Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уильям Джеймс




Видимый мир является лишь частью иного, духовного мира, в котором он [человек] черпает свой главный смысл.

Уильям Джеймс (1842–1910) – американский психолог и философ, один из виднейших прагматистов. Джемс получил медицинское образование, но с 1872 г. он поменял сферу своей деятельности, занявшись философией и  

психологией. Именно Джеймс популяризировал прагматизм как самую радикальную форму эмпиризма, опирающуюся не на абстракции и «фальшивые принципы», а на «конкретность и адекватность фактов, поступков и силы».

Онтология. Для Джеймса «видимый мир является лишь частью иного, духовного мира, в котором он [человек] черпает свой главный смысл». Джеймс описывает «плюралистическую Вселенную», в которой постоянно возникает новое, в которой царит случай, «жужжащий беспорядок».

Гносеология. Жужжащий беспорядок Вселенной невозможно выразить с помощью логики. Для человека не так уж важно, каков мир сам по себе, важно лишь наилучшим образом устроиться в нем, чтобы «чувствовать себя как дома во Вселенной». Джеймс, как и Пирс, выступил против рационалистических концепций окончательных истин. Джеймс рассматривал истину какстановление, процесс, опытным путем проверяемую концептуальную схему, в которую мы верим, помогающую нам устанавливать связи с действительностью и помогающую нам жить. Так он прихожит к прагматистской концепции истины: «Мысль истинна постольку, поскольку вера в нее выгодна для нашей жизни». «Это означает примат… свободы и возможности над догматической претензией на окончательную истину. Прагматизм не ищет какого-то особого результата. Это всего лишь метод».

О ценностях и свободе. Абсолютного понимания блага и зла не может быть. Ценности зависят от событий и от субъектов. Предпочтительны ценности, ведущие к подчинению себе меньшего числа других и при этом сохраняющие универсум, богатый возможностями. Вопросы о сущности свободы, о смысле жизни, о боге Джеймс (вслед за Кантом) считал теоретически неразрешимыми и требующими прагматического выбора. Джеймс утверждал, что «с этической точки зрения детерминизм должен быть ограничен», а воля человека свободна [5, 356].

О религии

Джеймс признавал религию необходимым компонентом человеческой жизни. Религия – это «вера в существование невидимого порядка вещей и в то, что наше высшее благо состоит в гармоническом приспособлении к нему нашего существа» [4, 50], это практический постулат, витальная гипотеза, продукт свободного выбора. Вера в Бога выгодна, полезна. Если я верю в Бога, а Бога нет, то я ничего не теряю. А если Бог есть, и я в него верю, то я только выигрываю. Вера в Бога дает силы для жизненной борьбы, «где есть Бог, там трагедия только временна и частична».

В мире есть много различных религий. Мыслитель формулирует основные положения, на которые опирается любая религия.

«1. Видимый мир является лишь частью иного, духовного мира, в котором он [человек] черпает свой главный смысл.

2. Истинной целью нашей жизни является гармония с этим высшим миром.

3. Молитва или внутреннее общение с духом этого горнего мира – "Бог" ли это или "закон" – есть реально протекающий процесс, в котором проявляется духовная энергия и который порождает известные психические и даже материальные последствия в феноменальном мире.

Кроме того, религия заключает в себе следующие психологические черты:

4. Она придает жизни новую прелесть, которая принимает форму лирического очарования или стремления к суровости и героизму.

5. Она порождает уверенность в спасении, душевный мир и вливает силы в чувство любви» [4, 378].

Джеймс предлагает оценивать существующие религии прагматически: «Значение и ценность религии будут для нас определяться полезностью ее для того человека, который ее исповедует, и полезностью этого человека для всего остального мира» [4, 357].

О космополитической партии свободных интеллектуалов. Джеймс считал, что современное ему общество устроено плохо: в нем много конфликтов и обездоленных людей. Вместе с тем он верил в победу сил света над силами тьмы, которая будет возможна, если свободные интеллектуалы солидаризируются: «В вековой борьбе света против тьмы, права против произвола, любви против зла Творец жизни с нами, и мы не можем все время проигрывать».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.