Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические часть




Определение устойчивости растений к высоким температурам

Лабораторная работа № 7

Контрольные вопросы

Описание, обсуждение результатов опытов, выводы

Методика проведения опыта

Приготовление растворов белков

Оборудование, реактивы, материалы

Экспериментальная часть

1) пробирки короткие 24 штуки; 2) стаканчики: на 50 мл – 1 шт, на 100 мл – 4 шт., 250 мл – 2 шт.; 3) пипетки: аптечные – 2 шт., на 1 мл – 2 шт., на 10 мл – 3 шт.; 4) стеклограф; 5) фильтровальная бумага – белая лента; 6) 5 %-ный раствор Pb(NO3)2; 7) 5 %-ный раствор CuSO4; 8) дистиллированная вода; 9) животный белок (куриного яйца); 10) растительный белок (зернового гороха).

1 У куриного яйца отделить белок в мерный стаканчик, размешать стеклянной палочкой в дистиллированной воде в соотношении 1:10. Затем профильтровать.

2 Зерновой вызревший горох перемолоть в муку в кофемолке, развести в соотношении: 10 г гороховой муки на 50 мл 10 %-ного раствора NaCl или КСl.

Приготовить в пробирках серию растворов сульфата меди и нитрата свинца с концентрацией 2,5; 1,25; 0,62 % из исходных 5 %-ных растворов этих солей. Для этого в одну пробирку поместить 5 мл 5%-ного раствора сульфата меди, в другую – 5 мл 5%-ного раствора нитрата свинца. Затем последовательным разбавлением дистиллированной водой каждого предыдущего раствора в два раза получить серию растворов необходимой концентрации.

В 8 пробирок пипеткой внести по 1 мл животного белка, а в другие 8 – по 1 мл растительного белка (приготовление растворов белков см. в п. 2.2). Все пробирки пометить. В каждую пробирку добавить по 2 капли одного из указанных растворов испытуемой соли. Рассмотреть характер коагуляции на тёмном фоне (кусочек чёрной бумаги, доска и др.).

Определить концентрацию раствора соли, при которой происходит коагуляция белка (при разном типе солей и при разном типе белков).

Результаты записать в таблицу 1.

Таблица 1 - Влияние растворов сульфата меди и нитрата свинца различной концентрации на коагуляцию растительного и животного белка

Варианты опыта Концентрация раствора, %
  2,5 1,25 0,62
Pb(NO3)2+животный белок        
Pb(NO3)2+растительный белок        
CuSO4+животный белок        
CuSO4+растительный белок        

Сделать выводы:

1 На какой из видов белков (животный или растительный) сильнее действует: а)CuSO4; б)Pb(NO3)2?

2 Какая соль (свинца или меди) сильнее действует: а)на животный белок; б)на растительный белок? Почему?

1 Какие металлы называются тяжёлыми?

2 Назовите пути поступления тяжёлых металлов в ОС.

3 К какому классу опасности относятся тяжёлые металлы?

4 Что такое коагуляция?

5 Назовите источники загрязнения свинцом и кадмием.

6 Чем опасна ртуть?

 

Температура – один из основных экологических факторов на Земле. Она меняется в относительно широком диапазоне в зависимости от природных зон, интенсивности и степени влияния естественных и антропогенных факторов (время года, вулканическая деятельность, горячие источники, выброс тепла энергетическими установками, урбанизованность и т. д.). Разные типы растений по разному относятся к изменениям температуры окружающей среды. Так, С4 – растения выдерживают более высокие температуры, чем С3 – растения. В пределах отдельной группы также могут иметь место большие различия.

С3–растения – это большинство растений Земли, осуществляющие С3–путь фиксации углекислого газа в процессе фотосинтеза, в результате чего образуются трехуглеродные соединения (глюкоза и др.). Это преимущественно растения умеренных широт оптимум температуры которых +20…+ 25 ˚С, а максимум +35…+45 ˚С.

С4–растения – это те, у которых продуктами фиксации СО2 являются четырехуглеродистые органические кислоты и аминокислоты. Сюда относятся преимущественно тропические растения (кукуруза, сорго, сахарный тростник, манговые деревья). С4–путь фиксации углекислого газа сейчас обнаружен у 943 видов из 18 семейств и 196 родов, в т.ч. и у ряда злаковых растений умеренных широт. Эти растения отличаются очень высокой интенсивностью фотосинтеза, выносят высокие температуры (оптимум их +35 – +45 ˚С, максимум +45 – +60˚С). Они очень приспособлены к жарким условиям, эффективно используют воду, хорошо выносят стрессы – засуху, засоление, отличаются повышенной интенсивностью всех физиологических процессов, что предопределяет их очень высокую биологическую и хозяйственную продуктивность.

Лабораторная работа по определению устойчивости растений к высоким температурам проводится с группой древесных растений различных видов, встречающихся в озеленительных посадках данной местности (г. Салават и его пригороды). Это дает возможность построить ряд древесных видов по степени устойчивости к высоким температурам, выделить наиболее устойчивые из них, что важно для формирования состава и структуры фитоценоза озеленительных зон предприятий, населённых пунктов и городов в районах с жарким летом.

Принцип метода предложен Ф.Ф. Мацковым и основан на установлении порога повреждения живых клеток под воздействием экстремальных температур. Листья растения подвергают действию высокой температуры, а затем погружают в слабый раствор соляной кислоты. Под химическим воздействием кислоты повреждённые и мёртвые клетки листьев приобретают бурый цвет вследствие свободного проникновения в повреждённые участки листьев молекул воды и ионов кислоты и превращения хлорофилла (зелёного пигмента растений, содержащегося в хлоропластах, по химическому строению сложного циклического соединения – порфирина, содержащего атом Мg) этих клеток в феофитин, который и придаёт бурый цвет повреждённым участкам листьев. Неповреждённые клетки остаются зелёными. У растений, имеющих кислый клеточный сок, феофинизация может произойти и без обработки соляной кислотой, т.к. при нарушении полупроницаемости тонопласта органические кислоты проникают из клеточного сока в цитоплазму (внеядерную часть протоплазмы животных и растительных клеток) и вытесняют магний из молекулы хлорофилла.

Данную работу с растениями древесных пород лучше проводить в первую половину периода их вегетации, когда в них не идут процессы естественного разрушения хлорофилла.

Цель данной лабораторной работы - определение порога повреждения живых клеток зелёных растений от экстремальных температур, определение устойчивости разных видов растений к температурам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.