Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеологическое обеспечение реформ в России 4 страница




 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ – исследование отношений политической системы к окружающей среде. Не существует общего согласия относительно того, какие аспекты окружающей среды следует считать имеющими экологическое значение для политической системы. Некоторые авторы явно относят сюда целиком физическую, культурную и социальную окружающую среду. Другие сводят экологию к окружению физическому и не относящемуся к человеческому роду; третьи же считают, что экология политической системы охватывает как физический, так и социальный аспекты окружающей ее среды, не включая в себя, однако, другие политические системы. С этой, третьей позиции другие политические системы рассматриваются как часть «контекста», а не часть экологии изучаемой системы; исследование взаимодействия между политической системой и ее контекстом иногда называют контекстуальным анализом, в отличие от экологического анализа.

Концепция экологии, которая первоначально была разработана как теория биологических систем, с тех пор применялась ко многим видам систем социальных. В политологии она заостряет внимание на важности факторов окружающей среды для функционирования политической системы, а также и обратного воздействия последней на окружающую среду. Например, серьезное воздействие на окружающую физическую, культурную и социальную обстановку может оказать правительство в какой-либо развивающейся стране, приступающее к осуществлению широкой программы земельной реформы. Итогом могут быть, в частности, революция в агротехнике и землепользовании, развитие национального самосознания и чувства национальной общности, а также массовое перемещение людей из деревни в крупные города. Эти изменения, в свою очередь, могут иметь важные последствия для дальнейшего существования данной политической системы.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ – трансформация структур, процессов или целей, затрагивающая распределение или отправление властных полномочий по управлению данным обществом. Политические изменения могут происходить либо с приспособлением системы к новым требованиям и к меняющейся окружающей обстановке, либо же в силу того, что одну систему – неспособную сохранить себя – заменяет другая. В рамках данного общества политическое изменение, оказывающее широкое и устойчивое воздействие на общество, можно назвать революцией. Государственный переворот (или «дворцовый переворот») есть внезапная и неконституционная смена правящих элит, которая сама по себе не сопряжена с какими-либо глубокими переменами в общественных отношениях. Мирные политические изменения могут быть названы реформой; они могут быть связаны просто с конституционными изменениями в руководстве либо с переструктурированием политического влияния в рамках данного общества. В международной жизни мирному урегулированию конкретных спорных вопросов иногда противопоставляют мирные изменения, что означает какие-либо серьезные перемены в существующем международном порядке. Такие перемены могут включать изменения в суверенитете над территорией, например, в результате ее передачи или в результате деколонизации; долговременные изменения в отношениях господства и подчинения, например в силовых блоках государств; и существенные изменения в принятых правилах и нормах, регулирующих поведение на международной арене.

Политические изменения постоянны. Долговечность любого правительства зависит от его способности изменяться и адаптироваться к окружающей обстановке. Во многих развивающихся странах, к примеру, правительства неустойчивы, т. к. им недостает умения и ресурсов для того, чтобы удовлетворять запросы, связанные с революцией растущих ожиданий. Стабильность той или иной политической системы на протяжении какого-либо периода времени говорит не об отсутствии изменений, а о наличии системной способности к ненасильственным изменениям в целях и в руководстве. Во всяком данном обществе удовлетворенные группы предпочитают ненасильственные изменения, недовольные же более склонны допускать насильственные методы. Стабильность как на национальном, так и на международном уровне требует подкрепления норм, предписывающих ненасилие, эффективными механизмами для осуществления мирных изменений.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ – междисциплинарная область исследований, нацеленных на использование приемов и методов научного познания для улучшений в деле выработки и проведения государственной политики и решения проблем государственной жизни.

Политические науки (или наука: употребляется как множественное, так и единственное число) представляют, таким образом, «прикладные» (в отличие от «чистой науки») аспекты соответствующих дисциплин. Ввиду широты спектра проблем государственной жизни, в сферу политических наук могут вовлекаться представители почти любой дисциплины – обществоведческой, биологической, физической. Дисциплинами, интересы которых наиболее непосредственно соприкасаются с подходом, свойственным политическим наукам, явились политология, социология, право, менеджмент, история и государственное и муниципальное управление. Политическими науками используются и способы познания, заимствуемые из таких исследовательских областей, пересекающих традиционные границы дисциплин, как системный анализ, исследование операций, кибернетика, теория игр и общая теория систем. Предметом особенного интереса представителей политических наук является процесс принятия решений по государственной политике. Они направляют свои исследования таким образом, чтобы выходить на проблемы разъяснения целей, оценки альтернатив, распознавания тенденций и на анализ ситуации под углом зрения проблемы выработки политики. Политическая наука не рассуждает об основополагающих ценностях, ее занимают скорее пропозиции фактического характера, подлежащие эмпирическому исследованию. Тем не менее, представители политической науки по-своему участвуют в выборе целей, вынося суждения о пригодности средств, о том, каков спектр возможных вариантов выбора, о возможных последствиях альтернативных вариантов.

В большинстве политических систем, будь то исторических или современных, отводилось место экспертам, готовым предоставить свои знания и умения к услугам тех, кто разрабатывает правительственную политику. Однако же концепция скоординированного, научного, многодисциплинарного подхода к делу выработки более эффективной государственной политики – явление недавнее, едва ли прослеживаемое ранее 1951 г., когда Г. Лассуэлл придумал термин «политические науки». С тех пор вклад, вносимый индивидуальными учеными – специалистами в области научного обеспечения политики, во все большой мере дополнялся междисциплинарной кооперацией. Это отчетливо видно в таких областях, как анализ систем, где разрабатывается планирование, программирование, финансирование, а также в разработке конкретных правительственных программ. Приверженцы научного обеспечения политики рассчитывают на дальнейшее размывание границ между дисциплинами, позволяющее интегрированно применять научное знание к политическому процессу, а некоторые предвидят утверждение политических наук в качестве «супрадисциплины».

Чтобы не смешивать «политические науки» с большой «политической наукой» – самою политологией, можно было бы в первом случае предложить вариант перевода: научное обеспечение политики. Фактически речь идет о прикладной политологии.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ – это статичный, верифицированный политический образ. Основной функцией мифа является упорядочивание восприятия сложной политической реальности, создание основы для однозначной интерпретации противоречивых фактов и событий. Миф более рационален по сравнению с символом или стереотипом. Он ориентирован на структурирование политического опыта, несет рационально воспринимаемую информацию. Однако его воздействие на политическое поведение человека, в действительности, также является сугубо психологическим. Миф воспроизводит фундаментальность веры – опирается на допущения, не требующие их проверки и независим от их истинности. Поэтому мифологическое сознание лишь опосредовано отражает реальную практику общественных отношений. Миф выстраивает собственный мир и собственную систему фактов и причинно-следственных связей. Наиболее распространенные схемы политического мифотворчества – темы заговора, «золотого века», героя (спасителя), единства. В любом случае миф служит прежде всего для адаптации сознания определенной части общества к новым политическим реалиям, не находящим рационального, логичного объяснения. Часто миф является способом бегства от непонятной и неподконтрольной реальности.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – термин «политический процесс» давно и широко используется в социально-философской и политологической литературе, в публицистике. Однако пока за ним не стоит строго определенного и общепринятого понятия. Оно отсутствует не случайно: на сегодня явно не достаточен объем знаний о самом политическом процессе (содержание, роль, историческая типология, внешние формы и т. д.). Тем не менее, можно говорить, что политический процесс – форма функционирования политической системы общества, развивающейся в пространстве и времени. Другими словами, политический процесс можно представить как совокупную деятельность всех субъектов политических отношений, связанную с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – это система методов, приемов, форм осуществления политических отношений в обществе, т. е. способ функционирования всей политической системы общества, особая политическая атмосфера, которая создается в ходе взаимодействия государственной власти со всеми другими политическими силами и институтами гражданского общества. В узком смысле под политическим режимом можно иметь в виду государственный режим, т. е. совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Политический режим может почти полностью определяться государством и, таким образом, практически совпадать с государственным режимом, либо в большей степени зависеть от деятельности институтов гражданского общества.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РИСК – риск инвестирования в страну, политическая ситуация в которой не отличается стабильностью, или в государство, которое не в состоянии исполнить обязательства перед акционерами, владельцами облигаций или партнерами по совместному предприятию.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СИМВОЛ – это знак, выполняющий коммуникативную функцию между личностью и властью. Особенностью политической символики является ее образный характер. Та рациональная информация, которая отражена в символе (например, значение используемого цвета или элементов герба), не является принципиально важной с точки зрения политической коммуникации. Смысл символа должен быть понятен множеству индивидов интуитивно. Символ ориентирован на эмоциональное восприятие, психологическую мобилизацию индивида. К политическим символам можно отнести флаг, герб и гимн государства, лозунги, памятные даты, политические ритуалы (демонстрации, митинги, торжественные собрания и т. п.).

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП – это схематичное ценностно-ориентированное представление о политике. В отличие от политических символов стереотипы суммируют опыт лишь какой-либо отдельной группы, причем в упрощенной и деформированной форме. В обыденном сознании стереотипы выполняют функцию первичной политической ориентации, создают определенный код политического поведения, независимый от рационального анализа окружающего мира. Стереотипы отличаются сильной эмоциональной окрашенностью. Они ориентированы на иррациональное восприятие и активное отторжение любой противоречащей стереотипу информации. Характерной чертой стереотипов также является их персонифицированность – приближенность к личному опыту индивида, ориентация на восприятие и интерпретацию событий с точки зрения выбора индивидуальных поведенческих моделей.

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ – всякое поддающееся наблюдению, открытое поведение, демонстрируемое в рамках политической системы индивидом или социальной группой. Политическое действие может представлять собой незапланированное, спонтанное поведение, или же оно может быть частью последовательного процесса принятия и осуществления решений. Ответ на действия, совершаемые другими, есть реакция. В ходе исследования действия в социальных науках исследователь вводит в изучаемый процесс, в качестве его элемента, свои собственные действия. Таким путем получают возможность наблюдать воздействие своего поведения на взаимодействия внутри обследуемой группы. Теория действия – комплекс идей, связываемый со структурно-функциональным анализом в его парсонианской (по имени Т. Парсонса. – прим. автора) форме, где простейшими элементами анализа выступают социальные действия, т. е. преднамеренные или мотивированные действия индивидов.

Понятие действия в политическом смысле обычно относят: к поведению людей, стремящихся занять положение или приобрести влияние в государственном управлении; к выработке и проведению в жизнь государственной политики; или к поведению государств на международной арене. Некоторые виды действий становятся типичными и регулярно повторяются. Анализ таких типовых действий может подводить исследователя к пониманию политических решений и в некоторых случаях давать основу для прогноза.

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ – человеческие мысли и действия, относящиеся к процессу управления. Политическое поведение включает и внутренние реакции (мысль, восприятие, суждение, установку, убеждение), и наблюдаемые действия (участие в выборах, выражения протеста, лоббирование, проведение собраний, кампаний). В самом широком смысле поведение, являющееся «политическим», может обнаруживать себя в любой институциональной обстановке (семья, бизнес, церковь и т. п.), однако термин обычно употребляется в применении к деятельности, развертываемой в рамках или через посредство институциональной обстановки государства. Термин «политическое поведение» используется и для обозначения того подхода к политологии, при котором первичным элементом анализа выступает индивидуальное действующее лицо. Внимание в таком исследовании может быть сосредоточено на поведении групп, однако при этом предполагается, что группы представляют собой коллективные взаимодействия индивидов. Исследования законодательного, судебно-правового, административного или даже международного поведения отличаются этим от правового, институционального или исторического подходов к изучению политики. «Политическое поведение» служит также формулой, обозначающей ту часть предмета политологии, в круг интересов которой входят политическая личность, политические установки и общественное мнение, электоральное поведение, политические партии и группы интересов, политическая социализация, политическая культура, изучение элит, власть в сообществах. Как показывает это перечисление, сам круг интересов политической психологии и политической социологии входит в предметную область исследования политического поведения. Политическое поведение как научный предмет иногда, в весьма общем смысле, выступает синонимом бихевиорального исследования политики.

Политическое поведение составляет предметное содержание политологии. Даже политические институты можно рассматривать просто как типовое поведение. Подход к политическим исследованиям, состоящий в изучении поведения индивидов и групп, обогатил политологию важным предметным измерением и помог утвердиться такому способу видения, который проник затем во все области данной сферы исследований. Он содействовал также принятию на вооружение количественных методов и дал стимул использованию исследовательской методики, ассоциирующейся с научностью и аналитической строгостью.

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – рост и изменения внутри политических систем или же процесс смены одной системы другою, обычно в направлении большей способности средствами управления справляться с предъявляющимися к ней требованиями. Политическое развитие иногда приравнивали к росту демократических институтов и практики. В большей мере все же принято было до сих пор связывать его с возрастающей сложностью, специализацией и дифференциацией политических институтов данного общества независимо от того, носят ли последние демократический или авторитарный характер. В качестве синонима политического развития употребляют иногда понятие политической модернизации. Развитие, как общее понятие, охватывает экономические и социальные, а также и политические изменения.

Для обозначения обществ, находящихся на различных стадиях политического, экономического и социального развития, обычно используют термины: традиционное, переходное и современное. В досовременном обществе политическое развитие типичным образом сопряжено с процессом социализации, направленным на формирование нарастающей массовой поддержки для складывающейся национальной политической системы, а также на создание институтов, содействующих расширению политического участия.

По мере того как процесс развития продвигается вперед, правительство обретает новый имидж и берет на себя новые обязанности в виде функций руководства и обслуживания, в прошлом данному обществу неведомых. Правительство начинает также содействовать продвижению в научно-технической области, приступает к внедрению государственной системы всеобщего образования и к реализации других программ экономической и социальной модернизации. Для обеспечения эффективного проведения в жизнь правительственной политики рекрутируется и обучается современным методам управления корпус администраторов. Теории политического развития помогают объяснять данный процесс и предлагают средства достижения целей, связанных с развитием.

Изучение политического развития стимулировалось усилившимся вниманием к незападным и вновь возникшим государствам со стороны тех, кто занимается сравнительными политическими исследованиями. Дальнейшее повышение интереса к теме было вызвано возросшим вниманием политиков и ученых к политическим предпосылкам экономического развития. Ученые попытались выделить стадии развития, установить типы политических систем, соответствующие различным стадиям экономического развития, выявить закономерности и движущие факторы процесса развития и оценить жизнеспособность демократических институтов при различных уровнях развития. Если одни исследователи сосредоточиваются на изучении политических систем в их целостности, то другие – на конкретных переменных, таких как бюрократия, военные, политическая культура и политические партии. Кроме того, некоторые авторы пытаются условия развития и модернизации поставить в связь с природой международной системы, в частности с военным бременем.

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО – общественная группа, характеризующаяся признаваемой общностью интересов, наличием определенных средств для того, чтобы сдерживать разрушительное насилие, а также учреждений и институтов для принятия и проведения в жизнь совместных решений. Политическое сообщество может своими границами совпадать с нацией-государством, или с одной из его политических составных частей. В пределах данного общества могут существовать многие сообщества, порой одно внутри другого, как, например, город, входящий в провинцию, входящую в государство. На международном уровне термин «политическое сообщество» иногда употребляется применительно ко всякой группе из двух или более государств, имеющих общие интересы, устойчивую взаимную убежденность в том, что разногласия между ними будут находить ненасильственное разрешение, и располагающих дипломатическими или иными механизмами для того, чтобы заниматься проблемами, составляющими предмет общей заботы.

Без политического сообщества, в определенном смысле этого термина, нет упорядоченной политической жизни, поскольку термином подразумевается как чувство «мы», подкрепляющее коллективное действие, так и самое усилие такого действия. Это понятие вошло в употребление через свою связь с исследованиями политической интеграции на национальном, субнациональном и международном уровнях. Во многих интерпретациях политическое сообщество рассматривается как состояние, характеризующее интегрированную группу людей, или как результат интеграционного процесса. Полезность термина как аналитической категории, однако, ограничена из-за отсутствия консенсуса по формулировке его определения. Некоторые исследователи применяют термин почти ко всякой общественной группе, имеющей сознание общности интересов и взаимозависимости. Другие же, на противоположном полюсе, утверждают, что в политическом сообществе следует видеть средоточие политической лояльности, инстанцию авторитетно-властного принятия решений и главного носителя принуждающего властного могущества.

 

ПОЛИТИЯ – политическая организация того или иного общества. Полития может означать либо данное государство, всю совокупность граждан конкретной страны, либо совокупность институциональных форм и процессов, посредством которых осуществляется управление данной страной. Понятие политии может быть отнесено и к высокоорганизованной государственности, как Соединенные Штаты, и к весьма примитивному обществу, где едва обозначились контуры признанной политической власти. В широком смысле полития – другое наименование политической системы.

Термин «полития» может во многих контекстах употребляться – по принципу взаимозаменяемости – наряду с терминами «политическая система» или «государство». Его обычно используют, когда хотят дать обозначение политической организации того или иного общества, свободное от аналитических коннотаций термина «система» или от метафизических, правовых или территориальных коннотаций термина «государство». Он часто фигурирует в дискуссиях о формах или типологиях политических систем, в особенности когда преследуется цель классифицировать политические системы в их целостности, а не конкретные институты, группы или политические подсистемы внутри того или иного общества.

 

ПОЛИТОЛОГИЯ – отрасль знаний о политике во всех её проявлениях и взаимосвязях с другими областями общественной жизни. Изучает отношения социальных, этнических, религиозных и др. групп по поводу власти, политические институты, политическое сознание и культуру, субъектов политики, внутригосударственные и межгосударственные политические процессы. В центр традиционно выносятся проблемы власти, государства, социального господства, войны и мира.

 

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА – принципы, нормы отношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (свободы) и получать определенные блага (права). «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина...» (см. Конституция РФ Ст. 17).

ПРАВИТЕЛЬСТВО – государственный институт, система управления, обладающая правом монопольного использования физического принуждения для проведения в жизнь законов и обычаев на территории данной страны. «Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя и федеральных министров» (см. Конституция РФ Ст. 110).

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА – разновидность социальной системы, которая тесно связана с другими системами и включает в себя комплекс юридических явлений, с помощью которых воздействует на поведение человека.

 

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – в политико-юридической теории – государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство – неотъемлемый элемент демократии. Идея правового государства выдвигалась еще в древности античными мыслителями. Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом.

 

ПРАЙМЕРИЗ – пробные выборы.

 

ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ – предметом политологии в общей сложности являются такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политическое поведение, политическая культура в их всесторонней взаимосвязи и взаимодействии, а также история политических учений.

Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т. д. Политология же, интегрируя в себе отдельные аспекты этих дисциплин, располагается как бы в точке их пересечения и по существу представляет собой междисциплинарную науку.

 

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА – сущностным признаком, отличающим государство от других политических организаций, является его суверенность (фр. «souverainete» – верховная власть). Суверенитет государства означает верховенство и независимость его власти. Это предполагает: безусловное распространение государственной власти на всю территорию страны в рамках государственной границы; распространение власти государства на все население, обладающее устойчивой юридической связью с ним (в виде гражданства или подданства); прорегатива государства на осуществление властных полномочий в юридической, общеобязательной форме (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); монопольное право государство на использование насильственных средств принуждения (в том числе, в деятельности таких специфических органов, как армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы); осуществление государством сборов налогов, эмиссии; единство и неделимость государственной территории, ее неприкосновенность; невмешательство во внутренние дела государства.

Наряду с государственным суверенитетом существует суверенитет народа и нации. Суверенитет народа рассматривается современной политической и правовой наукой как основополагающий принцип демократической государственности. Он противостоит представлению о высшем, сакральном происхождении государственной власти – т. е. о суверенитете Бога, обеспечивающим неприкосновенность и неотчуждаемость власти государя, принимающего сан монарха при восхождении на престол. Идея народного суверенитета опирается на представление народа в качестве верховного (изначального) источника государственной власти. Идеологически принцип народного суверенитета означает и верховенство народа в решении коренных вопросов своей жизни, в том числе выбора формы правления, общественного строя, основных направлений внутренней и внешней политики. Однако реальный порядок осуществление народом своих суверенных прав зависит от существующей в государстве той или иной формы демократии (прямой или представительной), от степени распространения на весь народ статуса гражданства, в том числе избирательного права, свободы слова, возможности участия в политическом процессе.

Суверенитет нации является правовым принципом, предполагающим полновластие нации (в этническом смысле этого термина). В соответствии с принципом суверенитета каждая нация обладает правом свободного выбора форм своей жизни, в том числе и государственности. Это означает право нации на политическое самоопределение вплоть до отделения и образования собственного государства. Принцип национального суверенитета подчеркивает роль нации как важнейшего конституирующего элемента государственности. Однако при прямом прочтении он вступает в противоречие с принципом неприкосновенности, целостности государственной территории – второго конституирующего элемента. Эта проблема решается современным международным и конституционным правом, как правило, в пользу принципа целостности государственной территории. Право нации на самоопределение находит свою реализацию в иных формах (территориальной автономии, культурной автономии и т. д.) Но возможны и исключения – например, в случае распада или образования федеративных государств.

 

ПРОГРАММА (от греч. programma – объявление, распоряжение) – содержание и план деятельности, работ; изложение основных положений и целей деятельности политической партии, организации, отдельного деятеля; краткое изложение содержания учебного предмета; перечень номеров, исполнителей, действующих лиц театральных, концертных и других представлений.

 

ПРОПАГАНДА (от лат. propaganda – подлежащее распространению) – распространение политических, философских, научных и других идей в обществе; в более узком смысле – политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс населения определенных взглядов.

 

ПУТЧ – государственный переворот (или попытка переворота), совершённый группой заговорщиков.

 

РАВЕНСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ – равное распределение политических ресурсов, которое обеспечивает равные возможности доступа к власти для всех социальных групп и индивидов, их равенство перед законом и отсутствие привилегий.

 

РАДИКАЛ (от лат. radix – корень) – сторонник коренных, решительных мер.

 

РАДИКАЛИЗМ – политическое движение, придерживающееся крайних средств достижения цели. Может проявляться в различных формах экстремизма, терроризма, революций.

 

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ – основополагающий принцип государственного устройства, предполагающий институциональное и функциональное разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, предотвращающее концентрацию полномочий у одного лица или института. Разделение властей выступает одной из гарантий политической свободы в обществе. «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (см. Конституция РФ Ст. 10).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.