Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория обучения. Сущность и содержание методов обучения




Сущность и содержание методов обучения

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности по Ю.К. Бабанскому

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности по Ю.К. Бабанскому

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности по Ю.К. Бабанскому

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

6. Наибольшее распространение в дидактике последних десяти­летий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяются три большие груп­пы методов обучения:

- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Таблица 9

Словесные Наглядные Практические   Индуктивные и дедуктивные   Репродуктивные и проблемно-поисковые   Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя  
Источники   Логика   Мышление   Управление  

Таблица 10

Методы устного контроля и самоконтроля   Методы письменного контроля и самоконтроля   Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля  

Таблица 11

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению____________

Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении

Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Практика богаче и сложнее любых, самых искус­ных, построений и абстрактных схем. Поэтому поиски более совер­шенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоре­чивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжаются. 10? _____________________ ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методы устного изложения знаний учителем

и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги — Я.А. Комен-ский, К.Д. Ушинский и др. — выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения.

Нельзя не отметить, что в 20-30-е годы в педагогике предприни­мались попытки умалить значение словесных методов обучения, так как они якобы не активизируют познавательную деятельность уча­щихся и сводят учебный процесс к преподнесению «готовых знаний». Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция.

Рассказ предполагает устное повествовательное изложение со­держания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность. По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.

Цель первого — подготовка учащихся к восприятию нового учеб­ного материала, которое может быть проведено другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется относитель­ной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволя­ющими вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении.

Во время рассказа-изложения учитель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедитель­ных примеров.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Препо­даватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обоб­щения, дает указания по дальнейшей самостоятельной работе по этой теме.

В ходе рассказа используются такие методические приемы, как изложение информации, активизация внимания, ускорение запо-

минания (мнемотические, ассоциативные), логические сравнения, сопоставления, выделение главного, резюмирование.

К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъяв­ляется ряд педагогических требований:

- рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направлен­ность преподавания;

- содержать только достоверные и научно проверенные факты;

- включать достаточное число ярких и убедительных приме­ров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых по­ложений;

- иметь четкую логику изложения;

- быть эмоциональным;

- излагаться простым и доступным языком;

- отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное ис­толкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение — это монологическая система изложения. К объяс­нению чаще всего прибегают при изучении теоретического материа­ла, решения химических, физических, математических задач, тео­рем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях при­роды и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

- точного и четкого формулирования задачи, сути, проблемы, вопроса;

- последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

- использования сравнения, сопоставления, аналогии;

- привлечения ярких примеров;

- безукоризненной логики изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем воз­расте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование это­го метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подво­дит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвое­ние ими уже изученного. Беседа относится к наиболее старым мето­дам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого пришло понятие «сократическая беседа».104




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.