Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно




  М. Хоркхаймер Немецкие философы Макс Хоркхаймер (1895–1973) и Теодор Адорно (1903–1969) написали совместную книгу «Диалектика Просвещения» (1947), критиковавшую иъяны современного общества и ставшую про-   Т. Адорно

граммным выражением идей Франкфуртской школы. В работе «Негативная диалектика» (1966) Адорно наметил путь преодоления изъянов общества.

Просвещение и тоталитаризм

В изданной почти сразу после Второй мировой войны «Диалектике Просвещения» Хоркхаймер и Адорно утверждают, что тоталитаризм, эта «новая пучина варварства», не исчез с поражением фашизма; более того, и в мирное время не прекращается тоталитаризация общества. Последняя происходит из-за господства рационализма и капитализма, превращения Просвещения в уничтожающий мифы и метафизику позитивизм.

Позитивистская победа разума над мифом и метафизикой превратила людей в самоотчужденных, сформированных «в соответствии с мерками технической аппаратуры», освобожденных «от многозначности мифологического мышления, равно как и от всякого смысла вообще», индивидов со сниженной чувствительностью. В рационализме все рассматривается как повторяющееся, индивиды превращаются в безликую «толпу», «… разум сам становится тут всего только подсобным средством всеобъемлющего экономического аппарата. Он используется как всеобщий инструмент, пригодный для изготовления всех иных инструментов…» [33, 46] Все стало мериться категорией «пользы», «и субъект, и объект становятся ничтожными» [33, 43], и все это ведет к росту насилия над людьми, к Освенциму и ГУЛАГу.

Другой основой для тоталитаризма является капитализм: «Стремление к прибыли выливается в стремление к социальной власти». Власть меньшинства, владеющего средствами производства, ведет от либерализма рыночного типа к господству монополий и посредством усиления механизмов социального контроля к тоталитаризму.

Таким образом, согласно «Диалектике Просвещения», «свобода в обществе неотделима от просвещающего мышления», но, с другой стороны, само понятие просвещающего мышления ведет к несвободе, которая «сегодня наблюдается повсюду» [33, 11-12].

Этика негативной диалектики. О свободе

Хоркмахер и Адорно не формулировали никакой позитивной модели этики и общества (впрочем, в поздних работах Хоркхаймера высказаны предпочтения западной либеральной демократии). Задача философии, согласно Xоркхаймеру и Адорно, – оказать содействие индивиду в его противодействии формам тотальной организации социального бытия. Свою миссию, как и миссию всех мыслящих людей, философы видят в том, чтобы «оберегать свободу, позволять ей распространяться и развиваться вместо того, чтобы, пусть даже косвенно, ускорять продвижение к административно управляемому миру» [33, 7]. Они призывали «встать на сторону остатков свободы, тенденций движения к реальной гуманности, даже если на фоне величественного хода истории они и выглядят беспомощными» [Там же]. Философы отмечают, что сковывание свободной инициативы, воспроизводство личностей авторитарных ориентаций всегда пагубны для общественного самообновления.

Метод этического философствования Адорно – это негативная диалектика. Последняя «представляет собой мышление, говоря языком Ницше, по ту сторону альтернативы релятивизма и абсолютизма… Мы можем не знать, что такое абсолютное благо, что такое абсолютная норма, мы можем даже не знать, что такое человек, человеческое или гуманность, но что такое нечеловеческое мы знаем слишком хорошо. Поэтому я склонен говорить о том, что место философии морали сегодня определяется скорее конкретным отрицанием всего нечеловеческого, нежели попытками логически абстрактного определения человеческого бытия» [2, 201]. В отличие от позитивной диалектики Гегеля негативная диалектика Адорно отвергает доминирование целого над частями.

Т. Адорно подчеркивал, что именно свобода является необходимым условием морального поведения человека, что человеку не стоит руководствоваться только принципом причинности. «Вследствие существования в мире, лишенном свободы, у отдельного человека отмирает, атрофируется инстанция совести» [2, 201].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.