КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Составьте 5 вопросов тестового контроля 1 страницаОтветы 1. в; 2. а, г, е, ж; 3. в, г, е, ж; 4. а, в; 5. б; 6. а, б, в, г, е; 7. б, в, г; 8. в; 9. б, г, е, з, к; 10. б; 11. б; 12. б; 13. а; 14. г; 15. а; 16. а; 17. г; 18. а; 19. а; 20. б; 21. в; 22. а, в, г, д; 23. в, д; 24. а; 25. а; 26. а; 27. а, г, е, ж.
Тема: «Производственная пыль. Методы определения пыли в рабочих помещениях и их гигиеническая оценка» I. Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы: 1. Ознакомить студентов с основными физико-химическими свойствами пыли, методикой определения запыленности воздуха производственных помещений. 2. Дать гигиеническую характеристику пыли, её значение в развитии профессиональных заболеваний и мероприятия по борьбе с ней.
Студент должен знать: 1. Классификацию производственной пыли; 2. Общие закономерности действия пыли на организм; 3. Классификацию пневмокониозов; 4. Специфические и неспецифические заболевания; 5. Методы определения пыли в воздухе рабочих помещений; 6. Основные принципы профилактики вредного воздействия пыли.
Студент должен уметь: 1) определять уровни запыленности воздуха в помещении; 2) давать заключение о степени загрязнения воздуха промышленной пылью и возможном характере её действия на организм; 3) провести дифференциальную диагностику основных пылевых профессиональных заболеваний; 4) предложить мероприятия по профилактике вредного воздействия пыли.
II. Литература: 1. Гигиена/ Под редакцией Г.И. Румянцева.- М., 2009. - Гл. 13, с.514-518. 2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. «Гигиена и основы экологии человека».- М., 2010. - Гл. 5, с.328-341. 3. Пивоваров Ю.П. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека».- М.,2008. - Раздел 4, с. 264-274. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме 1. Производственная пыль - это…….
2. Классификация промышленной пыли:
а) по происхождению:
б) по способу образования: аэрозоли ………..…., образующиеся при размоле и обработке твердых тел; аэрозоли …….., получающиеся в результате конденсации паров металлов.
в) по дисперсности: а) видимая пыль – более ….. мкм б) ………………………………… в) …………………………………
г) по характеру действия на организм: · · ·
3. Заболевания легких от воздействия промышленной пыли, проявляющиеся хроническим диффузным пневмонитом с развитием фиброза легких, называется ……..
4. Пылевой фиброз, вызванный вдыханием пыли свободной двуокиси кремния, называется ………, а вдыханием двуокиси кремния в связанном состоянии называется …….
5. Классификация пневмокониозов: · · ·
6. По клинико-рентгеноморфологической картине различают три стадии силикоза:
7. Методы исследования промышленной пыли: · · ·
8. Профилактика пылевых заболеваний включает: · · ·
9. Решить ситуационную задачу:
В производстве твердых сплавов проводится пескоструйные работы. На рабочем месте пескоструйщика запыленность воздушной среды соответствует 87 мг/м3 при содержании SiO2 в свободном состоянии более 70%. 1. Является ли концентрация пыли опасной для здоровья рабочего, и какие заболевания могут возникнуть у него? 2. Назовите профилактические мероприятия.
10. Составить ситуационную задачу, аналогичную вышепреведенной.
Тестовый контроль по теме «Производственная пыль» 1. Пыль – понятие характеризующее: а) физическое состояние вещества (раздробленность его на мелкие частицы от нескольких десятков до долей мкм); б) химические свойства вещества; в) электрозаряженность частиц. 2. Классификация по происхождению промышленной силикатной пыли: 1. органическая пыль 1. 1 а а) естественная 2. 1 б б) искусственная 3. 2 а 2. неорганическая 4. 2 б а) минеральная 5. 3 б) металлическая 3. смешанная.
3. При каких названных операций могут образовываться аэрозоли конденсации? а) шлифовка деталей; б) дробление в мельницах; в) дробление в дезинтеграторах; г) плавление металла.
4. Наибольшей фиброгенной активностью обладают пылевые аэрозоли: а) не содержащие диоксид кремния; б) содержащие свободный диоксид кремния.
5. Наиболее патогенными для легочной ткани являются аэрозоли с размером частиц: а) 0,3-0,4 мкм; б) 1-2 до 5 мкм; в) более 5 мкм.
6. Из физических свойств пыли наиболее важно для гигиенической оценки: а) электрозаряженность; б) удельный вес; в) форма; г) дисперсность.
7. Процент задержки аэрозолей в легочной ткани больше: а) заряженных; б) нейтральных.
8. Химическая активность пыли повышается при увеличении: а) электрозаряженности; б) удельного веса; в) дисперсности.
9. Наибольшей фиброгенной активностью обладают аэрозоли: а) хорошо растворимые; б) плохо растворимые. 10. К силикатозам относятся нозологические формы: а) асбестоз; б) манганокониоз; в) талькоз; г) баритоз; д) сидероз.
11. Какой из названых пневмокониозов возникает при действии органической пыли? а) сидероз; б) биссиноз; в) силикоз; г) асбестоз.
12. Из названых видов пневмокониозов наиболее агрессивен: а) сидероз; б) амилоз; в) силикоз; г) асбестоз.
13. При действии двуокиси кремния процесс в легочной ткани протекает: а) продуктивно; б) деструктивно.
14. При морфологической картине в легких узелковая форма пневмосклероза характерна при: а) талькозе; б) сидерозе; в) силикозе; г) асбестозе.
15. Больной предъявляет жалобы на загрудинные боли, одышка при привычной физической нагрузке. Кашель с выделением мокроты. Объективно: эмфизема легких, одно- или двухсторонний фиброзный плеврит, начальные признаки сердечно-легочной недостаточности. Для какой стадии силикоза характерны эти жалобы и симптомы: а) I стадия; б) II стадия; в) III стадия.
16. Основные изменения рентгенологической картины при силикозе: а) усиление и деформация легочного рисунка; б) мелкоузловые образования; в) уплотнение корней легких; г) «обрубленность» корней легких; д) фиброз.
17. Силикоз – это заболевание: а) легких; б) всего организма; в) желудочно-кишечного тракта; г) сердечно-сосудистой системы.
18. Больной предъявляет жалобы на боли и чувство стеснения в груди, одышку при физическом напряжении, кашель без мокроты. Объективно: краевая эмфизема легких, бронхит: при пробе с нагрузкой слабо выраженная функциональная недостаточность дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Для какой стадии силикоза характерны эти жалобы и симптомы? а) I стадия; б) II стадия; в) III стадия.
19. Рентгенологически имеет место следующее: усиление легочного рисунка в паренхиме легких и в области корней. Видны многочисленные узелки размером 2-4 мм в диаметре. Мелкобуллезная эмфизема легких. Какая стадия силскоза? а) I стадия; б) II стадия; в) III стадия.
20. Наиболее часто встречающиеся осложнения при силикозе: а) эмфизема легких; б) хронический бронхит; в) плеврит; г) спонтанный пневмоторокс; д) туберкулез легких.
21. Наиболее эффективное средство борьбы с пылеобразованием в шахтах при добыче породы: а) увлажнение; б) вентиляция.
22. Индивидуальные приспособления для защиты органов дыхания от пыли: а) фильтрующие противогазы; б) шланговые противогазы; в) марлевые повязки; г) респираторы. 23. Туберкулез как сопутствующее заболевание протекает более агрессивно при: а) силикатозе; б) силикозе; в) антракозе; г) амилозе.
24. Предельно-допустимая концентрация для пыли содержащий двуокись кремния от 10 до 70%: а) 1 мг/м3; б) 2 мг/м3; в) 3 мг/м3; г) 10 мг/м3.
25. Какие мероприятия являются наиболее радикальными при борьбе с пылью? а) технические; б) санитарно-технические; в) медико-профилактические.
26. Противопоказания к приему на работу в пылевые производства: а) туберкулез; б) миокардит; в) холецистит; г) почечнокаменная болезнь; д) атрофические ринофаринголарингиты.
27. Периодические медосмотры проводятся с целью: а) выявление любых отклонений в состоянии здоровья; б) выявления заболеваний, являющихся противопоказаниями к данной работе; в) выявление ранних признаков профессиональных заболеваний.
Ответы: 1. а; 2. 3 (2а); 3. г; 4. б; 5. б; 6. г; 7. а; 8. в; 9. б; 10. а, в; 11. б; 12. в; 13. а; 14. в; 15. б; 16. а, б, в, г, д; 17. б; 18. а; 19. б; 20. а, б, д; 21. а; 22. г; 23. б; 24. б; 25. а; 26. а, д; 27. в.
Тема: «Производственные яды. Методы определения токсических веществ в воздухе рабочих помещений и их гигиеническая оценка» I. Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы: Ознакомить студентов с основными вопросами промышленной токсикологии, методами определения промышленных ядов в воздушной среде и расследованием случаев профессиональных отравлений. Студент должен знать: 1. Современную классификацию промышленных ядов. 2. Общие закономерности их действия на организм. 3. Основы гигиенического нормирования. Студент должен уметь: 1) определять содержание токсических веществ в воздухе рабочих помещений; 2) провести дифференциальную диагностику отравлений различной этиологии; 3) составить санитарно-гигиеническое заключение; 4) предложить оздоровительные мероприятия по профилактике профессиональных интоксикаций. II. Литература: 1. Гигиена/ Под редакцией Г.И. Румянцева.- М., 2009. - Гл.8, с.494-513. 2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. «Гигиена и основы экологии человека».- М., 2010. - Гл. 5, с. 319-328. 3. Пивоваров Ю.П. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека».- М.,2008. - Раздел 4, с. 247-264.
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме
1. Дописать: Промышленные яды – это ………………………………….
2. Классификация промышленных ядов:
По химическому принципу: · · ·
По характеру воздействия на организм: · · ·
По степени токсичности: · · ·
По степени опасности: · · ·
В зависимости от распределения ядов в тканях и проникновения в клетки: · · ·
По степени взаимодействия с организмом: · ·
3. Пути проникновения ядов в организм: · · · 4. Факторы, определяющие силу токсического действия ядов:
· · ·
5. Одновременное или последовательное действие на организм нескольких ядов при одном и том же пути поступления называется …… действием. При этом различают: синергизм - …………….. антагонизм - ………….... суммация - ………………
6. Основные принципы профилактики профессиональных интоксикаций: · · ·
7. Способы отбора проб воздуха на соединение токсических веществ: 1. …… 2. ……
8. Количественные методы определения ядов в воздухе производственных помещений: …………………….
9. Решить ситуационную задачу:
Рабочие автотранспортного предприятия при медицинском осмотре жаловались на потерю аппетита, раздражительность, быструю утомляемость, сонливость, мышечную слабость. Анализ крови свидетельствует о дегенеративных и регенеративных изменениях (анизоцитоз, пойкилоцитоз, базофильная зернистость эритроцитов). Концентрация бензина на рабочих местах колебалось от 250 мг/м3 до 800 мг/м3 (ПДК 300 мг/м3). 1. Охарактеризуйте состояние здоровья рабочих. 2. Предложите мероприятия по оздоровлению условий труда.
10. Составить ситуационную задачу по вышеприведенному образцу.
Тестовый контроль по теме «Производственные яды» 1. Производственные или профессиональные яды – это: а) химические вещества, которые в виде сырья, промежуточных или готовых продуктов встречаются в условиях производства и при проникновении в организм вызывают нарушение его нормальной жизнедеятельности б) пыль, преимущественно фиброгенного действия, вызывающая у работающих развитие пневмокониозов.
2. Производственные яды по степени токсичности подразделяются на: а) чрезвычайно токсичные; б) высокотоксичные; в) малотоксичные; г) умеренно токсичные; д) нетоксичные.
3. К химическими вредным и опасным производственным фактором относятся газы, пары и аэрозоли, оказывающими следующие виды действия: а) общетоксическое; б) раздражающие; в) сенсибилизирующее; г) фиброгенное; д) канцерогенное.
4. Основным путем поступления промышленных ядов в организм является: б) желудочно-кишечный тракт; в) неповрежденная кожа; г) поврежденная кожа.
5. Через неповрежденную кожу проникают: а) неэлектролиты; б) электролиты.
6. Неэлектролиты после прекращения поступления их в организм распределяются: а) равномерно во всех тканях; б) неравномерно.
7. Из группы вещества выберите реагирующие газы и пары: а) аммиак; б) углеводороды ароматические; в) углеводороды жирного ряда; г) сернистый газ; д) окислы азота.
8. Как происходит насыщение крови нереагирующими газами и парами? б) медленно; в) вначале быстро, потом медленно; г) вначале медленно, потом быстро.
9. Выберите показатели, определяющие сорбцию в легких нереагирующих газов и паров: а) закон диффузии; 1) 1, 5 б) коэффициент распределения; 2) 1, 2 в) время пребывания в загрязненной атмосфере; 3) 2, 3 г) тяжесть работы; 4) 3, 4, 5 д) метеорологические условия. 5) 2, 4
10. Дайте наиболее правильное определение материальной кумуляции: а) накопление химических веществ в организме, не вызывающее изменение в тканях; б) отложение химических веществ в тканях, вызывающее необратимые изменения; в) прочное связывание с тканями химических веществ, вызывающее необратимые изменения.
11. От чего зависит эффект действия для веществ, обладающих материальной кумуляцией? а) дозы; б) физического состояния вещества; в) длительного действия.
12. Укажите органы, имеющие ведущее значение в дезинтоксикации и трансформации химических соединений в организме: а) почки; б) печень; в) железы внутренней секреции; г) легкие; д) желудочно-кишечный тракт; е) селезенка.
13. Комбинированное действие промышленных ядов – это: а) одновременное или последовательное действие на организм нескольких ядов при одном и том же пути поступления; б) поступление ядов в организм одновременно, но разными путями.
14. Виды комбинированного действия промышленных ядов на организм: а) аддитивное; б) потенцированное; в) антогонистическое; г) комплесное; д) сочетанное.
15. Укажите правильное определение понятия «острое профессиональное отравление»: а) это заболевание, наступающее при однократном воздействии; б) это заболевание, наступающее после воздействия яда в течении 1 часа.
16. Укажите правильное определение понятия «хроническое профессиональное отравление»: а) это заболевание, возникающее в результате длительного систематического попадания в организм малых количеств яда, которые при однократном поступлении не вызывают симптомов отравления; б) это заболевание, возникающее в результате повторных легких отравлений в течении длительного срока.
17. Привыкание к ядам – это: а) значительное напряжение компенсаторных функций организма и их механизмов; б) нормальная физиологическая реакция организма.
18. Имеет ли место повышение чувствительности к повторному воздействию промышленных ядов? а) да; б) нет.
19. Какая система организма является наиболее чувствительной к действию промышленного яда? а) сердечно-сосудистая; б) нервная; в) органы дыхания; г) желудочно-кишечный тракт.
20. Сатурнизм – это хроническое отравление: а) свинцом; б) ртутью; в) марганцем.
21. Гематологические сдвиги при свинцовой интоксикации выражаются: а) в лейкоцитопении; б) в ретикулоцитозе; в) в тромбоцитопении; г) в базофильной зернистости эритроцитов.
22. Меркуриализм – это хроническое отравление: а) свинцом; б) ртутью; в) марганцем.
23. Наиболее характерным при производственном контакте с такими органическими растворителями как бензол и его производные является действие их на: а) кровь; б) орган зрения; в) кроветворные органы; г) гонады.
24. Для хронической интоксикации сернистым газом характерны: а) атрофия слизистых оболочек верхних дыхательных путей, риниты, бронхиты; б) паркинсонизм; в) разрушение зубов; г) ацидоз.
25. Найди наиболее правильный ответ Предельно-допустимая концентрация – это: а) такая концентрация, которая при действии на организм не вызывает острого отравления; б) такая концентрация, которая при действии на организм работающего неограниченно продолжительное время, не вызывает хронического отравления; в) такая концентрация, которая при ежедневной работе длительностью не более 8 часов в течение всего рабочего стажа не вызывает каких-либо отклонений от нормального состояния или заболеваний у работающих, обнаруживаемые современными методами исследования, непосредственно в процессе работы или в отдельные сроки.
26. Противопоказаниями в работе со свинцом являются: а) пониженное содержание в крови гемоглобина; б) цистит мочевого пузыря; в) хронические заболевания периферической нервной системы; г) остеохондроз позвоночника.
27. Дайте правильное определение понятию DL 50 (CL 50): а) доза (концентрация), которая вызывает гибель 50% животных в группе; б) величина, при воздействии которой погибает более 50% животных в группе; в) величина, при воздействии которой погибает менее 50% животных в группе; г) доза (концентрация), определяемая расчетными статистическими методами с использованием результатов острых опытов, при введении которой вероятна гибель 50% экспериментальных животных.
28. Укажите показатели, характеризующие острую токсичность: а) DL 50; б) Lim ac; в) Lim ch; г) C cum; д) Z ac.
Ответы: 1. а; 2. а, б, в, г; 3. а, б, в, д; 4. а; 5. а; 6. а; 7. а, г, д; 8. в; 9. 2 (а, б); 10. в; 11. в; 12. а, б, г, д; 13. а; 14. а, б, в; 15. а; 16. а; 17. а; 18. а; 19. б; 20. а; 21. б, г; 22. б; 23. а, в; 24. а, в, г; 25. в; 26. а, в; 27. г; 28. а, б, д.
Тема: «Методы гигиенической оценки физических факторов производственной среды (шума, вибрации, ультразвука, инфразвука). Методы гигиенической оценки производственного освещения» I. Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы: Сформировать представление о физических факторах как профессиональных вредностях. Научиться измерять общий уровень и частотный состав. Приобрести навыки пользования современными официальными документами по нормированию. Научиться методам функционального исследования влияния этих факторов на организм. Уметь предложить необходимые оздоровительные мероприятия, направленные на снижение уровня и уменьшения его неблагоприятного влияния на организм работающих. Научиться составлять гигиеническое заключение. Студент должен знать: 1. Физико-гигиеническую характеристику шума, вибрации, ультразвука, инфразвука. 2. Особенности их действия на организм. 3. Основы гигиенического нормирования указанных факторов.
Студент должен уметь: 1) провести дифференциальную диагностику основных профессиональных заболеваний в результате воздействия физических факторов производственной среды; 2) произвести санитарно-гигиеническую оценку представленных уровней шума и вибрации; 3) предложить оздоровительные мероприятия направленные на снижение уровня и уменьшение неблагоприятного влияния шума, вибрации, ультразвука, инфразвука на организм. II. Литература: 1. Гигиена/ Под редакцией Г.И. Румянцева.- М., 2009. - Гл.8, с.494-513. 2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. «Гигиена и основы экологии человека».- М., 2010. - Гл. 5, с.342-359. 3. Пивоваров Ю.П. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека».- М.,2008. - Раздел 4, с.226-247.
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме I. Вопросы: Производственный шум
1. Производственный шум – это ………………..
2. Человеком воспринимаются звуковые колебания с частотой от … до …. Гц.
3. Физические показатели, характеризующие звуковую волну:
4. Классификация шума: а) по этиологии: ….
б) по частотной характеристике: …
в) по спектру: …
г) по характеру распределения во времени: …
5. Влияние шума на организм:
…………….. …………………
6.
7. Дайте определение ПДУ (предельно - допустимый уровень) шума - …… 8. Меры профилактики неблагоприятного воздействия шума на организм: Производственная вибрация
1. Дайте определение производственной вибрации:
2. Классификация вибрации: а) по этиологии:
б) по способу воздействия на человека:
в) по характеру спектра:
г) в зависимости от частотного состава:
д) по временным характеристикам:
3. Свойственный вибрации эффект резонанса – это …
4. Перечислите ведущие симптомы вибрационной болезни: …
5. Заполнить таблицу:
6. В чём заключается специфическое значение комплекса витаминов С и В1, при профилактике вибрационной болезни: Витамин С - ….
Витамин В 1- ….
7. При воздействии общей вибрации отмечаются следующие нарушения: · · · 7. Меры профилактики неблагоприятного воздействия вибрации на организм: …………….
Ультразвук
1. Ультразвук – это ……
2. Механическое действие ультразвука:
3. Использование ультразвука:
низкочастотный высокочастотный - - - - - - 4. Действие ультразвука на организм:
5. Медико-профилактические мероприятия:
Инфразвук
1. Дайте определение инфразвука …..
2. Особенности инфразвука: а) б) в) г)
3. Действие на организм …..
4. Меры профилактики….
5. Единственная радикальная мера борьбы с инфразвуком ….
6. Решить ситуационную задачу: Аппаратчик на протяжении всего рабочего дня подвергается воздействию шума 70-76 дБ при частоте 800-1200 Гц. 1. Оценить результаты измерения шума. 2. Какую патологию способен вызвать шум у аппаратчика? 7. Ответить на вопросы тестового задания: Производственные источники вибрации: а) бурильные молотки; б) клепальные пневматические молотки; в) платформы для виброуплотнения бетона; г) конвейер; д) автотранспорт.
8. Составить 3 разнохарактерных вопроса тестового задания с эталонами ответов, аналогичных вышеприведенному.
Тестовый контроль по теме «Физические факторы» 1. Физическую характеристику звука (шума) определяют следующие признаки: а) плотность потока энергии; б) звуковое давление; в) частота.
2. Шум с преобладающей частотой более 1000 Гц относится к классу шумов: а) низкочастотных; б) среднечастотных; в) высокочастотных.
3. При изменении уровня шума за рабочую смену не более, чем на 5 дБА, он называется:
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |