Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неопозитивизм




Неопозитивизм – это позитивизм третьего этапа. Неопозитивизм состоит из двух течений – аналитической философии (логического атомизма, логического позитивизма) и возникшего на его базе логического эмпиризма.

10.4.1. Аналитическая философия
Бертрана Рассела и Людвига Витгенштейна

Аналитическая философия – это философия, ориентированная на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления, а также его языкового выражения, достижимые путем применения методов формальной логики и анализа языка, а также привлечения результатов естественных наук. Основной метод исследования – логический анализ языка и мышления. При этом язык выступает не только основным инструментом философских изысканий, но и первейшим объектом этих изысканий.

Основатели аналитической философии – Готлоб Фреге (1848-1925), Бертран Рассел (1872-1970) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951). Фреге больше известен как один из основателей символической логики. Аналитическая философия Рассела и раннего Витгенштейна характеризуется безграничной уверенностью в возможностях логического анализа языка науки и отказом от метафизических высказываний.

Бертран Рассел (1872–1970) – английский логик, философ, математик, видный общественный деятель. В логике и математике Рассел – один из основателей символической логики. В философии Рассел создал концеп-  

цию логического атомизма и является одним из основателей аналитической философии. Рассела как логика и социального мыслителя особенно волнуют проблемы свободы. В 1950 г. Рассел награжден Нобелевской премией по литературе «…в знак признания разнообразных и значительных произведений, в которых он отстаивает гуманистические идеалы и свободу мысли».

Позитивизм. О религии и философии. Рассел, как и все позитивисты, считал, что все религиозные верования нужны были лишь в период детства человечества и со временем они прекратят свое существование. Рассел признает, что религия иногда имела положительный эффект, но в целом отрицает ее значение в распространении добра в мире. Рассел высказывался и против метафизических учений. Например, он критиковал гегелевский абсолют: логика отношений не знает никакого целого, господствующего над единичными явлениями. Рассел предложил свести философию к логическому анализу научного знания.

Логический атомизм.

Рассел считал, что в основе научного знания должен лежать, не обыденный полный неясностей и двусмысленностей язык, а искусственный язык, построенный на основе математической логики.

Рассел призывал к сомнениям и настаивал на проверке истинности предложений фактами. Все предложения науки следует свести к элементарным, простым, атомарным, чувственно проверяемым предложениям, выражающимся с помощью пропозициональных функций типа «x есть Р», где х – переменная, а Р – свойство или отношение. Из атомарных предложений с помощью символического языка можно выстраивать более сложные предложения. Рассуждения следует преобразовывать в формулы и проверять их на правильность средствами символической логики.

Социальная философия

Рассел предлагает для решения практически всех социальных проблем два принципа.

1. «Работа должна предоставляться людям, исходя из их деловых качеств».

2. «Целью образования должно стать излечение людей от привычки принимать утверждения, для которых нет подтверждающих свидетельств» [15, 231]. В этой связи Рассел констатирует: «Наша система образования выпускает из школ молодых людей, способных читать, но по большей степени неспособных самостоятельно оценивать происходящее или формировать общественное мнение» [15, 225].

Для утверждения обоих принципов необходимо, согласно Расселу, развивать культуру рационального скепсиса. Лишь культура рационального скепсиса может избавить людей от многих проблем.

«Преследования прекратились бы. Образование ставило бы своей целью расширение и развитие мышления, а не его ограничение. Для работы бы подбирались люди, способные ее делать, а не потому, что они льстят иррациональным догмам стоящих у власти» [15, 218].

О свободе

Рассел считал, что основным условием социального прогресса является свобода мысли.

«Мы можем сказать, что мысль свободна, когда она ставится в условия свободной конкуренции наряду с другими убеждениями, т.е. когда каждый может изложить свою точку зрения и когда ни юридические, ни материальные преимущества или неудобства не влияют на убеждения» [15, 215].

Но даже современная ему Англия не являлась вполне либеральным государством. Рассел писал, что из-за своего свободомыслия он имел немало проблем в жизни.

Вопреки либеральным экономистам [см. п. 12.3] Рассел считал, что уровень свобод в обществе зависит не от экономических условий и их перемен, а от наличия просвещенного общественного мнения. Благодаря наличию просвещенного общественного мнения может быть выполнено элементарное условие свободы – отсутствие правовых (в т.ч. экономических) наказаний на выражение мнений [15, 214]. Отсутствие наказаний на выражение мнений – это идеал, который никогда не может быть достигнут, но к которому мы должны стремиться.

Просвещенное общественное мнение, считает Рассел, должно заниматься защитой меньшинств.

«Жизненно важна защита меньшинств. Поскольку даже самые ортодоксальные из нас сами могут в один прекрасный день оказаться в меньшинстве, мы все заинтересованы в ограничении тирании большинства. Лишь общественное мнение может разрешить эту проблему» [15, 229]. «А просвещенное общественное мнение, – справедливо утверждает Рассел, – может быть создано только усилиями тех, кто желает, чтобы оно существовало» [15, 231].

Свобода, считает философ, приходит только к тем, кто уже не требует от жизни никаких подверженных действию времени личных благ.

Австрийско-британский философ, один из основателей и наиболее ярких представителей аналитической философии Людвиг Витгенштейн (1889–1951) оказал значительное влияние на современную философию. Он  

был честным и прямым человеком, не интересовавшимся вопросами карьеры и успеха. В начале Первой мировой войны Витгенштейн добровольцем отправился на фронт, был в плену. После войны он работал учителем в сельской школе. С 1926 г. Витгенштейн преподавал в Кембриджском университете. Во время Второй мировой войны профессор Витгенштейн работал санитаром в лондонском госпитале. В 1947 г. он вышел в отставку.

Центральные понятия философии Витгенштейна – язык и мир.

В учениях Витгенштейна выделяют на два периода: ранний и поздний (начиная примерно с 1933 г.). Ранние воззрения Витгенштейна отражены в книге «Логико-философский трактат» (1921). В книге «Философские исследования» (1953, опубл. посмертно) суммированы воззрения позднего Витгенштейна. Раннее учение восприняли философы Венского кружка, основавшие второе направление неопозитивизма – логический эмпиризм, а позднее учение дало начало распространившейся по всему миру лингвистической философии.

В ранний период Витгенштейн пытался логически структурировать язык и мир.

Идеи «Логико-философского трактата»

– Мир есть совокупность фактов.

– Факты, как и предложения, могут быть простыми и сложными.

– Язык должен быть фактичным, то есть благодаря языку можно описывать существующие и возможные факты.

– Опирающийся на факты язык должен подчиняться методам формализации (конъюнкция, дизъюнкция и т.п.) и законам логики.

– Предложения, нарушающие законы логики или не описывающие факты, должны быть признаны бессмысленными. В число бессмысленных попадают предложения этики, эстетики и метафизики.

– Ценности не являются фактами.

– О чем невозможно говорить, следует молчать.

О невысказываемом. «Логико-философский трактат» завершается высказываниями об отношении Витгенштейна к мистике, этике. Ценности не являются фактами. «Поэтому и невозможны предложения этики. Высшее не выразить предложениями. Понятно, что этика не поддается высказыванию. Этика трансцендентальна (Этика и эстетика суть одно)». Между тем он не отрицал значимости того, что утверждают этика, эстетика, метафизика. «Смысл мира должен находиться вне мира». «Существует невысказываемое. Оно показывает себя, это – мистическое», «Мистическое не то, как мир есть, но то, что он есть» [3, 70-73]. Поскольку мысль выражается в языке, то язык является границей мышления и границы моего языка обозначают и «границы моего мира».

Лингвистический позитивизм. Языковые игры

Лингвистический позитивизм, в отличие от логического позитивизма, занимается проблемами обыденного естественного, а не научного языка. Основателем лингвистического позитивизма считается Витгенштейн позднего периода. Лингвистический позитивизм как направление неопозитивизма расцвел в 1950-1960-х гг.

Основанием для перехода Витгенштейна к лингвистическому позитивизму является то, что язык он стал рассматривать как явление в принципе нестатичное, подобное исполнению музыки, спортивным и иным играм, формам жизни. Витгенштейн критиковал концепцию языка как именования предметов и рассуждений о них. Он считает, что именная модель языка ведет к платонизму и реализму с их вечным поиском вечных универсальных сущностей. «Наименование в каком-то смысле напоминает привешивание ярлыка к вещи» [4, 85]. «Ой! На помощь! Прекрасно! Нет! – неужели ты все еще склонен называть эти слова «наименованиями предметов» [4, 92].

Именной модели языка Витгенштейн противопоставил игровую. В игровой модели язык понимается как подвижная система, в которой то и дело возникают противоречия, связанные с неясностью смыслов используемых слов и выражений, и которые подлежат устранению путем прояснения последних. Языковой игрой Витгенштейн называет «целое, состоящее из языка и действий, в которые он вплетен» [4, 83]. «Термин «языковая игра» призван подчеркнуть, что говорить на языке – компонент деятельности или форма жизни» [4, 90]. Применение слова «игра» к языку утверждает изменчивость, подвижность, относительность языка, его вплетенность в ситуацию, в действия. Витгенштейн говорит: «Смысл слова есть способ его употребления в языке». Например, значение слова «ходить» зависит от его употребления: «Я хожу», «Ходят слухи» и т.п. Терапевтическая функция лингвистической философии состоит в изучении языковых игр, в прояснении употребления слов и выражений в зависимости от контекста. Традиционная философия с точки зрения лингвистической философии совершает словесные ошибки, когда пытается выделить сущность понятий «знание», «бытие», «объект» и т.п. «Итог философии – обнаружение тех или иных явных несуразиц и тех шишек, которые набивает рассудок, наталкиваясь на границы языка» [4, 129].

На примере знаменитого образа «Заяц-Утка головы», заимствованного у американского физиолога Джозефа Ястрова (1899), Витгенштейн показывает,

что одна и та же реальность может быть одинаково успешно интерпретирована по-разному. Таким образом, невозможна единая правильная картина мира; есть лишь разнообразные картины мира. И это признание множественности картин мира является основанием для утверждения мировоззренческой свободы.

Значение аналитической философии Рассела и Витгенштейна. Аналитическая философия в XX в. стала доминирующим философским направлением в англоязычных странах (Великобритания, США, Канада и т.д.). Здесь центральной проблемой становится философия языка, вокруг которой формируются другие аналитические дисциплины: философия сознания, философия действия, философия логики, философия морали, аналитическая метафизика и т.д. Понятие «языковых игр» Витгенштейна было использовано позже постмодернистами как символ нежесткого, нетотализирующего использования языка.

10.4.2. Логический эмпиризм Морица Шлика
и Рудольфа Карнапа

Логический эмпиризм, логический позитивизм – это эмпирически ориентированная аналитическая философия, утверждающая, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, сводящиеся к простым предложениям об эмпирически данном. Не проверяемые эмпирически предложения неопозитивисты отвергали как бессмысленные. Неопозитивизм вырос из аналитической философии и стал после нее вторым течением третьего этапа позитивизма. Неопозитивизм еще называют логическим эмпиризмом, потому что он придавал исключительно важное значение методам логики как средству философского анализа, как средству различения истинных научных положений от ложных. Представители неопозитивизма, в отличие от аналитических философов, не считали необходимым превратить философию только в логический анализ языка. Философия должна стать наукой, лишенной произвольных (метафизических) измышлений.

Логический эмпиризм, логический позитивизм или второй неопозитивизм основан членами Венского кружка.

М. Шлик Руководителем Венского кружка был немецко-австрийский физик, философ Мориц Шлик (1882–1936). Ведущим представителем логического эмпиризма был немецко-американский физик и логик Рудольф Карнап (1891–1953).   Р. Карнап

До начала 1930-х гг. Карнап активно участвовал в работе Венского кружка, а с 1935 г. жил и работал в США. В этот кружок также входили австрийский философ, социолог, экономист Отто Нейрат (1882–1945), математик Курт Гедель (1906–1978) и др. Участники Венского кружка развивали идеи Б. Рассела и Л. Витгенштейна.

Вслед за Витгенштейном Карнап, как и другие неопозитивисты, ставил себе целью очистить философию от всех «бессмысленных» предложений, которыми полны метафизика, этика, эстетика. Но Витгенштейн говорил лишь об абсурдности высказываний о том, о чем следует молчать, а представители Венского кружка, в том числе Карнап, решили элиминировать [73] эмпирически неподтверждаемые высказывания вовсе: «Логический анализ выносит приговор бессмысленности любому мнимому знанию, которое претендует простираться за пределы опыта» [7, 85]. Карнап критиковал Канта, Гегеля, Хайдеггера, Сартра и других философов за использование таких «бессмысленных» выражений и псевдопонятий, как «дух», «вещь-в-себе», «Ничто» и т.п.

Другое важное отличие логического эмпиризма от аналитической философии состоит в том, что универсальным языком науки логические эмпиристы Карнап, Нейрат и другие признали язык не логики, а математической физики. На язык физики предлагалось перевести высказывания всех других наук, в том числе психологии.

Эволюция логического позитивизма: от верификации до принципа терпимости

В качестве разграничителя осмысленных предложений от бессмысленных Шлик предложил принцип верификации [74]: на статус научного могут претендовать только эмпирически проверяемые высказывания или дедуцированные из эмпирических высказываний. Высказывания, не выдерживающие эмпирической проверки, Карнап квалифицировал как метафизические и не имеющие теоретического смысла. Шлик предлагал теоретические предложения соотносить с простыми протокольными или базисными предложениями, сводимыми к опыту. Например, «это – теплое», «вижу зеленое». В 1920-1930-е гг. убеждение, что все осмысленные предложения можно свести к протокольным суждениям, было широко распространенным. Но впоследствии обнаружилась серьезная методологическая проблема: какие утверждения можно считать истинными протокольными предложениями? Понятия «теплое», «зеленое» носят субъективный характер.

Далее Карнап и Нейрат пришли к выводу, что требование редукции теоретического знания к эмпирическому оказывается чрезмерным, так как, например, измерительные приборы сами строятся на базе теоретических знаний. Кроме того, аксиомы – фундамент всякой развитой логически завершенной теории – носят характер соглашений, а не эмпирически установленных фактов. Логические позитивисты отбросили принцип верификации и рекомендовали использовать так называемую когерентную концепцию истины, согласно которой истинными считаются только те предложения, которые согласуются со всей совокупностью ранее установленных научных предложений, т. е. непротиворечиво входят в тот или иной «язык» науки.

Затем Карнап отрекся и от когерентной концепции истины. В процессе развития науки возникают открытия, противоречащие признанным научным знаниям. Например, модель мира по Копернику не совпадает с птоломеевскими взглядами, а законы квантовой механики не согласуются с законами классической механики. В 1934 г. Карнап пришел к совершенно либеральному выводу, что каждый ученый волен строить свою картину мира на основе любой непротиворечивой логической системы, поэтому в науке следует утвердить «принцип терпимости».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 4137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.