Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обещественная мысль и культура




 

Политика в области и культуры и образования в первые годы царствования Александра I отличалась некоторыми чертами «просвещенного абсолютизма» предшествовавшего периода. Мероприятия впервые учрежденного в России Министерства народного про­свещения диктовались растущими потребностями го­сударства в образованных чиновниках, офицерах ар­мии и флота, в кадрах для казенных и частных пред­приятий и коммерческого дела. По положению об устройстве низших и средних учебных заведений была принята следующая система — приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты. Создава­лись профессиональные учебные заведения — шко­лы практического земледелия, землемеров, лесоводов, акушерские, штурманские, чертежные и картографи­ческие, кораблестроительные, живописные и др. Были учреждены первые в России училища для слепых, глу­хих и немых. Открывались новые университеты. Кро­ме существовавших в Москве, Дерпте и Вильно, от­крываются университеты в Харькове и Казани, Педа­гогический институт в Петербурге, преобразованный в 1811 г. в университет. Продолжали действовать и усовершенствовались Медико-хирургическая акаде­мия, Морской и Горный кадетские корпуса, Пажес­кий корпус для подготовки «благородного юношества» к военной службе; были открыты Институт инженеров водных и сухопутных сообщений, Ярославское учили­ще высших наук (с правами университета), Высшее училище правоведения, Институт повивальных бабок и в 1810 г. знаменитый Царскосельский лицей, в ко­тором получили образование А.С. Пушкин, АЛ. Дель­виг, многие декабристы, крупный русский дипломат XIX в. A.M. Горчаков. Так как, по признанию властей, дворянство «менее других приемлет участие» в уни­верситетском образовании, предпочитая ему военную службу и учение в привилегированных училищах, в среде профессуры и студентов высшей школы значи­тельно возросла прослойка разночинцев. Универси­теты пополнялись разночинцами из духовных семи­нарий, питомцами гимназий и других учебных заве­дений.

Активно шла работа по подготовке собственных научных кадров, чтобы не ограничиваться приглаше­нием иностранной профессуры. В 1803 г. Академии наук было предоставлено право содержать до 20 вос­питанников из студентов, «имеющих постоянную склон­ность и отменную способность» к наукам, для подго­товки их в течение трех лет, к научно-педагогической деятельности по разным специальностям.

Своими выдающимися трудами обогатили науку в первой половине XIX в. в области естествознания про­фессора М.И. Афонин, П.И. Страхов, И.А, Двигубский, Х.А. Чеботарев, В.К. Аршеневский, медики М.Я. Муд-ров, Е.В. Мухин, И.Е. Грузинов, востоковед А.В. Болды­рев, литературовед А.Ф. Мерзляков.

Под напором неотложных нужд и потребностей жизни правительство вынуждено было в 1803 г. снять запрет с деятельности «вольных типографий», разре­шить открытие ряда ученых обществ — общества мате­матиков, любителей наук, филармонического общества, общества любителей российской словесности и истории и древностей российских при Московском университе­те, учредить в Петербурге Публичную библиотеку (ныне библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина).

Вместе с тем реакционные меры правительства Александра I, вызванные распространением «вольно­думства» и революционных настроений среди студен­чества и лучших людей из дворянства — будущих де­кабристов, а также страхом самодержавия перед мас­совыми волнениями крепостных крестьян и работных людей после Отечественной войны 1812 г., нанесли ог­ромный вред прогрессу науки и просвещения, но уже не могли помешать национальной культуре развиваваться на идеях русских революционеров, ученых, поэтов, писателей, мастеров искусства в первой поло­вине XIX в.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.