Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. • возвращение к основам (к общечеловеческим ценностям, к нравственности);




ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

• возвращение к основам (к общечеловеческим ценностям, к нравственности);

• возвращение к семье, к родителям (семья воспитывает, а школа помогает);

• возвращение к индивидуальности ребенка. Наиболее актуальными проблемами реформирования российской системы образования являются следующие:

• возвращение ей образованных человекообразующих и куль-туросозидательных функций;

• усиление роли образования в процессах социализации и раз­вития личности;

• создание условий для адаптации учащихся к жизни (адапта­ция должна рассматриваться как гармония, а не приспособ­ление; т.е. адаптивный значит гармонизированный);

• социальная защита и поддержка человека системой образова­ния.

Все перечисленное определяет требования социального заказа, хотя и нечетко, но все-таки обрисованного в Национальной доктрине об­разования. Ведущая роль в выполнении этого заказа принадлежит учителю, в деятельности которого много значит Я-концепция: Я — хочу, Я — могу,

Я — знаю, как это сделать.

Здесь не присутствует «Я должен». Главное — «Я хочу» и «Я могу».

Г.И. Батурина считает, что под методологией следует понимать систему знаний, определяющих пути и перспективы развития соот­ветствующей области научного знания и способы повышения каче­ства и эффективности науки.

В структуру методологии входят:

• методы и технологии организации научного поиска;

• критерии качества и эффективности законченных научных ис­следований (новизна, концептуальность, достоверность, готов­ность результатов к внедрению в практику);

• определение места конкретной науки в системе научного зна­ния: выявление объективной области, определение предмета исследования, что позволяет выявить специфику рассматри­ваемой науки; способы определения проблем исследования, формулировки гипотез и достоверных результатов; ' • разработка исследовательских концепций, методологических принципов и ориентиров конкретных научных работ;

• исследование логики становления научного знания в этнопе-дагогике с целью выявления тенденций развития и возмож-20

ностей экстраполяции полученных результатов на прогнози­рование этого развития (рефлексия) и др.

Методологическая культура учителя проявляется в поиске но­вых подходов к образованию, новых методик, новых воспитатель­ных систем. Методологическую культуру следует рассматривать как часть общей педагогической культуры учителя.

По отношению к культуре существуют три подхода:

- аксиологический (культура рассматривается как ценность, как система ценностей);

- деятельноетно-творческий (главное в культуре — те способы деятельности, которые нужны для творческого развития);

- личностный (мера культуры — ее носитель, хранитель и «раз-виватель», т.е. человек).

Педагогическая культура — сущностная характеристика лично­сти педагога, способов его педагогической деятельности и тех цен­ностей, которыми он в ней руководствуется (три подхода как бы «замоноличены»). Единственным способом развития культуры яв­ляется диалог. Об уровне культуры общества можно судить по отно­шению общества к детям. Нельзя сказать, что есть или нет педаго­гической культуры: она есть всегда.

Другое дело — на каком уровне? А педагогического мастерства может и не быть. Посредством понятия «педагогическая культура» мы характеризуем и общую культуру общества, т.е. социокультур-ную ситуацию. На состояние и развитие педагогической культуры влияют:

- экономика страны;

- информационная культура;

- нравственная культура;

- религиозная культура;

- национальная культура.

Национальная культура выступает как совокупность националь­ной психологии языка, обычаев и традиций. Религиозность создает особый фон: нравственная стабильность, нравственность, природо-сообразность. Нравственная культура проявляется прежде всего в отношении к человеку (при социализме мы стремились сформиро­вать управляемую, а не саморазвивающуюся личность; педагоги­ческое насилие проявлялось даже в том, что все дети должны были стать пионерами, вступить в комсомол, получить среднее образова­ние и т.п.). Информационная культура — это открытость и доступ­ность информации, ее деполитизация и деидеологизация, альтерна­тивность информационных процессов. Экономика страны тоже не в стороне от педагогики; например, в условиях рынка меняется иерар­хия учебных дисциплин, рынок требует людей талантливых, спо-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.