Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Минеральные, частично синтетические и полностью синтетические




Одним из фундаментальных свойств моторного масла является вязкость и ее зависимость от температуры в широком диапазоне (от температуры холодного пуска двигателя при безгаражной стоянке автомобиля зимой до максимальной температуры масла в двигателе, работающем с максимальной нагрузкой). Поэтому первой стала классификация моторных масел по вязкости. Сегодня общепринятой в международном масштабе стала классификация SAE J300 (табл.1). В последней редакции от декабря 1995 г. она подразделяет моторные масла на шесть зимних (OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50 и 60) классов. Всесезонные масла обозначают сдвоенным номером, один из которых соответствует зимнему, а другой — летнему классу, например, SAE OW-30, 5W-40, 10W-40, 20W-50 и т.п. Для зимних масел установлены максимальные значения динамической вязкости при низких температурах и минимальные значения кинематической вязкости при 100°С. Для летних масел установлены пределы кинематической вязкости при 100°С и минимальные значения динамической вязкости при 150°С и скорости сдвига 106 с-1. Каждый класс зимнего или всесезонного масла характеризуется двумя значениями динамической вязкости при температуре, отличающейся на 10°С. Первое из них дает потребителю информацию о предельной температуре масла, при которой возможно проворачивание двигателя стартером, второе — о предельной температуре, при которой масляный насос будет прокачивать масло под давлением в процессе холодного пуска. Предельная температура прокачиваемости обязательно ниже, чтобы при холодном пуске избежать сухого трения в узлах, смазываемых под давлением.

Необходимо отметить, что классификация SAE J 300 распространяется только на вязкостно-температурные свойства моторных масел и не сообщает информации о других эксплуатационных свойствах. Первая классификация моторных масел по условиям применения и уровням эксплуатационных свойств была предложена Американским институтом нефти (API) еще в 1947 г. С тех пор она многократно изменялась и дополнялась, но принцип подразделения моторных масел на две категории сохранялся всегда. К категории «S» (Service) относятся масла, предназначенные для 4-тактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, пикапов; к категории «С» (Commercial) относятся масла, предназначенные для дизелей автотранспорта, дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных машин. Универсальными называют масла, которые могут применяться для смазывания бензиновых двигателей и дизелей.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ SAE J300 DEC 95

Класс по SAE Высокотемпературная вязкость
  Вязкость *, мм2/с, при 100 С Вязкость **, мПа с, при 150 С и скорости сдвига 106 с –1, не менее
  Min Max  
OW 3.8    
SW 3.8    
10W 4.1    
15W 5.6    
20W 5.6 < 9.3  
25W 9.3 < 12.5  
  5.6 < 16.3 2.6
  9.3 < 16.3 2.9
  12.5 < 21.9 2.9*a
  12.5 < 26.1 3.7
  16.3   3,7
  21.9   3,7
* Вязкость измеряется по методу ASTM D 445 на капиллярном вискозиметре. ** Вязкость измеряется по методам ASTM D 4683 или CECL-A-90 на коническом имитаторе подшипника. *а Это значение для классов SAE OW-40, 5W-40, 10W-40 *б Это значение для классов SAE 40, 15W-40, 20W-40, 25W-40.

 

Уровни эксплуатационных свойств по API в порядке их возрастания обозначают первыми буквами латинского алфавита, стоящими за буквами «S» или «С», указывающими область применения. До сих пор в категорию Service были введены девять классов (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ), а в категорию Commercial десять классов (СА, СВ, СС, CD, CDII, СЕ, CF, CF-4, CF-2, CG-4). Цифры при обозначениях классов CDII, CF-4, CF-2, CG-4 дают дополнительную информацию о применимости масел данного класса в 2-тактных или 4-тактных дизелях соответственно. Для обозначения универсальных масел используют двойное маркирование, например, CF-4/SG, SH/CG-4 и т.п.

Устаревшие классы за ненадобностью исключены из классификации API. Сегодня в США сертифицируют только масла с высшими уровнями эксплуатационных свойств, а именно: SH и SJ для бензиновых двигателей, CF, CF-2, CF-4 и CG-4 — для дизелей (табл. 2).

Американские и японские автомобилестроители, сотрудничая в рамках Международного комитета по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC), разработали минимальные стандартные требования к моторным маслам для автомобильных бензиновых двигателей. Классификация ILSAC содержит пока два класса масел, обозначаемые GF-1 и GF-2. По уровням эксплуатационных свойств они практически идентичны маслам классов SH и SJ по API, но обязательно имеют высокие энергосберегающие свойства.

Европейские автомобилестроители разработали и ввели с 1996 г. новую классификацию моторных масел, требования которой существенно отличаются (в сторону ужесточения) от требований классификаций API и ILSAC.

Новая классификация Ассоциации европейских производителей автомобилей (АСЕА) заменила пока еще используемую классификацию Комитета производителей автомобилей стран европейского Общего рынка ССМС. Следует иметь в виду, что в классификации АСЕА (ССМС) сформулированы единые требования к моторным маслам, согласованные 16 ведущими европейскими фирмами, производящими автомобили. Однако каждый член АСЕА в дополнение к единым требованиям классификации может выдвигать (и на практике часто выдвигает) свои специфические требования либо путем ужесточения проходных оценок, либо путем введения дополнительных испытаний в двигателе собственной конструкции или лабораторных испытаний на совместимость масла с конструкционными материалами, используемыми данной фирмой. Такие дополнительные требования излагаются в фирменных спецификациях на моторные масла.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.