Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гомбоева Л.В




Свободы

Введение в западную философию

 

 

Учебное пособие

 

Улан-Удэ

Издательство ВСГТУ

 


УДК 123 (075.8)

ББК 87.6 я 73

Г64

Печатается по решению редакционно-издательского совета Восточно-Сибирского государственного технологического университета

 

Научный редактор

д-р филос. наук С.Ю. Лепехов

 

Рецензенты

д-р филос. наук Ю.Г. Марков

канд. филос. наук В.Н. Пристенский

 

Г64 Введение в западную философию свободы: учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2011. – 412 с.

 

Учебное пособие может быть использовано при изучении учебных дисциплин: «Философия», «Философия права», «Философия и психология свободы», «Философия и психология общения», а также для ведения философского кружка и организации диспутов по предмету «Логика и теория аргументации».

Предназначено для студентов высших учебных заведений всех специальностей, а также для всех, интересующихся проблемами свободы.

 

ББК 87.6 я 73

© Л.В. Гомбоева, 2011

© ВСГТУ, 2011


Предисловие

Отказаться от своей свободы – это значит отказаться от своего человеческого достоинства, от права человека, даже от его обязанностей.

Ж.-Ж. Руссо

Свобода (независимость от принуждающего произволения другого), поскольку она совместима со свободой каждого другого, сообразной со всеобщим законом, и есть единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности человеческому роду.

И. Кант

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства.

Статья 2 Конституции РФ

Все мы хотим жить в более справедливом и процветающем государстве, но при этом мы не желаем нести ответственность за нашу общую жизнь и недостаточно ценим свои гражданские свободы. Мы продолжаем уповать на управленческую авторитарную традицию «сверху вниз» и почти не используем демократическую методологию «снизу вверх».

Мы также недостаточно понимаем, что свобода является ценностью не только социальной, но и индивидуальной. Свобода ценна для двух сфер сознания человека – его эго и его духа.

Эгоцентрическая индивидуальная свобода связана с инстинктом самосохранения, она особенно необходима индивиду на этапе становления его самости (Юнг). При подавлении эгоцентрической свободы с детства индивид обычно вырастает беспомощным, всего боящимся, чрезмерно подверженным внешним манипулятивным воздействиям существом.

Духовная свобода есть проявление разумной, благой и творческой воли, которую можно признать надындивидуальным началом в психике человека. Духовная свобода нужна для экзистенциальной потребности быть, а не существовать (Фромм). Быть значит любить, творить, делать добро. Человек без духовной свободы – раб плоти и ограниченного эго.

Многие из нас свободны в своем эгоизме, но мало кто свободен духовно. Серьезными препятствиями к индивидуальной свободе человека являются его характер, влияние социальной и природной среды, привычный образ жизни, генетическая предрасположенность, неправильное понимание свободы. Многие путают свободу со вседозволенностью, выражают негативное отношение к свободе или под флагом свободы творят что угодно. Современная техногенная цивилизация ориентирует людей лишь на потребление и накопление материальных благ, деструктивно влияет на понимание ценности свободы. При ощущении экзистенциальной неудовлетворенности собственным существованием современный человек имеет множество средств завуалировать ее: алкоголь, наркотики, антидепрессанты, индустрия развлечений. Но если он под влиянием всех этих препятствий и препятствующих установок к свободе будет довольствоваться своей несвободой, то вместе с этим ему придется смириться с утратой своей человеческой сущности и признанием себя либо животным, либо простым винтиком социального механизма.

Преграды к социальной свободе не менее весомы. Во-первых, всякое организованное общество ради самосохранения устанавливает свои порядки, неизбежно ограничивающие индивидуальную свободу. Во-вторых, в условиях традиционного авторитарного типа правления естественны массовое недопонимание значения свободы и инертность общества. В-третьих, как отмечают многие философы, весомыми препятствиями к социальной свободе могут быть преобладание эгоистических побуждений у правящей элиты над стремлением к общему благу и возникающая отсюда потребность подавлять всякую самостоятельную мысль. В-четвертых, тормозом на пути построения свободного и справедливого общества являются недостаточное понимание философии свободы и методики либерализации.

Проблема свободы и рабства человека и общества – это, по существу, проблема мировоззрения, а точнее, философии. Именно философия предназначена быть интеллектуальным оружием против недостатка мудрости.

Проблема свободы исследовалась западной, восточной, отечественной и другими философиями. Лао-Цзы и Будда широко признаны учителями человечества. Философские основания восточной мистики подтверждены современными научными открытиями в области квантовой механики. Русская философия свободы в учениях Ф. Достоевского, Н. Бердяева, И. Ильина, С. Франка и других отличается от других философий свободы поисками высокой духовности. Таким образом, восточная и русская философии имеют свои уникальные ниши в мировой философии свободы и заслуживают самого пристального изучения. Но здесь мы остановимся на западной философии свободы, поскольку она интересна сама по себе, ее влияние на мир неуклонно возрастает и значение западной философии свободы для модернизации России трудно переоценить. Длящаяся во времени и пространстве западная философская дискуссия и породила то идейное богатство, критически обращаясь к которому люди могут стать свободнее.

Практически с самого зарождения западной философии проблема свободы была одной из центральных ее тем, и ею много достигнуто не только в теоретическом, но и практическом плане.

В теоретическом плане западная философия:

– признала свободу человека его сущностной чертой, лишившись которой человек перестает быть человеком, становится бездумным и безответственным, вещью, автоматом, животным;

– выдвинула принципы свободы, равенства и справедливости в качестве основных регулятивов индивидуального и социального поведения; на основании соблюдения этих принципов в обществе возможна солидарность, необходимая для модернизации;

– объяснила значение свободы (мысли, слова, дискуссий и т.п.) в обществе;

– дала многочисленные попытки объяснения свободе или несвободе человека (предрасположенностью от рождения (Платон, Аристотель, Ницше), предопределением (стоики, Августин и др.), влиянием цивилизации (Руссо), зависимостью от общественных отношений (Маркс) и т.д.);

– показала, что свободу невозможно доказать, в нее следует верить (Кант);

– указала на традиционные ошибки, ведущие к несвободе (излишнее доверие авторитетам, догматизм, чрезмерный рационализм и т.п.);

– устранила границы в методологии научного познания: «Допустимо все»;

– признала, что для развития уровня нравственности и свободы необходимы постоянные усилия в области воспитания, распространения практик рациональных дискуссий и диалогов, общения с компетентными наставниками;

– сделала ряд фундаментальных предложений в области политики, права, экономики, образования, научной методологии;

– выдвинула идею построения открытого общества.

В практическом плане западная философия свободы достигла значительных результатов в плане реализации ее основных идеалов свободы, равенства, справедливости в общественной жизни многих стран мира. Она призывает правителей к нравственности, справедливости и разуму, а народы – к гражданскому поведению.

Нередко западная философия свободы ошибалась, но в любом случае она побуждала к мысли тех, кто к ней обращался, и способствовала идейной зрелости человечества. Теоретические и практические достижения западной философии свободы следует пристальнее изучать тем, кто неравнодушен к своей стране и планирует принять эффективное участие в решении задач построения:

правового государства – государства, в котором обеспечивается верховенство права;

гражданского общества – общества, в котором граждане социально активны и способны контролировать действия властей;

гуманистического общества – справедливого общества, в котором нормой является не подавление личности, а уважение к ее достоинству и правам;

инновационной и при этом экологичной экономики – экономики, функционирующей на базе социальной среды, в которой развита свобода творчества, здоровая конкуренция, ответственное отношение к делу и природе.

Так что же такое свобода? Некоторые философы под влиянием классической рационалистической образовательной традиции пытались и до сих пор пытаются дать четкое и ясное определение свободы. Спиноза, Гегель и Маркс считали, что свобода – это познанная необходимость. Современный философский словарь определяет свободу как «возможность поступать так, как хочется»[1]. Но, вслед за современной западной философией, автор призывает признать, что свобода не может быть ничем иным, кроме свободы.

Фундаментальная черта свободы – ее несводимость к чему-то иному. Свободе нельзя дать правильное с точки зрения логики объективное и раскрывающее ее сущность определение. Но чтобы вести рациональный и эффективный дискурс о свободе, философ должен сформулировать и обосновать свое неизбежно субъективное понимание свободы, вписывая его в некую целостную картину мира.

Читателя, возможно, интересует, кто же будет проведить экскурсию в западную философию свободы в данной книге, а точнее какова авторская философская позиция? Если говорить кратко, то последняя сформирована под влиянием восточной и западной философии и выразима следующим образом. Мир целостен, несубстанционален, процессуален и взаимозависим, не вполне познаваем с помощью опыта и интеллекта. В сознании человека можно выделить два уровня: эгоцентрический и надындивидуальный космический, связанный с голосом совести и интуиции.

Данному мировоззренческому базису соответствуют следующие интерпретации индивидуального и социального аспектов свободы.

Свободу индивидуальную автор рассматривает как духовную свободу, проявляющуюся в развитом чувствовании и интеллекте, мудрости, любви, непредвзятости, идейной зрелости, стремлении к самосовершенствованию, справедливости, благородстве, творческом и ответственном отношении к действительности. Духовная свобода утрачивается, если человек попадает в плен к собственному эго. Поэтому для духовной свободы базового уровня важно следовать: во-первых, золотому правилу нравственности, уравнивающему я с другими: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»; во-вторых, совету Лао-цзы, «Добиваясь цели, не гордись». Высший уровень духовной свободы, по мнению автора, заключается в служении.

Свобода социальная, по мнению автора, состоит, с одной стороны, в том, что «каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека» (негативный либерализм); с другой – в том, что государство обеспечивает всем равные возможности для творческого саморазвития (позитивный либерализм). Забегая вперед, отметим, что позиции негативного и позитивного либерализма противостоят друг другу, но автор считает возможным применить универсальный принцип дополнительности к этим двум подходам и сказать, что защита прав и свобод индивида должна дополняться обеспечением всем элементарных социальных гарантий и равных стартовых возможностей для развития творческих способностей.

Свобода социальная возможна лишь тогда, когда общество и государство интерактивны в достижении основной цели государства – защиты прав и свобод граждан. Либерально-формулируемая цель обязывает чиновников признавать равенство всех перед законом, защищать права и свободы отдельной личности и меньшинств и следовать принципу справедливости. И с другой стороны, поскольку государственные чиновники, очевидно, не являются идеальными людьми, то для социальной свободы необходимо, чтобы общество было гражданским, т.е. способным контролировать действия властей и влиять на установление господства права.

Свобода предполагает высокий уровень мотивации человека, личностной зрелости. Достижению этого уровня и пребыванию на нем (свобода не есть статичное явление; никто не может сказать, что все, я (или мы) достиг(ли) свободы и на этом успокоиться) может способствовать регулярная практика диалогов и дискуссий, особенно в учебных заведениях. В общении с другими человек может видеть себя как в зеркале, и этот процесс может многих подтолкнуть к пониманию необходимости самосовершенствования, самоосвобождения.

Предлагаемое вашему вниманию учебное пособие «Введение в западную философию свободы» является первым учебным пособием такого рода в России. Данное учебное пособие написано с двумя целями. Первая цель состоит в теоретическом обогащении читателя западной философией свободы, вторая – в предоставлении материала для учебных дискуссий по философии свободы. Изучение западной философии свободы наряду с участием в философских диспутах должно способствовать развитию важнейших качеств свободной личности – самостоятельного и критического мышления, идейной зрелости, способности убеждать других, коммуникативности. Распространение философских диспутов по всей России могло бы способствовать идейному взрослению общества и формированию культуры рациональных дискуссий, необходимых для мирного перехода к фактическому установлению либеральной демократии. Таким образом, можно сказать, что данное учебное пособие имеет не только информационное значение для развития свободного общества, но и методологическое.

Для решения этих целей автор отходит от обычного для учебников стиля излагать парадигматический материал, устоявшийся и общепризнанный, поскольку очевидно, что учебное пособие по философии свободы может и не соответствовать такому стандарту. Иначе вместо побуждения читателя к мышлению можно получить в лучшем случае банальный эффект воспроизводства знаний. Недогматический стиль в написании этого учебного пособия не противоречит принципу свободы и плюрализма в образовании, утвержденному в Законе об образовании РФ (1992).

Понимая философию свободы как сущность всей философии и исходя из потребностей учебного процесса, автор составила учебное пособие таким образом, что по нему можно изучать историю западной философии в целом. Здесь философская мысль о свободе отражена не только в исторической ретроспективе, но и во взаимосвязи с философскими областями онтологии, гносеологии, этики, экономики, политики, права, науки, психологии и т.д.

Издание включает в себя результаты исследования истории философии свободы от античности до наших дней, цитаты и фрагменты текстов западных мыслителей (использование которых может способствовать победам в спорах на соответствующие темы), материалы справочного характера, вопросы для самоконтроля.

Учебное пособие может быть использовано для изучения курсов «История философии», «Философия права», «Философия политики и права», «Философия образования», «Этика», «Философия свободы», «Философия и психология личности», «Политология», а также как материал для подготовки к диспутам во время занятий по предмету «Логика и теория аргументации» и для проведения философского кружка в вузах и ссузах, в старших классах средних школ.

***

Данная работа по философии свободы не состоялась бы без людей, благодаря которым я живу и работаю.

Естественно, что, прежде всего, я благодарна своим родителям Гомбоеву Виктору Маласагаевичу и Рандаевой Синге Цыгеевне за их любовь и поддержку.

Духовное понимание сущности свободы я получила благодаря Достопочтимым Его Святейшеству Далай-Ламе, геше Джампа Тинлею, Богдо-Гыгену, Еше Лодой-Ринпоче. Отдельное спасибо Достопочтимому геше Джампа Тинлею и общине «Зеленая Тара» за организацию диспутов во время буддийского ретрита в с. Заречье Кабанского района Республики Бурятия, в которых я впервые встретилась с интересными по форме и содержанию полемическими спорами.

За поддержку в моей педагогической и научной работе я благодарна ректорату ВСГТУ, особенно ректору д-ру экон. наук, проф. В.Е. Сактоеву и проректору по учебной работе д-ру техн. наук, проф. П.К. Хардаеву.

Благодаря директору Института устойчивого развития ВСГТУ и моему первому научному руководителю, д-ру филос. наук, проф. В.В. Мантатову, а также канд. филос. наук, доценту кафедры «Философия» ВСГТУ О.В. Доржигушаевой я, учитель математики и физики по образованию, защитила кандидатскую диссертацию по философии.

Следует выразить благодарность и лицам, непосредственно повлиявшим на содержание и оформление данной работы:

– д-ру филос. наук, проф. С.Ю. Лепехову – за научную редакцию и указание на весьма значимое для работы учение Дж. Сороса;

– д-ру филос. наук, проф., академику Петровской академии наук и искусств Ю.Г. Маркову и канд. филос. наук, доц. кафедры социально-гуманитарных дисциплин Воронежского института МВД В.Н. Приставкину – за вдохновляющие рецензии;

– редактору редакционно-издательского отдела ВСГТУ Т.Н. Чудиновой – за ценные советы и замечания;

– дизайнеру газеты «Все для Вас» В.И. Балтуханову – за оригинальный дизайн обложки;

– Д.Д. Цыденову – за художественное оформление текста;

– кафедре философии ВСГТУ, и в частности С.Ю. Протасову, – за побуждение меня к исследованию и изложению данной тематики;

– своим студентам (в основном, обучавшимся у меня по дисциплинам «Философия», «Логика», а также членам философского кружка ВСГТУ), участвовавшим в основанных на данном тексте полемиках и высказывавшим свои замечания и предложения.


Глава 1. Философия свободы в системе
философских дисциплин

Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души.

Эпикур

Именно философия научила меня зависеть скорее от собственного мнения, чем от чужих суждений и всегда думать не о том, чтобы не слышать зла, но о том, чтобы не сказать или не сделать его самому.

Пико делла Мирандола

Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине.

Карл Поппер




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.