Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древнерусское государство: образование, развитие, упадок. «десятины». Появилась как бы вторая, дополнительная структура власти, поддерживавшая первую, государственную




«десятины». Появилась как бы вторая, дополнительная структура власти, поддерживавшая первую, государственную. Христианство способствовало гуманизации нерусского обществ а, оно осуждало рабство и призывало «возлюбить ближнего своего как самого себя». Начатое Владимиром внедрение христианства было завершено в основном при князе Ярославе уже в XI в. Но некоторая часть населения продолжала оставаться язычниками.

Заслугой Владимира было и то, что он организовал надежную систему обороны степных границ Руси от кочевников. Внезапности нападения степных кочевников и противо поставил не только многочисленность своих дружин, но и хорошо налаженную службу дальнейшей разведки, оповещения и связи. Могучие витязи, богатыри, стерегущие степные рубежи Руси от кочевых племен, стали героями русских былин, возникновение которых относят именно к этому времени.

После смерти Владимира 12 его сыновей начинают многолетнюю борьбу за великий киевский престол уничтожая друг друга, разоряя русскую землю, приводя Русь печенегов, поляков, немцев, венгров. В результате борьбы киевским князем становится Ярослав Мудрый (1035-1054).

Князь Ярослав родился в 978 г. Он получил хорошее образование, много читал. Княжил Ярослав в Новгороде и был женат на дочери шведского короля. В личной дружине Ярослава находился отряд варягов. Варяги оскорбляли новгородцев, затевали с ними драки насиловали женщин. В 1015 г. жители Новгорода и напали на варягов и многих порубили. Ярослав приказал за это казнить нескольких новгородцев. В связи с этим конфликтом вышел свод законов Древней Руси «Русская Правда». Она защищала жизнь, честь и имущество новгородцев. Ярослав установил штраф в пользу князя за убийство, за хищение имущества и за другие нарушения порядка. Штраф за убийство простого смерда был в 16 раз меньше, чем за убийство княжеского дружинника.

В «Русской Правде», например, было указано, что кража животного из хлева расценивается как более

тяжкое преступление, чем кража скота в поле. Там приводятся данные о стоимости разных видов скота. Цена коня определялась в 2 гривны, «коня княжна» — в 3 гривны, рабочего вола — в 1 гривну. Лучшими лошадьми в эту эпоху считались венгерские скаку­ны и кони, привозимые с Востока. Скот, принадле­жавший князьям, клеймили. Количество скота в круп­ных княжеских хозяйствах и монастырских имениях было довольно значительным. Так, в одном из хо­зяйств князя Игоря Олеговича насчитывалось 3000 кобыл и 1000 коней.

Став великим киевским князем, Ярослав постарал­ся укрепить свою власть. Во все города и земли Киев­ской Руси он послал преданных ему бояр. Он украшал Киев по образу и подобию Константинополя. В Киеве были построены Золотые ворота, служившие главным входом в город. В центре города Ярослав воздвиг вели­колепный Софийский собор. Этим он выразил идею ду­ховной самостоятельности Руси и подчеркнул «равновеликость» двух держав. Туже идею утверждал ближай­ший соратник князя киевский митрополит Илларион в своем известном произведении «Слово о Законе и Бла­годати».

Ярослав Мудрый сделал Русскую церковь более независимой от Византии. Без ведома Константино­польского патриарха он сам назначил в 1051 г. митро­полита в Киеве и епископа в Новгороде из среды рус­ских священников. В Киеве был построен Киево-Печерский монастырь, высшая школа подготовки русского духовенства. При Ярославе на Руси были канонизированы первые святые. Ими стали братья Борис и Глеб, злодейски убитые по приказу их сводно­го брата киевского князя Святополка. Причислив Бо­риса и Глеба к святым, Церковь тем самым выразила свое осуждение княжеских усобиц — страшного бед­ствия Древней Руси.

При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего расцвета. Н.М. Карамзин в «Истории госу­дарства Российского» так оценивал историческую роль Ярослава Мудрого: «Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием новых земель,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.