных фондов и др., которые теоретически не относятся к налогам. Но, белорусский законодатель отнес эти платежи к налогам. Поэтому дискуссия о возрастании или снижении налоговой нагрузки, на наш взгляд, беспочвенна и однозначна. Да. Она возросла по сравнению с прошлыми годами. Это подтверждается, даже если посмотреть на долю чистых налоговых доходов, которые составили в 2008 году 36,3% от ВПП против 35,6% в 2007 г. и 34,0% в 2006 году.

Из других показателей доходной части обращает внимание опережающий рост неналоговых доходов (172,4%); налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (169%)и налога на прибыль (156,2%).

Рассматривая статьи расходов, можно заметить более высокие темпы роста на общегосударственные нужды (167%) и национальную экономику (147,5%). Темпы роста на здравоохранение, образование и социальную политику, несмотря на, как любят говорить наши законодатели, социальную направленность бюджета ниже среднего уровня (соответственно 116,4%, 120,0% и 124,3% при средней величине 134,3%). И, конечно же, нельзя не заметить профицит бюджета, который составил 1,9 трлн. рублей, или 1,4% к объему ВВП и 2,8% к доходам бюджета. В январе т.г. ситуация существенно не изменилась. Объем аккумулированных в бюджетной системе финансовых ресурсов составил 52,8% от ВВП, а профицит бюджета — 12,3% от ВВП.

Таким образом, видим достаточно комфортное состояние бюджета (профицит) и в тоже время скромное состояние финансов коммерческих организаций. Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг в январе т.г. снизилась по сравнению с январем 2008 года, и составила 9,1% против 14,1%, рентабельность продаж соответственно — 5,4% против 8,2%. При этом, рентабельными были лишь 77,4% организаций, учитываемых текущей статистической отчетностью. А из общего числа рентабельных организаций 56,4% имели рентабельность до 10%, в том числе 39,3% организаций имели рентабельность до 5%. Из этих данных можно сделать вывод, что большинство коммерческих организаций, по крайней мере, сводят концы с концами.

Централизация финансовых ресурсов в период кризиса позволяет государству активно участвовать в решении насущных проблем поддержки субъектов хозяйствования и населения. Однако чрезмерное изъятие вновь созданной стоимости (доходов) в бюджет ослабляет мотивацию эффективной работы. Поэтому для успешного преодоления кризиса необходимо сокращать бюджетные расходы и последовательно снижать налоговую нагрузку. Резервы и возможности для этого имеются. В условиях объявленной либерализации вполне логичным было бы сокращение количества контролирующих органов и контролеров, а, следовательно, расходов на общегосударственные нужды. Более пристального внимания заслуживают и расходы на национальную экономику. Поддержка валообразующих предприятий может приносить временный, сиюминутный эффект, но в долгосрочном периоде, это может оказаться ошибочным, так как глубину кризиса и сроки его преодоления никто пока не знает. Поэтому более надежными вложениями была бы поддержка малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного. А в этом направлении делается пока, к сожалению, очень мало. [7, c.34]

Кризис мировых финансовых рынков, началом которого послужили военная экономика и кризис ипотечного кредитования в США, может иметь негативные последствий для финансовых секторов развивающихся экономик, включая Республику Беларусь.

1. Мировой кризис ведет к обесценению валют и импорту инфляции в Республику Беларусь. Обеспечение положительных процентных ставок по вкладам должно стать одной из основных мер по предотвращению оттока денежных средств с депозитов и ослабления финансовой базы банков.

2. Основной торговый партнер Беларуси — Россия уже испытывает влияние кризиса: наблюдается отток капиталов из страны, падение биржевых котировок акций. В этой связи возможно временное снижение спроса на белорусские товары на российском рынке, что станет сдерживающим фактором развития ведущих белорусских экспортеров и импортеров.

3. Кризис ликвидности США на мировых рывках будет оказывать через доллар влияние на финансовую сферу Республики Беларусь. Инфляция финансовых ресурсов на мировом рынке приведет к росту расходов на обслуживание и белорусского внешнего долга. Это может создать предпосылки для кризиса ликвидности в стране.

4. В разрезе банковской системы кризис может иметь комплекс негативных проявлений — падение ликвидности, сокращение ресурсной базы, рост внешней задолженности, потеря собственного капитала, В условиях эскалации угрозы кризиса ликвидности особую важность приобретает проблема повышения уровня капитализации белорусской банковской системы.

В случае невозможности восполнения банками ликвидности в необходимом объеме могут возникать следующие негативные последствия:

- кризис неплатежей, выражающийся в несвоевременном исполнении обязательств перед своими контрагентами;

- проблемы с заимствованием коммерческими банками денежных средств на рынке межбанковского кредитования;

- резкий отток вкладчиков (физических и юридических лиц) с досрочным изъятием, вкладов и депозитов;

- потеря интереса иностранных инвесторов к вложениям в банковский сектор Республики Беларусь.

5. Одним из негативных факторов для белорусской экономики является снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты, которые составляют более трети всего экспорта страны» В результате следует ожидать не только уменьшения валютной выручки, но и сокращения поступления в бюджет экспортных пошлин на нефтепродукты, размер которых привязан к мировым ценам на нефть. Кроме того, на фоне кризиса на мировых финансовых рынках уже обозначилась тенденция падения цен на азотные и фосфорные удобрения. Поэтому не исключено снижение цен на калийные удобрения, которые также являются значимой статьей белорусского экспорта.

В связи с этим следует ожидать снижения темпов роста доходов бюджета от внешней торговли, доля которых в бюджете страны в последние годы возрастала. Это обстоятельство предъявляет к финансовой системе дополнительные требования по обеспечению устойчивости доходов банковской и бюджетной систем. При прочих равных условиях, чем выше доля доходов от конъюнктурно нестабильных источников, тем более неустойчивы доходы этих систем. Поэтому одним из основных направлений укрепления стабильности финансовой системы Республики Беларусь должна стать дальнейшая либерализация финансово-бюджетной политики и совершенствование хозяйственного механизма, способного обеспечить дальнейший рост ВВП, заработной платы и пенсий людей, занятых производительным трудом. [2, c.33]

Правительство Беларуси по-прежнему заявляет, что не намерено пока корректировать ранее утвержденный годовой прогноз социально-экономического развития на 2009 год.

Эксперты Международного валютного фонда, принимая решение о выдаче Беларуси кредита, прогнозировали, что ВВП нашей страны увеличится на 1-2%, что выглядит вполне оправданным на фоне итогов 1-го квартала. Также, по их оценке, экспорт товаров снизится до 52,5% ВВП с 57,2% ВВП в 2008 году, валовый внутренний спрос на 2,2% к 2008 году, объем инвестиций в основной капитал на 5%. По их оценке, уровень инфляции в 2009 году в Беларуси составит не менее 11,5%. Дефицит текущего счета платежного баланса, по мнению специалистов МВФ, в 2009 году должен снизиться до 5,4% ВВП с 7,6% ВВП в 2008 году. При этом эксперты МВФ исходят из того, что правительство Беларуси будет выполнять все пункты программы разработанной совместно с экспертами фонда в конце 2008 года при рассмотрении заявки нашей страны на получение кредита.

Своими оценками перспектив развития экономики Беларуси поделились и эксперты Европейского банка реконструкции и развития. Как сообщил в ходе презентации Доклада о процессе перехода в 2008 году ведущий экономист ЕБРР по Беларуси Александр Плеханов, они прогнозируют, что ВВП в Беларуси в 2009 году увеличится на 2%, а инфляция достигнет 15%.

В развивающихся странах, согласно данным МВФ, будет зафиксирован рост экономики в среднем на 1,5-2,5 процента. Именно за счет этого мировому ВВП удастся избежать значительного обвала. Ожидается, что темпы падения ВВП в 2009 году станут худшими за последние 60 лет. [14, c.43]

Беларусь имеет гораздо больше шансов выбраться из финансового криза с меньшими потерями, так как первозданная необработанная целина переформированной экономики страны при умном и целенаправленном воздействии даст гораздо больше плодов, чем изнеженная и модифицированная почва западно-европейский государств. Правда, для этого нашей стране наряду с мерами, которые принимает правительство большинства стран мира по преодолению последствий мирового финансового экономического кризиса, придется вплотную заняться кадровыми вопросами, реструктуризацией предприятий, реформированием экономики, системы правоохранительных и судебных органов власти.

1. Кадры решают все

Ценность любой страны не созданный валовой внутренний продукт и даже на национальное богатство, а люди, которые и являются истинной ценностью любой экономики — их талант, их упорство, их стремление жить лучше и быть первыми в конкурентной борьбе стран и народов.

Вследствие чего на первом этапе было бы целесообразным проведение учебы руководителей крупных предприятий основам либеральной рыночной экономики и ее характерным отличиям от экономики директивно-управляемой. Следующим этапом, на мой взгляд, могла бы стать аттестация руководителей предприятий и учреждений на профессиональную пригодность к работе в условиях мирового финансового кризиса и в условиях либеральной рыночной экономике. Для выполнения этих двух этапов необходимо в полной мере использовать как отечественных, так и зарубежных специалистов, особенно руководителей-практиков, которые бы на собственных примерах показали преимущества работы в либеральной рыночной экономике, практику проведения социально-ответственного реструктурирования предприятий. Есть, правда, чему поучиться и у отдельных руководителей в Беларуси. Это уважаемые руководители ОАО «Пинскдрев» Аринич Л.С. и обувного объединения ОАО «Луч» Стриж Н.Ф., которые на своем опыте реформирования предприятий могли бы многому научить руководителей крупных предприятий.

2. Реструктуризация и реформы

Вторым направлением, на мой взгляд, должно стать реформирование экономики и реструктуризация предприятий, особенно крупных. Это болезненный, но необходимый процесс и связан он в первую очередь с сокращением госчиновников. В нынешней ситуации их опыт, скорее всего, не пригодится, так как они являются не носителями либеральной рыночной экономии, а директивно-управляемой экономики и превратиться на глазах в ярких приверженцев рыночной экономики они не в состоянии, как и мулла не может учить православию христиан. Перевести оставшихся после «великой чистки» министерства и ведомства в другой статус-комитеты, объединить, реформировать и все в зависимости от тех функций, которые они исполняют и которые необходимы во вновь создавшихся условиях.

Очень серьезная проблема, которая стоит на пути реструктурирования — отсутствие у руководителей как организаций, так министерств и ведомств опыта по реформированию предприятий и команды, которая бы взяла на свои плечи решение этих проблем.

Также следует отметить и такие проблемы на институциональном уровне, как отсутствие закона «О холдинге», вследствие чего нельзя безболезненно использовать механизм выделения самостоятельных структурных подразделений организаций без ущерба в целом для всей компании (повторный налоговый пресс), закона «О предприятии», который бы определил высшую ценность государства не министерства и ведомства, а предприятия и их руководителей, так как только они и создают национальное богатство, остальные же по принятой еще в Советское время схеме распределяют ресурсы и деньги и соответственно имеют социальный статус, который в несколько раз выше, чем руководители предприятий-производителей.

3. Ставка на малый бизнес

Создание и увеличение количества малых бизнес-структур производителей. Это одновременно будет третьим шагом наряду с решением кадрового вопроса и реформированием экономики страны. Как свидетельствует статистика малых предприятий-производителей в стране чрезвычайно мало по сравнению не только со странами дальнего, но и ближнего зарубежья и значение их в создании национального богатства далеко от достигнутого уровня даже по сравнению с Россией и Украиной.

4. Тратить эффективно

Следующий момент, который чрезвычайно важен для предприятий республики, это максимальное снижения издержек производства. Нельзя сказать, что данной проблемой никогда не занимались в Республике. В советское время около 70 процентов снижения себестоимости обеспечивалось за счет внедрения новой техники и технологии. В настоящее время это практически невозможно вследствие отсутствия денег у предприятий на инвестиции, не балуют нашу страну и инвесторы, особенно сегодня это стало очевидно в мировом финансовом и экономическом кризисе.

На уровне Правительства следует отказаться на мой взгляд, от института инновационных фондов, которые увеличивают затраты производителей, снижают конкурентоспособность их продукции, плодят иждивенцев, потребителей инвестиционного фонда.

Самое главное, без чего не возможны дальнейшие шаги вперед — это введение института свободы предпринимательского риска руководителей, как крупных, так средних и малых предприятий. Сегодня ни один из руководителей не пойдет на эксперимент, направленный на реформирование предприятий и других мер по повышению эффективности. Сегодня отклонение от предписанного сурово карается как административно, так и уголовно. В связи с этим необходимы реформы и правоохранительной системы, изменение ее приоритетов с государства и представителей власти на граждан страны Беларуси. [12, c.46]

 

 


Заключение

 

Экономический кризис проявляется в абсолютном падении производства, недозагрузке производственных мощностей, росте безработицы, нарушениями в денежно-валютной и кредитно-финансовой сферах и другое.

Современный мировой финансовый кризис является звеном в цепочке кризисов. Нынешний финансовый кризис отличается как глубиной, так и размахом — он, пожалуй, впервые после Великой депрессии охватил весь мир.

Ведущей макроэкономической причиной оказался избыток ликвидности в экономике США. Также ключевую роль в развитии текущего кризиса сыграла асимметрия информации. Возникнув в США, постепенно финансовый кризис начал распространяться во всем мире. Предполагается, что в ближайшие годы «локомотивами» мирового экономического роста будут Китай и Индия.

Глобализация мировой экономики, как и ее составная часть — финансовая глобализация, содействовала ускорению темпов экономического роста, расширению научно-технического прогресса во всем мире. По сути, мировой финансовый кризис 2008 года прямое следствие глобализации мировой экономики и финансового кризиса в США, как центра мировой глобализации.

В сентябре 2008 года ипотечный кризис спровоцировал кризис ликвидности в американских банках, а затем и по всему миру. Страны одна за другой официально погружаются в рецессию, наступает мировой экономический кризис. Первой страной стала Исландия, последней страной, где официально признали наступление экономического кризиса в 2008 году, стала Россия.

Сейчас под вопросом находится стабильность курса Евро, в начале 2009 года Европа стала жертвой газового кризиса. Экономика Японии экспортозависимая. Сейчас объемы экспорта снижаются, а объемы импорта растут.

У экономистов разные прогнозы по поводу развития мирового финансового кризиса. Оптимисты говорят, что спад кризиса ожидается уже в конце 2009 года, пессимисты уверены, что кризис продлиться как минимум ещё три года.

Что же касается Республики Беларусь, то итоги социально-экономического развития страны за 2008 год признаны вполне удовлетворительными.

Правительство Беларуси по-прежнему заявляет, что не намерено пока корректировать ранее утвержденный годовой прогноз социально-экономического развития на 2009 год.

Беларусь имеет гораздо больше шансов выбраться из финансового криза с меньшими потерями. Правда, для этого нашей стране наряду с мерами, которые принимает правительство большинства стран мира по преодолению последствий мирового финансового экономического кризиса, придется вплотную заняться кадровыми вопросами, реструктуризацией предприятий, реформированием экономики, системы правоохранительных и судебных органов власти.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.