Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная жизнь общества. Духовная сфера общества - это область создания и освоения духовных благ




Духовная сфера общества - это область создания и освоения духовных благ. Элементами духовной сферы являются духовные потребности как источник духовной деятельности общества, созданные обществом духовные ценности, средства осуществления духовного производства, а также субъекты духовной деятельности. Главные элементы духовной сферы - культурные ценности, воплощенные в языке, произведениях искусства и т.д.

Можно назвать следующие признаки духовной культуры человеческого общества:

1. Духовная культура - это способ существования человека и общества.

2. Она пронизывает все сферы жизни общества.

3. Она служит полем реализации возможностей и потребностей человека.

4. Является ориентиром поведения.

5. Связана с функциями социального контроля.

Духовной культуре любого общества характерно, с одной стороны, единство, а с другой - дифференциация, т.е. наличие субкультуры (молодежной, криминальной и т.д.). Элементы духовной культуры общества находятся в постоянно взаимодействии. Духовная культура общества формируется как в процессе обыденной деятельности людей (т.е. приобретения необходимых знаний и навыков в непосредственном контакте с обществом), так и в процессе специализированной культурной деятельности.

Духовная культура может находиться либо в состоянии устойчивости, либо в состоянии перемен, что необходимо учитывать при анализе культуры любого общества, в том числе российского. Среди критериев развития духовной культуры общества следует перечислить следующие:

1. Количество и качество производимой духовной продукции: научных открытий, книг, фильмов, спектаклей, картин, музыкальных произведений.

2. Реальные возможности людей приобщаться к ценностям культуры, т.е. необходимо учитывать не только то, что создано в культуре, но и как эти достижения используются людьми. В этой связи нельзя не сказать о средствах массовой информации, которые выравнивают возможности людей в приобщении к культуре независимо от мест их проживания и доходов.

3. Наличие необходимых условий для проявления и развития творческих способностей человека, т.е. инфраструктуры культуры - комплекса средств, обслуживающих производство и потребление духовных ценностей (специализированные музыкальные и художественные школы, студии, клубы, самодеятельность и др.).

Культурный кризис, охвативший в настоящее время российское общество, привел к тому, что, несмотря на огромный духовный потенциал, началось духовное обнищание нашего народа. Неразвитая духовная культура ведет к упадку морали, ожесточенности, росту преступности и насилия. Упадок культуры отражается и на русском языке, засоренном иностранными словами, тюремным жаргоном, ненормативной лексикой. Сегодня под угрозой разрушения оказались старинные города, библиотеки, произведения искусства, народные традиции, бедствуют наука и образование. Таким образом, уничтожается то, что создавалось столетиями, составляет богатство и будущее нации.

Важнейшими формами духовной жизни общества является мораль, искусство, религия.

Мораль или нравственность служит мерилом культуры межличностных, межгрупповых и общественных отношений людей. Моральные нормы и принципы не поддаются административному (государственному) декретированию. Развиваясь в течение столетий в форме обычаев и традиций, они становятся привычками, нравственными убеждениями людей. В качестве моральных регуляторов поведения людей выступают, с одной стороны, общественное мнение, а с другой, чисто человеческие нравственные качества: совесть, долг, стыд и другие.

Искусство - одна из древнейших форм культуротворчества. Это литература, живопись, скульптура, музыка, танец, театр, кино, декоративно- прикладное искусство и другие художественно- образные формы освоения мира. Философским анализом искусства занимается эстетика, центральным понятием которой является «прекрасное «как нечто обладающее наивысшей эстетической ценностью. В искусстве, в отличие от других форм культуры, на первой план выступает субъект и субъективность художника, его свобода, собственное видение мира. В искусстве рациональный элемент обычно ослаблен за счёт усиления чувственного восприятия мира.

Религия – это не только мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественные силы, существование Бога или богов, но и соответствующая организация, поведение и специфические действия верующих (культ). Наряду с общекультурными функциями (мировоззренческой, регулятивной, интерактивной и т.д.) религия выполняет так называемую компенсаторную функцию, которая является для неё главной.Дело в том,что многие люди в физическом и духовном отношении чувствуют себя слабыми, ущербными, больными, немощными. В окружающем их мире присутствует неравенство, несправедливость, насилие. И эту свою неустроенность люди стремятся компенсировать с помощью религии, с помощью веры в Бога, исполнения религиозных обрядов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.