Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и представление




 

Понятия формируются на основе представлений и остаются тесно связаны с ними. Представление – образ предмета, хранящийся в памяти (или возникающий при его восприятии). Понятие – форма мышления, представление – форма чувственного познания, поэтому отношения между понятием и представлением определяются отношениями между мышлением и чувственным познанием в целом.

Укажем на некоторые наиболее важные отличия понятия от представления и предлагаем самостоятельно рассмотреть эти отличия на примере такого предмета мысли, как преступник:

-представления имеют образный характер, а понятия без'образны;

-в понятиях отражаются существенные признаки предмета мысли, а в представлениях – внешние, чувственно воспринимаемые,

-признаки понятия четко определены, признаки представления – размыты,

-как правило, признаки представления индивидуальны, а признаки понятия универсальны (принимаются большими группами людей),

-как правило, понятия обладают большей степенью обобщенности,

-как правило, понятия обладают большими познавательными возможностями.

 

4. Объём и содержание понятия.

 

Всякое понятие имеет двойственную природу: с одной стороны, оно представляет собой совокупность признаков предметов, а, с другой – отражает в этих признаках саму совокупность данных предметов. Собственно, это и есть две очень важные особенности любого понятия: содержание и объем.

Содержание понятия – совокупность его существенных признаков, объём -совокупность объектов, которые имеют данные признаки. Для того, чтобы установить содержание понятия, необходимо назвать его существенные признаки. Эти признаки могут иметь различный характер. Например, для понятия "преступление" содержание составляют признаки, выделенные законодателем в особенной части УК: противоправность, виновность, наказуемость и т.д.

Для того, чтобы установить объем понятия, необходимо установить класс объектов, включаемых в понятие. Например объем понятия "преступление" будут составлять деяния, предусмотренные в особенной части УК: убийство, грабеж и.т.д.

Существуют две основные точки зрения на то, что включать в объем понятия: сторонники одной из них считают, что объем включает лишь элементы, существующие в настоящее время (деяния, которые в настоящее время мы можем рассматривать как таковые); сторонники другой считают, что объем включает все объекты с данными признаками, которые существовали, существуют и будут существовать (все преступления прошлого, настоящего и будущего).

Каждая из этих точек зрения имеет как достоинства, так и недостатки. К примеру, что включать в объем понятия "студент"? Ответ на этот вопрос можно дать двоякий. Если мы берем юридическое значение данного понятия (речь идет о правах и обязанностях студентов), то в объем понятия мы будем включать студентов ныне существующих. Если же берем фактическое значение термина (рассматриваем студентов как лиц, обучающихся в учреждениях профессионального образования), то это понятие будет применимо и по отношению ко всем студентам прошлого, настоящего и, видимо, будущего времени). Очевидно, наиболее правильная точка зрения будет состоять не в том, что мы априори выбираем одну из двух предложенных, а будем ориентироваться на контекст, на поставленную задачу (в нашем примере правовую или фактическую).

 

Для формальной логики существует приоритет объёма понятия над его содержанием. Это отражено в принципе объёмности, который при работе с понятиями предлагает отвлекаться от их содержания и оперировать только объёмами понятий. При этом появляется возможность графически изображать как понятия (их объёмы), так и отношения между понятиями (между их объёмами). Такой способ предложили Эйлер и Венн, поэтому его называют графическим способом изображения понятий или диаграммами Эйлера-Венна. Например, отношения между понятиями «преступление» и «кража» можно изобразить в виде следующей схемы, где А – понятие «преступление», а В - «кража» (см. рис. №1).

Рис. №1. Диаграмма отношений между понятиями «преступление» и «кража»

 

Другим важным положением логической теории понятий является закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия. Смысл этого закона можно раскрыть следующим образом: увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объёма и наоборот.

Рассмотрим действие этого закона на примере. Если мы возьмем понятие государство, то обнаружим, что оно, как и любое другое понятие, имеет определенные содержание и объём. Содержание этого понятия будет включать в себя ряд признаков: наличие определенной территории, народонаселения и пр. Объём понятия государство будут составлять все конкретные государства. Если мы к содержанию данного понятия добавим еще один признак: быть расположенным в Европе, то содержание увеличится. Вместе с тем объём данного понятия станет меньше, ведь европейских государств меньше, чем вообще государств.

 

5. Виды понятий по объёму.

 

1. В зависимости от количества элементов, составляющих объём понятия, выделяются следующие виды понятий по объёму: нулевые, единичные и общие, общие в свою очередь делятся на конечные и бесконечные, а конечные – на регистрируемые и нерегистрируемые.

 

Рис. №2. Виды понятий по объему.

Единичные понятия – понятия, объём которых состоит из одного элемента (например: столица Франции, юридический факультет ЯрГУ им. П.Г.Демидова).

Объём нулевых понятий будет составлять пустое множество, в нем будет находиться ноль элементов. Признаки, перечисленные в содержании такого понятия, не будут принадлежать ни одному предмету мысли (например: русалка, вечный двигатель). В нулевых (или пустых) понятиях можно выделить две разновидности: логически пустые и пустые фактически. Логически пустые содержат противоречивые признаки, которые не могут принадлежать каким-либо предметам мысли: круглый квадрат, храбрый трус и т.п. фактически пустые понятия содержат признаки непротиворечивые, просто такой набор признаком в действительности не встречается у реально существующих объектов: факультет геологии ЯрГУ, сорокалетний студент группы Юр-11 ЯрГУ и т.п.

Общие понятия содержат в своём объёме два или более элемента (например, государство, преступление). Общие понятия делятся на конечные и бесконечные по объему.

Объём бесконечных понятий составляет бесчисленное множество элементов (например: число, треугольник).

Объём конечных понятий составляет ограниченное множество элементов (например: человек, книга). Конечные понятия делятся на регистрируемые и нерегистрируемые.

Объём регистрируемых понятий поддается учету (например: студент группы ЮР-11, субъект Российской Федерации).

Объём нерегистрируемых понятий учету не поддается (например: дерево, орудие преступления).

 

2. По степени собирательности выделяют понятия собирательные и разделительные.

 

Собирательными называют понятия, в которых группа родственных элементов мыслится как единое целое, а признак, принадлежащий их совокупности, не принадлежит отдельным ее элементам (например: библиотека, преступная группа). Библиотека состоит из однородных элементов - книг. Об одной книге мы не можем сказать, что она и есть библиотека. Лишь совокупность множества книг образуют библиотеку.

Разделительные понятия мыслятся самостоятельно, как отдельные объекты, признаки понятия принадлежат отдельным элементам (например: человек, мышление).

Следует иметь в виду, что правильнее говорить не о собирательных и разделительных понятиях, а о собирательном и разделительном смысле их употребления, поскольку одно и то же понятие в зависимости от контекста может рассматриваться как собирательное или как разделительное. Например, понятие "студент нашей группы" может рассматриваться в собирательном смысле (студенты нашей группы весят полторы тонны - признак принадлежит совокупности студентов) или в разделительном (студенты нашей группы изучают логику - признак принадлежит отдельным студентам).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.