Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая охрана российских средств индивидуализации за рубежом




 

Общие положения. С расширением международных экономических связей повысился интерес российских участников гражданского оборота к охране средств их индивидуализации не только внутри страны, но и за рубежом. Выходя на зарубежный рынок со своей продукцией, которая зачастую ни в чем не уступает зарубежным аналогам, а иногда таких аналогов не имеет, российским предприятиям приходится вести жесткую конкурентную борьбу с иностранными фирмами. При этом нередко они сталкиваются с фактами недобросовестного использования конкурентами таких обозначений, которые вольно или невольно вводят других участников оборота и потребителей в заблуждение относительно производителя товаров и места их происхождения. Встречаются случаи и прямого присвоения заинтересованными лицами тех средств индивидуализации, которыми давно успешно пользуются российские предприятия. Поэтому охрана фирменных наименований, товарных знаков и других средств индивидуализации, принадлежащих российским предпринимателям, за пределами Российской Федерации является достаточно актуальной задачей.

Как и другие объекты промышленной собственности, средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) по общему правилу пользуются правовой охраной лишь в пределах территории того государства, в котором обладатель исключительного права на них приобрел эти права в установленном законом порядке. Поэтому для того чтобы средства индивидуализации российских участников гражданского оборота охранялись в каких-либо других странах, необходимо либо получить в этих странах охрану по национальной процедуре, либо воспользоваться механизмом соответствующего международного договора, при условии, конечно, что такой договор имеется и что Российская Федерация и интересующая правообладателя страна являются его участниками.

Государства - участники Парижской конвенции договорились о распространении на заявителей из всех стран-участниц национального режима, т.е. о предоставлении им такого же круга прав и обязанностей, которым пользуются в отношении приобретения прав на объекты промышленной собственности граждане и юридические лица того государства, в котором истребуется охрана. Поскольку фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров в соответствии с п. 2 ст. 1 Конвенции относятся к охраняемым объектам промышленной собственности, данное правило в полной мере применяется и к ним. Поэтому всякий российский правообладатель имеет возможность обеспечить охрану принадлежащих ему средств индивидуализации в любой стране Парижского союза по установленной ею национальной процедуре наравне с ее собственными физическими и юридическими лицами. Следует подчеркнуть, что данное правило действует и в отношении стран ближнего зарубежья, так как все они либо стали участницами Парижской конвенции, либо приняли на себя обязательство руководствоваться ее положениями.

Сказанное вовсе не означает, что заинтересованные лица не могут получить охрану средств индивидуализации в тех странах, которые не участвуют в Парижской конвенции, но в своем внутреннем законодательстве предусматривают такую охрану. В настоящее время практически нет стран, которые отказывали бы в предоставлении охраны заявителям из других государств, хотя, не будучи членами Парижского союза, они могут вводить для иностранцев дополнительные обязательства и ограничения.

Охрана за рубежом отдельных средств индивидуализации. Охрана средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) на основе многосторонних соглашений в настоящее время по разным причинам обеспечивается не всем. Международно-правовая охрана фирменных наименований предусматривается лишь Парижской конвенцией. Согласно ст. 8 Конвенции все страны Парижского союза гарантируют охрану фирменных наименований без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, являются ли они частями товарных знаков или нет. При этом государства свободны в выборе средств и путей обеспечения такой охраны. В частности, они могут иметь специальные законы о фирменных наименованиях, предусматривать их охрану с помощью законодательства о борьбе с недобросовестной конкуренцией или использовать иные средства охраны. Кроме того, Конвенция не раскрывает понятия "фирменное наименование", в связи с чем законодательством разных стран - участниц Конвенции в него может вкладываться различное содержание.

Однако если фирменное наименование российского юридического лица удовлетворяет требованиям национального законодательства того государства - участника Парижского союза, в котором истребуется охрана, такая охрана должна быть ему обеспечена независимо от каких-либо иных условий. В частности, для предоставления охраны не требуется подача заявки или регистрации фирменного наименования в данной стране, хотя бы такая регистрация и предусматривалась для национальных фирменных наименований. Все это позволяет еще раз подчеркнуть, что право на фирменное наименование обладает свойством экстерриториальности и действует на территории всех стран - членов Парижской конвенции.

Напротив, российские товарные знаки, за исключением тех из них, которые подпадают под разряд общеизвестных знаков, пользуются охраной в зарубежных странах, как правило, лишь в том случае, если они зарегистрированы в этих странах либо осуществлена их международная регистрация в соответствии с действующими международными соглашениями. Парижская конвенция по охране промышленной собственности, уделяющая знакам достаточно большое внимание, содержит ряд важных правил, определяющих принципы их правовой охраны в странах - членах Парижского союза. В частности, Конвенция закрепляет правила о приоритетном сроке при регистрации знаков, составляющем 6 месяцев (п. 1 ст. 4), о независимости товарных знаков в различных странах Парижского союза (ст. 6), о запрещении использования в качестве товарных знаков государственной символики, официальных названий и эмблем международных организаций (ст. 61), о допустимых основаниях отказа в регистрации товарных знаков (ст. 6 quinquies) и др. Однако сама Парижская конвенция не создает механизма международной охраны знаков, так как связывает предоставление охраны с их обязательной регистрацией в странах - членах Парижского союза. Исключение составляют, как отмечалось, лишь так называемые общеизвестные знаки, которым охрана обеспечивается независимо от регистрации.

В настоящее время основным международным договором, направленным на преодоление принципа территориальности в охране знаков, является Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. Российская Федерация участвует в этом Соглашении как правопреемник Советского Союза, который присоединился к нему в 1976 г. Сущность данного Соглашения состоит в том, что товарный знак, зарегистрированный в Международном бюро интеллектуальной собственности (г. Женева), получает в стране, участвующей в Соглашении, такую же охрану, как если бы он был заявлен там непосредственно (п. 1 ст. 4). Это означает, что Мадридское соглашение не создает единого правового режима товарного знака во всех странах-участницах, а лишь облегчает процедуру получения охраны сразу во многих странах, избавляя от необходимости регистрации товарного знака в каждой отдельной стране. С 1 апреля 1996 г. стало возможным получение единого охранного документа, действительного для всех государств - участников Соглашения.

Заявка на международную регистрацию, которая подается через патентное ведомство страны происхождения (п. 2 ст. 1507 ГК), оформляется по единым правилам и должна быть представлена на бланке, предписанном Инструкцией. Патентное ведомство страны происхождения удостоверяет, что данные, приводимые в заявке, соответствуют данным национального реестра, и указывает даты и номера заявки и регистрации заявки в стране происхождения, а также дату подачи заявки на международную регистрацию.

Экспертиза заявок по существу Международным бюро не производится, оно лишь регистрирует заявленные знаки, сообщает об этой регистрации заинтересованным ведомствам и производит публикацию зарегистрированных знаков в издаваемом им периодическом журнале. Патентное ведомство любой страны, участвующей в Соглашении, имеет право в срок, установленный ее национальным законодательством, но не позднее одного года с даты международной регистрации заявить, что охрана зарегистрированному знаку не может быть предоставлена на ее территории. Такой отказ должен быть мотивированным и может быть сделан только при наличии условий, которые в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности применяются к знакам, заявленным для национальной регистрации. Международное бюро незамедлительно пересылает патентному ведомству страны происхождения и владельцу знака копию уведомления об отказе в предоставлении охраны. Заинтересованное лицо имеет те же возможности для подачи возражения, как если бы знак был заявлен непосредственно в стране, где было отказано в охране.

В тех странах, от патентных ведомств которых сообщений об отказе в предоставлении охраны не поступило, международная регистрация знака действует в течение 20 лет независимо от того, какие сроки установлены национальным законодательством. Регистрация может неоднократно продлеваться на период 20 лет, считая с момента истечения предшествующего периода. За регистрацию знаков в Международное бюро уплачиваются международные пошлины, включающие основную пошлину, дополнительную пошлину за каждый класс МКТУ сверх трех и добавочную пошлину за каждое расширение охраны. Продление международной регистрации осуществляется путем простой уплаты основной пошлины, а в случае необходимости - дополнительной и добавочной пошлины.

Международное сотрудничество в области охраны такого средства индивидуализации производимой продукции, как наименование места происхождения товара, пока еще не получило достаточно широкого развития. Парижская конвенция по охране промышленной собственности в общей форме обязывает страны-участницы пресекать прямое или косвенное использование ложных указаний о происхождении продуктов или личности изготовителя, промышленника или торговца (ст. 10), но прямо не распространяет это требование на наименования мест происхождения товаров. Несмотря на близость понятий "указание происхождения" и "наименование места происхождения товара", они выступают как вполне самостоятельные объекты правовой охраны, что подтверждается ст. 1 Конвенции. Поэтому едва ли можно согласиться со сделанным в литературе выводом о том, что поскольку наименование места происхождения является особым видом указания происхождения, положения ст. 10 Парижской конвенции должны применяться и к наименованиям мест происхождения*(198).

Специальным соглашением о международной охране наименований мест происхождения товаров, заключенным в соответствии со ст. 19 Парижской конвенции, является Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации 1958 г. Данным Соглашением создан примерно такой же механизм международной регистрации наименований мест происхождения товаров, какой установлен Мадридским соглашением 1891 г. в отношении товарных знаков и знаков обслуживания. Российская Федерация к Лиссабонскому соглашению пока не присоединилась.

Правовая охрана коммерческих обозначений российских предприятий за рубежом обеспечивается лишь в тех государствах, в которых, во-первых, предусматривается охрана данного средства индивидуализации и, во-вторых, российскими предприятиями ведется хозяйственная деятельность.

 

Глава 59.Правовая охрана нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности

 

§ 1. Правовая охрана секрета производства (ноу-хау)

 

Понятие секрета производства (ноу-хау). Статья 1465 ГК определяет секрет производства (ноу-хау) как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Отвечая всем признакам, свойственным интеллектуальной собственности, и будучи одним из ее объектов, секрет производства обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, в основе секрета производства лежит фактическая монополия определенного лица на некоторую совокупность знаний. Хотя с принятием части четвертой Гражданского кодекса за обладателями секретов производства признана и юридическая монополия на их использование (исключительное право), это мало что изменило в практическом отношении. Ведь совершенно очевидно, что объявление секрета производства объектом исключительного права ничего не дает, если сами сведения, составляющие секрет производства, утратили свою конфиденциальность. Правовые средства, которыми располагает обладатель секрета производства, хотя и предоставляют ему известные возможности для ограждения его интересов, являются менее эффективными, чем те, которые имеются в распоряжении владельцев иных объектов интеллектуальной собственности. Поэтому прежде всего от самого правообладателя, от полноты и результативности принимаемых им мер по сохранению его фактической монополии на знание зависит жизненность его права на секрет производства.

Важной особенностью секрета производства является, далее, его наибольшая универсальность среди других объектов интеллектуальной собственности. Если под изобретениями, промышленными образцами, товарными знаками и иными объектами интеллектуальной собственности закон понимает вполне определенные результаты интеллектуальной деятельности, то под понятие секрета производства могут быть подведены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предпринимателя. При этом секретом производства могут быть объявлены вполне потенциально патентоспособные решения, которые правообладатель по каким-либо причинам не желает обнародовать и патентовать в установленном порядке.

Вместе с тем возможности предпринимателей по отнесению сведений, связанных с их деятельностью, к секретам производства не безграничны. Любое государство вправе осуществлять контроль за деятельностью предпринимателей, следить за своевременностью и полнотой уплаты налогов, оценивать воздействие их деятельности на окружающую среду и т.д. Поэтому повсеместно законом, иными правовыми актами или судебной практикой определяются сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне" режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений и т.д.

Специфической чертой секрета производства, выделяющей его среди других объектов интеллектуальной собственности, является неограниченность срока его охраны. Право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которая его образует, а также имеются предусмотренные законом условия его охраны. Это обстоятельство делает избрание данной формы охраны привлекательным для предпринимателей в тех случаях, когда их не удовлетворяет принцип срочности патентной охраны.

Наконец, секрет производства как объект интеллектуальной собственности не требует официального признания своей охраноспособности, государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, а также уплаты государственных пошлин. Это также имеет значение в выборе данной формы охраны достигнутого результата интеллектуальной деятельности среди имеющихся возможностей.

Таковы основные особенности секрета производства как объекта интеллектуальной собственности. Их анализом, однако, характеристика секрета производства не ограничивается. Как и по отношению к другим объектам интеллектуальной собственности, применительно к секрету производства закон устанавливает ряд критериев охраноспособности, которым она должна соответствовать, чтобы пользоваться правовой охраной. Особенностью рассматриваемого объекта интеллектуальной собственности является то, что проверка охраноспособности секрета производства осуществляется не в порядке специальной предварительной процедуры, а только тогда, когда право на секрет производства нарушается или оспаривается и требуется установить, существует ли оно вообще.

Российское законодательство предъявляет к секрету производства следующие три требования. Во-первых, информация, образующая секрет производства, должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. В соответствии с данным критерием из числа сведений, составляющих секрет производства, исключаются те, которые не представляют никакого интереса для окружающих, которые не могут быть использованы третьими лицами для достижения своих целей, которые никто не приобрел бы, если бы они были предложены к продаже. Кроме того, сведения, обладающие действительной или потенциальной ценностью, должны быть неизвестны третьим лицам. Под третьими лицами в данном случае понимаются те лица, для которых эти сведения представляют коммерческий интерес. Ими могут быть другие предприниматели, конкурирующие с обладателем секрета производства, его контрагенты по хозяйственным обязательствам, потребители его продукции, работ и услуг и т.д. Известность сведений должностным лицам и иным работникам органов и организаций, которым эти сведения стали известны в связи с выполнением ими служебных обязанностей и на которых лежит обязанность по сохранению их в тайне, не препятствует признанию информации секретом производства.

Во-вторых, к информации, составляющей секрет производства, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если соответствующая информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом, например путем изучения открытых данных, анализа образцов выпускаемой продукции, знакомства с публикациями и т.п., она секретом производства не признается.

В-третьих, информация считается секретом производства лишь в том случае, если обладатель информации ввел в отношении нее режим коммерческой тайны, т.е. предпринял правовые, организационные, технические и иные меры по охране ее конфиденциальности. Спектр этих мер весьма обширен. К ним могут быть отнесены разнообразные меры технического, организационного и юридического характера, которые направлены на то, чтобы оградить информацию от несанкционированного доступа третьих лиц. При этом, конечно, не требуется, чтобы обладатель информации принимал все мыслимые средства для ее охраны. Важно, чтобы из его конкретных действий ясно следовало желание сохранить определенные сведения в тайне от окружающих.

Следует подчеркнуть, что при значимости всех названных выше условий охраноспособности секрета производства последнее из них является, пожалуй, решающим. Если, например, обладатель информации не позаботился о том, чтобы возложить на конкретных лиц, будь то наемные работники или контрагенты, обязанность по неразглашению известных им сведений, его шансы на защиту нарушенных интересов крайне невелики.

Субъекты и содержание права на секрет производства. Исходя из того что секретом производства в соответствии с действующим законодательством признаются лишь сведения, касающиеся предпринимательской деятельности, субъектами права на секрет производства являются лица, которые занимаются такой деятельностью. Наряду с гражданами России и отечественными юридическими лицами правом на охрану коммерческой тайны в нашей стране пользуются иностранцы. На них распространяются без каких-либо изъятий общие правила, действующие на территории Российской Федерации.

Исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю (п. 1 ст. 1470 ГК). На всех работников, которым секрет производства стал известен в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, возлагается обязанность сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства.

В тех случаях, когда секрет производства получен при выполнении договора подряда, договора на выполнение НИОКР либо по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, исключительное право на такой секрет производства принадлежит подрядчику (исполнителю), если соответствующим договором (государственным или муниципальным контрактом) не предусмотрено иное.

Сущность права на секрет производства состоит в обеспеченной обладателю информации возможности засекречивать эту информацию от широкой публики, пользоваться ею в своих коммерческих целях и требовать, чтобы третьи лица воздерживались от использования незаконных методов получения данной информации. Рассматриваемое право имеет, как это можно заметить, две тесно взаимосвязанные, но все же относительно самостоятельные стороны.

Первую из них образует возможность правообладателя на собственные активные действия, направленные на сохранение конфиденциальности информации и извлечение преимуществ из данного обстоятельства. В этих целях субъект права на секрет производства может использовать любые допускаемые законом средства по обеспечению секретности информации. К ним относятся различные организационные меры, связанные, в частности, с подбором кадров, организацией документооборота, введением пропускного режима и т.п. Важное значение имеет разработка и принятие локальных правовых актов, таких, например, как правила внутреннего трудового распорядка, положение об охране коммерческой тайны, инструкции по работе с документацией и т.п. Необходимой мерой для обеспечения охраны секрета производства является возложение на лиц, владеющих соответствующими сведениями в силу своей служебной деятельности, обязанности по их неразглашению. В этих целях в трудовые договоры и контракты с работниками, а также другими привлекаемыми лицами может включаться специальное условие о сохранении конфиденциальности сведений о предприятии и об ответственности за его нарушение. Возможно оформление и особого обязательства о неразглашении секретов производства. Наконец, обладатель секрета производства может применять любые разрешенные законом технические средства охраны помещений, защиты телефонных переговоров от прослушивания и т.п.

Вторую сторону рассматриваемого права составляет возможность правообладателя требовать от третьих лиц воздержания от незаконного завладения информацией, составляющей секрет производства. Важно подчеркнуть, что речь в данном случае идет не о запрете использования данной информации третьими лицами без согласия ее обладателя, а лишь о запрете посягать на его фактическую монополию на информацию с помощью незаконных средств. Если информация получена заинтересованным лицом законным образом, хотя бы и без санкции ее обладателя, например в связи с каким-либо упущением последнего, он нарушителем не считается. Так, в соответствии с п. 2 ст. 1472 ГК лицо, которое использовало секрет производства и не знало и не должно было знать о том, что его использование незаконно, в том числе в связи с тем, что оно получило доступ к секрету производства случайно или по ошибке, не несет за это никакой ответственности.

Хотя Гражданский кодекс не указывает на то, какие методы получения информации являются незаконными, данный вопрос не представляет особой сложности. Во всем мире к числу таких методов относят промышленный шпионаж, подкуп служащих обладателя секрета производства, проникновение в помещение, прослушивание средств связи, вскрытие корреспонденции и т.д. Большинство из названных и подобных им действий запрещены законодательством и образуют составы административных или уголовных правонарушений (см., например, ст. 183 УК). В тех случаях, когда специального запрета на использование некоторых мер в действующем законодательстве не содержится, следует исходить из смысла правил, запрещающих недобросовестную конкуренцию.

Лицо, ставшее добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, приобретает самостоятельное право на этот секрет производства.

К числу правовых возможностей обладателя секрета производства относятся также его права по распоряжению принадлежащим ему объектом интеллектуальной собственности. Прежде всего он может в любой момент раскрыть перед публикой те сведения, которые составляют секрет производства, если это не нарушает принятых им обязательств перед контрагентами.

Далее, обладатель конфиденциальной информации может продать или иным образом переуступить эту информацию заинтересованному лицу. В частности, предметом такого договора могут быть результаты проведенных маркетинговых исследований, технология или иное техническое новшество. Условиями такой переуступки информации являются обычно отказ самого правообладателя от ее дальнейшего использования, а также его обязательство не передавать эту информацию другим лицам. При отчуждении исключительного права на секрет производства лицо, распорядившееся своим правом, обязано сохранять конфиденциальность секрета производства до прекращения действия исключительного права на секрет производства (п. 2 ст. 1468 ГК).

Наконец, обладатель секрета производства может предоставлять другим лицам разрешение на использование конфиденциальной информации в собственной сфере. Иными словами, допускается выдача третьим лицам лицензий, которые, в свою очередь, могут носить исключительный или неисключительный характер. Предметом таких лицензий чаще всего являются технологические секреты, опыт управленческой, финансовой и производственной деятельности и т.п., которые не имеют патентной охраны, но представляют большую коммерческую ценность.

В соответствии с п. 2 ст. 1469 ГК лицензионный договор может быть заключен как с указанием, так и без указания срока его действия. В случае когда срок, на который заключен лицензионный договор, не указан, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону не позднее чем за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более длительный срок.

Прекращение права на секрет производства может быть обусловлено двумя обстоятельствами. К ним относятся утрата фактической монополии на сведения, которые становятся доступными третьим лицам и соответственно утрачивают свою коммерческую ценность, а также отнесение соответствующих сведений в установленном законом порядке к числу сведений, в отношении которых не может вводиться режим коммерческой тайны. При наступлении указанных обстоятельств право на секрет производства прекращается сразу у всех правообладателей.

Защита права на секрет производства. Основной формой защиты права на секрет производства является юрисдикционная процедура, которая подразделяется на судебный и административный порядки. Значение общего правила имеет судебный порядок защиты, предполагающий обращение с иском о защите нарушенных прав в суд. В порядке административной защиты потерпевший может подать заявление о нарушении его права на секрет производства в территориальный антимонопольный орган, который, рассмотрев обстоятельства дела, вправе вынести обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения и применить к нарушителю установленные законодательством о защите конкуренции санкции.

Возможности самозащиты нарушенного права на секрет производства при условии, что она не превращается в самоуправство, весьма ограниченны и сводятся к совершению таких действий, как выведение из строя технических средств, незаконно внедренных третьими лицами с целью получения информации, дезинформация лиц, незаконно получивших засекреченные сведения, с целью нейтрализации происшедшего, и т.п.

Способы защиты права на секрет производства, реализуемые в рамках юрисдикционной процедуры, более разнообразны. Правда, в ст. 1472 ГК содержится прямое указание лишь на один из них, а именно на возможность потерпевшего взыскать причиненные ему убытки. Такая обязанность может быть возложена на лиц, которые неправомерно получили сведения, составляющие секрет производства, разгласили или использовало эти сведения, а также на лиц, обязанных сохранять конфиденциальность секрета производства в соответствии с требованиями закона.

Наряду со взысканием убытков в соответствии с общими правилами о способах защиты гражданских прав (ст. 12 ГК) допускается возможность применения и других способов защиты, предусмотренных законом или договором. Так, иск о признании права на секрет производства может быть использован тогда, когда данное право кем-либо оспаривается. Например, такой иск может быть заявлен работодателем для защиты предусмотренного ст. 1370 ГК права на засекречивание сведений о техническом новшестве, созданном работником в порядке выполнения служебных обязанностей.

Такой способ защиты права на секрет производства, как восстановление положения, существовавшего до нарушения, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, может быть использован в тех случаях, когда совершенное правонарушение еще не привело к полному прекращению самого нарушенного права и имеется фактическая возможность ликвидации последствий нарушения. Например, на лицо, завладевшее информацией с помощью незаконных методов, может быть возложена обязанность по возврату технической документации или уничтожению материальных носителей информации, ему может быть запрещено использовать данную информацию в его собственной сфере, а также распространять информацию среди третьих лиц и т.п.

Собирание сведений, составляющих секрет производства, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения или незаконного использования этих сведений, а также незаконное разглашение или использование таких сведений без согласия их владельца, совершённые из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб, образуют составы уголовных преступлений (ст. 183 УК).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.