Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные свойства человеческого сознания




       
   
 


ü противоположно материальному объекту, образом которого оно является (огонь – образ огня); ü независимо от материи (в сознании возможно то, что невозможно в реальном мире); ü в некоторых случаях первично по отношению к материи (при изготовлении любого предмета в сознании всегда имеется «образ» данного предмета); ü не воспринимается органами чувств (не имеет запаха, вкуса, цвета, не обладает протяжённостью и т.п.)  

 

 


Сознание как таковое структурно организовано, представляет собой целостную органическую систему, состоящую из многих компонентов, которые находятся между собой в многообразных связях.

 

Элементы структуры сознания:

§ Знание – результат процесса познания, отражение действительности в виде чувственных и рациональных образов.

§ Внимание – психическое состояние, которое обеспечивает направленность и сосредоточенность познавательной и практической деятельности человека на определённом объекте или действии.

§ Эмоции:

ü Чувства – переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, к другим людям, к каким-либо явлениям.

ü Настроение – эмоциональное состояние, которое придаёт определённый эмоциональный тон, окраску всем другим переживаниям, мыслям и действиям человека.

ü Аффект (душевное волнение) – сильно и бурно протекающее эмоциональное состояние.

§ Воля – созидательное устремление человека на выполнение тех или иных действий.

§ Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе полученных от действительности впечатлений.

§ Фантазия – «плод» воображения, отличающийся большей силой и выразительностью образов.

§ Память – закрепление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его предыдущего опыта.

Наиболее крупными уровнями сознания являются: обыденное и теоретическое сознание, индивидуальное и общественное сознание.

Говоря о структуре сознания нельзя обойти стороной вопрос сущности самосознания. В начале своего развития сознание имеет внешнюю направленность. Человек осознаёт своё положение как положение вне этого мира, воспринимая его, как независимый и отделённый от своего «я». По мере развития абстрактного мышления человек начинает понимать, что для самого себя может стать объектом познания. Эта способность называется рефлексией. Она даёт человеку возможность повернуться к самому себе, к своему собственному «я», оценивать своё физическое состояние, поведение, свои мысли и точность их выражения; пытается разобраться в причинах того или иного своего поступка, посмотреть на себя «как бы со стороны», глазами другого человека. Всё это в своей совокупности и есть самосознание.

Самосознание – это особая форма сознания, которая состоит в способности человека осознавать и оценивать свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, интересы, своё положение в мире.

Самосознание способствует тому, что у человека вырабатывается критический подход к самому себе как личности, к своему внутреннему миру, помогает его становлению и развитию, определению жизненного пути. Но если нарушено чувство меры и человек «наполнен только самим собой», то это тормозит его развитие, приводит к эгоцентризму, переоценке собственного «я», а иногда – к душевному расстройству (мания величия и т.п.). Кроме того, самосознание играет роль социального регулятива, помогая человеку осознавать свою личную ответственность за результаты своей деятельности.

Сознание имеет не только свои уровни, формы и структуру, но взятое в целом выполняет ряд определённых функций. К их числу чаще всего относят следующие.

1. Активно отражательная – это не мёртвое, зеркальное, пассивное отражение, а творческий, активный, целенаправленный обобщённый процесс отражения действительности человеком как социальным существом.

2. Объяснительная – сознание в тех или иных своих формах (особенно в научной, теоретической) стремиться объяснить мир, открыть его законы, причины, противоречия и т.п.

3. Активно - преобразовательная, конструктивно-творческая – сознание мысленно, идеально создаёт то, что сама «первозданная природы» не создаёт – технику, технологию, строительные сооружения, то есть «вторую природу» - весь мир материальной и духовной культуры.

4. Коммуникативная, регулятивная, в ходе реализации которой возникают формы взаимосвязи (общения) между людьми, для чего они создают нормы, принципы права, морали, религии, науки и т.п.

5. Целеполагающая – способность к целеполаганию – кардинальная характеристика человеческого сознания, то есть это мысленное предвосхищение результата деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.