Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные периоды политического объединения Руси и их характеристика




Духовные.

1) в ментальности людей различных русских земель по-прежнему, как и в Новгородско-Киевской Руси, существовало осознание своего единства;

2)православная религия побуждала русский народ к объединению в борьбе с католической, а позже и мусульманской экспансией.

Таковы в целом предпосылки образования Россий­ского централизованного государства.

 

А что же происходило с генезисом европейской централизованной государственности в XIII —XVI вв.?

Здесь четко выделились две тенденции.

Первая - сохранение средневековых устоев V-XII вв., что было характерно, например, для австрийс­кой монархии Габсбургов.

Вторая - образование светских национальных централизованных государств с усилением позиций рационалистического мировоззрения.

Именно в рамках последней и складывалась евро­пейская цивилизация интенсивного типа развития.

Процесс образования централизованного государ­ства в России, которая в XIII — XVI вв. максимально сдви­нулась в сторону восточных цивилизаций, имел по срав­нению с Европой три ярко выраженных особенности:

- во-первых, единое государство складывалось в условиях господства власти-собственности, а не на основе развитой системы частной собственности;

 

во-вторых, Российское централизованное государ­ство образовалось на многонациональной основе;

в-третьих, народы, вошедшие в состав Москов­ского государства, относились или тяготели к раз­личным типам цивилизаций, что предопределило формирование цивилизационно неоднородного общества.

 

В отечественной исторической науке сложилась следующая периодизация создания централизованно­го Московского государства.

I период: начальный. С конца XIII в. до первой по­ловины XIV в., связан с княжением сына Александра Невского Даниила Александровича (1276— 1303), Юрия Даниловича (1303- 1325), Ивана I Калиты (1325-1340). К Московскому княжеству были присоединены Коло­менское,Переславль-Залесское,Костромское княже­ства;поставлены в вассальную зависимость Ростов,Галич-Костромской, Белоозеро, Углич.

II период: утверждение Москвы как центра объ­единения русских земель. Со 2-й половины XIV в. до середины XV в. на великом московском столе находи­лись: Симеон Гордый (1340- 1353), Иван II Красный (1353 - 1359), Дмитрий Донской (1359 - 1389), Василий I (1369-1425), Василий II Темный (1425- 1462). Москов­ское великое княжество включило в свой состав Рос­тов, Углич,Белоозеро,Калугу,Стародуб, Дмитров, Нижний Новгород, Муром, Вологду, Двинскую землю и земли Коми.

III период: завершение объединения русских земель вокруг Москвы. В этот период великими московскими князьями были Иван III (1462- 1505) и Василий III (1505-1533).Они присоединили к Москве Ярославль, Пермс­кий край, Новгород, Тверь, Чернигово-Северские зем­ли, земли по р. Обь, Вятскую землю, Псков, Рязань и отвоевали у Великого княжества Литовского Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Брянск, Мценск, Любугск,Гомель,Рыльск,Смоленск,включив их в состав московских земель,что ознаменовало собой образова­ние Московского государства.

Рассмотрим семь основных характерных черт про­цесса формирования Московского царства.

1. Московские князья использовали различные формы и методы для подчинения других русских кня­зей и их земель.

а) Значительное число русских княжеств было при­ведено под руку московских князей силой их ору­жия.

В 1327 г. Иван Калита во главе московского войска помог хану Золотой Орды Узбеку подавить восстание в Твери против баскака Чолхана.В результате этого и других не всегда нравственных шагов Калита получил право именоваться великим князем всея Руси,т.е. фактически стал полномочным представителем хана в русских землях и не допускал их князей к прямым контактам с Ордой.Одновременно хан отобрал ярлык на великое владимирское княжение у Александра Твер­ского и передал его Калите,по настоянию которого тверской князь был казнен в Орде.

Дмитрий Донской в 1375 г. нанес существенное военное поражение Твери в борьбе за первенство среди русских земель, этот поход стал также ответом на три совместных набега литовско-тверского войска под командованием Михаила Тверского на Москву в 1368, 1370, 1372 гг.

В 1472 г. войско Ивана III покорило Пермский край, а в 1489 г. — Вятские земли.

1471 г. (14 июня) ознаменовался сокрушительным поражением 40-тысячного новгородского ополчения от 5-тысячной московской дворянской конницы Ивана III в битве на р. Шелони. Потери москвичей составили 2 тыс. человек, новгородцев — 12 тыс., а их предводи­тель посадник Дмитрий Борецкий был убит.

В 1478 г. московское войско взяло Новгород осадой, глава антимосковской партии, вдова посадника Марфа Борецкая, была брошена в темницу,а вечевой колокол,как символ независимости Новгорода, увезен в Москву.

 

б) В интересах подчинения русских земель своей власти московские князья активно использовали экономические рычаги.Так,например, в 1332 г. Иван Калита добился от хана права собирать дань-вы­ход» со всей Руси для Золотой Орды. Отправляя дань в Орду,Калита не обижал и себя,а недовольным князьям он говорил:«Мне знать Орду,а тебе Орды не знать».

Недаром В.О. Ключевский, давая исторические портреты Ивана Калиты и его предшественников,писал:«Первые московские князья выступают самыми хищниками».

Дмитрий Донской принудил волжских булгаров к уплате дани Москве,чем создал условия для подчинения Нижегородского княжества, получавшего значительный доход именно от булгарской дани.

Василий II и Иван III просто купили у обедневших ростовских князей их вотчину по частям в течение нескольких лет.

Василий III после присоединения к Москве последних самостоятельных княжеств Рязани и Пскова резко ограничил права оставшихся полутора десятков удельных князей, находившихся от него в вассальной зависимости, запретив им чеканить свою монету.

в) Отдельные русские земли входили в состав Московского княжества на добровольных началах. В частности, так было со Смоленском, население которого после освобождения его войском Василия III от литовского владычества в ходе войны 1512 — 1514 гг. с Литвой изъявило желание перейти под руку Москвы (1511).

2. Процесс образования Московского государева сопровождался активной борьбой московских Князева свержение монголо-татарского ига и возвращение так называемого «киевского наследства», т. е. земель, входивших в IX —XII вв. в состав Новгородско-Киевской Руси.

Москва также стала организатором победы русских войск на поле Куликовом. Однако гнет монгольского владычества продолжал, по меткому определению К. Маркса, «не только подавлять, но оскорблять и иссушать самую душу народа, ставшего его жертвой».

В XV в. московскому войску пришлось отражать многочисленные набеги сильных монгольских войск: 1408 г. — Адыгея, 1437 и 1445 гг. — Улу-Мухамеда, 1451г. — Мозовши.

В середине XV столетия Золотая Орда распалась на четыре самостоятельных государства: Астраханское, Казанское, Крымское ханства и Большую Орду. Указанное обстоятельство и рост могущества Москвы позволили Ивану III начать борьбу за окончательную ликвидацию зависимости русских земель от Орды.

В 1476г. Иван III отказался платить дань Большой Орде, приказал казнить приехавших ханских послов и разорвал ханскую басму (изображение хана), который тот прислал ему как своему вассалу.

Хан Ахмат (Ахмед-хан) вознамерился восстановить былое господство над Русью и, заключив союз с Казимиром IV польским, во главе огромного войска вторгся в московские земли весной 1480 г.Навстречу ему выступило русское войско под руководством Ивана III, которому присоединился отряд крымского хана Менгли-Гирея, соперника Большой Орды.

С 8 октября по 11 ноября 1480 г. на берегах р.Угры (между Калугой и Вязьмой) произошло событие, которое в исторической науке получило название «стоявшие на Угре». Оно рассматривалось как долгое противостояние двух войск, не решавшихся вступить в бой, которое закончилось бегством татар.

Однако изучение различных источников, и в первую очередь «Типографской летописи о походе Ахмата на Русь», показывает, что на берегах Оки и Угры произошло первое в истории московского войска тщательно подготовленное и блестяще выигранное позиционное сражение12.Через сто лет после Куликовской битвы Русь навсегда освободилась от монголо-татарского ига.

В 1487 г. русское войско овладело Казанью, возведя на престол вассала Москвы Мухамеда-Эмина.

И хотя в последующем в результате военных не­удач и по другим причинам московским князьям при­ходилось эпизодически посылать татарам дань, напри­мер, в 1504 г. в Крым, Казань, Астрахань и Каримов, в 1521 г. в Крым, с вассальной зависимостью от Орды было покончено.

Если говорить о монгольском влиянии на генезис российской государственности, то представляется, что далеко небезосновательными являлись утверждения историков Н. Костомарова, В. Леонтовича, Н. Загоски­на, В. Сергеевича, ряда современных исследователей, в частности доктора исторических наук A.A. Хорошкевича, о том, что оно сыграло существенную роль в дви­жении московского общества к деспотии восточного типа, о чем речь пойдет ниже.

Молодое Московское государство вело также актив­ную борьбу за возвращение «киевского наследства». Эта проблема имела для московских князей не только хо­зяйственное, но и геополитическое значение. Это был вопрос международного престижа и авторитета.

Основным соперником Москвы на этом направле­нии являлось Великое княжество Литовское, владения которого в отдельные периоды доходили до Серпухова и Калуги, а войска только за 4 года (с 1368 по 1372) со­вместно с тверскими князьями совершили 3 больших набега на Москву.

Первые успешные походы против Литвы предпри­нял в 1406 - 1407гг. Василий I. В 1494 г.-Иван III воз­вращает Руси Вяземские земли. В 1500— 1503 гг. Мос­ква в союзе с Крымским ханством ведет успешную войну против Литвы и Ливонского ордена и отвоевы­вает Чернигов, Стародуб, Гомель, Новгород-Северский, Рыльск, Брянск, Мценск, Любутск. В 1513 г. Василий III освобождает Смоленск.

Победам над Литвой способствовала активная борьба Московии с возможными союзниками Велико­го княжества Литовского. В 1481 г. московское вой­ско разгромило Ливонский орден и дошло до Риги. В 1496— 1497 гг. русские войска вместе с датским королем успешно воевали со шведами на территории Финляндии.

О темпах роста Московии свидетельствует тот факт,что если, по подсчетам В.О. Ключевского, Васи­лий II оставил по духовной грамоте старшему сыну Ивану 14 городов с уездами и остальным сыновьям вместе 11 или 12 градов, то Иван III уже завещает стар­шему сыну 66 городов и остальным сыновьям 30. Та­ким образом, к началу XVI в. появившееся название «Россия» уже обозначало крупнейшую державу Евро­пы и Азии.

3. В этот период усилилась изоляция Московского государства от европейского мира. Путь «из варяг в греки» в условиях монгольского завоевания потерял свое значение, в силу чего снизилась активность хо­зяйственно-торговых связей русских земель с Европой. Она почти сошла на нет после присоединения торго­вого Новгорода и разрыва связей Северо-Западной Руси с Ганзейским союзом. (В XIV в. купцы более 70 не­мецких городов образовали торговый союз — Ганзу.)

Послы европейских держав стали редкими гостя­ми на Руси.

В Московском государстве произошло в сравнении с Новгородско-Киевской Русью, Новгородской и Псков­ской боярскими республиками значительное огрубление нравов и ужесточение судного права.

Духовная и ментальная изоляция Московии от Ев­ропы еще больше усилилась после подписания многи­ми православными государствами, а точнее их церквя­ми, Флорентийской унии 1439 г. Согласно ей они при­знавали главенство Папы Римского и католических догматов в условиях нарастания турецкой агрессии. Подписавший унию московский митрополит Исидор по возвращении в Москву был лишен сана и брошен в темницу по решению Василия II. Впоследствии Исидор бежал за границу и стал католическим кардиналом.

После взятия в 1453 г. турками Константинополя и падения Византии, Русская православная церковь фак­тически оторвалась от всего христианского, в том чис­ле православного, мира, т. к. все международные кон­такты Московской митрополии шли в основном через Константинопольскую патриархию.

 

Однако было бы неверно рассматривать процесс отчуждения России от Европы исключительно как са­моизоляцию. Ему в значительной степени способство­вала активная католическая экспансия, направленная кроме политических целей и на разрушение системы духовных ценностей русского народа, что побуждало его к активному сопротивлению воинствующему евроцентризму. Ударной силой католической экспансии явля­лись Ливонский орден и Великое княжество Литовское, которые стали своеобразным железным занавесом на пути российско-европейских отношений.

Единственным сильным государством, с которым Русь в XIII — XV вв. имела постоянные и непосредствен­ные контакты, являлась Золотая Орда. Именно этот сильный сосед, как в IX — XI вв. Византия, и стал во многом образцом для московских князей при строитель­стве молодого московского общества.

Безусловное цивилизационное влияние оказывали и активные связи Московии со среднеазиатскими госу­дарствами, осуществлявшиеся помимо Золотой Орды.

4. Процесс формирования Московского государ­ства сопровождался утверждением обожествляемой са­модержавной власти.

Именно владимиро-суздальские князья, сводные бра­тья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо могут быть названы основоположниками государствен­но-самодержавной идеи на Руси. Именно они поставили знак равенства между великим князем и государем, по отношению к которому все прочие князья и тем более бояре если не подданные, то по крайней мере вассалы самого низшего разряда. Отсюда и конфликты этих двух великих князей с южнорусскими, рязанскими, му­ромскими князьями и собственными боярами, вслед­ствие которых, кстати, и погиб Андрей Боголюбский.

Процесс утверждения самодержавной власти

ак­тивизировался в процессе освобождения от монгольс­кого ига, который требовал централизации военной силы русских земель и их политического единства. Безусловную роль в этом процессе сыграло и стремле­ние московских князей к старшинству среди прочих князей. Нельзя сбрасывать со счетов и пример эффек­тивной самодержавной власти золотоордынских ханов, которых, между прочим, на Руси именовали царями, а также влияние византийских традиций.

Первым из московских князей стал титуловаться великим князем всея Руси Иван Калита.

Большой шаг в реализации идеалов самодержав­ной власти сделал, опираясь на поддержку стремяще­гося к новым богатствам московского боярства, Дмит­рий Донской. В 1371 г. он заставил татар и северо-во­сточных русских князей признать его великим князем московским и владимирским, а в 1389 г. завещал это великое княжение своему сыну Василию I (1389-1425), игнорируя лестничную систему наследия и право хана на дачу ярлыка.

Однако отношения Дмитрия с подвластными кня­зьями и боярами носили еще характер вассальных. В частности, великий князь призывал их выступить против Мамая, но приказывать еще не мог.

В 1485 г. Иван III начинает именоваться великим князем московским и всея Руси Божьей милостью, а в переписке с иноземными монархами называть себя ца­рем. Важными шагами в усилении единодержавной власти стали брак Ивана III в 1472 г. с племянницей последнего византийского императора Константина IX Софьей Палеолог и венчание им своего внука Дмит­рия шапкой Мономаха и титулом наследника и госуда­ря Божьей милостью.

При Иване III и Василии III войско становится общерусским, и именно на этой основе великие князья выступают как самодержавные государи по отноше­нию к удельным князьям и боярам, которые тем не менее продолжали иметь свои собственные небольшие военные отряды.

Ну и наконец, Иван IV, будущий Грозный, венча­ется в 1547 г. царским венцом и становится первым официально провозглашенным российским царем-са­модержцем, получившим власть и венец из рук главы Церкви и от имени Бога. Однако и он первый период своего правления еще не был самодержавным монар­хом, о чем мы будем говорить ниже.

5. В процессе становления Московского царства в русских землях фактически была уничтожена социальная группа собственников и утвердилась власть-собствен­ность в лице царя и государственной бюрократии.

Огромную роль в этом сыграли первоначально скла­дывающиеся отношения собственности в Северо-Вос­точной Руси. Сначала здесь в XII в. на огромных неосво­енных земельных пространствах возникла княжеская власть, установившая свою земельную собственность, а уж потом появились массы переселенцев с южных земель, вынужденные признать свое подчинение этой власти-собственности. В Новгородско-Киевской Руси, наоборот, первичной была обширная поземельная соб­ственность, и лишь потом появилась княжеская власть.

В последующем, в XIII —XVI вв., позиции власти-собственности еще более усилились. Если в начале XV в. 2/3 всех удобных земель принадлежали боярам, князьям, Церкви, а великому князю — всего 1/3, то к середине XVI в. положение изменилось на диаметраль­но противоположное: у знати и Церкви — 1/3, а вели­кого князя — 2/3. К концу же царствования Ивана IV собственников земли в России было лишь двое: царь и Церковь, причем собственность последней была суще­ственно сокращена.

Приобретенная казной земля использовалась в первую очередь для содержания поместного дворян­ского войска.

Примером того, как осуществлялась концентрация земельной собственности в руках государства, может служить политика Ивана III в отношении богатых нов­городских боярских вотчин, т.е. наследственных зе­мельных владений, которые составляли экономическую основу независимости боярской республики.

Взяв Новгород, Иван III переселил новгородских бояр под Москву, дав им поместья на условии несения службы, а их вотчинные земли отписал на себя, засе­лив помещиками и черно-сошными, т.е. свободными, крестьянами-общинниками, таким об-разом, право зе­мельной собственности стало фактически принадле­жать государству. Оценивая эти действия Ивана III, историк начала XX в. H.A. Рожков писал: «...вотчина была вырвана с корнем и заменена крестьянским, так называемым, черным землевладением... высшее право собственности на землю стало принадлежать москов­скому государю». Подобные шаги московские князья предприняли и в других районах, а Иван IV фактичес­ки завершил ликвидацию боярских вотчин, охраняемых правом феодального иммунитета.

Такая же судьба ожидала земельную собствен­ность самостоятельных князей по мере подчинения их Москве.

Права собственности удельных князей из велико­княжеского дома были подорваны Василием II, после того как он учредил на их землях уезды, которые управ­лялись наместниками, назначаемыми великим князем из числа московских бояр и получавшими «корм» со своей должности. А последнее удельное Старицкое кня­жество ликвидировал Иван Грозный, казнив своего дво­юродного брата Владимира Андреевича Старицкого.

Василий III и Иван IV приняли последовательные меры к ограничению церковных вотчин. Сначала кня­зьям и боярам было запрещено давать вотчины в мона­стыри без царского ведома; затем земли, отобранные Церковью у дворян, были возвращены владельцам, а земли, розданные боярами Церкви в малолетство Гроз­ного, — в казну; с 1580 г. в монастыри разрешалось делать только денежные вклады.

Дворяне же, получившие землю от царя за служ­бу, не являлись ее собственниками, а были лишь вла­дельцами. Они могли в любой момент лишиться не только земли, но и своей жизни по царской воле. Например, только в Московском уезде за 25 лет во 2-й половине XVI в. 76,5% всех поместий поменяли своих владельцев.

Показательными в смысле характеристики отноше­ний собственности, являются следующие цифры: в 70 — 80-х гг. XVI в. в Новгородско-Псковской области поме­щичьи владения составляли 75 -90%, монастырские вот­чины - 16%; в Московском уезде 36% земель числилось за монастырями,34% - за помещиками, остальные были черносошные. Господство власти-собственности в Мос­ковском государстве стало монопольным.

В то же время в Западной Европе права собствен­ников-феода-лов закреплялись личным договором, а феодальный иммунитет охранялся законом.

6. Острая социально-политическая борьба, и преж­де всего за власть, сопровождала образование Москов­ского царства. Наиболее кровавым и жестоким ее проявлением стала феодальная война в России 1425-1453 гг.В борьбе за великое московское княжение стол­кнулись Василий II, его дядя Юрий Галицкий с сыном Василием Косым и брат последнего Дмитрий Шемяка.

Поводом к войне стало столкновение двух тради­ций престолонаследия: древней, лестничной, по кото­рой после смерти сына Дмитрия Донского, Василия I, великим князем должен был стать второй сын, Юрий Галицкий. И новой, рожденной Донским, когда наслед­ником Василия I должен был стать его сын Василий II Темный, получивший свое прозвище в связи с тем, что в ходе войны он не только трижды изгонялся своими противниками из Москвы, но и был ими ослеплен.

Будущий Василий III, еще не будучи государем, узнав о намерении отца Ивана III лишить его престо­лонаследия в пользу племянника Дмитрия, дважды, в 1497 г. и в 1503 г., составлял заговор про- отца и по­бывал в заточении. В конце концов Василию удалось посредством дворцовых интриг уморить в темнице Дмитрия и его мать Елену Волошанку, стать наследником, а затем и великим князем московским.

Московским властителям на пути к единовластно­му правлению приходилось сталкиваться с жестким со­противлением боярской знати. Например, Василий III был вынужден преодолевать его, сначала, когда вел борьбу за титул наследника, затем, когда захотел разве­стись с Соломонией Сабуровой и жениться вторично, а также в 1522 г. при попытке присвоить себе царский титул. В последнем случае для бояр все закончилось то­пором палача и вырванными языками.

Бояре долго ограничивали царское единодержавие Ивана Грозного, они заставили его в 1547г. отказаться от войны с Литвой, а в 1550 г. добились включения в Судебник (сборник законов) ст.98, согласно которой

новые царские указы не могли быть приняты без со­гласия Боярской думы.

Народные волнения и бунты, особенно в городах, также были часты13.

7. Образование Московского государства сопро­вождалось усилением роли и значимости Русской пра­вославной церкви в жизни общества. Подчеркивая это обстоятельство, С.М.Соловьев писал: «... когда москов­ские князья начали стремиться к единовластию, стрем­ления их совершенно совпали со стремлениями духо­венства, можно сказать, что вместе с мечом светским, великокняжеским, против удельных князей постоянно был направлен меч духовный».

Киевский митрополит Кирилл венчал Александра Невского на великое владимирское княжение и про­жил большую часть жизни во Владимире. Усилиями его в столице Золотой Орды — Сарае — была создана пра­вославная епархия, через которую в последующем мос­ковские князья имели постоянную связь с ханом и Ви­зантией.

В 1325 г. митрополит Петр переносит свою кафед­ру из Владимира в Москву и завещает похоронить себя в этом городе. Владимир же в это время был владением тверского князя.

Митрополит Алексей (1293- 1378), дважды съездив в Орду, добыл у хана ярлык на великое княжение мало­летнему Дмитрию Донскому, отбив его у суздальского князя Дмитрия Константиновича. Он активно поддер­живал Дмитрия Донского в его борьбе с суздальско-нижегородскими князьями. Так, например, Алексей запретил отправлять в Нижнем Новгороде богослуже­ние, чем вынудил местных князей признать зависимость от Москвы. От тверского князя он добился такого же результата, вызвав его в Москву и заключив в темницу.

Алексей активно боролся против литовских князей, стремившихся создать независимую от Москвы мит­рополию в Киеве, и добился от константинопольского патриарха Филофея поддержки Москвы в этом сопер­ничестве.

Всесторонне содействовал объединительной тен­денции московских князей игумен Троице-Сергиевой Лавры Сергий Радонежский (1321-1391), почитаемый современниками как вдохновитель победы на поле Ку­ликовом.

Во время битвы на р. Шелони (1471) новгородский архиепископ Феофил под давлением московского мит­рополита был вынужден запретить вступить в бой сво­ему «владычному полку»,а он был наиболее боеспо­собной конной силой в новгородском войске.

Во 2-й половине XVI в. внутри Церкви разворачи­вается острая борьба между последователями игумена Волоколамского Успенского монастыря Иосифа Волоцкого (1440—1515) иосифлянами и нестяжателями — сторонниками монаха Нила Сорского (1433-1508).Победившее иосифлянство выдвинуло идею боже­ственного происхождения царской власти и стало официальной идеологией. На рубеже XV—XVI вв. иосифлянское руководство Церкви сформулировало теорию «Москва-Третий Рим», которая в условиях падения Византии и Флорентийской унии (1439) про­возглашала Москву единственной хранительницей истинной веры — православия.

Таковы предпосылки, особенности, этапы и харак­терные черты процесса формирования Российского централизованного государства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.