Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Джон Стюарт Милль




Английский философ, логик, экономист, социальный мыслитель Джон Стюарт Милль(1773–1836) – основоположник социального либерализма. Милль идейно сформировался под влиянием утилитаризма И. Бентама,  

экономики Д. Риккардо, Т. Мальтуса, позитивизма О. Конта, французского социализма А. Сен-Симона и Ш. Фурье. Милль известен активной деятельностью по защите преследуемых и угнетенных групп, таких как лишенные избирательного права и находящиеся в неравных имущественных правах женщины, афро-американцы в Северной Америке, он поддерживал рабочих в их движении за представительство в парламенте.

Учение Милля о свободе содержит в себе элементы и индивидуалистического и социального либерализмов.

Индивидуалистический либерализм

Милль защищает, прежде всего, индивидуальные свободы. Он заявляет, что люди должны вести тот образ жизни, какой они хотят. В противном случае если не будет возможностей для развития самобытности, оригинальности, интеллектуальности, нравственности и мужества, то общество не сможет развиваться. Общество будет состоять из «массовой заурядности», послушных, «истощенных и бесплодных», «ограниченных и изуродованных» индивидов с «зачахшими способностями».

Статью Милля «О свободе» и сегодня рекомендуют в качестве учебника по свободе. Милль отмечает общемировую тенденцию ограничения свободы личности в государстве и обществе.

«В мире вообще растет стремление увеличить власть над личностью, поскольку все перемены стремятся усилить общество и ослабить личность. Это – не случайное зло, которое само собой исчезает, – наоборот, оно будет расти. Желание и правителей, и граждан навязать свои взгляды и пристрастия так энергично поддерживается свойствами человеческой натуры (у одних лучшими, у других худшими), что его вряд ли сдерживает что-либо, кроме недостатка власти» [8, № 11, с. 13].

Милль провозгласил, что отношения общества к личности должны регулироваться только одним либералистским принципом:

«Принцип этот прост: единственное оправдание вмешательства в свободу действий любого человека – самозащита, предотвращение вреда, который может быть нанесен другим. Собственное благо человека, физическое или моральное, не может стать поводом для вмешательства, коллективного или индивидуального. Не следует заставлять его делать что-либо или терпеть что-то из-за того, что, по мнению общества, так будет умнее и справедливее. Можно увещевать, уговаривать, упрекать, но не принуждать и не угрожать» [8, № 11, с. 12].

Подлинная демократия, справедливо утверждал Милль, должна обеспечить такие условия, чтобы мнение меньшинства не подавлялось большинством.

О свободе как условии личностного роста

Свобода выбора нужна для личностного роста, а именно для развития предвидения, суждения, различения, морального чувства и интеллектуальной активности.

«Тот, кто во всем следует обычаю, не выбирает. Он не определяет, что лучше, и не стремится к этому. А мораль и разум, подобно мускулам, укрепляются лишь в действии. Тому, кто позволяет миру выбрать для него план жизни, не нужно никаких способностей, кроме обезьяньего подражания» [8, № 12, с. 25].

Милль отмечает также, что свобода нужна для раскрытия «открытых, бесстрашных натур и интеллектов».

Милль противопоставил просвещенческой концепции человека-машины концепцию человека-живого существа. Машина несвободна, а живое существо нуждается в свободе:

«Человеческая натура – не машина, построенная по модели, чтобы совершать в точности предписанную работу, а дерево, которое должно развиваться и расти всесторонне, соответственно стремлению внутренних сил, делающих его живым существом» [8, № 12, с. 25].

Милль отмечает, что свобода является одной из важнейших ценностей не только для личности, но и для общества.

Социальный либерализм

Милль – сторонник рыночной экономики, но в отличие от классических радикальных либералов он не считал, что доктрина laissez faire приведет к свободе. Минимум государственного вмешательства не обеспечивает максимум свободы индивида, поскольку существуют анонимные социальные силы, препятствующие свободе (Милль не расшифровывает, какие именно социальные силы препятствуют свободе, поскольку социология в его время была еще недостаточно развита).

Социальный либерализм Милля сказывается в его приверженности сильной власти и сильному правительству, которые должны находиться под контролем представительской ассамблеи, избранной народом. Милль считает, что нежелательную социально-экономическую ситуация общество может изменить посредством правовых реформ, принуждения и силы.

Либеральность как условие рациональности

Справедливо полагая, что всем свойственно ошибаться, Милль отстаивал идею свободных дискуссий: «При несовершенстве нашего разума интересы истины требуют разницы мнений» [8, № 12, с. 23].

– Свобода нужна, чтобы знать все альтернативные точки зрения.

– Сопоставление мнений может и не переубедить неправую сторону, но будет полезно нейтральной стороне.

– Свобода нужна, чтобы истина не погибла от преследований и не превращалась в догму, которую уже никто не понимает.

– Только рассмотрение предмета спора с разных сторон позволяет оживить мысль и понимание.

– Свободные дискуссии позволят не ударяться в крайности:

«Если мнения, одобряющие демократию и аристократию, собственников и уравнителей, кооперацию и конкуренцию, роскошь и воздержание, коллективизм и индивидуализм, свободу и дисциплину, не выражены с одинаковой свободой, не обоснованы с одинаковым талантом и энергией, то нет шансов, что обоим будет отдано должное» [8, № 12, с. 23].

Позитивизм. Милль – представитель не только утилитаризма, но и позитивизма [п. 9.2.]. Вслед за Юмом Милль сомневался в достоверности человеческого познания и считал, что существование внешнего мира ни доказать, ни опровергнуть невозможно. Мир нам дан через ощущения. Новые знания могут быть получены лишь эмпирическими методами. Исключения не составляют и математические знания, так как они основаны на наблюдении и обобщении. В ответ на отрицание возможности познания причинных связей Юмом Милль предложил методы установления причинной связи между явлениями (метод сходства, различия, остатков, сопутствующих изменений), называемые также методами научной индукции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.